Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Оценка 4.8
Лекции
pptx
воспитательная работа +2
Взрослым
14.05.2018
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения.Мнемоника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. Процесс состоит из трех основных операций памяти: записи, хранения и извлечения информации. Считается, что принципы мнемоники разработал еще Пифагор. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.
Использование приемов.pptx
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Использование
приемов технологии
компетентностного подхода
«Развитие критического
мышления через чтение и
письмо»
( из опыта работы)
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Технология «Развитие критического
мышления через чтение и письмо»
• Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит,
Дж.Стил, С.Уолтер.
• Универсальная, надпредметная технология,
открытая к диалогу с др. педагогическими
подходами. Может использоваться в разных
предметных областях.
• В России она появилась в 1997 году; ее используют
педагоги в Москве, СанктПетербурге, Самаре,
Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
• Американцы не присвоили себе идеи, они лишь
модифицировали их и довели до уровня технологии.
• Международный журнал «Перемена»
о развитии критического мышления
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП:
• заинтересовать ученика (пробудить в нём
исследовательскую, творческую активность),
предоставить ему условия для
затем
осмысления материала и, наконец, помочь
ему обобщить приобретённые знания.
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Образовательные результаты
РКМЧП:
• способность самостоятельно
заниматься своим обучением ;
• способность брать на себя
ответственность;
• способность участвовать в совместном
принятии решения;
• способность выстраивать
конструктивные взаимоотношения
• с другими людьми;
• умение сотрудничать и работать в
группе и др.
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
В основе технологии РКМЧП лежит
базовая модель, состоящая из трех
фаз:
Фаза вызова (evocation)
Фаза реализации смысла
(realization of meaning)
Фаза рефлексии (reflection)
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Творчески интерпретируем
информацию
Задаем вопросы
Работаем с текстом
Прогнозируем
Воспринимаем
информацию
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Прием
«Знаю – хочу узнать узнал».
Знаю
(вызов)
Хочу
узнать
(вызов)
Узнал
(реализация
смысла или
рефлексия)
Ставлю цели Что я знал, а
что узнал?
Работаю в
паре: что я
знаю о теме
урока?
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Продвинутая лекция.
Вызов
работа в паре:
что мы знаем
о теме?
Реализация смысла
2 ученик:
1 ученик:
маркировка
идеи, не
текста первой
встречающиеся в
первой графе
графы:
«+»совпадает
«»не совпадает
Рефлексия – обсуждение результатов
в паре, в классе, дискуссия.
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Прием «Зигзаг».
по
экспертизу
Члены рабочей группы становятся
экспертами
определенным
вопросам изучаемой темы. Проведя
посвоему
личную
фрагменту, члены группы поочередно
учат друг друга.
Цель рабочей группы состоит в том,
чтобы все ее члены овладели темой в
полном объеме.
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Прогнозируем
Приемы:
1.Верные – неверные
утверждения.
2.Прогнозирование
3 «Верите ли вы, что …»
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ
Приемы:
1. «Мудрые совы»
2. Чтение с остановками.
3. « Фишбоун»
2.Чтение с пометками INSERT.
3.Двойной дневник.
4.Кластер.
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Прием « Мудрые совы»
Кошубаев П. « Ранние арбузы»
• Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и
запишите их в алфавитном порядке.
• Последние новости. Запишите ту информацию, которая является для Вас
новой.
• Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль
текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является
центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?(Доброе
дело приятнее, чем доброе слово»
• Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая
является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее
известной.
• Иллюстративное
проиллюстрировать
основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде
рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
изображение. Постарайтесь
• Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы,
которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
• Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания,
которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках
общей дискуссии на уроке.
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Прием «Чтение с остановками».
Примерные вопросы.
рассказ?Цей И. « Красные чувяки»
По названию предположите, о чем будет
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев? (Жэчаго)
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Прием «Фишбоун»
причины
проблема
факты
проблема,
косточки. На
В «голове» этого скелета
обозначена
которая
рассматривается в
тексте. На
самом скелете есть верхние и
нижние
верхних
косточках
отмечают
причины возникновения изучаемой
проблемы. Напротив верхних –
располагаются нижние, на которых
вписываются факты,
по
подтверждающие
наличие
сформированных
причин.
Записи должны быть краткими,
представлять
ключевые
слова или фразы, отражающие суть
факты.
Д.Костанов « Сын двух матерей»
ходу
ученики
ими
собой
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Прием
«Чтение с пометками INSERT».
V
Я это знал
+
Новое для
меня
Я думал
иначе
?
Интересно
Непонятно
Нужно
разобраться
Драма Цея И.С. « Кочас»
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
I Interactive Интерактивная
N Noting Отмечающая
S System Система
E Effective Эффективного
R Reading Чтения
T Thinking Размышления
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Прием «Двойной дневник».
Фразы из текста, которые
произвели
наибольшее
впечатление
(согласие, протест или
непонимание)
Комментарий: что
заставило записать
именно эту фразу?
Какие мысли,
вопросы, ассоциации
и воспоминания она
вызвала?
Текст
Кому при рождении
делают колыбель,
тому выроют могилу
этого еще никому не
удавалось избежать.
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Составление кластера
РОДИНА
Майкоп
Герб
Россия
Береза
Черкеска
Москва
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ
Тонкие
вопросы
Толстые
вопросы
Кто...?И.Машбаш
Что...?Исторические романы..
Когда...?Бзиюкская битва.
Как звать...?Положительного
героя…..
Было ли...?Предателем
народа……
Дайте три объяснения,
почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что
будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ
ИНФОРМАЦИЮ
Приемы:
1.Написание эссе.
2.Составление телеграммы, памятки,
инструкции.
3. Стихотворение по алгоритму.
5.Письмо по кругу
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Синквейн по теме: « Родина»
1 Кто? Что?
2 Какой?
3 Что делает?
4 Что автор
думает о
теме?
5 Кто? Что?
Новое
звучание
темы.
1
существитель
ное
2
Прилагательн
ых
3
Глагола
Фраза из 4
слов
1
существитель
ное
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Синквейн по теме: « Родина»
Адыгея,
Солнечная,горная.
Крепни,славься,развивайся!
Вместе с Россией иди вперёд,
Родина.
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Приемы устной рефлексии
Устная рефлексия учит публично формулировать и
обозначать свое отношение к объекту изучения и
подразумевает ответы на следующие вопросы:
Что на уроке показалось вам интересным?
Необычным?
Что вызвало затруднения?
Какие предположения подтвердились?
Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Как изменилось ваше представление о ……. по
сравнению с началом урока?
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка и литературного чтения( из опыта работы).
Ресурсы Интернета
Газета «Первое сентября»
Учебная программа курса «Технологии
• Сайт международного журнала
о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ctnet.net/ru/rwct_tcp_ru
• Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
•
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
•
компетентностноориентированного образования:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
• Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо»
• С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического
мышления через чтение и письмо»
• Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские
черепахи»
• А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье»
• И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития
критического мышления на уроках литературы»
• Публикации С.ЗаирБека в газете «Первое сентября»:
«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!»,
«Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.