Использование методики FLOORTIME для детей с РАС
Оценка 4.9

Использование методики FLOORTIME для детей с РАС

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
администрации
3 кл—4 кл
07.03.2019
Использование методики FLOORTIME для детей с РАС
Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС Хочу познакомить всех с методом Флортайм, применяемый с детьми РАС. Развитие личности ребенка – на первом месте • Суть Флортайм: это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности. • Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребенка. • Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям. • Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре. • Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям. • Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии. • Индивидуальный подход во всем. Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы занятий существенно разнятся от пациента к пациенту. Виды игр в рамках Флортайм
конспект.docx
Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС Хочу познакомить всех с методом Флортайм, применяемый с детьми РАС. Развитие личности ребенка – на первом месте • Суть Флортайм: это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности. • Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных  симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие  личности ребенка. • Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать  базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям. • Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка.  Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой  ребенка — главная установка в игре. • Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший  контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям. • Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство  профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии. • Индивидуальный подход во всем. Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы  занятий существенно разнятся от пациента к пациенту. Виды игр в рамках Флортайм Флортайм использует следующие виды игр: 1. Спонтанная игра 2. Частично структурированная игра 3. Занятия по развитию сенсорной сферы 4. Занятия по развитию моторики Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм: • ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из  поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в  конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые  попытки. Позвольте ему протаранить вас – бу­бух! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний  момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки; • ЧИТАЕМ КНИГУ: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать.  Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно  сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых  персонажей руками – Это моя собака! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке; • ИГРА В МЯЧ: пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать  мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новых ролей,  например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как  каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее  ударится о стену; • СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков Лего. «Мы стремимся  высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие  поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому  строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!»; • ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и  поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря­кря!»); • РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с  пупырышками (обертки для бытовой техники, вощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка  пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику. • ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди. • СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по  ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в  мешочек — прыг! Где кубик? – а вот он, ку­ку). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в  зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто  грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом. Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом  начале вы можете использовать любимые игрушки или простые логические игры (сортер, пирамида,  конструктор, тем более, если ребенок любит такую активность. 1 Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение  действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым  партнером. Например, несколько примеров для любителей конструктора: • Стройте дома из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят  хрестоматийные сказки «Теремок» и «Три поросенка». • Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре «Я обиделась!». • Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга. • Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются  вместе», «поход в гости», «накормить зверушку». Основная идея Флортайм: игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь  помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки. В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим  взаимодействия со взрослым: • Взрослый говорит: «Похлопай, потопай, улыбнись, подними руки», а ребенок выполняет его команды; • Взрослый хлопает, топает, улыбается, ложится или встает, а ребенок должен назвать соответствующий  глагол; поджимает губы; • Занятия на развитие моторики рта: ребенок по команде вытягивает язык, выдувает мыльные пузыри,  • Элементы ролевых игр (чаепитие с куклами, строительство города, причесывание мягких игрушек); • Демонстрация ребенку изображений с различными выражениями лиц и просьбы описать, какие эмоции  переживают герои. Когда эта часть игры освоена, предлагаем ребенку самому скопировать представленные  чувства. Развитие крупной и мелкой моторики: • Ползаем как жучки; • Ложимся на спину, опираемся на руки и ноги и ходим по­крабьи; • Ползаем, извиваясь, как червяк или змея; • Распределяем по полу большое количество предметов. Взрослый называет нужный или описывает  его (более сложный вариант). Ребенок должен отыскать, что описано, и поднять предмет с пола.  Если использовать много материала, придется попотеть! • Шнуруем шнуровки, застегиваем молнии, продеваем пуговицы в петли и защелкиваем заклепки; • Надеваем бусины на прут (проще) или веревку (сложнее); • Строим из Лего и других конструкторов Секреты успеха Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики. Артистичность с подстройкой под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться  и переигрывать. Малышу должно быть интересно! Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный,  красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом  (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу,  нарисуйте цветок помадой на щеке). Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми. Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас. Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван. Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков. Флортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре. Результаты Флортайм Два основных фактора эффективности методики: 1. Исходные возможности ребенка 2. Степень вовлеченности родителя Чего вы можете добиться, применив эту методику? • Эмоциональный контакт с малышом • Взаимодействия в диалоге • Удовольствие от общения • Улучшение саморегуляции • Гармонизация сенсорной сферы • Развитие коммуникации (речевой и альтернативной) • Понимание и управление личными эмоциями 2 • Умение решать социальные задачи в необычной ситуации • Умение идти на компромисс • Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального) • Развитие самосознания и самооценки • Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей • Построение Я­концепции. Флортайм это вид терапии, основанный на игре. В этом процессе терапевт и родитель использует  время, когда ребенок вовлечен и активен для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями  развития и обогащать свои навыки и умения во всех сферах. Подход Флортайм был разработан доктором С.  Гринспеном и имеет целью объединить терапевтическую и коррекционную среду с игровой. Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и  тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого  подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома. Преимущества подхода Флортайм: 1. Возможность раннего начала терапии. 2. Возможность обучения родителей для поддержания терапии дома. 3. Естественная, безопасная терапевтическая среда для ребенка. Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок  играет по­особенному. Флортайм реализуется в работе с: 1. Детьми с аутизмом 2. Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность. 3. Детьми с трудностями адаптации и социализации 4. Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность). Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм: 1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию. 2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и  3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для  проявлял инициативу. дальнейшего развития. 3

Использование методики FLOORTIME для детей с РАС

Использование методики FLOORTIME для детей с РАС

Использование методики FLOORTIME для детей с РАС

Использование методики FLOORTIME для детей с РАС

Использование методики FLOORTIME для детей с РАС

Использование методики FLOORTIME для детей с РАС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2019