Использование песочной терапии в логопедической практике.
Оценка 4.8

Использование песочной терапии в логопедической практике.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
25.04.2018
Использование песочной терапии в логопедической практике.
В статье говорится о применении песочной терапии на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Описаны приемы и задачи по развитию зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений. Предлагаются игры с песком, направленные на развитие зрительно-моторной координации и пространственных представлений.Документ - статья "Использование песочной терапии в логопедической практике"
использование песочной терапии в логопедической практике.docx
Использование песочной терапии в логопедической практике. Карабанова И.В. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники. На сегодняшний день методов нетрадиционного   воздействия   известно   достаточно   много   (игро­,   сказко­,   смехо­,   изо, глина, воско­, кристаллотерапия­ и др). Но нам хотелось бы остановиться на той, которая, на наш взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия. Наши воспитанники – «особые», это дети с ТНР, они нуждаются в особом подходе и даже в старшем возрасте с трудом овладевают несложными действиями с песком. Как   правило,   движения   детей   не   скоординированы,   отсутствует   контроль   глаз   за действиями   рук,   тактильно   –   двигательное   чувство   не   развито,   плохо   развита   мелкая моторика рук и т. д. Эти особенности развития мешают детям без труда овладеть таким, казалось бы, простым занятием, как игры с песком. Отсюда следует вывод о том, что играть с песком нужно учить! Различные виды индивидуальных и групповых занятий с использованием песочной терапии существенно повышают эффективность коррекционной работы с детьми данной категории в условиях учреждения. Внедрение   в практику   песочной   арт­технологии   предполагает   развитие   всех   основных каналов приема информации: аудиального, визуального, кинестетического восприятия. Это в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние других психических процессов   (памяти,   внимания,   мышления   и др.)   и   способствуют   развитию   зрительно­ пространственного восприятия, зрительно­двигательной координации, тонкой моторики.    Песочная   терапия   базируются   на   сочетании   невербальной   (процесс   построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) активности ребенка.  Использование   игр   с   песком   в   работе   с   детьми   со   множественными   нарушениями   в развитии позволяет реализовать следующие задачи: образовательного     дошкольного   Развитие ручной моторики (движений рук, хватательных действий, движений кистей рук, мышечных усилий, дифференцированных движений пальцев рук, зрительно­моторной координации, согласованности действий обеих рук); Формирование предметно­практических и игровых действий; Развитие познавательной активности детей, интереса и активности в деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми. Развитию   зрительно­пространственного   восприятия,   пространственных   представлений способствуют следующие приемы:  ­ манипуляции с песком (сжать его в кулачке, разжать, насыпать дорожки, засыпать их и др.);  ­ отыскивание в песочнице предметов; ­   поиск   предметов,   расположенных   в определенном   месте   (по   зрительной   схеме   или словесной инструкции);  ­ конструирование из песка;  ­ рисование песком и на песке;  ­ экспериментирование;  ­ составление узоров на песке и др. Метод   песочной   терапии   способствует   развитию   сенсорных   способностей,   предметно­ практических   манипуляций,   тонкой   моторики,   познавательной   и речевой   активности. Песок   вызывает   приятные   ощущения   в пальцах   и кистях.   Благодаря   песку   у ребенка возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. При работе с песком создается дополнительный   акцент   на   тактильную   чувствительность,   а также   сенсорное   развитие    ребенка с речевым нарушением. В результате проведенных коррекционно­логопедических занятий у наших дошкольников прослеживается положительная динамика развития речи: у обучающихся   значительно   возрос   интерес   к логопедическим   занятиям,   так   как   на занятиях нет монотонности; обучающиеся чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем нарушении. Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. ­   Дифференциация правой и левой части тела (руки, ноги, глаза, уха). Задания:  Поднять правую руку, левую ногу.  Определить след какой руки отпечатан на песке.  ­ Определение пространственных соотношений элементов, графических элементов и букв. Задания:  Дорисуй чего не хватает справа, слева, спереди, сзади.  Напиши, выложи буквы, чьи элементы повернуты вправо, влево. Большую роль в своей работе с детьми мы уделяем профилактике диграфии, поэтому очень важно правильно провести работу над буквой. На этом этапе мы используем очень много различных игр и упражнений. Что касается данной темы обсуждения мы используем некоторые из них. Игры с буквами:  Допиши букву с недостающими элементами  Обведи, подчеркни, зачеркни определенную букву.  Допиши элементы букв, чтобы получилось слово.  Поиск букв в зашумленном варианте написания.  Чтение слов (словосочетаний) слева направо и наоборот. (Например, Алла рвала лавр).  Запомни букву.  Решение различных буквенных ребусов, кроссвордов.   Обведи ее пальчиком ведущей руки по стрелкам, напиши ее в воздухе, на столе.  На что похожа буква? Работу   по   формированию   зрительного   восприятия,   зрительного   внимания   и   памяти включаем   в   индивидуальные   и   фронтальные   занятия   по   формированию   лексико­ грамматических   компонентов,   связной   речи,   звукопроизношения,   а   также   обучению грамоте. Формирование   зрительного   восприятия,   внимания,   памяти   осуществляем   на   основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому, работу на данном этапе начинаем с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов или их изображений. Затем переходим к схематичным изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь используем материалы с наложенным изображением и зашумлением. Все игровые задания, упражнения связываем с основной темой занятия и его этапом. Работа по развитию зрительно­моторной координации является важной в коррекционной работе. Используем задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой   на   образец,   обведение   контура   рисунка   по   точкам, точное   воспроизведение последовательности  графического   ряда.   Упражнения   такого   типа   активно   включаем   в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия. Затем, на занятиях, включаем   игры   на   развитие   тактильно­кинестетической   чувствительности   и   мелкой моторики рук.  Список литературы – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.­50 с. 1. Грабенко Т.М., Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия 2. Грабенко   Т.М.,   Зинкевич­Евстигнеева   Т.Д.   Чудеса   на   песке/Т.М.   Грабенко,   Т.Д. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление общего недоразвития 4. Лалаева Р.И. Дисграфия 1998г //Логопедия // С 286­301. Зинкевич ­ Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.­ 340с. речи у дошкольников. ­ М., 1990

Использование песочной терапии в логопедической практике.

Использование песочной терапии в логопедической практике.

Использование песочной терапии в логопедической практике.

Использование песочной терапии в логопедической практике.

Использование песочной терапии в логопедической практике.

Использование песочной терапии в логопедической практике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018