"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.
Оценка 4.9

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл
19.01.2020
"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.
В статье рассказывается об уникальном опыте организации работы в детской студии традиционной народной культуры на базе средней общеобразовательной школы.
Детская студия традиционной культуры..docx

Тема: Детская студия традиционной народной культуры как  форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

Изучение народного культурного наследия очень своевременно, так как на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом и нравственном развитии. Опыт работы в этом направлении привел нас к выводу о необходимости организации комплексной работы по возрождению и развитию народных традиций. Что включает в себя не только музыкальный фольклор и хореографическое искусство, но и декоративно-прикладное творчество, проведение народных календарных праздников и обрядов. А также знакомство с традициями русской национальной кухни, народного костюма, архитектурой, народной этикой, историей страны и др. В образовательно-воспитательную деятельность включен большой просветительский блок, связанный с привлечением родителей к разным формам художественно-творческих мероприятий. Результатом и итогом работы стали традиционные народные календарные праздники и ежегодный игровой детский фольклорный фестиваль «Васильковое лето».

Уже 10 лет нами успешно осуществляется подобная деятельность среди воспитанников детской студия традиционной русской культуры «Теремок», организованной при «Центре творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». Работа ведется на базе БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №132», получая поддержку и одобрение со стороны родителей и педагогов школы. Образовательная деятельность студии охватывает более 400 учеников начальной школы, постепенно вовлекаем и учащихся среднего звена. Методическим обоснованием образовательной деятельности стала программа «Введение в народоведение» академика РАН Новицкой М.Ю.

 3 этапа освоения программы:

На начальном этапе необходимо сформировать у детей интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных им материалов народного творчества: колыбельных песен, сказок, небылиц, потешек, закличек, простейших игровых хороводов и игр. (задействованы практически все классы начальной школы)

На занятиях дети знакомятся с различными фольклорными произведениями (загадки, пословицы, скороговорки, заклички, потешки, песни, хороводы, игры), которые затем активно применяются в календарных праздниках.  Занятия и праздники проходят в помещениях студии «Теремок» на базе БОУ г.Омска «СОШ №132» это 3 кабинета, активно используется актовый зал, рекреации и школьный внутренний двор.

В работе студии активно принимает участие педагогический коллектив начальной школы по системе дополнительного образования  ФГОС, к соучастию привлекаются и родители.

На основном этапе предполагается непосредственное изучение особенностей песенного, игрового и декоративно-прикладного творчества, изучение обрядовых праздников в традициях Западно-Сибирского региона.

Задействованы воспитанники детских объединений по интересам: музыкальный фольклор, ДПИ, хореография, народный театр.                     

На занятиях ДПИ дети знакомятся и осваивают разные виды прикладного народного творчества. Результат – участие в разного уровня выставках и благотворительных ярмарках, которые стали традиционными в школе 132. Средства, вырученные на ярмарках перечисляются в фонд «Радуга» или целенаправленно передаются на лечение больных детей.

На углубленном этапе:

-         дальнейшее расширение и обогащение знаний учащихся,  развитие индивидуальных творческих способностей у каждого воспитанника, развитие их песенно-игровых и артистических способностей;

-          продолжается знакомство с различными направлениями декоративно-прикладного творчества, в том числе и с теми, которые распространены в Западно-Сибирском регионе;

-          изучение обрядовой кулинарии, народной медицины, более глубокое погружение в календарную обрядность, что позволит воспитанникам заниматься исследовательской деятельностью, участвовать в различных научно-практических конференциях и фестивалях.

Результаты  этого этапа – победы творческих коллективов на разного уровня конкурсах и фестивалях.

Образцовый фольклорный ансамбль «Забавушка» лауреат 12-ти международных и 14-ти  Всероссийских конкурсов .Международные фестивали: фестиваль Российской культуры в Берлине и молодежный -  «Новый ветер».            Международный фестиваль «Интерфолк» в Санкт-Петербурге».Фестивали в Хакассии, Москве и Всероссийском лагере «Океан». Фестивали в Анапе, Туапсе  Новосибирске и Владимире.,. Результатами образовательных индивидуальных программ стали личностные достижения обучающихся, которые становятся лауреатами различных конкурсов народной и православной песни, научно-практических конференций.

Творческие коллективы студии являются постоянными участниками городских и областных  фестивалей и концертов. Стало традиционным участие педагогов и обучающихся  студии участие в научно-практических конференциях разного уровня,  конкурсах по краеведению, например: «Народная культура Сибири»,  «Рождественские чтения», «Этические чтения», «Знатоки Омска» и др.

Важное направление работы студии – военно-патриотическое воспитание. Студия активно сотрудничает с Сибирским войсковым казачьим обществом, участвует во многих его мероприятиях: фестивалях, конкурсах, концертах, творческих встречах.

Одно из направлений работы студии – приобщение детей к православной культуре через беседы на духовные темы, рассказы о православных святых, обсуждение содержания библии, проведение православных праздников, участие в православных фестивалях и конкурсах.  Активное сотрудничество с Омской и Тарской Епархиями, ежегодное участие в Православной выставке, фестивале  Древнерусской культуре в г.Таре, концерты в православных приходах,  конкурсе православной песни «Благовест».

Благотворительные акции: концерты для ветеранов, детей с ограниченными возможностями, благотворительные ярмарки.

 В основе образовательной деятельности студии  – игровые технологии.

В праздничных программах принимают участие как члены детских объединений студии так и учащиеся начальной школы, учителя и родители.

Система занятий по приобщению к народным традициям первых лет обучения выстроена сообразно логике и последовательности календарно- земледельческого цикла. Гармоническое соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни. «Делу – время, потехе – час», говорится в народной пословице. Поэтому примерно через каждые полтора-два месяца проводятся народные календарные праздники как итог образовательной трудовой деятельности. Сентябрь – «Осенины», октябрь – «Капустники», ноябрь – «Кузьминки», январь – «Святки», конец февраля - начало марта – «Масленица», конец марта - начало апреля – «Закликание весны» или «Праздник птиц», апрель – пасхальный цикл, начало мая - «Егорьев день», июнь – «Троица», июль – «Купальский праздник».

Каждый месяц проводится итоговое игровое занятие для всех участников студии в форме народного календарного праздника:

Осенние праздники посвящены обрядам сбора урожая. Они сменяются зимними: Святки и Масленица – традиционные мероприятия в нашей школе.

Весенние праздники начинаются с Благовещенья, затем День Сорока мученников -«Сороки», традиционный благотворительный Вербный базар, Светлое Христово воскресенье и День Святого Георгия Победоносца. Летние праздники -  Троица, фестиваль «Васильковое лето», Купала.

В ходе подготовки праздника происходит освоение ребенком знаний о прошлом, осмысленных с позиций настоящего. Каждый участник образовательного процесса осознает свое место и свою роль в предстоящем мероприятии, выбирает  деятельность, которая ему более близка: музыкально-фольклорная, театрально-игровая, декоративно-прикладная.

Нами используются различные формы образовательной деятельности, благодаря чему интерес к обучению в студии не пропадает, а наоборот, расширяется с каждым годом.

С 2005 года студия проводит областной фольклорный фестиваль игрового детского творчества «Васильковое лето» . Ежегодно на фестиваль собираются более 200 участников детских фольклорных коллективов  города и районов Омской области.  фестиваль  является благотворительным, проводится на площадках Парков культуры «Зеленый остров» и «Советский» за счет спонсорских средств и волонтерской деятельности.

 Разнообразная Свободная досуговая деятельность

Дни рождения, чаепития.

Праздники в ДО (Новый год и др.)

Походы в театр, на концерты, выставки.

Отдых в парке культуры, на природе

Выезд в детские лагеря отдыха («Березка», «Зеленая роща» и др.) на тематические программы.

Поездки на фестивали с отдыхом.

Наша деятельность была бы невозможна без социального партнерства, которое  помогает нам и в проведении мероприятий, и дает пути реализации творческих замыслов, и наполняет нашу деятельность разнообразием.

Наши достижения:                                                                                                   1.Фольклорные коллективы  «Забавушка», «Ложкарята», «Садко», театр «Раёк» неоднократные лауреаты областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
2. Обучающиеся студии лауреаты различного уровня научно-практических конференций с исследовательскими работами по изучению традиций родного края.
3. Выпускники студии являются студентами ОмГУ, колледжа ККиИ и др. учебных заведений, продолжая свое творчество в самодеятельных студенческих коллективах

Наша цель – воспитание свободной, деятельной, духовной, гармонично развитой личности, способной к разнообразной творческой деятельности на благо своей семьи и общества в целом.

 

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

"Детская студия традиционной народной культуры как форма организации духовно-нравственного воспитания детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020