В основе»  «6 шляп» лежит идея   параллельного мышления Эдварда де Боне. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:
- белая – факты
- красная – чувства, эмоции
- черная – критика
- желтая – позитив
- зеленая – творчество
- синяя – управление процессом
Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.
2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая).
3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
4. Неправильное понимание стратегий и методов.
5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
6. Затруднения в  оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
            
        
        
        
                    
                
                    Использование методики "Шесть шляп
мышления"на уроках ОБЖ
Д.А.Цымбал
МКОУ «Тхоревская ООШ»Каменский район
Шесть шляп мышления  простой и 
практический способ, позволяющий преодолеть три 
фундаментальные трудности, связанные с 
практическим мышлением: эмоции, беспомощность, 
путаницу. Метод позволяет разделить мышление на 
шесть типов, или режимов, каждому из которых 
отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое 
деление позволяет использовать каждый режим 
намного эффективнее, и весь процесс мышления 
становится более сфокусированным и устойчивым.
При проведении урока «Вредные привычки» я 
использую данный метод и считаю, что этот прием 
помогает рационально организовать изучениепроблемы и выявить разные стороны восприятия и 
оценки.
Задается проблемная ситуация (Что такое 
«вредная привычка? ). Она изначально должна быть 
многовариантной и не должна иметь однозначного 
ответа или решения. Поэтому ученики дают сразу 
разные ответы: автоматически повторяющееся 
действие, вредоносное с точки зрения общественного
благ, привычное действие это и есть привычка. 
Перечисляют вредные привычки (алкоголизм, 
интернетзависимость, наркомания, курение, 
переедание, телезависимость и др.)
Просмотрев  видеоролик, по которому ученики
должны догадаться, какую вредную привычку они 
будут изучать  «Интернет зависимость». Термин 
«интернет зависимость» появился в 90е годы 
прошлого столетия. В 1997 году появилось новое 
понятие «патологическое использованиеИнтернета», которое стало официально признанным 
психическим расстройством. 
      Затем ученикам даются отрывки текстов Даниэля
Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра» и 
Януша Леона Вишневского «Одиночество в сети». 
Ищем информацию ,разделив класс на группы. 
Тексты одинаковы у всех, но вот задания в группах 
будут разными:
1. группа (белая шляпа): выявить причины 
интернет зависимости.
2. группа (красная шляпа): выписать слова, 
характеризующие чувства героев, пользующихся 
интернетом
3 группа (желтая шляпа): преимущества 
интернета для героев,
4 группа (черная шляпа): недостатки интернета
5 группа (зеленая шляпа): альтернатива 
интернету. Дать совет, чем можно воспользоваться 
героям, кроме интернета6 группа (синяя шляпа): вы должны всех 
выслушать, дополнить (если необходимо), сделать 
вывод: «Что такое интернет для героев?»
Ученики работают  с текстом. Каждая группа 
ищет объяснение.
По аналогии можно составить задания для 
групп и на уроках по другим предметам. Допустимо, 
что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — 
дело творческое, так что при известной доли 
фантазии этот прием поможет разнообразить работу 
на уроке. 
В чем преимущества данного метода.
1.Обычно умственная работа представляется скучной
и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее 
красочным и увлекательным способом управления 
своим мышлением.
2.Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся 
метафора, которой легко научить и которую легко 
применять.3.Метод шести шляп можно использовать на любом 
уровне сложности, от детских садов до советов 
директоров.
4.Благодаря структурированию работы и 
исключению бесплодных дискуссий мышление 
становится более сфокусированным, 
конструктивным и продуктивным.
5.Метафора шляп является своего рода ролевым 
языком, на котором легко обсуждать и переключать 
мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и 
никого не обижая.
6.Метод позволяет избежать путаницы, поскольку 
только один тип мышления используется всей 
группой в определенный промежуток времени.
7.Метод признает значимость всех компонентов 
работы над проектом — эмоций, фактов, критики, 
новых идей, и включает их в работу в нужный 
момент, избегая деструктивных факторов.Метод   «Шесть   шляп   мышления»   позволяет
 
сохранить   активность   учащихся,   структурировать
процессы   мышления.   Таким   образом,   решались
  и   развивающая   задача
познавательная   задача
формирование   навыков   самостоятельной   работы,  с
источниками информации.