Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

  • Научные работы
  • docx
  • 02.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время в д/с нашего города у многих детей неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.документ использование мнемотехники
Иконка файла материала ispolzovyanie_mnemotehniki.docx
Использование приёмов мнемотехники в  работе с детьми с общим недоразвитием речи   «Учите   ребёнка   каким–нибудь   неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»                               К. Д. Ушинский В   настоящее   время   в   д/с   нашего   города   у   многих   детей       неполноценно   сформированы значимые   для   обучения   коммуникативная   и   обобщающая   функции   речи.   Дети,   не   овладевшие правильным   произношением   звуков   делают   ошибки   в   письменной   речи   даже   в   школах   старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить   внимание   на   их   речь,   вести   систематические   наблюдения   за   наиболее   характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.  Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». У   детей   дошкольного   возраста   образное   мышление   развито   больше,   поэтому   на   оуд     больше используется   наглядностей,   рисунков.   При   объяснении   нового   материала   нужно   учитывать   и особенности   детей.   Но   где   взять   такие   программы,   которые   позволят   нам   общаться   с   мозгом? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций,   благодаря   которым   удается   «наладить   контакт»   с   мозгом   и   взять   под   сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. При использовании приёмов мнемотехники   используются   игровые   технологии,   индивидуальные   личностно­ориентированные технологии.  Отличительные особенности приёма мнемотехники:      системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное   воздействие,   при   котором   слуховое   восприятие   информации   сочетается   с опорой   на   зрительный   контроль,   что   позволяет   задействовать   сохранные   анализаторы   и способствует активизации компенсаторных механизмов; создание психолого­педагогических условий развития положительной мотивации у детей. При   работе   с   детьми   с   особыми   потребностями   приём   мнемотехники   служит   для   снятия эмоционального   напряжения   и   психологической   разгрузки,   позволяет   создавать   положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. Коррекционное влияние мнемотехники на эмоциональную сферу ребёнка с особыми образовательными нуждами доказывает тот факт, что в норме дети самостоятельно прибегают к игре как   психотерапевтическому   средству   снятия   страхов,   разрядки   эмоционального   напряжения, преодоления негативных переживаний. Работа с мнемотаблицами не требует специального обучения и высокого профессионализма педагога. Техника работы с мнемотаблицами предназначена для педагогов, работающих с детьми с речевыми проблемами и особыми потребностями.  Задачи использования мнемотехники на логопедических занятиях:  Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.   Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).   Развивать   у   детей   умственную   активность,   сообразительность,   наблюдательность,   умение сравнивать, выделять существенные признаки.   Обучать детей правильному звукопроизношению.    Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам. Знакомить с буквами.Мы используем прием мнемотехники, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.  Мнемотаблица – это картинка, в которую заложена определенная информация и строится от простого   к   сложному.   Начинаем   работу   с   простейших   мнемоквадратов,   а   затем   последовательно происходит переход к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.  Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап. Рассматриваем таблицы и разбираем того, что на ней изображено.  2 этап. Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы. Использование мною мнемотаблиц на занятиях помогает учащимся более легко производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать загадки и т.д. Опорные рисунки для обучения заучиванию стихотворений увлекают, превращают занятие в игру.    Мнемотехника   многофункциональна.   На   основе   их   создаю   разнообразные   дидактические   игры. Продумываем   с   детьмиразнообразные   модели,   при   этом   необходимо   придерживаться   следующих требований:  модель должна отображать обобщённый образ предмета;   раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Посмотрите также