Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.
Оценка 4.9

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
30.06.2017
Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.
В наше время издаётся огромное количество книг по истории российской и советской армии, по истории Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, по униформологии (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю возникновения и развития, а также характерные особенности служебной и, в первую очередь, военной формы одежды), фалеристике (коллекционирование орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков (в том числе почётных, юбилейных, ведомственных, об окончании учебных заведений и т. д.), а также наука, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории этих предметов, их систем и их атрибуцией), эмблематике (специальная историческая дисциплина, которая занимается исследованием эмблем — условно-символических изображений определенных понятий или идей, которые исполнены в графической или пластической форме, имеют конкретное содержание и не нуждаются в специальном истолковании), в том числе военной.Однако имеется источник информации, в наше время доступный практически везде, – это интернет. С его помощью можно получить от имеющихся в распоряжении школьного музея материалов значительное количество дополнительной информации.Методические рекомендации
1. Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о ВОв.docx
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  Республиканский детский оздоровительно­образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий В. Агте Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках. Методические рекомендации 1 Уфа 2015 Введение Великая   Отечественная   война,   70­летие   Победы   в   которой   в   мае   2015 торжественно отмечала Россия, задела каждую семью, каждый уголок нашей огромной страны. Не стали исключением народ и земля Башкортостана.   Во   многих   школах   имеются   музеи,   в   которых   созданы   экспозиции, посвящённые участникам Великой Отечественной войны: ученикам этой школы или же просто землякам – жителям своей деревни, посёлка, села, города. Однако,  к глубокому сожалению остаётся очень мало живых участников той страшной войны: ведь даже те, кому весной 1945 года было 18 лет и они попали в последний военный призыв, сейчас глубокие старики – им 88 лет. Что уж говорить о тех, кто встретил врага в 1941­м, сражался под Сталинградом и на Курской дуге: немногим, кто ещё жив, уже за 90 лет. С каждым годом неумолимо исчезает возможность услышать рассказ о той страшной войне не только непосредственных участников боевых действий, но и тех, самоотверженно работал в тылу. Да,   остаются   фронтовые   фотографии   (их   немного,   поскольку фотокорреспондент   на   передовой   был   нечастым   гостем),   фронтовые   письма, наградные   документы.   Они   содержат   много   информации   о   людях,   но   эту информацию   необходимо   уметь   из   этих   материалов   извлечь,   правильно   её представить. Конечно, масса материала об участниках войны содержится в различных архивах   и   музеях:   Центральном   архиве     Министерства   обороны   Российской Федерации (Он хранит документы российской (до 1992 года – советской) армии с 1941 года по настоящее время, в том числе около 9 млн. дел периода Великой Отечественной войны 1941­1945 годов) и его филиалах, размещённых в разных городах страны; Центральном Музее Вооруженных Сил Российской Федерации и многих других музеях, но Материалы. Хранящиеся в них не всегда доступны даже профессиональным исследователям­историкам. В наше время издаётся огромное количество книг по истории российской и   советской   армии,   по   истории   Великой   Отечественной   войны   и   локальных конфликтов,   по   униформологии   (вспомогательная   историческая   дисциплина, изучающая   историю   возникновения   и   развития,   а   также   характерные особенности   служебной   и,   в   первую   очередь,   военной   формы   одежды), фалеристике (коллекционирование орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков   (в   том   числе   почётных,   юбилейных,   ведомственных,   об   окончании учебных   заведений   и   т.   д.),   а   также   наука,   вспомогательная   историческая 2 дисциплина, занимающаяся изучением истории этих предметов, их систем и их атрибуцией),     эмблематике   (специальная   историческая   дисциплина,   которая занимается   исследованием   эмблем     —     условно­символических   изображений определенных   понятий   или   идей,   которые   исполнены   в   графической   или пластической   форме,   имеют   конкретное   содержание   и   не   нуждаются   в специальном истолковании), в том числе военной т. д. Однако эта литература весьма дорога (в том числе и исторический журнал «Родина»),   часто   выходит   маленькими   тиражами   и   доступна   в   основном жителям Москвы и Санкт­Петербурга (даже не в каждом областном центре  её встретишь в магазине, а часто и в крупной библиотеке) – для жителей малых городов и сельской местности эта литература практически недоступна. Однако   имеется   источник   информации,   в   наше   время   доступный практически   везде,     –   это   интернет.   С   его   помощью   можно   получить   от имеющихся   в   распоряжении   школьного   музея   материалов   значительное количество дополнительной информации. Цель настоящих методических рекомендаций показать на примерах, как это можно  сделать в некоторых случаях. О достоверности источников информации – интернет­ресурсов В интернете находится огромное количество информации, и необходимо научиться оценивать степень достоверности её источников. (http://www.council.gov.ru/) Так,   можно   смело   брать   информацию   с   сайтов   (порталов)   Президента (http://www.kremlin.ru/) и Правительства России (http://government.ru/),   Совета   и   Государственной   Думы Федерации   (http://www.duma.gov.ru/),   Правительства (http://www.pravitelstvorb.ru/ru/)   и   Государственного   Собрания   —   Курултая Республики   Башкортостан     прочих   органов государственной власти, различных  государственных  учреждений, ссылаться на неё – это официальная информация. (http://www.gsrb.ru/ru/),   Главы   (http://glavarb.ru/rus/), «Россиская   газета»   (http://www.rg.ru/dok/)   является   официальным публикатором   принятых   законов   и   других   юридических   актов   федерального уровня: лишь после опубликования в ней все эти акты вступают в силу. Абсолютно   достоверен   сайт   Обобщённый   банк   данных   «Мемориал» (https://www.obd­memorial.ru/html/index.html),   созданный   в   соответствии   с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. №пр­698 по вопросам организации военно­мемориальной работы в Российской Федерации и   Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Министерством обороны Российской Федерации   создан   Обобщенный   компьютерный   банк   данных,   содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы 3 Великой   Отечественной   войны,   а   также   в   послевоенный   период   (ОБД Мемориал). «Данные   для   наполнения   Обобщенного   банка   данных   взяты   из официальных   архивных   документов,   хранящихся   в   Центральном   архиве Минобороны   РФ,   Центральном   военно­морском   архиве   Минобороны   РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и его региональных   отделениях,   Управлении   Минобороны   РФ   по   увековечению памяти  погибших  при  защите  Отечества.  Основной  массив  документов ­ это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие   потери   (похоронки,   документы   госпиталей   и   медсанбатов, трофейные   карточки   советских   военнопленных   и   т.д.),   а   также   паспорта захоронений советских солдат и офицеров». Большинством   же   остальных   ресурсов   нужно   пользоваться   с осторожностью,   поскольку   даже   в   сугубо   научных   изданиях   допускаются ошибки. Так, бумажные многотомные энциклопедии обычно в следующем томе приводят   перечень   замеченных   ошибок   и   опечаток,   допущенных   в   томе предыдущем. Поэтому рекомендуется любую информацию, взятую в интернете с одного сайта, перепроверять по нескольким другим сайтам, обращая внимание, чтобы у них не оказался общий источник информации. Особо   необходимо   остановиться   на   использовании   такого   широко известного   ресурса   как   Википедия.   На   него   нельзя   ссылаться   в   научных публикациях и даже в студенческих рефератах. Означает ли это, что им нельзя пользоваться в исследовательской работе? Вовсе нет. Большинство статей в Википедии дают вполне достоверную, хотя и обзорную   информацию,   а,   главное,   содержат   ссылки   на   источники,   в большинстве случаев весьма серьёзные и достоверные. Главное, при работе со статьями из Википедии не принимать их содержание за абсолютную истину, а рассматривать   их   как   своеобразный   путеводитель   по   проблеме,   с   помощью которого   можно   найти   действительно   достоверную   информацию.   Далее   на примере это будет показано. Анализ фотографий с помощью интернета Иногда (вообще говоря, в большинстве случаев) фотографии оказываются неподписанными,   и   если   определить   хоть   кого­то,   изображённого   на фотографии,   ещё   удаётся   –   обычно   фотографии   приносит   кто­то   из родственников, и они указывают своего отца, деда, племянника, – то, сказать, когда,   где   и   при   каких   обстоятельствах   сделан   снимок,   не   представляется возможным.   Всё   же   с   помощью   Интернета   в   некоторых   случаях   можно существенно уточнить эти данные. Рассмотрим один такой пример. 4 При подготовке экспозиции к 70­летию Победы музей истории развития образования   получил   в   электронном   виде   фронтовые   фотографии   Сагита Рахматовича   Алибаева:   в   1937­1938   годах   наркома,   а   в   1946­1954   годах министра просвещения БАССР, в годы же войны он был комиссаром полка в 112­й  Башкавдивизии. Вот одна из фотографий (Рис. 1): Рис. 1 Она поступила в электронном виде и не имела никакого пояснительного текста. Итак, что можно дополнительно узнать, изучая эту фотографию? Алибаев одет в летнюю гимнастёрку с отложным воротником, на котором при увеличении можно рассмотреть эмблему рода войск и знаки различия – два прямоугольника. Погон нет. 5 На груди у него с левой стороны прикреплены орден Красной Звезды и ещё какой­то  знак (о нём речь ниже). Попробуем установить примерное время и место, когда была сделана эта фотография. Начнём с отсутствующих погон. Наберём в поисковой строке запрос:  погоны в Красной Армии и посмотрим, что мы получим. Мы видим массу ресурсов, где есть материалы на эту тему, и один из них указанная Википедия:  Погоны (https://ru.wikipedia.org/wiki/Погоны). где в разделе В советской России читаем:  «В Вооружённых Силах СССР погоны введены 6 января 1943 года для личного состава Красной Армии, а 15 февраля — для личного состава ВМФ. Погоны были введены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943 года, который был объявлен в РККА Приказом НКО СССР № 25 от 15 января 1943 года, а на флоте — приказом НК ВМФ № 51 от 15 февраля 1943 года. Кроме того, 18 февраля 1943 г. погоны были введены в НКВД и НКГБ, 28 мая 1943 г. — в Наркомате иностранных дел, 4 сентября 1943 г. — в Наркомате путей сообщения и 8 октября 1943 г. — в Прокуратуре СССР (в последних трёх ведомствах погоны были отменены 12 июля 1954 г.)». Теперь отправляем в поисковую систему следующий запрос:  Приказ НКО СССР № 25 от 15 января 1943 года. В появившемся списке интернет­ресурсов одним из первых стоит: (https://ru.wikisource.org/wiki/Приказ_НКО_СССР_от_15.01.1943_№_25), где полностью воспроизведён текст искомого Приказа, пункт №2 преамбулы которого гласит: «2. Всему составу Красной Армии перейти на новые знаки различия –  погоны в период с 1 по 15 февраля 1943 года». Итак, мы можем точно сказать, что фотография сделана до 15 февраля 1943 года. Поскольку С.А. Алибаев запечатлён на фотографии в летней форме на фоне деревьев с листвой, то можно с уверенностью сказать, что снимок сделан летом, поздней весной или ранней осенью. Это необходимо уточнить. Чтобы   найти   биографию   С.Р.   Алибаева   набираем   его   фамилию,   имя отчество в строке поиска поисковой системе Yandex или  Googl:  Сагит Рахматович Алибаев, 6 и смотрим, что это нам даст. Количество   найденных   позиций   весьма   велико,   но   одной   из   первых значится статья в Википедии:  Алибаев, Сагид Рахматович (https://ru.wikipedia.org/wiki/Алибаев,_Сагид_Рахматович). Во­первых, сразу возникает вопрос: «Как правильно пишется имя: Сагит или Сагид?». В разделах  Примечание  и  Ссылки  имеется активная ссылка на работу: Матисов А. К., Филимонов М. А. Общество «Знание» Республики Башкортостан в лицах. — Уфа, 2010: (http://znanierb.ru/o_nas/obshchestvo_znaniya_v_litsah/), где в главе «Лекторы и актив  Общества «Знание» Республики Башкортостан» написано: «Алибаев Сагид Рахматович (23.11.1903­02.01.1975гг.), государственный деятель, кандидат педагогических наук (1955г.), Заслуженный учитель школы РСФСР   (1960г.),   участник   Великой   Отечественной   войны.   Окончил Оренбургский     башкирский   педагогический   техникум   (1926г.),   Академию коммунистического   воспитания   имени   Н.К.Крупской,   г.   Москва   (1932г.). Учитель,   директор   в   школах   Зилаирского   кантона   БАССР   (1926­1929гг.), заведующий   отделом   газеты   «Башкорстан»   (1929­1932гг.),   директор Оренбургского   башкирского     педагогического   техникума   и   одновременно преподаватель  Оренбургской высшей коммунистической сельхозшколы (1932­ 1936гг.),   инструктор   отдела     Башкирского   обкома     КПСС   (1936­1937гг.), народный комиссар просвещения   БАССР (1937­1938гг.). В 1938г. был снят с работы,   исключен   из   партии   (в   1939г.   восстановлен).   Директор     учебно­ курсового комбината  Башкирского областного совета профсоюзов и неполной средней   школы     №18   г.   Уфы   (1939­1940гг.),   начальник   Управления кинофикации     при   Совнаркоме     БАССР   (1940­1941гг.),  военный   комиссар, заместитель   командира   полка   по   политической   части   Черниковской кавалерийской   дивизии   (1941­1946гг.),  министр   просвещения   БАССР(1946­ 1954гг.),   директор     Стерлитамакского   педагогического   института   (1954­ 1959гг.), директор Башкирского филиала НИИ национальных школ  Академии педагогических наук РСФСР (1959­1966гг.). Избирался депутатом Верховного Совета   СССР   1­го   созыва,   Верховного   Совета   БАССР   1­2­го   созывов. Награжден двумя орденами   Красного Знамени (оба в 1943г.), Отечественной войны  первой степени (1945г.) и второй степени (1943г.), Трудового Красного Знамени   (1949г.),   Красной   Звезды   (1942г.).   Активный   лектор   Общества «Знание». Проводил значительную работу   по совершенствованию качества и усилению эффективности лекционной   пропаганды   педагогических знаний. В 1953­1961гг.   являлся   заместителем   председателя     Президиума   правления 7 Башкирского     отделения   Всесоюзного   Общества   по   распространению политических   и   научных   знаний,   в   1961­1963гг.   –   первым   заместителем председателя  Президиума республиканского правления. Участвовал в работе 2­ 4­го   съездов   Всесоюзного     Общества   по   распространению     политических   и научных знаний». Итак,  здесь  имя   написано  Сагид.  Выделены  же  места,  нуждающиеся   в дальнейшей проверке, поскольку они противоречат статье Википедии,   другим источникам и общеизвестным фактам. В статье Википедии в разделе Литература имеется и другая активная ссылка, перейдя по которой мы открываем статью в журнале «Бельские просторы»:  Алибаев Тагир. История комиссара// Ж.«Бельские просторы» (http://www.bp01.ru/public.php?public=858), которая начинается так: «О моем отце, Алибаеве Сагите Рахматовиче, известно ровно столько, сколько можно узнать из официальных источников и средств массовой   информации   о   номенклатурных   персонажах   республиканского масштаба   ушедшего   советского   времени»,   а   далее   читаем:   «Великая Отечественная война была тяжелой и кровопролитной. Но все относительно. Эта война   была   видимой   и   понятной,   общей   для   всех   и   исполненной   единых устремлений всего советского народа победить ненавистного внешнего врага. К концу   1941   года   в   Башкирии   было   принято   решение   о   формировании кавалерийских   дивизий   за   счет   республиканских   людских   резервов   и материальных ресурсов, остающихся после обязательной мобилизации. Первой стала формироваться 112­ая кавалерийская, названная вскоре Башкирской, и это название закрепилось в дальнейшем. Отец был в числе первых добровольцев и был зачислен в первый полк на должность комиссара, заместителя командира полка по политчасти. Командиром первого полка стал майор Тагир Таипович Кусимов».  Из текста статьи ясно, что она написана сыном С.Р. Алибаева, чьё имя пишется как Сагит. Правда, добавим, что самого автора статьи зовут не Тагир, а Темир – Темир Сагитович Алибаев. И здесь ошибка! На   примере   выше   сказанного   хорошо   видно,   как   осторожно   нужно относиться к любым источникам информации не только в интернете, но и к печатным. К сожалению, ошибки и опечатки не редкость даже в сугубо научной литературе. Следовательно, исследование нужно продолжить. Поскольку,   Википедия утверждает, что Алибаев «избирался депутатом Верховного Совета СССР I созыва», то попробуем сделать в поисковые системы запрос:  Депутаты Верховного Совета СССР I созыва  Или:  8 Список Депутатов Верховного Совета СССР I созыва.  Сразу появляется статья в Википедии:  Список депутатов Верховного Совета СССР 1 созыва,  где   депутатом   от   Башкирской   АССР   значится  «Алибаев   Сагит Рахматович». В разделе Ссылки дана активная ссылка на список в  Справочнике по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991 (http://www.knowbysight.info/1_SSSR/07705.asp) перейдя   по   которой   мы   можем   под   номером   25   прочитать:   «Алибаев Сагит Рахматович». Внизу страницы указан адрес: (http://www.knowbysight.info/), пройдя   по   которому   можно   узнать   имена   авторов   проекта   (большая   группа профессиональных историков и архивистов) и их электронные  адреса – то есть, приведенная   информация   не   анонимна,   а   имеет   конкретных   авторов   с соответствующей   профессиональной   подготовкой,   следовательно,   уровень доверия к материалу гораздо выше, чем в анонимной статье в Википедии. Вот мы и уточнили, что имя Алибаева всё­таки Сагит, а не Сагид. Как видим, даже такой простой вопрос требует значительной поисковой работы. А теперь вернёмся к датировке фотографии. Как   мы   узнали   из   его   биографии,   С.Р.   Алибаев   в   годы   Великой Отечественной   войны   был   комиссаром   полка   в   прославленной   112­й Башкирской кавалерийской дивизии. Настал черёд посмотреть информацию о ней.  Набираем в поисковой системе:  112­я Башкирская кавалерийская дивизия, получаем опять большой список ресурсов, где о ней рассказывается или она упомянута. Как обычно, в первых строчках появляется статья из Википедии: Башкирская_кавалерийская_дивизия (https://ru.wikipedia.org/wiki/112­ я_Башкирская_кавалерийская_дивизия_(СССР)), в которой в разделе История в главе Создание мы читаем: 9 «Основанием   создания   явилось   обращение   правительства   Башкирской АССР   в   ГКО   СССР   в   ноябре   1941   года   с   просьбой   создать   за   счёт республиканских ресурсов 2 кавалерийские дивизии. После получения согласия 17 и 29 ноября 1941 года бюро обкома ВКП(б) и Совнаркома БАССР издали постановления, определяющие порядок действий по формированию дивизий… В   декабре   1941   —   январе   1942   гг.   прибыли   постоянные   командиры полков:   майор   Тагир   Таипович   Кусимов   (275­й   кавалерийский   полк),   майор Гарей   Абдуллович   Нафиков   (294­й   кавалерийский   полк),   майор   Гариф Давлетович Макаев (313­й кавалерийский полк). 25 декабря 1941 года прибыл и вступил в должность командира дивизии полковник Шаймуратов, который был отозван с фронта с должности командира 1­го особого кавалерийского полка в составе гвардейского кавалерийского корпуса генерала Л. М. Доватора… 2 марта 1942 года комиссия Южно­Уральского военного округа оценила подготовку 112­й кавдивизии, как готовой к отправке на фронт. 22 марта 1942 года   председатель   Президиума   Верховного   Совета   БАССР   Рахим   Киреевич Ибрагимов   вручил   дивизии   знамя   Президиума   Верховного   Совета   и   Совета Народных Комиссаров Башкирской АССР… 11   апреля   1942   года   112­я   Башкирская   кавалерийская   дивизия   начала отправку на ст. Ефремово Московско­Донбасской железной дороги. 1 мая 1942 года   вошла   в   состав   8­го   кавалерийского   корпуса   (командир   генерал­майор Жадов   А.   С.)   вместе   с   21­й   горно­кавалерийской   дивизией   и   55   Алтайской кавалерийской дивизией». Примем   эту   информацию   как   достаточно   достоверную,   поскольку   в примечании указывается, что эта глава написана по материалам книги:  Акманов И. Г., Касимов С. Ф., Кульшарипов М. М., Ахмадеев Т. Х. том 2 // История Башкортостана с древнейших времён до наших дней. — Уфа: Китап, 2006. Далее в главе Боевой путь говорится: «Со 2 июля 1942 года 112­я кавдивизия участвует в боевых действиях 3­й армии Брянского фронта, в оборонительных сражениях Сталинградской битвы на рубеже реки Олым. За время со 2 по 8 июля 1942 года на рубеже Алешки — Малые Борки — Святоша части 112­й кавдивизии уничтожили 320 вражеских солдат  и  офицеров, 2 склада  с  боеприпасами,  вывели  из  строя 57  ручных  и станковых пулеметов, 12 орудий, 2 танка, 10 грузовых автомобилей и другой боевой техники противника. С 10 июля по 9 октября 1942 года дивизия вела бои на рубеже обороны Косинка­Тербуны­2 (Курская область). 10 июля 1942 года при освобождении села Лобановка погиб командир 294­го кавполка майор Нафиков Г. А. 31 июля 1942 года в газете «Красная звезда» появился очерк «В Башкирской дивизии», К.   Симонова   незадолго   до   этого   посетившего   дивизию   и   опубликовавшего статью о подвиге бойцов в дивизионной газете. 22 октября 1942 года решением Ставки Верховного главнокомандования был вновь создан Юго­Западный фронт, в состав 5­й танковой армии которого 10 вошёл 8­й кавкорпус (и в том числе 112­я кавдивизия). К 8 ноября корпус вышел к реке Дон и начал контрнаступление…   21 сентября 1943 года за отличие в боях по освобождению Чернигова дивизии присвоено почётное наименование «Черниговская».  Сразу отметим, что почётное название дивизии было «Черниговская», а не   «Черниковская»,   как   ошибочно   было   написано   в   приведённом   выше источнике. Итак, 112­я Башкирская кавдивизия получила боевое крещение 2­го июля 1942 года, будучи в составе Брянского фронта, следовательно, можно смело допустить, что её бойцы и командиры могли получить боевые награды не раньше этой даты. Поскольку, как уже говорилось, на фотографии хорошо видна листва на деревьях, то время, когда был сделан снимок, ограничивается июлем, августом, сентябрём и, что маловероятно, началом октября 1942 года. Хотя   выше   уже   было   сказано,   где   в   это   время   находилась   дивизия, посмотрим, всё же, информацию о боевых действиях Брянского фронта летом 1942 года, для чего сделаем поисковой системе запрос:  Брянский фронт. Опять первой выходит статья из Википедии:  Брянский фронт (https://ru.wikipedia.org/wiki/Брянский_фронт), где можно прочитать: «Бр нский фронт — оперативное объединение (фронт) Красной армии яя (РККА), в годы Великой Отечественной войны… Первое формирование. Сформирован 14 августа 1941 года на стыке Центрального и Резервного фронтов для прикрытия Брянского направления… Брянский фронт расформирован 10 ноября 1941 года… Второе формирование. Сформирован 24 декабря 1941 года. Войска фронта принимали участие в наступательном   этапе   Московской   битвы,   в   Болховской   операции,   в Воронежско­Ворошиловградской   оборонительной   операции,   в   Воронежско­ Харьковской наступательной операции, в Малоархангельской операции. Командующие: генерал­полковник Я. Т. Черевиченко (до 2 апреля 1942 года) генерал­лейтенант Ф. И. Голиков (до 7 июля 1942 года) генерал­лейтенант Н. Е. Чибисов (до 13 июля 1942 года) генерал­лейтенант К. К. Рокоссовский (до 27 сентября 1942 года) генерал­лейтенант М. А. Рейтер (до 12 марта 1943 года) 11 12   марта   1943   года   переименован   в   Резервный   фронт   (второго формирования). Третье формирование. Сформирован   28   марта   1943   года.   Войска   фронта   участвовали   в Орловской   стратегической   наступательной   операции   «Кутузов»,   Брянской операции. Командующие: генерал­полковник М. А. Рейтер (до 5 июня 1943 года) генерал­полковник М. М. Попов С 10 октября 1943 года — Прибалтийский фронт». Из   этого   следует,   что   в   исследуемый   нами   отрезок   времени   112­я Башкавдивизия   была   в   составе   Брянского   фронта   второго   формирования, который   в   это   время   участвовал   в   Воронежско­Ворошиловградской оборонительной операции (28 июня — 24 июля 1942 г.). О том, что это была за операция и каковы были её последствия можно прочитать, например, здесь:  (http://1914­45.ru/content/5395): «По   итогам   Воронежско­Ворошиловградской   операции   силам   вермахта удалось прорвать советский фронт в полосе ок. 600 км, на глубину 150—400 км, создав тем самым непосредственную угрозу Сталинграду и Северному Кавказу. Однако в результате операции советские войска сорвали план противника по уничтожению основных сил Красной Армии на юго­западном направлении. В операции   впервые   советским   командованием   были   применены   в   обороне крупные   танковые   соединения.  По   итогам   операции   общие     потери   Красной Армии составили 568.000 чел (убитых — 370.000), что стало самым тяжелым поражением СССР в компании 1942 г.   Общие потери немцев составили чуть более 70.000 чел. (убитых — 10.000)», а также здесь:  (http://www.oldmikk.ru/Memory_battle_1942_voronezh.html) и на многих других ресурсах, где рассказывается об этой операции. Как уже было сказано выше, «С 10 июля по 9 октября 1942 года дивизия вела бои на рубеже обороны Косинка­Тербуны­2 (Курская область)». Таким образом, с большой долей уверенности можно предположить, что исследуемая   фотография   С.Р.     Алибаева     сделана   в   этих   местах,   а   орден Красной звезды получен за доблесть, проявленную им во время   Воронежско­ Ворошиловградской   оборонительной   операции.   Добавим,   что   вряд   ли награждение было произведено в самый разгар боёв (в этот момент обычно не до наград), следовательно,   оно было произведено после окончания операции, то 12 есть после 24 июля 1942. В итоге можно утверждать, что фотография сделана в августе­начале   сентября   1942   года   на   территории   Курской   области,   а   дата награждения (1943 год), указанная в Википедии:  (https://ru.wikipedia.org/wiki/Алибаев,_Сагид_Рахматович), является ошибочной. Теперь   посмотрим,   какую   ещё   информацию   несёт   в   себе   исследуемая фотография. Обратимся к знакам различия, которые можно разглядеть при увеличении фотографии (Рис. 2). 13 Рис. 2 14 Хорошо   различимы   два     прямоугольника   в   петлицах   на   воротнике, которые военнослужащие обычно  называли  «шпалами». Имеем:   С.Р.   Алибаев   служит   в   кавалерийской   части,   политработник (комиссар полка) и носит две «шпалы». Наберём запрос: Знаки различия Красной Армии и посмотрим, что это нам даст.  В строгом соответствие  запросу в открывшемся списке находим:   Знаки различия Красной Армии до 1943 года (www.opoccuu.com/rkka40.htm). Открываем   страницу   и   находим   там   меню   в   картинках,   на   которых представлены   военнослужащие   русской,   Красной,   Советской   и   российской армии со времён Российской империи до современности. Среди них находим изображение с подписью:  Знаки различия политсостава РККА. Щёлкнув мышью по этой надписи и открываем страницу:  Воинские звания политсостава РККА в 1935­43 годах и их знаки различия (http://www.opoccuu.com/politsostav­rkka.htm), где находим, что два прямоугольника в петлице соответствовали специальному званию   политработников   «батальонный   комиссар»,   что   по   знакам   различия соответствовало общевойсковому званию «майор». То есть, будучи комиссаром полка, С.Р. Алибаев имел специальное звание «батальонный комиссар». Впрочем, в октябре 1942 года отменили и институт военных комиссаров, и специальные звания для политработников, так что потом комиссар   полка   батальонный   комиссар   С.Р.   Алибаев   стал   именоваться заместителем   командира   полка   по   политической   части   в   звании   майора,  а  с февраля 1943 года стал носить майорские погоны.  Далее перейдём к знаку рода войск, который, к счастью, различим вполне удовлетворительно. Составим вопрос так:  Эмблемы родов войск Красной Армии до 1943 года. Ответа, в точности соответствующего запросу поисковая система не  находит, а в выданном списке интернет ресурсов после просмотра нескольких из них находим наиболее информативный по данному вопросу:  Эмблемы родов войск Вооружённых Сил С.С.С.Р – Art of war (http://artofwar.ru/g/girchenko_j_w/text_0690.shtml). 15 Открыв эту страницу, на ней в первой же из нескольких очень подробных и наглядных таблиц эмблем под №6  находим эмблему, которая и видна в  петлицах у С.Р. Алибаева:  подкова с перекрещенными саблями – эмблема  кавалерии (рис. 3): Рис. 3 Теперь о знаке, который виден рядом с орденом Красной звезды. Для начала увеличим этот участок фотографии (Рис. 4): Рис. 4 Теперь на знаке в виде флага  достаточно чётко просматривается надпись: СССР. Выше уже было сказано, С.Р. Алибаев был депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.  Сделаем запрос:  Верховный Совет СССР первого созыва. 16 Как обычно, в одной из первых строк открывшегося списка ресурсов с упоминанием запрошенной темы найдём статью Википедии:   Верховный Совет СССР (https://ru.wikipedia.org/wiki/Верховный_Совет_СССР), откроем её и  в главе Выборы и созывы прочитаем: «Верховный Совет СССР 1 созыва — избран 12 декабря 1937, заседал с 1938 по 1946 (выборы во время Великой Отечественной войны не проводились)».  То есть С.Р.  Алибаев,  и находясь на фронте, был депутатом Верховного Совета  СССР  и должен был носить депутатский знак. Но чтобы убедиться, что на фотографии именно депутатский знак, и  лучше  рассмотреть его, попробуем найти изображение знака  в интернете, для чего сделаем запрос:  знак  депутата Верховного Совета  СССР. Открывшийся список ресурсов весьма велик, и его нужно просматривать, открывая ресурсы по порядку.  На сайте Форум фалеристика  (http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?t=39034) находим   искомый   знак,   причём   это   знак   депутата   Верховного   Совета   СССР именно первого созыва (Рис. 5): Рис. 5 Нетрудно заметить, что на фотографии изображён такой же знак. А   теперь   рассмотрим   орден   Красной   звезды,   который   на   фотографии прикреплён   на   левой   стороне   груди.   Кто   встречал   ветеранов   Великой Отечественной войны, а также «афганцев», награждённых этим орденом, тот 17 наверняка заметил, что он носится с правой стороны груди. Бывают, конечно, зеркальные отпечатки фотографий, где право и лево меняются местами, но в случае   с   фотографией   С.Р.   Алибаева   это   исключено   –   депутатский   знак изображён правильно. Значит, комиссар полка  неправильно носит орден? Сделаем следующий запрос поисковой системе:  орден Красной звезды. В статье Википедии:  Орден Красной Звезды  (https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Красной_Звезды) читаем: «Орден Красной Звезды носится на правой стороне груди и при наличии других орденов располагается после ордена Отечественной войны II степени. До лета 1943 г. носился на левой стороне груди». Это вполне исчерпывающий ответ на интересовавший нас вопрос,  но чтобы познакомиться поподробнее с орденом Красный звезды можно открыть вот эту страницу:  Орден Красной звезды (http://mondvor.narod.ru/ORStar.html), являющуюся составной частью большого интернет­проекта  Ордена и медали СССР (http://mondvor.narod.ru/index.htm), где   можно   найти   самую   разнообразную   информацию   о   наградах   СССР, высококачественные   фотографии   этих   наград.   Несомненным   достоинством указанного сайта является то, что он содержит раздел:  Обзор других сайтов (http://mondvor.narod.ru/linkpage.htm), что облегчает проработку возникающих вопросов по наградам СССР. Итак,   в   результате   небольшого   исследования   с   помощью   интернета фронтовой фотографии С.Р. Алибаева  собрана    информация, позволяющая с уверенностью сделать под ней следующую подпись: Сагит Рахматович Алибаев  – комиссар 275­го  кавалерийского полка  112­й Башкирской кавалерийской дивизии,  батальонный комиссар,   депутат Верховного Совета СССР первого созыва, 18 кавалер ордена Красной звезды.  Брянский фронт, Курская область. Август­сентябрь 1942­го года. А   сейчас,   познаковившись   с   методикой   исследования   с   помощью интернета   фронтовых   фотографий,   рассмотрим   ещё   одну   фотографию,   на которой тоже изображён С.Р. Алибаев (Рис. 6): Рис. 6 Под   фотографией   подпись:   «Командующий   112­й   Башкирской кавалерийской дивизии полковник М. Шаймуратов (в центре). Рядом слева С.Р. Алибаев, комиссар 275 полка». Разберёмся,   насколько   подпись   соответствует   содержанию.   Для   этого сначала   обрежем     фотографию,   выделим   центральную   группу   всадников,   а получившееся   изображение   увеличим   (Рис.   7).     Хотя     качество   полученного изображения   не   очень   хорошее,   тем   не   менее,   из   него   можно   извлечь дополнительную информацию. 19 Да, во всаднике на белом коне можно узнать С.Р.  Алибаева. Но справа от него никак не может быть М.М. Шаймуратов. И вот почему. На всех всадниках мы видим погоны, которые, как было сказано выше, были введены в Красной Армии только   с 1­го февраля (до 15 февраля все военнослужащие Красной Армии должны были получить погоны) 1943 года.  Минигали   Мингазович   Шаймуратов   погиб   по   официальной   версии   23 февраля 1943 года, успев получить погоны, когда 8­й кавалерийский корпус, в который   входила   112­я   Башкирская   кавалерийская   дивизия,   вёл   бои   в окружении. Но по   фотографии видно, что она сделана в тёплое время года: видны трава, листва деревьев, летняя форма на кавалеристах, то есть она никак не могла быть сделана в феврале 1943 года, а непременно позднее. Но  14 февраля 1943   года   за   мужество   и   героизм   в   боях,   за   успешное   выполнение   важных оперативных   задач   112­я   Башкирская   кавалерийская   дивизия   была преобразована в 16­ю гвардейскую:  (https://ru.wikipedia.org/wiki/112­ я_Башкирская_кавалерийская_дивизия_(СССР)    ).   20 То   есть   на   фотографии   запечатлены     уже   бойцы   и   командиры   16­й гвардейской   кавалерийской   дивизии.   Кстати,   на   правой   стороне   груди   всех всадников видно какое­то светлое пятно – вероятно, это знак «Гвардия». 10 ноября 1942 года Шаймуратов получил звание генерал­майора. Должность М.М.  Шаймуратова  называлась «командир 112­й Башкирской кавалерийской дивизии», а не «командующий». Командующие были только у армий и фронтов, а у дивизий и даже корпусов были командиры. После  гибели  М.  М.  Шаймуратова   дивизию   возглавил   полковник  Г. А. Белов. Вся информация, положенная в основу этих выводов, имеется в интернете. Подводя   итог   исследования   фотографий   можно   сказать   следующее: конечно,   С.А.     Алибаев   личность   достаточно   известная,   что,   безусловно, упростило наше исследование, но, тем не менее, и  во многих других случаях внимательное   изучение   фотографий,   правильная   формулировка   запросов   в поисковые   системы   интернета,   сопоставление   и   анализ   полученных   данных позволяют составить гораздо более полное представление об изображённых на фотографиях   людях,   объектах   и   событиях   и   избежать   грубых   ошибок   при подготовке экспозиции. Заключение Итак, на примере было показано, сколько дополнительной  информации можно   получить,   изучая   фронтовую   фотографию   и   пользуясь   справочной информацией из интернета. Для лучшего понимания методики работы с фотографиями разобьём весь процесс исследования фотодокумента на этапы: 1. Внимательное   изучение   фотографии,   определение   на   ней   объектов, которые можно более или менее точно идентифицировать. 2. Составление запроса по распознанным объектам  поисковым системам интернета Yandex или Googl (Иногда приходится неоднократно менять форму   запроса,   добиваясь   получения   наиболее   полного   ответа   по интересующей теме). 3. Изучение   выданного   поисковой   системой   списка   ресурсов,   оценка достоверности этих ресурсов, выбор наиболее информационно ценного ресурса. 4. Изучение   выбранного   интернет­ресурса,   выделение   из   него необходимой информации. 5. Сопоставление  полученной информации с уже известными фактами, с информацией   о   других   объектах   исследуемой   фотографии (информация обо всех объектах исследуемой фотографии не должна противоречить друг другу: например, военнослужащий, носящий форму без погон и со знаками различия в петлицах на воротнике не может 21 иметь  орден  Славы, учреждённый   после  введения  в  Красной  Армии погон, – одно противоречит другому,  но может иметь орден Красной Звезды или Красного Знамени, учреждённые ранее). 6. Рассмотрение   исторического   контекста,   положения   на   фронтах, действие   фронтов,   армий,   корпусов,   дивизий   (о   действиях   менее крупных воинских формирований информация бывает весьма редко, а часто просто отсутствует) на период предполагаемого времени, когда сделана фотография с учётом предполагаемого места, где она могла быть   сделана   (Например,   предполагаемое   время   –   лето   1944, предполагаемое место – Белоруссия. Какая ситуация была в мире, в СССР,   на   советско­германском   фронте   летом   1944   года,   какие операции в это время проводила в Белоруссии Красная Армия, какие формирования участвовали в них и т. п.?). Обычно фотографии могли быть   сделаны   на   фронте   в   период   между   активными   боевыми действиями,   и   лишь   в   редких   случаях   фронтовые   корреспонденты снимали   непосредственно   бой   –   такие   снимки   в   большинстве   своём известны и вошли в «золотой фонд» советской военной фотографии. 7. Выводы,   составление   заключения   о   том,   что   изображено   на фотографии, составление подписи под фотографией. Вышеизложенное   позволяет   с   помощью   интернета   получить   школьному музею   дополнительную   информацию   об   имеющихся   в   его   фондах фотодокументах,   о   событиях   и   ветеранах   Великой   Отечественной   войны, которым   посвящена   экспозиция   школьного   музея,   устранить   ошибки, имеющиеся   в   экспозиции   и   подписях   к   ней,   по­новому   взглянуть   на   боевой подвиг ветеранов. 22

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.

Использование интернета при  подготовке в школьных музеях экспозиций о Великой Отечественной войне и об её участниках.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017