Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
24.07.2019
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
мнемотехника.docx
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
воспитатели МБДОУ д/с №75
Горбатюк Марина Анатольевна
Романчук Татьяна Юрьевна
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка какимнибудь неизвестным ему пяти
словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету».
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном
образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний
день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей
дошкольного возраста – явление редкое.
Какие же трудности и почему испытывает ребёнок при построении
связного рассказа?
1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность
грамматически правильно построить предложение.
2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3.Употребление нелитературных слов и выражений.
4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8.Плохая дикция
Детей необходимо научить связно, последовательно, грамматически правильно
излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Именно поэтому педагоги должны ставить перед собой задачу развития связной
речи у дошкольников. Процесс обучения должен бытьдля детей интересным,
занимательным, развивающим. В этом нам поможет метод «Мнемотехника».
Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов
природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,
и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко
воспроизводит текстовую информацию
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают детям выстраивать:
строение рассказа,
последовательность рассказа,
лексикограмматическую наполняемость рассказа.
Где можно использовать карточки схемы?
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Структура мнемотехники
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной
информацией.
Мнемодорожка – это квадрат из 34 картинок, по которым можно составить
небольшой рассказ в 23 предложения.
Мнемотаблица это схема, в которой заложена определенная информация.
Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры
для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком,
наиболее подходящим по смыслу.
Для этого можно использовать следующие задание:
Называется слово, необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово
запомнить.
Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый,
море, привет, золото.
Затем показываете картинку, по ней надо вспомнить слово.
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е.
связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный
предмет), ребенок вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться
представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь
“секрет”!
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую
информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через
мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в таблиц:
размеры
следующие
небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения,
исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.
Младший и средний дошкольный возраст – цветные мнемотаблицы с отдельными
образами (ассоциация с формой, цветом) – мнемоквадрат.
Усложняя задачу, изображаем персонажей в графическом виде.
Для более старших детей мнемодорожка, мнемотаблицы.
Размер мнемотаблиц может быть различным.
В зависимости от возраста детей и уровня их развития.
Рекомендуется
*для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3);
*для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3x3), на 16
клеток (4x4);
* для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4x4), на 25
клеток (5x5).
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать
цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные
образы: лиса рыжая, мышка серая, ёлочка зелёная.
В качестве символовзаместителей на начальном этапе работы используются
геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый
предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг).
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних
признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой,
добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна).
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы
не привлекать внимание на яркость символических изображений.
В результате использования мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать придумывать интересные истории
Ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Словарный запас выходит на более высокий уровень;
Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед
аудиторией.
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.