Метапредметный подход в профессиональной деятельности учителя
Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
история
7 кл—11 кл
06.06.2018
В современных условиях невозможно разобщенное изучение каждой учебной дисциплины, потому что оно приводит к аморфности в понимании обучающимися «для чего нужны мне эти знания», то есть не происходит переход полученных знаний от одного предмета к другому в качество, в средство для будущей деятельности. Для выполнения поставленных задач возникает объективная необходимость применения метапредметного подхода в обучении, как новой, специфической формы обучения.
Традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер науки и практики. В ходе овладения метапредметами ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании дает возможность удвоить производительность труда в рамках того же самого учебного времени. Метапредметный подход обеспечивает такую переорганизацию предметного образования, при которой необходимое содержание передается не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования и практического применения. Отсюда делаем вывод, что метапредметность – это необходимость в современном образовательном аспекте.Доклад
Метапредметность это дань моде или необходимость.docx
Метапредметность: это дань моде или необходимость?
"Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем"
(Конфуций)
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую
популярность. Метапредметный подход в профессиональной деятельности учителя что
это: дань моде или объективная необходимость?
Традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать
обучение в школе адекватным уровню развития других сфер науки и практики. В ходе
овладения метапредметами ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание
предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании дает
возможность удвоить производительность труда в рамках того же самого учебного
времени.
Метапредметный подход обеспечивает такую переорганизацию предметного
образования, при которой необходимое содержание передается не как сведения для
запоминания, но как знания для осмысленного использования и практического применения.
Еще одно важное преимущество, которое дает метапредметное преподавание, – это
мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Что значит для педагога
изменение в собственном мировоззрении? Что нужно знать современному педагогу для
реализации того или иного метапредмета? Что он должен уметь?
«Портрет идеального учителя», способного успешно осуществлять метапредметный
подход в своей профессиональной деятельности:
Учитель знает:
технологии схематизации, понимания, построения и употребления знаков и
символов;
специфику знаковых средств;
владеет приемами сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и
пр.;
типы знания, существующие в разных предметных областях;
законы мыслительной деятельности человека и механизмы развития
мышления школьников;
строение процедур и принципов процесса проблематизации;
приемы работы с моделями решения задач.
Он умеет:
организовывать и осуществлять процесс мышления,
формировать
осуществлять и направлять ход мыслительной деятельности; формировать способы постановки и решения задач, создать особые условия,
в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти
решение задачи;
четко определять области знаемого и незнаемого;
научить учащихся самим порождать действительно новые знания;
научить учащихся распознавать за знаками, схемами различные идеальные
действительности и строить свое собственное отношение к серьезным
проблемам познания, науки, культуры, политики, методологии и
мировоззрения;
В отечественной педагогике метапредметный подход в образовании получил
развитие в конце XX века в работах Ю.В. Громыко и Н.В. Громыко, А.В. Хуторского и,
впоследствии, стал одним из ориентиров при составлении ФГОС.
По мнению А.В. Хуторского, метапредметная суть образования заключается в том,
что «смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала
человека по отношению к себе и внутреннему миру, связь внутреннего и внешнего в
человеке, его микро и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к
фундаментальным узловым основам мира и человека».
Ю.В. Громыко интерпретирует метапредметное содержание образования как
деятельность, обеспечивающую процесс обучения, при изучении любого учебного
предмета. Данная деятельность не относится к конкретному учебному предмету [Громыко,
2000]. «Принцип «метапредметности»» заключается в обучении общим техникам,
способам, средствам, операциям мыслительной деятельности, которые лежат поверх
предметов, но используются при работе с любым материалом учебного предмета [Громыко
Н. В.
Вывод
Метапредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это
высший уровень обучения. Самая эффективная в настоящее время форма реализации
метапредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные
уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями
двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику
проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала,
последовательность его изучения.
Одно из обязательных и основных требований интеграционного преподавания
повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно
расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого
анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к
активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у
учащихся метапредметные учебноинформационные умения:
умение извлекать информацию из различных источников;
умение отбирать материал по заданной теме;
умение составлять письменные тезисы;
умение подбирать цитаты;
умение составлять таблицы, схемы, графики.
Не менее важным
является формирование умений организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе; находить общее решение; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение. На метапредметном уроке происходит формирование ключевых
компетенций:
информационной (способ получения и обработки информации на самом
высоком уровне);
коммуникативной (работа в группе по извлечению информации);
компетенции личностного самосовершенствования.
Наиболее эффективным в этой связи является проектный метод, исследовательская
работа школьников, которую можно проводить не только как чисто исследовательскую
работу, а также использовать как отдельные элементы урока или урокиисследования.
К числу важнейших задач современного школьного образования следует отнести
задачу всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков
самообразования, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся
социальным условиям жизни общества. Поэтому актуален вопрос о введении в старших
классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных
запросов, интересов каждого ученика.
Если мы хотим, чтобы наши ученики научились решать комплексные
интеллектуальные задачи, способствующие их наилучшей подготовке к условиям реальной
жизни, а не были замкнуты в рамках одной учебной дисциплины, учителям необходимо
самим расширять учебные задачи своего предмета, ориентируя его на современные
требования.
Метапредметные компетенции позволят обучающимся быть более успешными в
будущей жизни, лучше адаптироваться к непростым условиям и вызовам современного
мира.
Метапредметный подход в профессиональной деятельности учителя
Метапредметный подход в профессиональной деятельности учителя
Метапредметный подход в профессиональной деятельности учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.