В статье говорится о применении песочной терапии на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Описаны приемы и задачи по развитию зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений. Предлагаются игры с песком, направленные на развитие зрительно-моторной координации и пространственных представлений.Документ - статья "Использование песочной терапии в логопедической практике"
Использование песочной терапии в логопедической практике.
Карабанова И.В.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической
коррекции все больше места занимают специальные техники. На сегодняшний день методов
нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро, сказко, смехо, изо,
глина, воско, кристаллотерапия и др). Но нам хотелось бы остановиться на той, которая,
на наш взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия.
Наши воспитанники – «особые», это дети с ТНР, они нуждаются в особом подходе и даже в
старшем возрасте с трудом овладевают несложными действиями с песком.
Как правило, движения детей не скоординированы, отсутствует контроль глаз за
действиями рук, тактильно – двигательное чувство не развито, плохо развита мелкая
моторика рук и т. д. Эти особенности развития мешают детям без труда овладеть таким,
казалось бы, простым занятием, как игры с песком. Отсюда следует вывод о том, что
играть с песком нужно учить!
Различные виды индивидуальных и групповых занятий с использованием песочной терапии
существенно повышают эффективность коррекционной работы с детьми данной категории
в условиях
учреждения.
Внедрение в практику песочной арттехнологии предполагает развитие всех основных
каналов приема информации: аудиального, визуального, кинестетического восприятия. Это
в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние других психических
процессов (памяти, внимания, мышления и др.) и способствуют развитию зрительно
пространственного восприятия, зрительнодвигательной координации, тонкой моторики.
Песочная терапия базируются на сочетании невербальной (процесс построения
композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки,
раскрывающей смысл композиции) активности ребенка.
Использование игр с песком в работе с детьми со множественными нарушениями в
развитии позволяет реализовать следующие задачи:
образовательного
дошкольного
Развитие ручной моторики (движений рук, хватательных действий, движений кистей
рук, мышечных усилий, дифференцированных движений пальцев рук, зрительномоторной
координации, согласованности действий обеих рук);
Формирование предметнопрактических и игровых действий;
Развитие познавательной активности детей, интереса и активности в деятельности,
навыков взаимодействия со взрослыми.
Развитию зрительнопространственного восприятия, пространственных представлений
способствуют следующие приемы:
манипуляции с песком (сжать его в кулачке, разжать, насыпать дорожки, засыпать их
и др.);
отыскивание в песочнице предметов;
поиск предметов, расположенных в определенном месте (по зрительной схеме или
словесной инструкции);
конструирование из песка;
рисование песком и на песке;
экспериментирование;
составление узоров на песке и др.
Метод песочной терапии способствует развитию сенсорных способностей, предметно
практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря песку у ребенка
возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. При работе с песком создается
дополнительный акцент на тактильную чувствительность, а также сенсорное развитие
ребенка с речевым нарушением. В результате проведенных коррекционнологопедических
занятий у наших дошкольников прослеживается положительная динамика развития речи:
у обучающихся значительно возрос интерес к логопедическим занятиям, так как на
занятиях нет монотонности; обучающиеся чувствуют себя более успешными, освобождаясь
от фиксации на своем нарушении.
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений.
Дифференциация правой и левой части тела (руки, ноги, глаза, уха). Задания:
Поднять правую руку, левую ногу.
Определить след какой руки отпечатан на песке.
Определение пространственных соотношений элементов, графических элементов и букв.
Задания:
Дорисуй чего не хватает справа, слева, спереди, сзади.
Напиши, выложи буквы, чьи элементы повернуты вправо, влево.
Большую роль в своей работе с детьми мы уделяем профилактике диграфии, поэтому
очень важно правильно провести работу над буквой. На этом этапе мы используем очень
много различных игр и упражнений. Что касается данной темы обсуждения мы используем
некоторые из них.
Игры с буквами:
Допиши букву с недостающими элементами
Обведи, подчеркни, зачеркни определенную букву.
Допиши элементы букв, чтобы получилось слово.
Поиск букв в зашумленном варианте написания.
Чтение слов (словосочетаний) слева направо и наоборот. (Например, Алла рвала
лавр).
Запомни букву.
Решение различных буквенных ребусов, кроссвордов.
Обведи ее пальчиком ведущей руки по стрелкам, напиши ее в воздухе, на столе.
На что похожа буква?
Работу по формированию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти
включаем в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико
грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению
грамоте.
Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляем на основании
принципа постепенного усложнения материала, согласно которому, работу на данном этапе
начинаем с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов или
их изображений. Затем переходим к схематичным изображениям, графическим знакам и
символам. В последнюю очередь используем материалы с наложенным изображением и
зашумлением. Все игровые задания, упражнения связываем с основной темой занятия и его
этапом.
Работа по развитию зрительномоторной координации является важной в коррекционной
работе. Используем задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с
опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, точное воспроизведение
последовательности графического ряда. Упражнения такого типа активно включаем в
домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия. Затем, на занятиях,
включаем игры на развитие тактильнокинестетической чувствительности и мелкой
моторики рук.
Список литературы– СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.50 с.
1. Грабенко Т.М., ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия
2. Грабенко Т.М., ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Чудеса на песке/Т.М. Грабенко, Т.Д.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление общего недоразвития
4. Лалаева Р.И. Дисграфия 1998г //Логопедия // С 286301.
Зинкевич Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008. 340с.
речи у дошкольников. М., 1990