ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Оценка 4.6
Памятки
doc
математика
5 кл—10 кл
26.02.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети ищут не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности [1, 6]. А.Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у учащихся. «Нужно сохранять видимость игры, уважать свободу ребенка, поддерживая иллюзию его собственного открытия истины» слова французского педагога-математика Лэзана.
ДЛЯ ОПЫТА.doc
М.Ю.Елисеева, учитель математики                     МОУ гимназия № 2 г. Нижневартовск,         ХМАО­Югра     ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. «Если человек в школе не научится творить,  то и в жизни он будет только  подражать и копировать».    Л.Н.Толстой   практического       Исследовательский   метод   в   обучении заключается   в   самостоятельном   решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и   При исследовательской   деятельности   дети   ищут   не только   способы   решения   поставленных   проблем, но   и   побуждаются   к   самостоятельной   их постановке,   к   выдвижению   целей   своей деятельности  [1, 6]. характера.            А.Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Одна  из главных задач школы состоит  в том,  чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно творческую, включаться в исследовательскую   деятельность,   содействовать формированию   и   развитию   исследовательских навыков  и умений у учащихся.           «Нужно   сохранять   видимость   игры, уважать   свободу   ребенка,   поддерживая   иллюзию его   собственного   открытия   истины»   слова французского педагога­математика Лэзана.           В   этимологии   слова   «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа»,   т.е.   восстановить   некоторый   порядок вещей   по   косвенным   признакам,   случайным предметам.   Следовательно,   уже   здесь   заложено понятие   о   способности   личности   сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав   источников,   на   основании   которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их   творческом   анализе   и   производимых   на   его основании новых выводов [4, 34].    При            Под исследовательской деятельностью в целом   понимается   такая   форма   организации работы,   которая   связана   с   решением   учащимися исследовательской   задачи   с   неизвестным   заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение   ведется   с   опорой   на   непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской   деятельности,   активного освоения мира. Задача такого подхода состоит в том,   чтобы   найти   те   условия,   которые   следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно.   решения         способствовать   как   правило,       Я уверена: каждому ребенку дарована от природы   склонность   к   познанию   и  исследованию окружающего   мира.   Правильно   поставленное обучение   должно   совершенствовать   эту склонность, развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного   недостаточно   для желания, успешного или исследовательских   Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности   ученика   этой   деятельностью,   и   от умения ее выполнять. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно­исследовательской деятельности. Стараюсь организовать   работу   детей   так,   чтобы   они ненавязчиво бы   процедуру исследования,   последовательно   проходя   все   его основные этапы: поисковых   задач.   усваивали   ­ мотивация исследовательской деятельности; ­ постановка проблемы; ­ сбор фактического материала; ­   систематизация   и   анализ   полученного материала;       ­ выдвижение гипотез; ­ проверка гипотез; ­ доказательство или опровержение гипотез.     С   применением   в   обучении исследовательских   методов   решения   задач   на новый   уровень   выходит   познавательный   интерес учащихся, продуктивный (делай сам) и креативный (выражение   собственного   «я»,   сотворчество учащегося   и   педагога)   уровень   коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, общий   уровень   обученности   и   образования школьника   в   целом    [2,   7].   Однако   результат обучения   определяется   не   столько   учебником, сколько   учителем,   его   позицией   в   преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом, той   атмосферой,   которая   создается   в   классе, отношением между учителем и учениками.      Урок математики, на котором применяется исследовательский   метод,   содержит   следующие учебные элементы:  ситуация   успеха   (ученикам   предлагаются задачи, которые каждый ученик решает без особых затруднений);  ситуация затруднения (ощущения проблемы) (ученикам   предлагается   задача,   похожая   на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний);  постановка   учебной   проблемы   (учащиеся, осознав   проблему,   проговаривают   ее,   говорят, каких знаний им не хватает, для того чтобы решить задачу,   выдвигают   гипотезы   о   возможных   путях решения задачи);  решение   учебной   проблемы   (если предложено   несколько   путей   решения   проблемы, то   возможно   деление   на   группы;   организует деятельность   групп   лидер,   тот   ученик,   который предложил путь решения незнакомой задачи);   презентация   проекта   исследовательской деятельности   членами   каждой   группы   по следующему плану:  проблема, решаемая группой;  гипотеза,   выдвигаемые   группой   для решения проблемы;  цели   и   задачи,   поставленные   группой для решения проблемы;  пути решения проблемы;  выводы,   которые   подтверждают   или опровергают выдвинутые гипотезы.          Использование исследований  на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования   объектов   и   явлений   природы   – наблюдения   и   эксперименты,   которые   являются формой специфичной   Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю   подвести   учащихся   к   самостоятельному мышлению   и   самостоятельной   практической деятельности;   способствуют   формированию   у школьников   таких   качеств,   как   вдумчивость, терпеливость, выдержка, аккуратность,   развивают исследовательский   подход   к   изучаемым технологическим процессам [6, 21].     сообразительность; настойчивость,   практики.   знания,          Учащиеся 5–7­х классов  приобретают простейшие     умения   и   навыки, необходимые   для   выполнения   исследовательской работы.   Дети   обучаются   базовым   навыкам   и самостоятельной   деятельности,   развивают нестандартное мышление. Учащиеся выступают  с сообщениями, рефератами о происхождении того или   иного   математического   термина,   о   жизни   и деятельности   ученых   ­   математиков,   об   истории математических   открытий,   о   практическом применении   знаний,   полученных   при   изучении темы. математических   сказок, составление   математических   кроссвордов,   писем математикам   требуют   от   учащихся   большой самостоятельности и творческого подхода. Здесь, конечно, необходима помощь родителей.   Написание Задачи исследовательского характера Таблица 1 ТЕМА Пропедевтика  геометрии. (5 – 6 класс) Признаки  делимости        на 3 и на 9. Исследов ание 1.Исследова­ ние форм  треугольника. 2. Цепочки  задач,  составленных  таким  образом, что  при переходе  к каждой  последующей  конфигурации  увеличивается число  искомых  фигур. Обладает ли  окончательная сумма еще  Гипотеза 1. Так ли прост  треугольник? Словесная  формулировка  математическо­ го факта  представима на  языке чертежа,  знаков и  символов. Всегда ли  выполняется  замеченная (6 класс) Обобщение  «Треуголь­ ник». (7 класс) закономер­ ность? Три  замечательные  точки  треугольника  лежат на одной  прямой. какими­то  свойствами. Взаимное  расположение  точек  пересечения  медиан, высот  и серединных  перпендикуля ров к  сторонам  треугольника.       Учащиеся   8   –   9­х   классов  выполняют исследовательские задания творческого характера. На   этом   этапе   усложняются   формы исследовательской   работы,   увеличивается   их объем.   Учащимся   предлагались   следующие   темы для   рефератов   и   исследовательских   работ. Стараемся   выбрать   такие   темы,   которые   будут подразумевать   поиск   ответов   в   сфере межпредметных знаний:    История возникновения геометрии;  замечательные точки в треугольнике;   различные   способы   доказательства теоремы Пифагора;  математическиевозможностикомпьютерны хпрограмм;  математика на шахматной доске.  проценты в окружающем мире. Задачи исследовательского характера Таблица 2 Исследование Способы  решения задач на основе  историко­ генетического  метода. Взаимосвязанн ые задания. ТЕМА Важные вехи истории  развития  математики  «Решение  квадратных  уравнений»    (8 класс). Свойства  арифметичес кого  квадратного  корня             (8 класс). Правильные  многоуголь­ Образцы  паркетов. Гипотеза Раньше это  делали так…. ­ верно ли, что?; ­ докажите, что!; ­примеры  аналогичные  доказанным; ­ математическое соотношение,  задающее общую  формулу. 1.Нельзя  заполнить плоскость  правильными  пятиугольника­ ми;   2.Наибольшей  площадью  обладает  шестиугольник;   3.Четырехуголь­ ником  произвольной  формы можно  заполнить всю  плоскость без  пробелов и  наложений. Измерить  расстояние на  местности можно «треугольником»  ники  (9 класс). Решение  треугольни­ ков     (9 класс). 1.Исследовать отношения и  связи между  элементами  треугольника. 2.Провести  практическое  исследование  измерения  расстояний на местности.      В 10 – 11 классах происходит дальнейшее накопление   знаний   по   методике   исследования   и обработке   результатов.   Учащиеся   выбирают интересующую   их   тему   для   исследования   и работают   над   ней.   Все   это   осуществляется   в процессе   длительной   самостоятельной   работы. Активно   используются   образовательные   ресурсы Интернет, фонд школьной медиатеки. Задачи исследовательского характера Таблица 3 ТЕМА Элементарные функции        (10­11). Исследование Поведение  функций и их  графиков. Уравнения с  параметром  (11 класс). Количество  корней  уравнения,  содержащее  параметр. Гипотеза Можно ли  обойтись без  производной  функции? При данном  значении  параметра  уравнение не  будет иметь  корни. Специальными   формами   ученических исследований   также   считаются   подготовка учащимися сборников задач, учебных презентаций, моделей, которые могут использоваться на уроках.       На уроках математики школьники учатся рассуждать,   доказывать,   находить   рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.           Общепризнанно, что «математика – самый   короткий   путь   к   самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов [7, 28].      Для основной массы учеников математика перестает   быть   «страшным»   предметом.   У   них появляется   интерес   изучению, заинтересованность в результатах своего труда.    к   ее Список литературы 1.   Арцев   М.Н.   Учебно­исследовательская работа учащихся // Завуч. – 2005. – № 5. – С. 4­29. 2.   Баранова   Е.В.,   Зайкин   М.И.   Как   увлечь школьников   исследовательской   деятельностью   // Математика в школе. – 2004. – № 2. – С. 7. 3. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера // Математика в школе. – 2004. – № 8. – С. 10­11. 4. Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шпичко В.Н. Проектно­проблемный   подход   в   формировании творческого   мышления     Образование   в современной школе. – 2000. – № 11­12. –  С.33­35. 5.   Давыдова   Е.В.   Искусство   разработки проектов // Информатика в образовании. – 2005. – № 8. – С.6­9. // 6.   Кларин   М.В.   Характерные   черты исследовательского   подхода:   обучение   на   основе решений проблем // Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С.11­24. 7.  Пойа   Д.  Математическое   открытие:   учеб. пособие. – М.: Наука, 1976. – 449 с. 8.   Фридман   Л.   М.,   Турецкий   Е.Н.   Как научиться   решать   задачи:   учеб.   пособие.   –   М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018