Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии
Оценка 4.8

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
география
5 кл
06.07.2017
Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии
Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости. А самое главное то, что ребята не хотят останавливаться на достигнутом, им нравится и хочется проявлять себя, реализовывать свои творческие планы, которых немало.
Проектная деятельность.docx
Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии Актуальность          В связи с ускорением  темпов развития  современного общества  в нем   стала возникать   потребность в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. В связи с эти возникает необходимость  подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.           Ситуация динамичного   развития страны вызывает новые образовательные потребности  личности, общества и государства. Движение к открытому образовательному пространству в  нашей стране требует пересмотра качественных показателей образования, их соответствия  международным стандартам.           Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем  учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность  реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим  тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на  личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".          Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является  его личностная ориентация. В связи с этим остро встает  вопрос об организации активной  познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению  творческого опыта учеников, как основы, без которой самореализация личности на  последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.           Формирование метапредметных компетенций учащихся основной общей школы включает в себя освоение школьниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления  учебной деятельности; построение индивидуальной образовательной траектории, что  обеспечивает готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, профессиональному  самоопределению.         Одним из способов, способствующих наиболее эффективному формированию и развитию метапредметных компетенций учащихся, является проектная деятельность учителя и  учеников в ходе образовательного процесса .   Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового  поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного  типа, методы проектно­исследовательской деятельности определены как одно из условий  реализации основной образовательной программы начального общего образования. Метод  проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно­ ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности  нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается  более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям,  ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная  деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой  возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Проект  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.               Проектную технологию в своей работе применяю не первый год, в основном это были  работы обучающихся, представленные на школьных научно – практических конференциях, либо на уроках при изучении экономической географии. Но только сейчас, с начала своей  работы с пятиклассниками,  вижу ее наибольшую значимость, особенно во внеурочной  деятельности. Конечно, работы, выполненные пятиклассниками довольно просты, но главное  результат: заинтересованность обучающихся в поиске новой информации, стремление к  лучшему результату и, не маловажно,  повышение интереса  к предмету.    Если хочешь научить меня чему­то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!           История возникновения (скорее научного оформления и  описания) метода проектов  восходит ко 2­й половине 19 века. Как известно появился он в США и основывался на  теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей  принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи,  Х.Килпатрик,  Э.Коллингс).   Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная  деятельность строилась по принципу «все из жизни, все для жизни». Ребенок будет тогда  учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит  из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.            В 20­е годы 20 века метод проектов привлек внимание советских педагогов.  Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В.  Игнатьев провозгласили  его единственным средством преобразования школы учебы в школу  жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с  трудом учащихся.   Содержания  учебных проектов должны были составлять общественно  полезные дела подростков и детей.            В настоящее время метод проектов вновь приобрел широкую популярность. И его все  чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой обучающиеся приобретают  знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно  усложняющихся практических заданий проектов В латыни, откуда к нам пришло слово " projectus", это причастие означает  "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект – прототип,  прообраз какого­либо объекта или вида деятельности.  Проект – трансформация с помощью  творческого мышления деятельностной ситуации, направленная на реализацию наиболее  актуальных ценностей людей, к ней причастных, при минимальных внешних изменениях. Проект ­ идеальный образ того, чего нет, но что может или должно быть создано здесь и сейчас, что фактически изменяет ситуацию обязательно в позитивном направлении или  содержании. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных  личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной  образовательной программы начального общего образования. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают  участие всех учащихся во внеурочной деятельности. Метод проекта – это система обучения (технология) при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения учащимися постоянно усложняющего  в основном практических знаний, так называемых проектов. Цель данной технологии  ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение  новых (порой путем самообразования).   Педагогическое проектирование – это ценностно­ориентированная, глубоко  мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность  по изменению педагогической деятельности.           Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности,  инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не  передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким  образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения  поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить  учиться.          Метод проектов позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать  самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение  групповой работы.          Педагог, использующий в своей работе метод проектов создает особое пространство  взаимоотношений, обеспечивающих и учителя и ученика в новой образовательной парадигме.  В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха  ожидания «палки». В таких условиях ученик испытывает радость от преодоления трудности  учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире. Педагог, таким образом, ведет  учащихся по пути. Педагог, таким образом, ведет учащихся, в которую составными  элементами входят и проблемно — исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и  коммуникативная, и самоопределенческая, а также   имитационное моделирование и  другие.         Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие  именно они развивают у учащихся способности: ­ коммуникативная — к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решений; ­ самоопределенческая — к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в  целях, способах и средствах, путях решения и т. д. ­ деятельностная — быть субъектом предстоящей деятельности:осознавать и определять  черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели; ­рефлексивная — к анализу и самоанализу после совершенной деятельности; ­ проблемно — поисковая — решать проблемы ии проблемные ситуации; ­ имитационное моделирование (игровая) — решать жизненно важные проблемы.        При овладении методом проектов необходимо понимать то, что они могут быть разными.  Виды проектов по Е. С. Полату: ­ Творческие проекты. ­ Приключенческие (игровые) проекты. ­ Информационные. ­ Практико­ориентированные. К организации проекта предъявляются следующие требования: ­ Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может  быть одна, а пути его реализации в каждой группе ­ разные. Возможно одновременное  выполнение учащимися разных проектов. ­ Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся –  одноклассников, родителей, знакомых. ­ Работа по проекту является исследовательской. ­ Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий. ­ Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и  изменения в ходе выполнения. ­ Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя.  Цели проекта сужены до решаемой задачи. ­ Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы. Этапы действий по выполнению проекта: 1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное  объяснение учителем задач проекта и его конечного результата. 2. Планирование проекта: ­ создание рабочих групп; ­ подготовка методических, дидактических и материально­технических средств; ­ планирование работы групп. 3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность). ­ Поиск информации; ­ обработка полученной информации; ­ представление материала, наработанного в группах; ­ оценка процесса и текущих результатов проекта­урока; ­ коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и т.п.) ­ оформление слайд­проекта. ­ анализ по выполнению задач проекта. 4. Защита проекта. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект,  ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать  работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к  мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта ­ очень хороший способ развития  коммуникативных умений школьников. Грамотное ведение дискуссии поможет обучающимся  в решении многих проблемных областей в учебной деятельности, а проекты по данным темам  создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрослых. Цели и задачи проекта 1. Обобщение и систематизация знаний любого раздела в географии; 2. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и  учебной деятельности человека; 3. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; 4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой  информации; 5. Продемонстрировать возможности использования технологии работы с новыми  устройствами: сканером, проектором, цифровым фотоаппаратом; 6. Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в  пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои  мысли; 7. Уметь слушать и уважать мнение товарища; 8. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.         В работе под редакцией Е.С. Полата «Новые педагогические и информационные  технологи в системе образования» (Москва, 1999 г) выделены основные требования к  использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей  интегрированного знания исследовательского поиска  для ее решения. 2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (в моей работе,  например, изготовление книжек — малюток); 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)   деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. 4. Стуктурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и  распределения ролей). 5. Использование исследовательских методов, что предполагает: ­определение проблемы; ­выдвижение гипотезы их решения; ­обсуждение методов исследования; ­оформление конечных результатов; ­ анализ полученных данных; ­подведение итогов;  ­корректировка; ­получение выводов.       В этом учебном году, когда впервые пришла в 5 классы, пришла к выводу, что,  действительно, следуя новым требованиям образования данный метод очень актуален. Хотя  на первый взгляд казалось, что проект это что­то невыполнимое, очень сложное. Изучив  теоретические основы метода технологий, пытаюсь его внедрять на своих уроках. Каким  образом.           После первого урока в 5 классе (тема «География: древняя и современная наука»), где  обучающиеся знакомятся с понятием  «наука география»,  о том, что изучает данная наука,  ребятам предложено задание на дом представить образ географии в виде рисунка.  Ребята предложили достаточно интересные варианты, чаще всего они видели  «географию» в виде молодого женского образа и связанную с планетой Земля.          При выполнении рекомендуемой практической работы №2 «Составление  географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимися»  были  определены форма представления (презентация) и  тема проекта: «Мое летнее  приключение в.....». Пятиклассники  показали в виде слайд­шоу нам свой отдых в «Алых  парусах», п.Кульдур, Тайланде, Китае, бухтах Японского моря, рассказали о  достопримечательностях городов Дальнего Востока: Благовещенска, Хабаровска,  Владивостока, Находки. Мы выбрали время, чтобы выслушать каждого. Кроме этого ребята  написали письмо своему другу о летнем путешествии. Выступил каждый, чувствуя свою  значимость, гордость за свою работу. Почему подчеркиваю, что каждый и почему говорю о  проекте «Письмо другу». Дело в том, что большинство детей одного класса и социально  неблагополучных, малообеспеченных семей. Они не имеют возможность показать презентацию (у них нет дома компьютера, а работать в школе они как­то стесняются) и тем более  рассказать о какой­то поездке, но они смогли рассказать нам о ночной рыбалке на р.Бира и  Каменушка и как ходили в сопки в окрестностях поселка.          При повторе океанов и материков, я использовала игру «Географические пазлы».  Ребята разделились на группы, каждая из которых изготавливала материки из бумаги по  шаблонам. При этом необходимо было выбрать цвет для каждого материка и объяснить свой  выбор (Африка — красный, Антарктида — белый и т.д). Изготовленные материки дети  расположили на листе бумаги, так, как они располагаются на карте (карта при этом не  используется).          Но на  уроке  данная работа занимает много времени, поэтому основную часть проектов  для пятиклассников я предлагаю на своем кружке внеурочной деятельности «ТИМ +  география» (Творим, Играем, Мыслим  на занятиях с географической направленностью).          Одна из первых работ «Нетрадиционное использование географических карт», ребята  делали аппликации, где вместо цветной бумаги использовали старые атласы.         Самый глобальный для нас проект «Новая планета глазами пятиклассников»,  который  мы  создали в рамках декады дополнительного образования,  проведенного  в школе. Мы обсудили услышанное в новостях, поделились своими знаниями и предположениями по данному вопросу. А затем я предложила представить новую планету с помощью поделки.  Ребята в большинстве ограничились рисунками, но некоторые подошли достаточно   творчески: объемные аппликации из салфеток, объемные модели из мокрой бумаги, модели  изготовленные  с помощью готовой сферы, маминого синего лака для ногтей и ватных дисков,  также использовалась технология изготовления поделок из ваты и клея ПВА. По этой же  технологии группа детей изготавливает модель Солнечной системы, но остановились пока на  изготовленных 5 планетах — устали.          В феврале, в рамках Всероссийского урока «Арктика — фасад России»  ребята  придумывали эмблему Арктики, объясняя перед классов свои рисунки — проекты.         Перед изучением большой темы «Литосфера» двое ребят предложили изготовить  макеты вулканов из соленого теста, в настоящее время они уже приносили свои черновые работы для показа и консультирования.         Однажды ребятам предложила интересную (как мне показалось) технологию рисования   «кляксография». Они с восторгом приняли ее. Пытались нарисовать свои первые рисунки  географических объектов. Сейчас планирую в следующем учебном году данный проект  предложить уже на уроке при изучении темы «Географические объекты и явления».         В настоящее время ребятам предложены две творческие работы. Первая «Изготовление  зоогеографической карты мира». Контуры материков ребята вырезают из потолочных  плиток, на которые с помощь иголочек накалываются контуры животных. Данную карту   можно использовать как дидактический материал  на уроках в 7 классе. Например задание  «Засели материк» (ребенок выбирает из предложенных животных только тех, которые   обитают на этом материке.         Вторая творческая работа — проект  «Книжки — малютки». Эту идею нам  подсказал детский сад. Детишкам было дано задание сделать книжку — малютку по русским  народным сказкам. Мы сделали свою первую книжку ­ малютку «Стихи для дошколят» со  стихами О.Ефимовой «Животные Африки» и загадками о животных. Следующий проект  «Книжки — малышки» «Планеты Солнечной системы», где будет размещено стихотворение о  планетах (как их быстро запомнить).        Идей появляется все больше и больше, это происходит когда готовишь  с сыном  домашнее задание в детский сад, найдя ту или иную технологию уже думаю как и где можно  ее применить. Достаточно интересна технология коллажа (в планах коллаж «Рельеф  Земли», «Древние цивилизации»). Создание проекта «Карта народов мира»,  «Достопримечательности мира».          Считаю, и в будущем планирую предложить ученикам, что будет интересным  исследовательские проекты  «Географические объекты в художественных произведениях»,  «Географические явления в русских народных сказках», «География и мультфильмы»         Еще одна из форм использования метода проекта в учебной и внеурочной  деятельности  — это привлечение обучающихся к участию в дистанционных проектах: олимпиады,  викторины, конкурсы. Ребята с охотой участвуют в предложенных проектах, им интересно  регистрироваться, заполнять бланки, ну и ждать своих результатов. Этот момент мне больше  всего нравится: смотреть на переживающие волнующиеся лица. А когда они получают  результат, начинается спор «Я же говорил». В этом году мы приняли участие только в 3­х  предложенных проектах: проект «Новый урок» Международный блиц­турнир по географии  «Глобус мира» (1 диплом — 1 место,1 — 2 место, 2 участника, это среди пятиклассников);  Международный проект INTOLIMP серия олимпиад «Весна 2016», 2­е ребят поучаствовал во  Всероссийской викторине «Знаешь ли ты Арктику?», в рамках Всероссийского урока.  Зарегистрировались и оплатили участие в дистанционной интернет — викторине «Интернет  — карусель», но по техническим причинам не поучаствовали (она проходила в 11 часов  вечера). Я считаю, что использование этой формы­  эффективный способ выявления и  развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым  трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются:  возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка  время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества  участников.         Применяя  проектную  технологию, я  все больше убеждаюсь, что использование  проектной деятельности на уроках географии – это современный и эффективный метод  обучения детей. При работе над проектами у учеников формируются навыки  самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными  источниками информации. Учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на  уроках. Становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется  кругозор, становятся более коммуникативными. Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих  способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в  рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству,  предприимчивости. А самое главное то, что ребята не хотят останавливаться на достигнутом,  им нравится и хочется проявлять себя, реализовывать свои творческие планы, которых  немало. Одна из характеристик проектной деятельности­  возрастание интереса к работе по  мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение  ученикам, видящим продукт своего труда, учит по ­ настоящему мыслить. Кроме этого, по — моему мнению, проектная деятельность, как никакая другая  технология, в большей степени основывается на интересе, потребностях учащихся и их  родителей. При создании проекта дома, дети просят помощи у родителей, поэтому в проекте   удачно сочетаются творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых,  возрастает роль семьи, ее ценность.           Чаще всего в основу проекта положена идея, направленная на решение какой­либо  проблемы, особенно, если проблема взята из жизни ребенка, знакома ему, именно тогда  данная работа будет значима и эффективна для ребенка. Это еще один шаг ученика к умению  социализироваться и самоопределиться в жизни. Проект «Новая планета глазами пятиклассников» Приложение 1 . 1 Проект «Книжки ­ малютки» Приложение 2 .

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Использование метода проектов на уроках  и во внеурочной деятельности по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017