Использование компьютера в моделировании учебного процесса.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебно-методическое обеспечение является важнейшим компонентом АСО. Под ним понимается совокупность дидактических и методических характеристик учебных курсов, а так же способ организации учебного материала и процесса обучения АСО. На первых этапах развития АСО большое распространение получил способ , который можно назвать “заучивание и тренировка”. Вся программа строилась с установкой на запоминание учебного материала путем выполнения ряда упражнений , имеющих целью выявить, заучен ли и понят ли теоретический материал и если “да” , то закрепить его
Иконка файла материала Использование компьютера в моделировании учебного процесса.doc
Использование компьютера в моделировании учебного процесса.    Учебно­методическое обеспечение является важнейшим компонентом АСО. Под   ним   понимается   совокупность   дидактических   и   методических характеристик   учебных   курсов,   а   так   же   способ   организации   учебного материала   и   процесса   обучения   АСО.   На   первых   этапах   развития   АСО большое   распространение   получил   способ   ,   который   можно   назвать “заучивание   и   тренировка”.   Вся   программа   строилась   с   установкой   на запоминание   учебного   материала   путем   выполнения   ряда   упражнений   , имеющих целью выявить, заучен ли и понят ли теоретический материал и если “да” , то закрепить его. Но   этот   способ   не   использует   многие   новые   возможности   современных компьютеров.   Более   полно     они   реализуются   в   системах   наставнического типа, где компьютер в какой то степени воспроизводит работу наставника : фиксирует ошибки   при выполнении  заданий и дает указание , что нужно сделать , чтобы понять их причину и исправить. Программы наставнических действий заранее предопределены и жестко фиксированы.   Значительно разнообразнее и совершеннее обучение , при котором учащийся как   бы   погружается   в   учебную   среду,   в   которой   ЭВМ   помогает   ему ориентироваться, предоставляет возможность обращаться к базам данных или базам знаний, советует, что и как нужно делать, чтобы усвоение материала происходило   эффективнее.   При   выработке   таких   рекомендаций   система может ( и должна) учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности   учащегося,   для   чего   в   систему   включается   диагностическая программа   ,   позволяющая   принимать   хотя   и   простые,   но   достаточно обоснованные решения.   Системы   с   такими   возможностями   содержат   элементы  искусственного интеллекта,  и   их   можно   условно   назвать   интеллектуальными   .   Идеи искусственного интеллекта, все шире проникает в организацию АСО. Отдельные элементы, свойственные системам искусственного  интеллекта,   можно   наблюдать   и   в   организации   учебной   деятельности   , задаваемой достаточно простыми   системами , где обучение реализуется по заранее  заданному жесткому алгоритму с большими ограничениями в свободе выбора   способа обучения самим учащимся. Однако организация обучения может быть гибкой, учитывающей некоторые психологические особенности учащегося.  Это проявляется:   в   зависимости   характера   выдаваемых   заданий   от   текущей   успешности обучения выработки “тонких” критериев для оценки работы учащегося , адекватно отражающих особенностей его познавательной деятельности   в   предоставлении   учащемуся   права   выбора   из   меню   наиболее подходящих для него способов действия. Машина   может     так   же   предлагать   учащемуся   продолжить   выполнение упражнений для лучшего закрепления материала или продвинуться дальше и даже   выдать   совет,   основанный   на   анализе   предшествующих   действий учащегося.     Способы организации учебного диалога и учебного материала определяются структурой   и   содержанием   обучающих   программ.  На   программном   уровне простые   АСО   чаще   всего   организуются   в   виде   совокупности   двух взаимосвязанных   подсистем.   Первую   из   них   можно   назвать   авторской.   Ею пользуется преподаватель ­ автор АУК в процессе создания дидактических материалов, которые в диалоговом режиме реализуются с помощью второй системы,   которую   можно   назвать   ”ученик”.   Обычно   в   подсистеме   “автор” реализуется разветвленная программа, которая задает ход работы учащегося в зависимости   от   того,   как   учащийся   отвечает   на   поставленные   вопросы.   В редких   случаях   используется   линейная   программа,   когда   предлагаемые вопросы   и   упражнения   не   зависят   от   ответа,   в   случае   неверного   ответа, машина или предлагает самостоятельно исправить ответ, или фиксирует его неправильность и приводит верный.      Диалог с ЭВМ стремятся сделать весьма простым и удобным, чтобы от автора   не   требовалось   специальных   знаний   и   умений   в   области вычислительной   техники.   Разработчики   стремятся   создать   автору   АУК наибольшие удобства в проведении диалога. Каждая АСО имеет более или менее   разветвленный   набор   сервисных   возможностей.   Иногда   этот   набор организуется   в   виде   совокупности   моделей,   который   автоматически включается в программу по требованию автора АУК.           Следует упомянуть о таких учебных средствах, как компьютерные учебные игры,   которые   широко   применяются   как   средство   индивидуального   и группового обучения в таких областях знания как экономика, менеджмент, экология.   Игровые   методы   обладают   рядом   важных   дидактических преимуществ­   повышенный   интерес   к   работе,   самостоятельность   в   выборе решений и т.п.       Индивидуализация учебной деятельности с помощью АСО благоприятно сказывается   на   усвоении   знаний.   Это   дополнительный   аргумент   в   пользу широкого использования компьютеров в обучении. Но нельзя забывать и о некоторых  негативных  моментах  использования  ЭВМ.  К  ним, в частности, относятся:  ­  большая   утомляемость   пользователей   при   считывании   текстов   с  экранов дисплеев;­  отсутствии   в  процессе   обучения   вербального   общения,  что   отрицательно сказывается на общем развитии учащегося, затрудняет формирование умения излагать свои мысли, а последнее особенно важно при изучении дисциплин гуманитарного цикла. ­ резко ограничено время общения учащегося с преподавателем и коллегами, что ведет к обеднению личностных контактов, неминуемым потерям в умении вести дискуссии. ­   исходя   из   сказанного   следует,   предостеречь   от   излишнего   увлечения компьютерным обучением и призвать к тщательному продумыванию и отбору того   учебного   материала   который   целесообразно   преподавать   с   помощью компьютерных средств. В то же время нельзя отрицать, что компьютеризация обучения имеет большое будущее.