В настоящее время в д/с нашего города у многих детей неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.документ использование мнемотехники
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным
ему пяти слова – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
В настоящее время в д/с нашего города у многих детей неполноценно сформированы
значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие
правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших
классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо
обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными
ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если
обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».
У детей дошкольного возраста образное мышление развито больше, поэтому на оуд больше
используется наглядностей, рисунков. При объяснении нового материала нужно учитывать и
особенности детей. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом?
Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных
операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный
контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. При использовании приёмов
мнемотехники используются игровые технологии, индивидуальные личностноориентированные
технологии.
Отличительные особенности приёма мнемотехники:
системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с
опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и
способствует активизации компенсаторных механизмов;
создание психологопедагогических условий развития положительной мотивации у детей.
При работе с детьми с особыми потребностями приём мнемотехники служит для снятия
эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный
эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие
друг с другом. Коррекционное влияние мнемотехники на эмоциональную сферу ребёнка с особыми
образовательными нуждами доказывает тот факт, что в норме дети самостоятельно прибегают к игре
как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения,
преодоления негативных переживаний.
Работа с мнемотаблицами не требует специального обучения и высокого профессионализма
педагога. Техника работы с мнемотаблицами предназначена для педагогов, работающих с детьми с
речевыми проблемами и особыми потребностями.
Задачи использования мнемотехники на логопедических занятиях:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей
понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные
виды).
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение
сравнивать, выделять существенные признаки.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Знакомить с буквами.Мы используем прием мнемотехники, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение
и воспроизведение информации.
Мнемотаблица – это картинка, в которую заложена определенная информация и строится от
простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, а затем последовательно
происходит переход к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап. Рассматриваем таблицы и разбираем того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем из абстрактных символов
в образы.
Использование мною мнемотаблиц на занятиях помогает учащимся более легко производить
звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать загадки и т.д. Опорные рисунки
для обучения заучиванию стихотворений увлекают, превращают занятие в игру.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры.
Продумываем с детьмиразнообразные модели, при этом необходимо придерживаться следующих
требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.