Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Оценка 5

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
24.07.2019
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
мнемотехника.docx
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста воспитатели МБДОУ  д/с №75  Горбатюк Марина Анатольевна Романчук Татьяна Юрьевна     К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким­нибудь неизвестным ему пяти  словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов  с картинками, и он их усвоит на лету».  Развитие   речи   является   одним   из   самых   важных   приобретений   ребенка   в дошкольном   возрасте   и   рассматривается   в   современном   дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.   Какие   же   трудности   и   почему   испытывает   ребёнок   при   построении связного рассказа? 1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. 2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас. 3.Употребление нелитературных слов и выражений. 4.Бедная   диалогическая   речь:   неспособность   грамотно   и   доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. 5.Неспособность   построить   монолог:   например,   сюжетный   или   описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. 6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. 7.   Отсутствие   навыков   культуры   речи:   неумение   использовать   интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8.Плохая дикция Детей необходимо научить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому педагоги должны ставить перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.   Процесс обучения должен бытьдля детей интересным, занимательным, развивающим. В этом нам поможет метод «Мнемотехника». Мнемотехника­   в   переводе   с   греческого   ­   «искусство   запоминания».   Это система   методов   и   приемов,   обеспечивающих   успешное   запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем  заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание   придумывается   картинка   (изображение);   таким   образом,   весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Схемы   служат   своеобразным  зрительным   планом  для   создания   монологов, помогают детям выстраивать: ­ строение рассказа, ­ последовательность рассказа, ­ лексико­грамматическую наполняемость рассказа. Где можно использовать карточки­ схемы? ­ для обогащения словарного запаса,  ­ при обучении составлению рассказов,  ­ при пересказах художественной литературы,  ­ отгадывании и загадывании загадок,  ­ при заучивании стихов.  Структура мнемотехники Мнемоквадрат   –   это   отдельный   схематичный   рисунок   с   определенной информацией. Мнемодорожка – это квадрат из 3­4   картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2­3 предложения. Мнемотаблица­ это схема, в которой заложена определенная информация.   Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Для этого можно использовать следующие задание: Называется слово, необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить.  Слова: лес,   пляж,   ваза,   вкусно,   страшно,   весело,   горячий,   солёный,   кислый, море, привет, золото.  Затем показываете картинку, по ней надо вспомнить слово. Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь   нескольких   образов.   Вспомнив   один   образ   (или   увидев   конкретный предмет), ребенок вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять   образы   и   соединять   их   искусственной   ассоциацией.  Вот   и   весь “секрет”!  Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Детям   младшего   дошкольного   возраста   трудно   сразу   уловить   обучающую информацию   через   мнемотаблицу,   поэтому   с   ними   удобнее   работать   через мнемодорожки.   Мнемодорожка   также   несет   обучающую   информацию,   но   в таблиц:   размеры следующие небольшом   количестве,  что  очень  важно   на  первых   порах   обучения  ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Младший и средний дошкольный возраст – цветные мнемотаблицы с отдельными образами (ассоциация с формой, цветом) – мнемоквадрат.  Усложняя задачу, изображаем персонажей в графическом виде.  Для более старших детей мнемодорожка, мнемотаблицы. Размер мнемотаблиц может быть различным.   В зависимости от возраста детей и уровня их развития.  Рекомендуется *для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3);  *для   дошкольников   среднего   возраста   —   таблицы   на   9   клеток   (3x3),   на   16 клеток (4x4); * для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5). Для   детей   младшего   и   среднего   дошкольного   возраста   необходимо   давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса­ рыжая, мышка­ серая, ёлочка­ зелёная.  В   качестве   символов­заместителей   на   начальном   этапе   работы   используются геометрические   фигуры,  своей   формой   и  цветом  напоминающие   замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На   последующих   этапах   дети   выбирают   заместители,   без   учета   внешних признаков   объекта,   ориентированных   на   качественные   характеристики   (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна).  Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. В результате использования мнемотаблиц:   ­ Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.  ­ Появляется желание пересказывать придумывать интересные истории   ­ Ребенок понимает, что это совсем не трудно.   ­Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. ­ Словарный запас выходит на более высокий уровень;  ­ Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2019