Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР
Оценка 4.9

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
13.05.2018
Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР
Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Однако опросы родителей за последние годы показали, что этим играм уделяется мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им своих детей. Данная консультация содержит перечень игр и упражнений с мячами различной величины, направленных на развитие всех компонентов речи
Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №32 «Березка» Консультация на тему: «Использование мяча как коррекционного инструмента   в логопедической работе с детьми, имеющими   тяжелые нарушения речи» Подготовила: Пилюгина О.Л. Учитель­логопед  МБДОУ детский сад № 32 «Березка» Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал. Ты скакал и звонко топал. С. Я. Маршак Педагоги   давно   используют   мяч   в   логопедической   работе   с   детьми.   Это прекрасный инструмент, используемый в коррекционной практике.          Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных   из   коры   березы,   липы   или   ивы.   Такие   мячи   внутри   были   пустыми   или набивались   песком.   В   некоторых   областях   мячи   делали   из   овечьей   шерсти.   Клок шерсти   сначала   скатывали   до   плотного   состояния,   а   потом   бросали   в   кипяток   и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр. Выбор мячей достаточно широк. Сейчас в продаже огромный выбор мячей:          пластмассовые          резиновые          надувные          из папье­маше и т.д.          Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:    ярким    легким  прыгучим  Однако опросы родителей за последние годы показали, что этим играм уделяется мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им своих детей.                      Т.А.Воробьева, углубленно работая в этом направлении, выявила, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:       отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению,       освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;       помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни          регуляции;       развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,       помогают проводить работу над развитием просодических компонентов          речи;       регулируют силу и точность движений,       движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует          произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку),       игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально­волевую сферу, что          особенно важно для гипердинамичных детей,       развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции,       развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных          органов.           Все это является:           необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых            органов,           оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных            речевых навыков.                  Зная уровневую теорию организации движений (по Н.А.Берштейну) педагоги­ практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.  А.  Рубро­спинальный уровень регуляции движений       При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:          тремор органов артикуляционного аппарата          тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме). В.  Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения         При нарушениях:          неловкость,           трудности   во   внешней   увязке   целостности   движений   (при   рисовании затрудняются удерживать лист бумаги),          ослабление выразительности движений и мимики          обедняется голос,          при письме разновысокие буквы.              Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.         С. Пирамидно­стриальный уровень пространственного поля Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения        Есть два подуровня: С­1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения С­2 – регулирует максимальную целевую точность движения  При нарушениях:          порезы,           нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений).  Д. Теменно­премоторный, кортикальный уровень организации движений обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:          апраксия и диспраксия,          нарушение ориентировки в пространстве (лево­право),          затруднена выработка любого двигательного навыка. Е. Уровень символической организации  С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей. По данным Ассоциации логопатологов Санкт­Петербурга:    50­60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается. Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:  игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики,  игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики,  игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки,   игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;  игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение  словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой и обшей моторики Данные   современных   научных   исследований   подтверждают,  что   области   коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук, так сказать «приводят в действие» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их   активность.   Прослеживается   прямая   зависимость   между   уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук. Можно:  использовать   маленькие   мячики   или   шарики   из   пластмассы,   резины,   дерева, каучука,  подбирать их по цвету,   вводить с их использованием элементы самомассажа. Упражнения:    ­ для разминки   сжимание мячика,   обхват пальцами,   прокатывание,   прокатывание  между пальцами,   разминание между ладонями.                                          1.  «Разноцветные   шары»   ­   прокатывание   шариков   снизу­вверх   разными   пальцами правой и левой руки. 2.  «Дождик» ­ прокатывание шариков. 3.  «Парашютисты» ­ прокатывание шариков с пропеванием гласных. 4.  «Плывет,   едет,   скачет»   ­   прокатывание   шарика   по   дорожкам   усложненной конфигурации. 5.  «Спираль». 6.  «Кто быстрее?». 7.   «Снежинки». 8.  «Время года» ­ закрепление лексики по теме «Календарь». 9.  «Перевертыши» ­ прокатывание шариков с чтением слов. 10. «Угощение» ­ использование съемных картинок. 11. «Машина и стрекоза». 12. «Путешествие колобка» ­ закрепление навыков пространственной ориентировки.                              Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных   ощущений   с   помощью   мячей.   Пособия   выполняются   в   виде   панно   из плотной   ткани   с   объемной   вышивкой   или   аппликацией.   Это   позволяет   ученику тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве Дети   с   дисграфией   имеют   значительные   сложности   при   ориентировке   в пространстве.   Следующие   упражнения   направлены   на   отработку   силы,   точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.  Упражнения:   прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении,    выполнение   инструкций   («В   правую   руку   мячик   возьми,   над   головою   его подними…»),   попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях),   комплексы упражнений для ног с элементами массажа,   рисование мячом фигур на полу. Для этих упражнений используются различные резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. «По стульчику стучу»                         «Нарисуем круг»                             «Покатаем мяч ногами»                                                              Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные   звуки   являются   фундаментом,  на   котором   базируется   вся   работа   по развитию фонематических процессов. Усвоив эту тему, дети, как правило, неплохо овладевают звуковым анализом синтезом слов, а, следовательно, усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными закрепляется в играх с мячом. Упражнения и игры:   «Повторяем дружно звук» ­ услышишь звук А, стукни мячом об пол.    «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» ­ услышишь звук А, подбрось мяч вверх.    «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» ­ развитие длительного речевого выдоха.   «Разноцветные мячики» ­ дифференциация гласных и согласных – назови слово   «Тихо – громко».    Игры   с   передачей   мяча:   «Мяч   передавай,   слово   называй»   (на   заданный   звук,   с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка».   Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А ­ и только с этой» ­  все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» ­ добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги». Дети тренируются в четком произношении и выделении их из звукового ряда. Интересно   то,   что   в   этих   играх   и   упражнениях   дети   соотносят   длительность прокатывания   мяча   с   длительностью   пропевания   гласных   звуков.   Все   эти   игры способствуют   отработке   плавного   выдоха,   что   очень   важно   в   работе   над звукопроизношением.  В играх используются не только резиновые, но и самодельные мячи, сшитые из ткани, на которых вышиты буквы.  Например: Игра «Разноцветные мячики» Цель:   закрепление   дифференциации   гласных   и   согласных   звуков,   развитие внимания, быстроты мышления. Логопед   бросает   мяч   с   определенной   буквой,   ученик   называет   слово, начинающее на этот звук. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Упражнения и игры: «Мяч бросай и животных называй»   «Я знаю 3(5) названий животных» …   «Животные и их детеныши»   «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»   «Подскажи словечко»   «Скажи ласково»   «Составь предложение»   «Горячий – холодный» (антонимы)   «Из чего сделано»   «Лови да бросай – цвета называй»   «Третий лишний»   «Какой по форме»   «Один – много» (множественное число)   «Бывает – не бывает»   «Кто кем был»                    Вполне допустимо, что использование мяча на логопедических занятиях не является  приоритетным. Выбор  той или иной  игры  или  упражнения на  конкретном занятии,   оставляет   за   собой   учитель­логопед,   опираясь   на   цели   и   задачи   данного занятия.  Заключение           Еще раз хочу обратить внимание коллег на то, что игры с мячом универсальны и их   разнообразие,   и   наполнение   содержанием   зависит   только   от   вашей   фантазии   и желания   работать   с   детьми   весело,   интересно,   облекая   коррекционную   работу   в нетрадиционные формы.                     Таким   образом,   безусловной   педагогической   удачей   и   залогом   успеха практического использования игр с мячом в коррекции речевых нарушений является то, что педагогу с коррекционными приёмами удается включаться в жизнь ребёнка, в его   систему   жизненных   потребностей:   игра   и   активные   движения.   Интеграция физических   упражнений,   правильного звукопроизношения   и   речевого   сопровождения   способствует   повышению эмоционального   тонуса,   что   при   правильном   коррекционно­развивающем   подходе побуждает ребёнка к общению.   игровых   действий,   звукоподражания, Литература 1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985. 2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2003 3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1997 4. Рязанова С.Г. Игры с мячом в логопедической коррекции. ж – л «Логопед» №5 2009

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР

Использование мяча как коррекционного инструмента в логопедической работе с детьми с ТНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018