Использование методики "Шесть шляп мышления"на уроках ОБЖ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В основе» «6 шляп» лежит идея параллельного мышления Эдварда де Боне. Каждая шляпа определяет свой режим мышления: - белая – факты - красная – чувства, эмоции - черная – критика - желтая – позитив - зеленая – творчество - синяя – управление процессом Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии. 1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. 2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая). 3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий. 4. Неправильное понимание стратегий и методов. 5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. 6. Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
Иконка файла материала Шесть шляп ОБЖ.docx
Использование методики "Шесть шляп мышления"на уроках ОБЖ Д.А.Цымбал МКОУ «Тхоревская ООШ»Каменский район Шесть шляп мышления ­ простой и  практический способ, позволяющий преодолеть три  фундаментальные трудности, связанные с  практическим мышлением: эмоции, беспомощность,  путаницу. Метод позволяет разделить мышление на  шесть типов, или режимов, каждому из которых  отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое  деление позволяет использовать каждый режим  намного эффективнее, и весь процесс мышления  становится более сфокусированным и устойчивым. При проведении урока «Вредные привычки» я  использую данный метод и считаю, что этот прием  помогает рационально организовать изучениепроблемы и выявить разные стороны восприятия и  оценки. Задается проблемная ситуация (Что такое  «вредная привычка? ). Она изначально должна быть  многовариантной и не должна иметь однозначного  ответа или решения. Поэтому ученики дают сразу  разные ответы: автоматически повторяющееся  действие, вредоносное с точки зрения общественного благ, привычное действие­ это и есть привычка.  Перечисляют вредные привычки (алкоголизм,  интернет­зависимость, наркомания, курение,  переедание, телезависимость и др.) Просмотрев  видеоролик, по которому ученики должны догадаться, какую вредную привычку они  будут изучать ­ «Интернет­ зависимость». Термин  «интернет­ зависимость» появился в 90­е годы  прошлого столетия. В 1997 году появилось новое  понятие­ «патологическое использованиеИнтернета», которое стало официально признанным  психическим расстройством.        Затем ученикам даются отрывки текстов Даниэля Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра» и  Януша Леона Вишневского «Одиночество в сети».  Ищем информацию ,разделив класс на группы.  Тексты одинаковы у всех, но вот задания в группах  будут разными: 1. группа (белая шляпа): выявить причины  интернет­ зависимости. 2. группа (красная шляпа): выписать слова,  характеризующие чувства героев, пользующихся  интернетом 3 группа (желтая шляпа): преимущества  интернета для героев, 4 группа (черная шляпа): недостатки интернета 5 группа (зеленая шляпа): альтернатива  интернету. Дать совет, чем можно воспользоваться  героям, кроме интернета6 группа (синяя шляпа): вы должны всех  выслушать, дополнить (если необходимо), сделать  вывод: «Что такое интернет для героев?» Ученики работают  с текстом. Каждая группа  ищет объяснение. По аналогии можно составить задания для  групп и на уроках по другим предметам. Допустимо,  что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение —  дело творческое, так что при известной доли  фантазии этот прием поможет разнообразить работу  на уроке.  В чем преимущества данного метода. 1.Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее  красочным и увлекательным способом управления  своим мышлением. 2.Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся  метафора, которой легко научить и которую легко  применять.3.Метод шести шляп можно использовать на любом  уровне сложности, от детских садов до советов  директоров. 4.Благодаря структурированию работы и  исключению бесплодных дискуссий мышление  становится более сфокусированным,  конструктивным и продуктивным. 5.Метафора шляп является своего рода ролевым  языком, на котором легко обсуждать и переключать  мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и  никого не обижая. 6.Метод позволяет избежать путаницы, поскольку  только один тип мышления используется всей  группой в определенный промежуток времени. 7.Метод признает значимость всех компонентов  работы над проектом — эмоций, фактов, критики,  новых идей, и включает их в работу в нужный  момент, избегая деструктивных факторов.Метод   «Шесть   шляп   мышления»   позволяет   сохранить   активность   учащихся,   структурировать процессы   мышления.   Таким   образом,   решались   и   развивающая   задача познавательная   задача формирование   навыков   самостоятельной   работы,  с источниками информации.