Учебно-методическое обеспечение является важнейшим компонентом АСО. Под ним понимается совокупность дидактических и методических характеристик учебных курсов, а так же способ организации учебного материала и процесса обучения АСО. На первых этапах развития АСО большое распространение получил способ , который можно назвать “заучивание и тренировка”. Вся программа строилась с установкой на запоминание учебного материала путем выполнения ряда упражнений , имеющих целью выявить, заучен ли и понят ли теоретический материал и если “да” , то закрепить его
Использование компьютера в моделировании учебного
процесса.
Учебнометодическое обеспечение является важнейшим компонентом АСО.
Под ним понимается совокупность дидактических и методических
характеристик учебных курсов, а так же способ организации учебного
материала и процесса обучения АСО. На первых этапах развития АСО
большое распространение получил способ , который можно назвать
“заучивание и тренировка”. Вся программа строилась с установкой на
запоминание учебного материала путем выполнения ряда упражнений ,
имеющих целью выявить, заучен ли и понят ли теоретический материал и если
“да” , то закрепить его.
Но этот способ не использует многие новые возможности современных
компьютеров. Более полно они реализуются в системах наставнического
типа, где компьютер в какой то степени воспроизводит работу наставника :
фиксирует ошибки при выполнении заданий и дает указание , что нужно
сделать , чтобы понять их причину и исправить. Программы наставнических
действий заранее предопределены и жестко фиксированы.
Значительно разнообразнее и совершеннее обучение , при котором учащийся
как бы погружается в учебную среду, в которой ЭВМ помогает ему
ориентироваться, предоставляет возможность обращаться к базам данных или
базам знаний, советует, что и как нужно делать, чтобы усвоение материала
происходило эффективнее. При выработке таких рекомендаций система
может ( и должна) учитывать индивидуальные особенности познавательной
деятельности учащегося, для чего в систему включается диагностическая
программа , позволяющая принимать хотя и простые, но достаточно
обоснованные решения.
Системы с такими возможностями содержат элементы искусственного
интеллекта,
и их можно условно назвать интеллектуальными . Идеи
искусственного интеллекта, все шире проникает в организацию АСО.
Отдельные элементы, свойственные системам искусственного
интеллекта, можно наблюдать и в организации учебной деятельности ,
задаваемой достаточно простыми системами , где обучение реализуется по
заранее заданному жесткому алгоритму с большими ограничениями в свободе
выбора способа обучения самим учащимся. Однако организация обучения
может быть гибкой, учитывающей некоторые психологические особенности
учащегося.
Это проявляется:
в зависимости характера выдаваемых заданий от текущей успешности
обучения выработки “тонких” критериев для оценки работы учащегося , адекватно
отражающих особенностей его познавательной деятельности
в предоставлении учащемуся права выбора из меню наиболее
подходящих для него способов действия.
Машина может так же предлагать учащемуся продолжить выполнение
упражнений для лучшего закрепления материала или продвинуться дальше и
даже выдать совет, основанный на анализе предшествующих действий
учащегося.
Способы организации учебного диалога и учебного материала определяются
структурой и содержанием обучающих программ. На программном уровне
простые АСО чаще всего организуются в виде совокупности двух
взаимосвязанных подсистем. Первую из них можно назвать авторской. Ею
пользуется преподаватель автор АУК в процессе создания дидактических
материалов, которые в диалоговом режиме реализуются с помощью второй
системы, которую можно назвать ”ученик”. Обычно в подсистеме “автор”
реализуется разветвленная программа, которая задает ход работы учащегося в
зависимости от того, как учащийся отвечает на поставленные вопросы. В
редких случаях используется линейная программа, когда предлагаемые
вопросы и упражнения не зависят от ответа, в случае неверного ответа,
машина или предлагает самостоятельно исправить ответ, или фиксирует его
неправильность и приводит верный.
Диалог с ЭВМ стремятся сделать весьма простым и удобным, чтобы от
автора не требовалось специальных знаний и умений в области
вычислительной техники. Разработчики стремятся создать автору АУК
наибольшие удобства в проведении диалога. Каждая АСО имеет более или
менее разветвленный набор сервисных возможностей. Иногда этот набор
организуется в виде совокупности моделей, который автоматически
включается в программу по требованию автора АУК.
Следует упомянуть о таких учебных средствах, как компьютерные учебные
игры, которые широко применяются как средство индивидуального и
группового обучения в таких областях знания как экономика, менеджмент,
экология. Игровые методы обладают рядом важных дидактических
преимуществ повышенный интерес к работе, самостоятельность в выборе
решений и т.п.
Индивидуализация учебной деятельности с помощью АСО благоприятно
сказывается на усвоении знаний. Это дополнительный аргумент в пользу
широкого использования компьютеров в обучении. Но нельзя забывать и о
некоторых негативных моментах использования ЭВМ. К ним, в частности,
относятся:
большая утомляемость пользователей при считывании текстов с экранов
дисплеев; отсутствии в процессе обучения вербального общения, что отрицательно
сказывается на общем развитии учащегося, затрудняет формирование умения
излагать свои мысли, а последнее особенно важно при изучении дисциплин
гуманитарного цикла.
резко ограничено время общения учащегося с преподавателем и коллегами,
что ведет к обеднению личностных контактов, неминуемым потерям в умении
вести дискуссии.
исходя из сказанного следует, предостеречь от излишнего увлечения
компьютерным обучением и призвать к тщательному продумыванию и отбору
того учебного материала который целесообразно преподавать с помощью
компьютерных средств. В то же время нельзя отрицать, что компьютеризация
обучения имеет большое будущее.