Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Оценка 4.7

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +1
docx
окружающий мир +1
1 кл—2 кл
07.06.2019
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
В данной статье рассмотрен положительный опыт организации проведения занятия "Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь" в рамках внеурочной деятельности. Данная статья демонстрирует возможности реализации приемов обучения и воспитания ребенка в условиях реализации ФГОС НОО при полном взаимодействии схемы "учитель-ученик-родитель".
Статья.docx
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель­ученик­ родитель». Проблема: как часто, ссылаясь на собственную занятость, родители сетуют на «непосильные», «никому не нужные» задания, которые задаются детям в школе, выполнить которые только людям с научной степенью, в   то время, как темп жизни современного общества оставляет мало временного пространства   для общения родителей с  детьми.   Цели   работы:   доказать   необходимость   использования   в   современном образовательном процессе  метода проектной деятельности в начальной школе, как   уникального   приёма   обучения   и   воспитания       личности   в   условиях требований реализации ФГОС НОО.      В последнее время   особое распространение получил метод проектов, как инновационное направление в российском образовании. Идея использования метода проектов в школьном обучении   родились в начале   20­х г.   20 века в России. В годы советской власти  идеи стали активно внедряться в школу. А в советское время проводились мероприятия, которые, несомненно, представляли из себя  реализацию проектов. В современных условиях реализации ФГОС перед российским учителем, первично,  ставится цель научить ребенка учиться.       Благодаря реформированию системы образования, мы   имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной деятельностью. Проекты в     начальной   школе   это   одно   из   разнообразных   направлений   новых педагогических технологий. К тому же, новая технология  позволяет не только научить ребенка учиться, но и помогает нам  воспитывать личность обучаемого. С   данной   точки   зрения   воспитание   у   детей   исследовательской   установки   по отношению   к   жизни   является   важнейшей   задачей   современной   школы. Несомненно, для повышения качества знаний   учителя должны мотивировать детей   получать   знания     на   уроках   и   на  внеурочной   деятельности   и  вести самостоятельные   исследования.   Готовность   к   поиску   новой   информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения ­ то, что больше всего может помочь человеку реализовать себя, свои творческие возможности, а также   просто выжить в современном мире.  Метод   проектов   в   школе   направлен   на   "внедрение"   учащихся   на определенный   отрезок   времени   в   учебный   процесс,   а   также   их   участие     в формировании научного представления об окружающем мире, на «осознание» тех или иных объектах.  Перед нами стоит практически творческая задача ­   как выбрать среди множества   видов   проектов   нужный   и   наиболее   соответствующий педагогическому запросу проект? Ведь различают  проекты:           ­ по способу  деятельности:  исследовательские,  познавательные, игровые, творческие, практико­ориентированные,  ­     по   содержанию:   комплексные,     краеведческие,   историко­ географические, экологические, физико­географические, и т.д. ;                        ­   по   уровню   включения   в   различные   предметы:   монопредметные, межпредметные,  надпредметные проекты;             ­  по продолжительности выполнения проекта: долгосрочные проекты (в течение года); средней по продолжительности проект, мини­проект (несколько недель или дней).           ­  по количеству участников: коллективные, групповые, индивидуальные;          В   начальной   школе   при   «включении»   обучающегося   в   проектную деятельность  (коллективную или индивидуальную) мы не должны забывать  о том, что необходимо соблюдать нормы и правила, направленные на соблюдение качества   и     познавательной   ценности   проектов.   Однозначно,   при   подготовке проекта учитель должен предусмотреть активность каждого участника проекта в   соответствии   с  его   индивидуальными   возможностями;   характер   общения   и   нужно взаимопомощи,   взаимодополняемости   участников   проекта; информировать участников проекта о необходимости использования  знаний из других   областей;   напомнить   о   качестве   оформления   результатов   и     умении отвечать лаконично на   вопросы. Также младшие школьники должны заранее быть подготовлены к процедуре   защиты и оценки проекта. Не нужно забывать о том, что участники проекта должны пережить ситуацию успеха, поэтому должна быть соответствующая оценка результатов работы.        Когда   мы   говорим   о   проектной   деятельности,   несомненно,   надо упомянуть   о   родительском   участии   в   этой   работе.  Подключение   родителей определяется     несколькими   причинами:   во­первых,  важным   аспектом   для понимания смысла  проектной деятельности в начальной школе  является то, что ребенку довольно трудно   самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить замысел совей работы. Во­вторых, объединение в совместном творческом проекте   детей и педагога, а также и родителей особенно важно в современном дефиците внутрисемейного общения. В­третьих,   существует   разновидность   проектов,   где   для   их   осуществления участие   родителей   просто   необходимо   (например:  «Семейное   древо», «Семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории семьи»  и т.д.). Проектная   деятельность   младших   школьников   должна   принять   характер сотрудничества,   в   котором     участвуют   дети,   педагоги,   а   также   родители, помогающие на добровольной основе.  Однозначно, что привлечение родителей к проектной   деятельности   должно   быть   специально   организовано   учителем. Следовательно, прежде чем начинать подобный новаторский прием в обучении, мы   должны   ознакомить   родителей   с   правилами   совместной   работы,   где доходчиво   объясняется,    смысл   и   цели   проектной   деятельности   в   начальной школе   и   какова   роль     родителей   в  этом   творческом   процессе.   В  противном случае   родитель   может   выполнить   работу   не   вместе,   а   вместо   ребенка,   т.е. попытаться принять на себя роль учащегося. Напомню, что изначально это будет противоречить целям и задачам, выдвигаемыми образовательным стандартом.  Работа над проектом объемная, кропотливая. Дети – люди увлекающиеся, поэтому часто  начинают работать с желанием, а потом могут внезапно бросить работу   (когда   сталкиваются   с   трудностями   (большой   объем   необходимой   которую   надо   проанализировать   и   систематизировать). информации, Несомненно,   здесь   на   помощь   придет   мотивационная   поддержка   со   стороны взрослого.   Родитель   может   поддержать   своего   ребёнка,   продемонстрировать собственную   заинтересованность,   как     проектом,   так   и   совместным сотрудничеством.   Если   возникнет   проблема   на   этапе   сбора   информации актуальна будет информационная поддержка со стороны родителей. Ведь семья ­  сама выступает важным источником информации для ребёнка. Здесь взрослые могут порекомендовать  определённые источники информации, помочь в поиске нужных   сведений   в   книгах,   сети   Интернет.   Следовательно,   опираясь   на возрастные   особенности,   организационная     поддержка  –  одна   из   самых востребованных  для учащихся начальной школ. Например, экскурсии  в музей, библиотеку,   организация   сбора   необходимой   информации   (внешняя   сторона выполнения   проекта)   или   помощь   ребёнку   в   распределении   времени   и дозировании   нагрузки   (внутренняя   сторона   проекта).   Так   называемая техническая   поддержка   может   выражаться   в   помощи     фотосъёмок,   монтаже материалов, техническом оснащении докладов.  В своей статье хочу привести пример, как мною был использован метод проектной деятельности   в 1­ом классе. В рамках внеклассного мероприятия детям и родителям   был предложен для выполнения проект «Посмотри, как хорош, мир в котором ты живешь»         Основной   целью     проекта   было   познакомить   детей     между   собой   как носителей   различных   культур   и   традиций,   привлечь   родителей   не   только   к сотрудничеству,   содействию,   партнёрству   с   собственным   ребёнком,   но   и налаживанию благоприятного микроклимата в родительской среде.           Результат   этого   проекта,   направленного   на   развитие   коммуникативных способностей   учащихся,   формирование   сплоченного   коллектива   детей   и родителей, был успешно представлен в виде презентации собственного этноса. Этнический состав класса был представлен тремя этносами: русские, крымские татары и украинцы, то и класса был, соответственно, разделен на 3  группы.  Мои дети   и родители      –  стали активными    участниками   проектной деятельности,   приняли     живое   и   непосредственное   участие   на   всех   этапах деятельности:   планирование,   сбор   информации,   подготовка,   проведение,     и поощрение. Естественно, что обучающиеся 1­го класса не могут самостоятельно составить   алгоритм   работы   над   проектом,   взрослые   включились   в   активную деятельность.   Дети,   пообщавшись   с   бабушками,   разучили   национальные колыбельные песни. Мамы с удовольствием включились в кулинарные «батлы», были приготовлены блюда национальной кухни. За национальными костюмами тоже дело не стало, все дети были одеты в костюмы взятые напрокат. Каждая группа выходила к доске со своим макетом и с азартом  знакомила слушателей с традициями,   песнями,   историей.   А   национальные   угощения   раздавались   под радостные   возгласы.   Кульминацией   мероприятия     стал   каравай   (испеченные одной   из   бабушек   с  большим  старанием),  который,    кстати,    был   съеден  до последней крошечки.          Важнее   всего   было   то,   что   учащиеся   получили   удовлетворение,   как   от проделанной работы, так и от общения с родителями и между собой. А общение «вживую», без каких бы то ни было  вспомогательных средств в наше время бесценно. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как  педагогическая технология   должна   быть   востребована   у   современного   учителя,   как   аспект реализующий  творческое сотрудничество учителя,  ученика и родителя. Вывод:       Заниматься проектной деятельностью  даже в 1­ом классе начальной школы нужно   обязательно,   т.к.   она   стимулирует   естественный   интерес   детей   к познаниям,   развивает   творческое   начало   ребёнка   и   его   индивидуальность, развивает учебно ­ познавательную мотивацию, формирует класс как учебное сообщество, привлекает внимание родителей, содействует успешной адаптации и   социализации   учащихся   в   начальной   школе.   Также   при   внедрении   метода учебного   проекта   в   классе   складывается   благоприятный   психологический климат.  Участие   в   проектной   деятельности   –   непростой   процесс   как   для ученика,   так   и   для   учителя   и   родителей,   учитывая   реалии   современной занятости.   Опираясь   на   вышеизложенный   материал   можно   выделить   два достаточно весомых положительных аспекта:         1). Развитие детско­ родительских отношений. Ничто не сближает детей и родителей   лучше,   чем   совместная   деятельность.   А   когда   ребёнок   вместе   с родителями   занимается   исследованием   интересного   вопроса,   они   становятся лучшими друзьями. При работе с проектом родители вовлекаются в жизнь и проблемы   своего   ребёнка.   Они   неравнодушны,   спрашивают,   советуются   с педагогом.   Ощутимую   пользу   в   общении   дает   время,   проведенное     при совместной работе с детьми над проектом.  Дети и родители становятся  ближе, родители   начинают   лучше   понимают   проблемы   своих   детей.  Конструктивное общение детей с родителями во время совместной работы принесет значительно больше пользы, чем любые нравоучения.      2). Интеграция  учительско­родительских отношений. Наряду с привычными формами   взаимодействия   с   родителями   (родительские   собрания, индивидуальные   и   групповые   беседы,   консультации   со   специалистами, родительский клуб, совместное оформление класса и т.д.) педагогу открывается уникальная форма взаимодействия «учитель­родитель­ ученик». Родители и педагоги ­ это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности необычайно высока. Несомненно, проектная деятельность является эффективной формой сотрудничества школы и семьи в воспитании и образовании подрастающей личности.

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Скачать файл