В основе» «6 шляп» лежит идея параллельного мышления Эдварда де Боне. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:
- белая – факты
- красная – чувства, эмоции
- черная – критика
- желтая – позитив
- зеленая – творчество
- синяя – управление процессом
Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.
2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая).
3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
4. Неправильное понимание стратегий и методов.
5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
6. Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
Использование методики "Шесть шляп
мышления"на уроках ОБЖ
Д.А.Цымбал
МКОУ «Тхоревская ООШ»Каменский район
Шесть шляп мышления простой и
практический способ, позволяющий преодолеть три
фундаментальные трудности, связанные с
практическим мышлением: эмоции, беспомощность,
путаницу. Метод позволяет разделить мышление на
шесть типов, или режимов, каждому из которых
отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое
деление позволяет использовать каждый режим
намного эффективнее, и весь процесс мышления
становится более сфокусированным и устойчивым.
При проведении урока «Вредные привычки» я
использую данный метод и считаю, что этот прием
помогает рационально организовать изучениепроблемы и выявить разные стороны восприятия и
оценки.
Задается проблемная ситуация (Что такое
«вредная привычка? ). Она изначально должна быть
многовариантной и не должна иметь однозначного
ответа или решения. Поэтому ученики дают сразу
разные ответы: автоматически повторяющееся
действие, вредоносное с точки зрения общественного
благ, привычное действие это и есть привычка.
Перечисляют вредные привычки (алкоголизм,
интернетзависимость, наркомания, курение,
переедание, телезависимость и др.)
Просмотрев видеоролик, по которому ученики
должны догадаться, какую вредную привычку они
будут изучать «Интернет зависимость». Термин
«интернет зависимость» появился в 90е годы
прошлого столетия. В 1997 году появилось новое
понятие «патологическое использованиеИнтернета», которое стало официально признанным
психическим расстройством.
Затем ученикам даются отрывки текстов Даниэля
Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра» и
Януша Леона Вишневского «Одиночество в сети».
Ищем информацию ,разделив класс на группы.
Тексты одинаковы у всех, но вот задания в группах
будут разными:
1. группа (белая шляпа): выявить причины
интернет зависимости.
2. группа (красная шляпа): выписать слова,
характеризующие чувства героев, пользующихся
интернетом
3 группа (желтая шляпа): преимущества
интернета для героев,
4 группа (черная шляпа): недостатки интернета
5 группа (зеленая шляпа): альтернатива
интернету. Дать совет, чем можно воспользоваться
героям, кроме интернета6 группа (синяя шляпа): вы должны всех
выслушать, дополнить (если необходимо), сделать
вывод: «Что такое интернет для героев?»
Ученики работают с текстом. Каждая группа
ищет объяснение.
По аналогии можно составить задания для
групп и на уроках по другим предметам. Допустимо,
что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение —
дело творческое, так что при известной доли
фантазии этот прием поможет разнообразить работу
на уроке.
В чем преимущества данного метода.
1.Обычно умственная работа представляется скучной
и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее
красочным и увлекательным способом управления
своим мышлением.
2.Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся
метафора, которой легко научить и которую легко
применять.3.Метод шести шляп можно использовать на любом
уровне сложности, от детских садов до советов
директоров.
4.Благодаря структурированию работы и
исключению бесплодных дискуссий мышление
становится более сфокусированным,
конструктивным и продуктивным.
5.Метафора шляп является своего рода ролевым
языком, на котором легко обсуждать и переключать
мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и
никого не обижая.
6.Метод позволяет избежать путаницы, поскольку
только один тип мышления используется всей
группой в определенный промежуток времени.
7.Метод признает значимость всех компонентов
работы над проектом — эмоций, фактов, критики,
новых идей, и включает их в работу в нужный
момент, избегая деструктивных факторов.Метод «Шесть шляп мышления» позволяет
сохранить активность учащихся, структурировать
процессы мышления. Таким образом, решались
и развивающая задача
познавательная задача
формирование навыков самостоятельной работы, с
источниками информации.