Использование образовательных ресурсов сети Интернет на уроках химии.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал содержит описание опыта педагогической деятельности учителя химии " Использование образовательных ресурсов сети Интернет на уроках химии".Кратко описаны основные моменты использование ИКТ на уроках химии. Более подробно разобраны сайты, содержащие информацию, которую можно использовать при подготовке к урокам, их проведения и самообразования.
Иконка файла материала Описание опыта работы учителя химии.doc
Описание опыта работы учителя химии ГУО «Семукачский учебно­педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Демьяновой С.Н Использование образовательных ресурсов сети Интернет на уроках химии. Если мы будем сегодня учить наших детей  такими же методами, как и вчера,  то тем самым мы будем красть у наших детей будущее.    Джон Дьюи  Согласно   Государственной   программе   развития   цифровой   экономики   и информационного общества на 2016 – 2020 годы и Государственной программой «Образование   и   молодежная   политика»   на   2016   –   2020   годы     в   2016/2017 учебном году необходимо сосредоточить внимание на реализации мероприятий по   информатизации   в   образовании.   Определяющим   при   этом   должно   быть внедрение   принципов   и   технологий,   обеспечивающих   комплексное   решение управленческих   задач   и   совершенствование   образовательной   деятельности   на основе   широкомасштабного   использования   электронных   коммуникаций   для информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса. [1] Двадцать   первый   век   бросает   вызов   всему,   что   нас   окружает. Стремительно   меняется   техника   и   технологии,   и,   чтобы   успеть   за головокружительными новинками, чтобы не чувствовать себя выброшенными за борт современной жизни, надо постоянно учиться. Учеба – часть нашей жизни. Мы учимся не только на уроках. Поэтому, рассуждая, как увлечь детей, нужно учитывать не только образовательные цели, но и их личные потребности. Умение заинтересовать учебой – чуть ли не самый 2мощный инструмент в руках учителя, и овладеть им совершенно необходимо. Но вот вопрос: как это сделать? как добиться того, чтобы в классе было интересно всем? И главный вопрос, как понять, что им это интересно?   [2] Цифровые   технологии   невероятно   повлияли   на   обучение.   Теперь   мы совершенно по­новому общаемся между собой, с учениками, их родителями, да и со всем миром. А что важнее – они привлекают детей. Однако   чтобы   преподавание   с   их   помощью   было   интересным, осмысленным и увлекательным, от нас потребуется гибкость, быстрота реакции и новые знания. [3] Таким   образом,   актуальность   работы   обусловлена   быстрыми   темпами роста информатизации образовательного процесса; к тому же информационные ресурсы   позволяют   не   только   насытить   обучающегося   большим   количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Цель работы: систематизация видов образовательных ресурсов сети Интернет при обучении химии.  Задачи:  обосновать необходимость использования  образовательных ресурсов сети Интернет при обучении школьному курсу химии;  разработать рекомендации по отбору и применению Интернет­ресурсов на уроках химии. Новизна опыта заключается в том, что:  систематизирован  материал о применении образовательных ресурсов сети Интернет на уроках химии.  Практическая значимость: 3  адаптированность   образовательных   ресурсов   сети   Интернет     к   урокам химии;   использование   образовательных   ресурсов   сети   Интернет   на   уроках, факультативных   занятиях,   во   внеклассной   работе   по   химии   как   путь реализации  основного   направления   совершенствования   национальной   опережающее   внедрение   современных системы   образования:   коммуникационных и информационных технологий. Перспективы развития опыта:  дальнейшее   методическое   обеспечение   системы   уроков   химии   с использованием образовательных ресурсов сети Интернет;  использование   собранных   материалов   при   проведении   факультативных занятий;  трансляция собственного опыта в методической работе.  Учитель химии может использовать информационные ресурсы Интернета по следующим направлениям: 1. Подготовка конспектов и дидактических материалов к урокам, углубление содержания традиционных уроков.  2. Использование на уроках при самостоятельной работе учащихся справочных материалов,   справочных   баз   данных,   имеющихся   в   сети   методических материалов, схем, таблиц, рисунков. 3.   Демонстрация   на   уроках   по   подходящей   теме     графических   материалов, таблиц, диаграмм, презентаций, видеоматериалов.  4. Работа непосредственно на уроках с обучающими интерактивными моделями из сети, например работа с интерактивной таблицей элементов Д.И.Менделеева, виртуальными лабораториями.  45.   Тестирование   знаний   учащихся   по   отдельным   предметам   или   разделам курсов. 6. Участие в дистанционных предметных олимпиадах, викторинах.  7.   Внеклассная   работа   учащихся   при   подготовке   рефератов,   докладов   по индивидуальным   творческим   заданиям, исследовательского характера.    выполнение   заданий   научно­ 8. Самообразование, т. е. изучение опыта  коллег в других городах и других странах.   Подготовка   к   тематическим   семинарам   школьных   и   районных методических объединений. [4] На   протяжении   моей   работы   мною   были   опробированы   различные образовательные ресурсы сети Интернет на уроках химии. И я пришла к выводу, что при использовании Интернета возникает ряд сложностей: 1.   Информация   в   сети   бесконтрольна,   что   часто   ставит   под   сомнение   ее достоверность, а зачастую и серьезность. Поэтому при отборе образовательных сайтов   я   обращаю   внимание   на   название   ресурса,   источник   и   автора предлагаемого материала или статьи.  2. Большая часть действительно ценной и интересной информации представлена в сети на английском языке. Проблему с переводом можно решить, используя поисковую систему Google Chrome. Перевод осуществляется лишь по нажатию одной кнопки, либо полностью автоматически. Понятно, что качество перевода не идеальное, но общий смысл понять можно. 3. В сети представлено такое количество информации, и для того, чтобы найти что­то нужное, требуется много сил и времени. Кроме того, некоторые сайты, адреса которых были опубликованы в тех или иных изданиях, могут со временем изменить свое название или адрес или просто исчезнуть. Наиболее   интересные,   на   мой   взгляд,   интернет   ресурсы   по   химии,   я разделила их на несколько групп: I. Химические сайты. (Приложение 1)  5Наиболее интересные химические сайты я разделила на несколько групп.  1. Периодические издания, научно­популярные журналы.   http   ://   him   .1   september  .  ru  ­ журнал « Химия», издательство « 1 сентября».   http://him.1september.ru/urok/  ­ «Я   иду на урок  химии», статьи  по  основным разделам школьного курса химии, подготовке к экзаменам. http://www.hij.ru/ ­ научно­популярный журнал « Химия и жизнь». 2. Химические сайты для учителей: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library  ­   социальная   сеть   работников образования. http://it­n.ru/ ­ сеть творческих учителей. https://videouroki.by/blog/  ­   сайт   содержит   бесплатные   видеоуроки,   тесты, полезные   материалы   и   опыт   преподавания   различных   предметов   школьной программы.   http://www.twirpx.com/files/abit/sc_chemistry/  ­     сайт,   позволяющий   найти электронные версии книг по химии. 3. Химические сайты для учителей и учащихся: http://www.hemi.nsu.ru – электронный учебник по химии. http://school­sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html  ­   химия   для   всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии. http://webelements.narod.ru/ ­ онлайн­справочник  химических элементов. http://alhimik.ru/  ­   полезные   советы,   эффектные   опыты,   химические   новости, виртуальный репетитор, консультации, история химии. http://all­met.narod.ru/  ­ занимательная химия: все о металлах. http   ://   www   .  sev   ­  chem   .  narod    .  ru   /  opyt  .  htm ­ методики проведения опытов по химии.       .  wallst    ://   hemi http  интересующихся наукой и углубляющих знания химиков.  .  ru   /  ­   электронный   учебник   для   начинающих,   а   также 6://   www   .  chemistry http    для средней школы.  .  ru  ­ органическая химия: электронный учебник  .  ssu   .  samara   4. Сайты, позволяющие принимать  участие в дистанционных предметных олимпиадах, викторинах: 1. https://videouroki.by/olymp/ ­ олимпиады по химии. 2. http://znanika.ru/ ­ электронная школа «Знаника». (Приложение 2) II.  Виртуальные лаборатории. (Приложение 3).  Визуализация   –   один   из   наиболее   эффективных   приемов   обучения, помогающий   гораздо   проще   и   глубже   разобраться   в   сущности   различных явлений.   Особенно   полезны   визуализация   и   моделирование   при   изучении динамичных, изменяющихся во времени объектов и явлений, которые бывает сложно понять, глядя на простую статичную картинку в обычном учебнике.  Далеко   не   все   учебные   эксперименты   можно   или   нужно   проводить   в «реальном» режиме.   Неудивительно, что технологии компьютерного моделиро­ вания достаточно быстро пришли в эту область.  Виртуальные онлайновые лаборатории позволяют  проводить компьютер­ ные опыты, не приобретая дополнительных программ, причем в любое удобное время, был бы доступ к Интернету: 1. Ресурс VirtuLab (www.virtulab.net) – крупнейший сборник виртуальных опы­ тов по различным учебным дисциплинам. Основная единица коллекции – вирту­ альный эксперимент.  2.Ресурс   TheChemCollective   (http://www.chemcollective.org/)   ­ химическая лаборатория, отличается гибкостью в настройке.   онлайновая III. Интерактивное приложение LearningApps.org  Данное   приложение   служит   для   поддержки   обучения   и   процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Это приложение не только 7позволяет   использовать   уже   готовые   упражнения   для   проверки   знаний учащихся, но и создавать свои собственные задания. (Приложение 4)  Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций. К трудностям использования ресурсов сети Интернет на уроках химии относится отсутствие четко отработанных методик, недостаточное техническое оснащение,   загруженность   учителей,   трудность   придерживаться   временных рамок.  Однако применение информационных технологий позволяет  подойти к вопросу обучения химии с качественно новой стороны.    Использование новых информационных технологий позволяет  научить каждого ребенка за короткий промежуток   времени   получать,   обрабатывать,   оценивать   и   использовать   в практической деятельности большой объем информации.  В   любом   варианте   доступ   в   Интернет   для   учителя   химии   повышает   и уровень подготовки самого учителя, и уровень проведения занятий, и качество знаний учащихся.  8Список использованных источников 1. Инструктивно­методическое   письмо   министерства   образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий   в   учреждениях   общего   среднего   образования   в   2016/2017 учебном году от 15.08.2016. 2. Джексон   Н.   Классный   учитель:   как   работать   с   трудными   учениками, сложными родителями получать удовольствие от профессии/Н.Джексон. – «Альпина Диджитал», 2016 г.  3. Садкина  В.И.101  педагогическая  идея.  Как  создать  урок/В.И.Садкина.– М.:ООО «Издательская группа « Основа»»,2013. – 87с. 4.   Никитенко   С.Г.   Интернет   для   учителя   химии/С.Г.Никитенко [Электронный ресурс].  –  Режим доступа http://him.1september.ru/article.php?ID=200400704­Дата доступа 28.11.2016 9№ п/ п 1. 2.  3.  Приложение 1 Химические сайты Описание  Адрес (Url) Название сайта "Я иду на урок химии" статьи по основным разделам школьного  курса химии, подготовке к экзаменам http://him.1septemb er.ru/urok/ Периодические издания Журнал «Химия» на сайте представлены различные материалы к уроку химии http://him.1septemb er.ru/ научно­популярный журнал http://www.hij.ru/ Журнал «Химия и жизнь» 104. Социальная сеть работников образования   библиотека научно­методических рекомендаций,   лаборатория   педагогического мастерства,   виртуальный   университет, возможность создания мини­сайта, общение с коллегами http://nsportal.ru/shk ola/khimiya/ 5.  Сеть творческих учителей сайт,   для   педагогов,   которые   интересуются возможностями   улучшения   качества   обучения   с помощью   применения   информационных   и коммуникационных технологий (ИКТ). http://it­n.ru/ 6.  videouroki.net сайт содержит бесплатные видеоуроки, тесты, полезные   материалы   и   опыт   преподавания различных предметов школьной программы. https://videouroki.by 7. twirpx.com сайт, позволяющий найти электронные версии книг по химии. http://www.twirpx.c om/files/abit/sc_che mistry/ 8. Интернет­ издание « Основы химии» электронный учебник по химии http://www.hemi.nsu .ru/ 119. school­sector химия   для   всех: материалы   по   общей, неорганической химии.   иллюстрированные   органической   и http://school­ sector.relarn.ru/nsm/ chemistry/START.ht ml 10. WebElements онлайн­справочник  химических элементов http://webelements.n arod.ru/ 11. Alhimik Полезные   советы,   эффектные   опыты, химические новости, виртуальный репетитор, консультации,   казусы   и   ляпсусы,   история химии http://alhimik.ru/ 12. Занимательная химия: все о металлах этот   сайт   посвящен   преимущественно металлам http://all­ met.narod.ru/ 13. Занимательные опыты по химии методики проведения наиболее  интересных  опытов http  chem   ://   www   .  narod   htm  ­  .  sev   .  ru   /  opyt  .   1214. Три уровня обучения химии Электронный учебник для начинающих, а  также интересующихся наукой и  углубляющих знания химиков http://hemi.wallst.ru/ 15. Органическая электронный учебник для средней школы http://orgchem.ru/ химия Участие в  серии олимпиад «Апрель 2016»  (международный проект videouroki.net) Приложение 2 13Онлайновые лаборатории 1. VirtuLab Приложение 3 14Сайт: www.virtulab.net Язык интерфейса: русский Ресурс VirtuLab – крупнейший сборник виртуальных опытов по различным учебным дисциплинам. Основная единица коллекции – виртуальный экспери­ мент. С технической точки зрения, это интерактивный ролик, сделанный с помо­ щью AdobeFlash.  Каждый   ролик   позволяет   провести   какой­либо   эксперимент,   имеющий учебную цель и четкое задание. Пользователю же предлагаются все инструменты и объекты, необходимые для получения результата. Задания и подсказки выво­ дятся в виде текстовых сообщений. В роликах VirtuLab силен обучающий ас­ пект, например, если пользователь ошибается, система не пустит его дальше до исправления ошибки. Коллекция экспериментов VirtuLab достаточно обширна и разнообразна. Собственной встроенной поисковой системы у VirtuLab нет, поэтому для того, чтобы найти нужный эксперимент, придется просто пролистывать разделы ката­ лога. Архив разделен на четыре основных блока: «Физика», «Химия», «Биоло­ гия» и «Экология». Внутри них присутствуют более узкие тематические разде­ лы.  2. TheChemCollective Сайт: http://www.chemcollective.org/ Язык интерфейса: русский, английский 15Проекта  TheChemCollective   полностью    посвященного  изучению  химии. Он содержит немало тематических материалов на английском языке. Один из его наиболее интересных разделов – собственная виртуальная лаборатория под названием IrYdiumChemistryLab. Здесь не предлагаются какие­то определенные, конкретные опыты со своими заданиями. Вместо этого, пользователю предостав­ лена практически полная свобода действий. Конкретных заданий здесь нет, эксперименты проводятся так, как необхо­ димо и интересно пользователю. Остается лишь выбрать нужные вещества, по­ строить экспериментальную установку с помощью предлагаемого виртуального оборудования и запустить реакцию. Очень удобно, что получившееся вещество разрешается добавить в коллекцию реактивов, чтобы использовать в последую­ щих экспериментах. Приложение learningapps.org Приложение 4 16LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание   интерактивных   блоков   и   возможность   сделать   их   общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине   ни   в   какие   программы   или   конкретные   сценарии.   Они   имеют   свою ценность, а именно интерактивность. Готовые упражнения: Создание новых упражнений: 17

Посмотрите также