«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………….. 6
1.1. Игра как историческое явление ….. ……………………………… 6
1.2. Педагогическое значение подвижных игр ……………………… 7
1.3. Физиологические особенности развития детей 10-12 лет …….. 8
1.4. Подвижные игры как средство развития двигательных
качеств …………………………………………………………………… 12
1.5 Подвижные игры, используемые в тренировочном процессе
фехтовальщиков ………………………………………………………… 16
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ ……………………………………………………… 20
2.1. Цель и задачи исследования ……………………………………….. 20
2.2. Методы исследования ………………………………………………. 20
2.3. Организация исследования ………………………………………… 22
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
МЕТОДИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР …………. 23
3.1. Содержание экспериментальной методики ……………………… 23
3.2. Организация педагогического эксперимента ……………………. 27
3.3. Результаты педагогического эксперимента ……………………… 27
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………. 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПОДВИЖНЫХ ИГР С ФЕХТОВАЛЬЩИКАМИ 10-12 ЛЕТ …………. . 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….. 42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании человека, так как способствовали максимальному развитию у детей различных физических качеств, двигательных навыков и умений, необходимых во всех видах деятельности. Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности занимающихся, и, что особенно важно, способствует гармоничному развитию их физических способностей.
Подвижные игры в спортивной практике являются одним из эффективных средств учебно-тренировочного процесса и выполняют конкретные педагогические задачи [8]. Применение игрового метода в работе с начинающими спортсменами позволяет решать задачи по изучению техники специальных двигательных действий. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко переносятся при последующем, более углубленном изучении техники двигательных действий и облегчают овладение ими. Многократное их повторение во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно выполнять их, приучая использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях. Поэтому игровой метод чаще всего используется на этапах начального обучения и начальной специализации [20].
При построении учебно-тренировочного занятия необходимо уделять целенаправленное внимание подвижным играм, так как они являются хорошим помощником в решении воспитательных и оздоровительных задач педагогического процесса и способствуют эффективному обучению детей двигательной деятельности [16, 23]. При подборе игр тренер должен анализировать их содержание и сопоставлять с физическими возможностями занимающихся, а содержание игр на занятии должно соответствовать основным задачам тренировочного занятия.
Таким образом, изучение подвижных игр как средства физического воспитания юных фехтовальщиков приобретает особую актуальность, так как использование их в учебно-тренировочном процессе позволит более эффективно решать задачи совершенствования подготовленности спортсменов.
Внедрение подвижных игр требует знаний методики тренировки, возрастных особенностей и других не менее важных условий. Проведение исследований по подбору и использованию подвижных игр, развивающих необходимые двигательные качества и навыки юных фехтовальщиков, является своевременным и актуальным вопросом.
Цель настоящего исследования. Разработать и апробировать методику использования комплекса подвижных игр, включающих элементы специальных действий фехтовальщиков, для совершенствования двигательной подготовленности начинающих спортсменов.
Объект исследования. Применение в учебно-тренировочном процессе фехтовальщиков на рапирах 10-12 лет подвижных игр, обеспечивающих воспитание физических качеств и специальных двигательных навыков.
Предмет исследования. Уровень развития физических качеств и двигательных навыков у начинающих фехтовальщиков с использованием подвижных игр.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование подвижных игр в тренировочных занятиях с юными спортсменами позволит оптимизировать процесс развития двигательных качеств, умений и навыков детей, занимающихся фехтованием.
Новизна работы. На основе изучения литературных источников и опроса тренеров разработаны методологические основы проведения подвижных игр в тренировочном процессе фехтовальщиков, что было положено в разработку экспериментальной методики. Предложен комплекс подвижных игр, который отвечает возрастным особенностям и специфике двигательной подготовки начинающих фехтовальщиков.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные в результате работы данные могут служить основой разработки методических рекомендаций тренерам по проведению подвижных игр в тренировочных занятиях с фехтовальщиками на этапах начального обучения и начальной специализации.
ГЛАВА I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Игра как историческое явление
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра глубоко уходит корнями в культуру каждого отдельно взятого народа, его культурную самобытность можно выявить по тем играм, в которые он играет и которые придумывает.
Определенное преимущество подвижных игр, в сравнении со спортивными, состоит в том, что они общедоступны, потому что они не связаны со сложной техникой и тактикой, нет строгой регламентации правил и не требуют специальной подготовки. Являясь массовым средством физического воспитания детей и подростков, их назначение не исчерпывается непосредственно дошкольным и школьным возрастом [ 31, 32 ].
Каждая подвижная игра имеет свои задачи, содержание, формы и связанные с этим организационно-методические особенности. Изучение подвижных игр имеет особую ценность, поскольку они представляют собой составную часть так называемого игрового метода.
Понятие игрового метода в физическом воспитании отражает методические особенности игры, что отличает их от других методов воспитания. Это, прежде всего, в большинстве игр «сюжетная организация» [ 23 ]. В силу присущих ему особенностей игровой метод представляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, проявления широкой самостоятельности действий занимающимся, предъявляет высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости, сознательной дисциплине, проявлению нравственных качеств.
Межличностные и межгрупповые отношения в игре, которые строятся по принципу или сотрудничества, или соперничества между игроками или командами, позволяют планировать и осуществлять, при игровом методе, определенные педагогические задачи.
Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания в основном для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных (вариативных) условиях [ 16 ].
1.2. Педагогическое значение подвижных игр
Подвижные игры содействуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию занимающихся. Они позволяют комплексно развивать и закреплять двигательные навыки и жизненно важные качества, которые одновременно проявляются в различных связях и сочетаниях в изменяющихся игровых ситуациях при относительно самостоятельной инициативе играющих.
В связи с этим подвижные игры служат вспомогательных средством для решения задач общей и специализированной физической подготовки занимающихся. Помимо того, в занятиях с подростками и юными спортсменами игры используются при изучении элементов спортивной техники и для начального ознакомления с простейшими тактическими действиями.
Занятия играми содействуют совершенствованию координированных, экономных и согласованных движений; приобретению умений быстро входить в нужный темп и ритм работы; целесообразно ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость [ 3 ].
Методика проведения связана со способами подачи материала в связи с поставленными задачами, при помощи которых занимающиеся осваивают игру, овладевают знаниями, умениями и навыками для достижения результата [ 16 ].
Игровыми любые задания называются потому, что при помощи их создается та или иная соревновательно-игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревнующиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействий строго регламентируются в зависимости или в соответствии с оговоренными правилами. Цель заданий – совершенствование, как физических качеств, так и конкретных умений и навыков.
Использование соревновательно-игрового метода позволяет тренеру успешно совершенствовать как общефизическую, так и специальную подготовленность занимающихся [ 5 ].
1.3. Физиологические особенности развития детей
в возрасте 10-12 лет
Перед тренерами, работающими с юными фехтовальщиками, стоит важная задача – подготовить спортсменов, способных добиваться высоких результатов в обстановке обостряющейся конкуренции на всероссийских и международных соревнованиях. Одно из необходимых условий успешного решения этой задачи – рациональное построение всей системы многолетней тренировки, правильное сочетание всех ее компонентов с учетом возрастных особенностей юных фехтовальщиков [ 45 ].
Систематические занятия физическими упражнениями обычно начинаются в школьном возрасте. Поэтому именно в этот период важно обращать особое внимание на физиологические особенности растущего организма [ 5 ].
Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема и нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами [ 34 ].
Нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга. Тормозные функции у младших подростков значительно лучше развиты, чем в младшем школьном возрасте, сильнее развита волевая сфера [ 15 ].
Создается функциональная основа для системных процессов в коре, обеспечивающих высокий уровень извлечения полезной информации из афферентных сообщений, построения сложных многоцелевых поведенческих программ.
Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга.
Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. У подростков ухудшается деятельность второй сигнальной системы. Отмечаются нарушения высшей нервной деятельности – нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов [ 11 ].
В среднем школьном возрасте в основном заканчивается созревание всех сенсорных систем [ 58 ].
Зрительная сенсорная система уже в 10-12-летнем возрасте достигает функциональной зрелости. К этому моменту совершенствуются функции ее коркового представительства, развивается система все более сложных нейронов-детекторов, обеспечивающих высокий уровень зрительного восприятия. Зрение становится соразмерным. Детская дальнозоркость при этом исчезает. У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различие цветовых оттенков. Пропускная способность зрительной сенсорной системы растет с возрастом, уже к 10-11-летнему возрасту соответствуя взрослому уровню.
Созревание слуховой сенсорной системы завершается к 12-13-летнему возрасту. Резко снижаются пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне. Улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух. К 11-летнему возрасту повышается точность оценки протяженности звучания различных сигналов и длительности звуковых интервалов, что имеет важное значение для формирования чувства времени. Вместе с тем у подростков и юношей начинает снижаться восприятие высоких частот.
Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-летнему возрасту. В подростковом и юношеском возрасте усиливаются вестибуловегетативные реакции симпатического типа, вызывающие повышение ЧСС.
Физическое развитие опорно-двигательной системы. Завершается формирование зубного аппарата. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте [ 34 ].
Особенно заметным является «пубертатный скачок роста» – резкое увеличение длинны тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. Постепенное и поэтапное упрочнение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений.
Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности.
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности [ 36 ].
Особенности крови, кровообращения и дыхания. На протяжении среднего и старшего школьного возраста увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов. В этом возрасте полностью формируется система кровообращения.
Растут масса и объем сердца. Вес сердца по сравнению с новорожденным увеличивается к 10 годам в 6 раз, а к 16 годам - в 11 раз. Минутный объем крови увеличивается, главным образом, за счет возросшего систолического объема.
В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления. Рост просвета сосудов в переходный период отстает от увеличения сократительной силы миокарда. Это вызывает в ряде случаев явления юношеской гипертонии.
Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становится выдох. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функции. Возрастает дыхательный объем и, соответственно, снижается частота дыхания в минуту [ 35 ].
В соответствии с индивидуальными особенностями развития организма юных спортсменов необходимо строить учебно-тренировочный процесс, основными задачами которого являются – укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, овладение двигательными навыками, воспитание основных двигательных качеств, привитие интереса к физическим упражнениям и занятиям фехтованием.
1.4. Подвижные игры как средство развития
двигательных качеств
Физическая подготовка - неотъемлемая часть тренировочного процесса фехтовальщиков на любом этапе спортивного совершенствования. На протяжении всего годичного цикла тренировки решаются ее важнейшие задачи, направленные на разностороннее физическое развитие занимающихся и создание предпосылок для совершенствования двигательных действий, качеств и навыков.
Среди средств физической подготовки юных спортсменов подвижные игры занимают важное место [ 45, 46, 50 ].
Дети обычно выбирают более интенсивные и энергоемкие режимы движений, что способствует их нормальному двигательному развитию [ 49, 55 ].
Для специальной физической подготовки в каждом виде спорта можно подбирать и составлять игры, направленные на развитие того или иного качества.
Подвижные игры, способствующие воспитанию силы. Тренеру важно подбирать игры, оказывающие влияние на группы мышц, которые без специальных упражнений развиваются слабо.
Силовая подготовка стимулирует дееспособность тканей, систем организма в целом, способствует проявлению других физических качеств. В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы (набивные мячи, гантели, скамейки и др.) или присутствует партнер по тренировке. Для проведения игр, где участники преодолевают тяжесть собственного тела, используются гимнастическая стенка, брусья, канат. Нередко такие игры не требуют инвентаря и связаны с перемещением по площадке (в упоре лежа, в упоре сзади, с выпрыгиванием и т.п.). Многие из этих игр можно проводить в виде контрольных упражнений (тестов), характеризующих сдвиги в силовой подготовке.
Важно (особенно в детском и юношеском возрасте) включать в игры больше упражнений, направленных на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей, которые слабее развиты. Например, в играх с прыжками надо акцентировать внимание на правой ноге, а с перетягиванием – на левой руке [ 23 ].
Подвижные игры, способствующие воспитанию быстроты. Это качество особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела и его частей в пространстве. Это можно проследить даже на примере несложных игровых эстафет. Поскольку упражнения для развития быстроты выполняются в предельно быстром или около предельном темпе, им по характеру соответствуют игры с активным соревнованием двух сторон. При воспитании быстроты успешно применяются игры, требующие реакции на движущийся объект, что важно в единоборствах и спортивных играх.
Упражнения для развития быстроты в играх очень разнообразны по характеру. Действия в упражнениях, включаемых и игру или в подобранных готовых играх, по форме движений и быстроте мышечных сокращений должны быть по возможности близки к двигательным действиям, свойственным избранному виду спорта. Для развития скорости широко используются силовые упражнения, поэтому игры с упражнениями скоростно-силового характера будут содействовать решению этой задачи. Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальной возбудимости нервной системы, игры, содействующие развитию скоростных качеств, рекомендуется проводить в начале тренировочного занятия до наступления утомления.
Перед проведением игр на развитие скоростных качеств, важно проводить небольшую разминку, а в ходе игр и эстафет устраивать минутные интервалы для отдыха. Подобные игры следует проводить, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.
Подвижные игры, способствующие воспитанию ловкости. Предпосылками для развития ловкости являются освоенные движения и координационные сочетания, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию создают хорошую основу для воспитания ловкости, необходимой для достижения результата в избранном виде спорта.
Высокий уровень развития ловкости особенно необходим в тех видах спорта, где движения носят ациклический характер, а условия выполнения упражнений все время изменяются. Игре, как виду деятельности, присущи именно эти признаки. Поэтому большинство подвижных игр связано с проявлением ловкости. В игре совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени». В процессе таких игр совершенствуются функции различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное выполнение движений.
Игры, направленные на воспитание ловкости, то есть связанные с выполнением упражнений, требующих тонких и четких мышечных усилий, недостаточно эффективны при наступающем утомлении, поэтому при повторении игр надо делать перерывы для отдыха, а сами игры проводить, когда нет значительных следов утомления от нагрузки.
Подвижные игры, способствующие воспитанию выносливости. В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. В одних играх, применяемых с этой целью, движения циклические, в других –продолжительные усилия не связаны с определенным ритмом. Имеется немало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности.
Упражнения для развития выносливости, особенно циклического характера, могут вызвать утомление, понижение работоспособности. Поэтому такие упражнения полезно сочетать в подвижных играх. При соответствующей методике, применяемой тренером, многие игры могут стать средством воспитания выносливости.
Подвижные игры, способствующие воспитанию гибкости. Амплитуда движения как основной показатель гибкости играет важную и определяющую роль для достижения успеха. Подбирают и игры, содействующие развитию этого качества [ 16 ].
1.5. Подвижные игры, используемые в тренировочном процессе
фехтовальщиков
Физическая подготовка фехтовальщика направлена на овладение широким кругом необходимых двигательных навыков и их применение в условиях неожиданно изменяющихся дистанционных и моментных параметров ситуаций, а также на повышение уровня специализированности качеств.
Среди средств физической подготовки юных фехтовальщиков часто используются подвижные игры, которые являются одним из действенных средств, способствующих совершенствованию подготовленности спортсменов, являющиеся своего рода моделью для формирования у спортсменов определенного психического стереотипа [ 41, 45, 47, 57 ].
Быстрота зрительно-моторных реакций определяет эффективность движений фехтовальщика. Движения фехтовальщиков при выполнении атак настолько быстры, что спортсмен в большинстве случаев не успевает отреагировать на них. Поэтому защитные действия являются следствием предвидения возможных нападений противника.
Экстремальность поединка в фехтовании, для которого характерен непрерывный поток информации и необходимость быстро подобрать для сложившейся ситуации правильный ответ, заставляет специалистов усилить внимание к повышению способности спортсменов оперативно мыслить. Такая способность воспитывается путем использования средств и методов, построенных по следующему принципу: обучающийся должен не только оценить ситуацию, но принять решение и совершить определенное двигательное действие. В связи с этим вытекает необходимость широкого использования игрового метода, спортивных и подвижных игр [ 7, 13, 20, 30 ]. Для специальной физической подготовки в каждом виде спорта можно подбирать и составлять игры, направленные на развитие того или иного качества.
В спортивных единоборствах на начальных этапах подготовки юных спортсменов игры выступают в основном как комплексное упражнение, содействующие развитию психических и атлетических качеств. Так, например силовая подготовка фехтовальщиков в основном направлена на тренировку мышц ног, так как использование приемов передвижений и маневрирования предъявляет к спортсменам во время боя высокие требования.
На последующих этапах игры подбираются с учетом развития тех качеств и навыков, которые приближают занимающихся к условиям спортивного поединка, способствуют повышению спортивного результата. Это игры, в которых спортсмен должен хорошо чувствовать дистанцию, маневрировать, правильно выбирать момент применения действия, сохранять хладнокровие. Многие из этих игр можно проводить в виде контрольных упражнений (тестов), характеризующих сдвиги в силовой подготовке [ 31, 33, 41 ].
В игре не следует давать начинающим в большом объеме упражнения с около предельными и предельными напряжениями. Эмоциональный подъем часто не может компенсировать их недостаточный физической подготовленности [ 36 ].
Спортсмены, занимающиеся фехтованием, постоянно находятся в условиях пространственно-временной неопределенности. Вести бой они должны строго в рамках фехтовальной дорожки, а от скорости выполнения приемов передвижений и маневрирования, применения боевых действий зависит исход поединка.
Перед проведением игр на развитие скоростных качеств, важно проводить небольшую разминку, а в ходе игр и эстафет устраивать минутные интервалы для отдыха.
Подобные игры следует проводить, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки [ 20 ].
Существуют приемы, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре:
1) уменьшение (увеличение) количества игроков при сохранении размеров поля;
2) увеличение (уменьшение) размеров площадки, усложнение (упрощение) приемов игры и правил при неизменном количестве играющих;
3) увеличение (уменьшение) количества повторений.
При подборе игр, выработке установок на игру важно больше использовать упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, подвижности суставов, скорости выполнения движений, силовых качеств и ловкости [ 31 ].
Амплитуда движения как основной показатель гибкости играет важную и определяющую роль для достижения результата. Необходим подбор конкретных игр, содействующих развитию этого качества.
Подвижность в суставах и амплитуда движений должны позволять фехтовальщику наилучшим образом проявлять другие физические качества.
Средствами для развития и поддерживания уровня гибкости являются движения гимнастического характера на растягивание (воздействующие на отдельные группы мышц, связки), способствующие увеличению амплитуды движения. При этом особенно важны подвижность плечевого сустава вооруженной руки и тазобедренных суставов для обеспечения максимальной длины выпада [ 47, 50 ].
Кроме богатого арсенала атакующих действий и высокого развития физических качеств, фехтовальщику необходимы хорошо развитое тактическое мышление, высокая морально-волевая закалка [ 43, 45 ].
При планировании игрового материала целесообразно от игр в парах переходить к групповым и командным играм. При этом надо соблюдать следующие условия:
- обеспечить безопасность места занятий;
- перед играми обязательно проводить разминку с целью разогреть организм, включить в работу основные мышечные группы и суставы;
- в содержание игр включать элементы, предварительно разученные на тренировках [ 30, 43, 45 ].
Очевидно, что чем больше игровых упражнений применяется в тренировочном занятии с юными фехтовальщиками, тем он интереснее. Хороший тренер всегда сочетает тщательность, скрупулезность при подготовке к занятию с творческим размахом в его организации, с гибкостью, умением подойти к каждому из учеников. Стихия личного творчества хороша в сочетании с большим опытом, тонким знанием своей специализации и игры как средства обучения и совершенствования подготовленности обучаемых спортсменов [ 33 ].
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования. Разработать и апробировать методику использования комплекса подвижных игр, включающих элементы специальных действий фехтовальщиков, для совершенствования двигательной подготовленности начинающих спортсменов.
Для достижения поставленной цели, в работе были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить значение подвижных игр как средства развития физических качеств и двигательных навыков детей 10-12 лет, занимающихся фехтованием.
2. Создать комплекс подвижных игр с элементами фехтовальных приемов и действий для использования в тренировочном процессе с начинающими спортсменами.
3. Апробировать методику тренировки с использованием подвижных игр для формирования двигательных качеств и специализированных навыков у фехтовальщиков на рапирах 10-12 лет.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных в работе задач, использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и исследование данных специальной литературы. Этот метод исследования был использован в работе для изучения состояния проблемы, формирования гипотезы, цели и задач исследования. Кроме того, он позволил изучить вопросы развития общей и специальной физической подготовленности детей 11-12 лет с учетом особенностей физиологии, теории и методики физического воспитания, а также теории и методики фехтования.
2. Обобщение опыта работы тренеров, работающих с детьми 10-12 лет, по вопросам развития специальных двигательных качеств и навыков. Велись наблюдения за работой опытных тренеров на практических занятиях, проводились обсуждения по использованию средств тренировки с начинающими фехтовальщиками, которые легли в основу практических рекомендаций.
3. Педагогическое тестирование. Проводилось тестирование занимающихся на начальном и заключительном этапе констатирующего эксперимента, с целью выявления уровня развития двигательных качеств и навыков.
Использовались четыре вида тестов:
- тест I – прыжки в длину с места (давалось три попытки, в протоколе фиксировалась самая результативная);
- тест II – челночный бег 4 по12м с заданием на рубежах рукой сбить кегли (фиксировалось время преодоления дистанции);
- тест III – нанесение укола в мишень d = 5см со средней дистанции (давалось 10 попыток, фиксировалось количество нанесенных уколов);
- тест IV – нанесение укола в мишень d = 5см с дальней дистанции (давалось 10 попыток, фиксировалось время выполнения и количество нанесенных уколов).
4. Математическая обработка фактического материала. Для статистической обработки фактического материала использовался стандартный пакет Microsoft XP. Определялись:
- среднее арифметическое значение (),
- среднее квадратическое (стандартное) отклонение ( σ )
- достоверность различий ( p ).
2.3. Организация исследования
В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (сентябрь - декабрь 2013 г.) был осуществлен сбор информации, который включает в себя теоретический анализ, наблюдения за работой тренеров, ознакомление с опытом специалистов, позволивший выявить востребованность использования подвижных игр в тренировках с юными фехтовальщиками. Затем было проведено первое тестирование испытуемых.
На втором этапе (январь – май 2014 г.) были подобраны подвижные игры с элементами фехтовальных действий, которые были сформулированы как комплекс по совершенствованию подготовленности испытуемых. Далее проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы испытуемых. Полученные данные были обработаны с использованием методов математической статистики.
На третьем этапе (сентябрь – декабрь 2014 г.) было проведено второе педагогическое тестирование, позволяющее оценить результаты педагогического эксперимента путем сопоставления с данными, полученными при первом тестировании.
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
МЕТОДИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
3.1. Содержание экспериментальной методики
Для развития необходимых физических качеств и специальных навыков у юных фехтовальщиков мы подобрали определенные подвижные игры и эстафеты, которые способствовали решению задач развития скоростно-силовых качеств и ловкости испытуемых.
Педагогический эксперимент заключался в использовании в тренировочном процессе с фехтовальщиками на рапирах 10-12 лет комплекса, который включал в себя несколько подвижных игр.
1. «Падающая рапира»
Подготовка. Для игры требуются столько рапир, сколько участников игры. Участники игры образуют круг.
Содержание игры. Каждый участник, находясь в боевой стойке, переворачивает оружие рукояткой вверх и ставит рапиру на наконечник, придерживая оружие за рукоятку сверху одним пальцем. По сигналу тренера, все игроки, перемещаются на одного участника вперед по часовой стрелке, отпуская рукоятку рапиры, и выполняя выпад, стараясь поймать оружие впередистоящего. Игроки, которые справились с заданием, остаются на своем месте, а те, кто не поймал рапиру, выбывают из игры вместе со своим оружием. Выигрывает оставшийся участник, ни разу не уронивший рапиру.
Правила игры. Игроки обязаны начинать игру по сигналу тренера, если игрок начинает раньше, то он выбывает из игры. Игроки не должны препятствовать (мешать) соперникам выполнять свое задание. Оружие нельзя толкать или бросать с силой. Тренер следит за техникой выполнения выпада и координацией движений вооруженной руки и впереди стоящей ноги при перемещении участников.
2. «Наступление»
Подготовка. Две команды участников выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки перед начерченными линиями и выбирают себе название команд.
Проведение игры. Тренер предлагает участникам обеих из команд по его сигналу двигаться в боевой стойке шагами вперед навстречу друг другу. Когда игроки оказываются на расстоянии трех-четырех шагов друг от друга, тренер громко выкрикивает название одной из команд, которой определены функции «наступающей». Игроки другой команды разворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки названной команды стараются догнать и осалить как можно больше противников. Пойманных участников подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду. Тренер следит за техникой передвижений участников игры. В конце игры подсчитывают, сколько осаленных игроков на счету каждой команды.
Правила игры. Убегать и догонять можно только по сигналу. Каждая команда наступает одинаковое количество раз и ловит противника только до черты.
3. «Наступление с разворотом»
Условия проведения игры те же, что и в предыдущей игре. Только участники команд по сигналу тренера начинают двигаться навстречу друг другу в боевой стойке шагами назад. Участники «наступающей» команды (названной тренером) разворачиваются и стараются догнать, чтобы осалить своих противников.
4. «Оборона»
Подготовка. В два круга, отстоящих один от другого на 30 см, кладут по фехтовальной перчатке. Двое участников игры с рапирами в руках встают с разных сторон кругов.
Содержание игры. По сигналу игроки начинают выбивать рапирой перчатку из дальнего круга, который защищает соперник, и одновременно отбивают его попытки нападения, охраняя перчатку в собственном круге. Побеждает тот, кому за установленное время удалось выбить рапирой перчатку из круга соперника и защитить перчатку в своем кругу.
Правила игры. Игра начинается по сигналу тренера. Заступать за линию круга запрещается. Управлять рапирой следует, соблюдая технику держания оружия за рукоятку.
5. «Эстафета с элементами равновесия»
Подготовка. Две команды участников строятся в колоны по одному. Перед каждой командой устанавливается гимнастическая скамейка.
Содержание игры. По сигналу тренера первые игроки каждой команды двигаются по скамейке в боевой стойке шагами вперед, далее добегают до стены и, коснувшись ее рукой, бегом возвращаются обратно, касанием руки передав эстафету второму игроку. Выполнивший задание участник команды, встает в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
Правила игры. Эстафета начинается по сигналу тренера. Тренер следит за техникой передвижений по скамейке. За каждое нарушение техники даются штрафные очки.
6. «Поймать перчатку»
Подготовка. Участники выстраиваются в две шеренги друг против друга на расстоянии пяти шагов. Тренер поочередно подходит к каждой паре и дает сигнал к началу движения в боевой стойке шагами на месте. Оба участника команды находятся за своими линиями.
Содержание игры. По сигналу тренера пара участников из разных команд начинает движения шагами на месте. Неожиданно для участников тренер подбрасывает перчатку. Участники первой пары пытаются схватить падающую перчатку, выполняя выпад, с задачей опередить друг друга и уйти за свою черту так, чтобы его не осалили. Затем то же повторяет следующая пара игроков. Побеждает та команда, которая больше набрала очков.
Правила игры. Начинать передвижения в боевой стойке шагами на месте только по сигналу тренера. Тренер следит за техникой выполнения передвижений и выпада. За каждое нарушение техники даются штрафные очки. Догоняя, не толкать соперников. Осалить можно только «вооруженной» рукой.
7. «Поймать перчатку с разворотом»
Условия проведения игры те же, что и в предыдущей игре. Только участники выстраиваются в две шеренги спиной друг к другу на расстоянии пяти шагов. Тренер поочередно подходит к каждой паре и дает сигнал к началу движения в боевой стойке шагами вперед и назад. Тренер дает сигнал при подбрасывании перчатки. Участники, развернувшись на 180º, пытаются схватить подброшенную тренером перчатку, опередив друг друга, и убежать за свою черту. Тренер следит за техникой выполнения передвижений.
3.2. Организация педагогического эксперимента
Для проведения педагогического эксперимента было отобрано двадцать мальчиков в возрасте 10-12 лет, занимающихся фехтованием 2 года. Испытуемых разделили на две группы по десять человек, одна из которых была экспериментальной, а другая – контрольной. Обе группы тренировались в одинаковых условиях, но для экспериментальной группы в тренировочный процесс был введен комплекс из семи подвижных игр, разработанный в соответствии с задачами развития и совершенствования двигательных качеств и навыков.
По окончании эксперимента (через 3 месяца) было проведено повторное тестирование уровня двигательной подготовленности испытуемых. Далее результаты первого тестирования сопоставлялись с результатами второго тестирования.
3.3. Результаты педагогического эксперимента
Исследование организованно и проведено на базе «Школы фехтования Тышлера» в Клубе «Ан гард!» при РГУФКСМиТ. В ходе исследования были отобраны две группы испытуемых, по 10 человек в каждой: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ).
С целью выявления уровня физической подготовленности и развития двигательных навыков испытуемых было проведено тестирование, включающее пять упражнений, которые позволяют объективно оценить специальную тренированность детей, занимающихся фехтованием 2 года.
1. Тест I – прыжки в длину с места (давалось три попытки, в протоколе фиксировалась самая результативная);
2. Тест II – «челночный бег» 4 по 12м с заданием на рубежах рукой сбить кегли (фиксировалось время преодоления дистанции);
3. Тест III – выполнение атаки (с выпадом) со средней дистанции и нанесение укола в мишень диаметром 10 см (давалось 10 попыток, фиксировалось количество нанесенных уколов);
4. Тест IV – выполнение атаки (с шагом вперед, скачком и выпадом) с дальней дистанции и нанесение укола в мишень диаметром 10 см (давалось 10 попыток, фиксировалось время выполнения и количество нанесенных уколов).
Таким образом, первое тестирование позволило получить фоновые данные на испытуемых контрольной и экспериментальной групп. Далее учебно-тренировочные занятия с испытуемыми контрольной группы проводились по общепринятой методике, а с испытуемыми контрольной группы – по методике, которая предусматривала включение в тренировочный процесс специальных подвижных игр и эстафет.
В ходе педагогического эксперимента, который продолжался 3 месяца, решались задачи совершенствования техники передвижений и выполнения выпада, развитие скоростно-силовых способностей и ловкости. В содержание каждого учебно-тренировочного занятия, по завершении специальной разминки, включалось по три подвижных игры, в каждой из которых присутствовали приемы нападений и приемы маневрирования.
По результатам первого тестирования показатели двигательной подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп установлены примерно на одинаковом уровне (табл. 1). При этом по некоторым показателям испытуемые контрольной группы показали результаты несколько лучше, в сравнении с испытуемыми экспериментальной. Однако полученные показатели не имели достоверных различий.
Таблица 1
Результаты первого тестирования испытуемых
(до проведения педагогического эксперимента)
№№ пп.
|
Тестируемое упражнение |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
|
Хmax. |
Хmin. |
|
Хmax. |
Хmin. |
|
1.
|
Прыжок в длину с места (расстояние, м) |
1,92 |
1,61 |
1,76 |
1,93 |
1,55 |
1,74 |
2. |
«Челночный бег» (время, с) |
16,6 |
14,1 |
15,35 |
16,8 |
14,2 |
15,5 |
3. |
Атака со средней дистанции (количество нанесенных уколов) |
10 |
4 |
7 |
9 |
4 |
6,5 |
4. |
Атака с дальней дистанции (время выполнения, с) |
38,5 |
25,7 |
32,1 |
37,8 |
26,1 |
31,95 |
5. |
Атака с дальней дистанции (количество нанесенных уколов) |
10 |
5 |
7,5 |
10 |
5 |
7,5 |
Хmax. – максимальное значение, зафиксированное при проведении тестирования;
Хmin. – минимальное значение, зафиксированное при проведении тестирования;
– среднее значение всех зафиксированных результатов
в каждом
тесте.
Представленные результаты первого тестирования (рис. 1), проведенного до начала педагогического эксперимента, позволяют утверждать, что уровни развития физических качеств и двигательных навыков испытуемых контрольной и экспериментальной групп достоверно не различаются.
Результаты второго тестирования испытуемых контрольной и экспериментальной групп (табл. 2), зафиксированные после проведения педагогического эксперимента, показывают динамику развития физических качеств и двигательных навыков у детей 10-12 лет, занимающихся фехтованием.
Таблица 2
Результаты второго тестирования испытуемых
(после проведения педагогического эксперимента)
№№ пп.
|
Тестируемое упражнение |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
|
Хmax. |
Хmin. |
|
Хmax. |
Хmin. |
|
1.
|
Прыжок в длину с места (расстояние, м) |
1,95 |
1,76 |
1,85 |
2,03 |
1,82 |
1,92 |
2. |
«Челночный бег» (время, с) |
16,1 |
13,5 |
14,8 |
16,1 |
13,1 |
14,6 |
3. |
Атака со средней дистанции (количество нанесенных уколов) |
10 |
5 |
7,5 |
10 |
6 |
8 |
4. |
Атака с дальней дистанции (время выполнения, с) |
37,1 |
24,2 |
30,65 |
34,2 |
25,2 |
29,7 |
5. |
Атака с дальней дистанции (количество нанесенных уколов) |
10 |
6 |
8 |
11 |
7 |
9 |
Хmax. – максимальное значение, зафиксированное при проведении тестирования;
Хmin. – минимальное значение, зафиксированное при проведении тестирования;
– среднее значение всех зафиксированных результатов
в каждом тесте.
При этом установлены изменения показателей при выполнении контрольных заданий у фехтовальщиков не только экспериментальной, но и контрольной группы (табл. 3). Так, спортсмены улучшили результаты в прыжке в длину с места, скорости «челночного бега», увеличили количество точных уколов в мишень при выполнении атак со средней и дальней дистанций. Однако полученные данные достоверно не различаются (рис. 3). При этом зафиксировано достоверное сокращение времени выполнения атаки с дальней дистанции на 1,45 секунды (р ≤ 0,05).
Таблица 3
Показатели тестирования испытуемых контрольной группы
до и после педагогического эксперимента
№№ пп.
|
Тестируемое упражнение |
До эксперимента |
После эксперимента |
Достоверность различий
|
|
|
|
|
p |
1.
|
Прыжок в длину с места (расстояние, м) |
1,76 |
1,85 |
> 0,05 |
2. |
«Челночный бег» (время, с) |
15,35 |
14,8 |
> 0,05 |
3. |
Атака со средней дистанции (количество нанесенных уколов) |
7 |
7,5 |
> 0,05 |
4. |
Атака с дальней дистанции (время выполнения, с) |
32,1 |
30,65 |
≤ 0,05 |
5. |
Атака с дальней дистанции (количество нанесенных уколов) |
7,5 |
8 |
> 0,05 |
– среднее значение всех зафиксированных результатов
в каждом тесте;
p – достоверность различий показателей тестирования до и после педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент, направленный на апробацию методики совершенствования техники передвижений юных рапиристов на этапе начальной специализации с использованием комплекса специальных подвижных игр, свидетельствует об успешном решении задач повышения уровня скоростно-силовых качеств и ловкости детей, занимающихся фехтованием (табл. 4). Результаты тестирования, проведенного после педагогического эксперимента, свидетельствуют о достоверных улучшениях показателей во всех испытаниях у испытуемых экспериментальной группы (рис. 4).
Таблица 4
Показатели тестирования испытуемых экспериментальной группы
до и после педагогического эксперимента
№№ пп.
|
Тестируемое упражнение |
До эксперимента |
После эксперимента |
Достоверность различий
|
|
|
|
|
p |
1.
|
Прыжок в длину с места (расстояние, м) |
1,74 |
1,92 |
≤ 0,05 |
2. |
«Челночный бег» (время, с) |
15,5 |
14,6 |
≤ 0,05 |
3. |
Атака со средней дистанции (количество нанесенных уколов) |
6,5 |
8 |
≤ 0,05 |
4. |
Атака с дальней дистанции (время выполнения, с) |
31,95 |
29,7 |
≤ 0,01 |
5. |
Атака с дальней дистанции (количество нанесенных уколов) |
7,5 |
9 |
≤ 0,05 |
– среднее значение всех зафиксированных результатов
в каждом тесте;
p – достоверность различий показателей тестирования до и после педагогического эксперимента.
Так, в прыжке в длину с места у юных спортсменов показатели увеличились на 18,5 см, а самый лучший результат превысил двухметровую отметку. Скорость преодоления дистанции (4 раза по 12 метров) увеличилась на 0,9 секунды. Увеличилось количество точных уколов при выполнении атак со средней и дальней дистанций (в среднем на 1,5 укола). При этом время выполнения атаки с дальней дистанции существенно сократилось (на 2,25 секунды).
Таблица 5
Оценка достоверности различий показателей тестирования
по t - критерию Стьюдента
№№ пп.
|
Тестируемое упражнение |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
|
|
t расч. |
p |
t расч. |
p |
1.
|
Прыжки в длину с места (расстояние, м) |
2,0 |
> 0,05 |
2,6 |
≤ 0,05 |
2. |
«Челночный бег» (время, с) |
1,4 |
> 0,05 |
2,2 |
≤ 0,05 |
3. |
Атака со средней дистанции (количество нанесенных уколов) |
1,43 |
> 0,05 |
2,7 |
≤ 0,05 |
4. |
Атака с дальней дистанции (время выполнения, с) |
2,1 |
≤0,05 |
3,7 |
≤ 0,01 |
5. |
Атака с дальней дистанции (количество нанесенных уколов) |
1,9 |
> 0,05 |
2,2 |
≤ 0,05 |
t расч. - расчетное значение критерия Стьюдента;
t крит. – критическое значение коэффициента Стьюдента при данном уровне значимости и числе степеней свободы = 2,10;
p – достоверность различий показателей тестирования до и после педагогического эксперимента.
Таким образом, в тестах, предложенных нами для определения уровня развития физических качеств, большинство значений критерия Стьюдента выше табличного значения (t крит. = 2,10), что доказывает эффективность предложенной нами методики развития физических качеств и двигательных навыков у юных фехтовальщиков посредством использования в тренировочном процессе специальных подвижных игр.
ВЫВОДЫ
1. Подвижные игры являются одним из действенных средств, способствующих овладению и совершенствованию необходимых двигательных качеств, навыков и умений. Применение подвижных игр в учебно-тренировочных занятиях с юными фехтовальщиками позволяет создавать экстремальные условия, подобные поединку в фехтовании, когда необходимо быстро подобрать адекватное для сложившейся ситуации решение.
2. Подбор и проведение подвижных игр на учебно-тренировочных занятиях с детьми, занимающихся фехтованием требуют учета генетических факторов и индивидуальных особенностей развития организма занимающихся. В связи с этим предложенный комплекс специальных подвижных игр, включающий элементы приемов передвижений и приемов маневрирования, соответствовал требованиям доступности и безопасности выполняемых упражнений, обеспечения нормирования нагрузки, управляемости и корректировки со стороны тренера поведением соревнующихся.
3. Включение подвижных игр в тренировочные занятия с юными фехтовальщиками позволяет добиться более высоких показателей в скоростно-силовой подготовленности и развитии ловкостных способностей начинающих спортсменов. Так, испытуемые экспериментальной группы улучшили результаты в прыжках в длину с места (с 1,75 м до 1,88 м), «челночном беге» (с 15,85 с до 14,99 с), точности выполнения атак со средней дистанции (с 6,3 уколов до8 уколов) и с дальней дистанции (точность – с 7,5 уколов до 8,5 уколов; скорость – с 34,13 с до 29,40 с).
4. Предложенная методика соответствует возрастным особенностям испытуемых, позволяет удовлетворять потребности занимающихся в движениях, создавать положительный эмоциональный фон, поддерживающий устойчивый интерес к занятиям фехтованием.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПОДВИЖНЫХ ИГР С ФЕХТОВАЛЬЩИКАМИ 10-12 ЛЕТ
Практика воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что игра является одним из важных средств формирования у детей физических качеств. Задача на этом этапе – обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного мышечного корсета, содействовать комплексному развитию физических качеств и совершенствованию двигательных навыков.
При проведении подвижных игр на тренировочных занятиях, необходимо придерживаться следующих правил.
Физическая нагрузка должна быть строго дозирована и ограничена.
Общая длительность игры должна быть небольшой; в играх с бегом, прыжками устраивались небольшие перерывы.
На каждом тренировочном занятии должны быть включены игры, связанные с общей задачей урока.
Необходимо заранее определить, в какой части занятия будут использоваться подвижные игры, от этого будет зависеть характер игр: более интенсивные или менее интенсивные.
Продолжительность: проводить игры стоит от 7 мин. до 15 мин.
Необходимо до начала игры продумать все организационные вопросы: количество играющих учеников, месторасположение играющих, используемый инвентарь, определение водящего, если таковой необходим, выявление и награждение победителей.
Для того чтобы был результат, необходимо пристально наблюдать за ходом игры и при необходимости вносить коррективы.
Таким образом, на основе полученных данных, позволяющих констатировать значительные сдвиги в физической подготовленности (при сравнении показателей экспериментальной и контрольной групп), можно утверждать о том, что подвижные игры позитивно влияют на двигательную активность юных спортсменов 10-12 лет, занимающихся фехтованием.
Предложенная методика соответствует возрастным особенностям испытуемых, позволяет удовлетворять потребности занимающихся в движениях, создавать положительный эмоциональный фон, поддерживающий устойчивый интерес к занятиям фехтованием.
Использование в тренировочных занятиях с юными фехтовальщиками подвижных игр, в которых присутствуют элементы специальных движений, позитивно отражается на процессе совершенствования двигательных качеств и навыков, необходимых для эффективного применения боевых действий в соревновательных поединках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева С.Р. Влияние применения подвижных игр в группах общефизической подготовки на двигательную подготовленность и физическую работоспособность школьников / Агеева С.В., Барон В.Б., Михайлова С.Н. // Спортивные и подвижные игры в современном физкультурном движении : материалы научно-практической конференции. – Минск, 1989. – С. 120-121.
2. Алабин В.Г. Средства и методы спортивной начальной подготовки детей и подростков : метод.пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 155 с.
3. Былеева Л.В. Подвижные игры : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.В. Былеева, И.М.Коротков. – 5-е изд. - М: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с.
4. Былеева Л.В. Русские народные игры : [в 2 ч.]. – Ч. 1-2 / Л.В. Былеева – М.: Сов.Россия, 1988. – 85 с.
5. Васильева В. В. Физиология человека : учебное пособие для средних физкультурных заведений. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 192 с.
6. Ганзина Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП / Н.В. Ганзина, Т.И. Губарева // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – Вып. 8. – С. 175-186.
7. Геллер Е. М. Подвижные игры в спортивной подготовке студентов. – Минск: Вышейшая школа, 1977. – 143 с.
8. Геллер Е. М. Основные функции подвижных игр и проблемы дальнейшего их внедрения в практику физкультурного движения / Геллер Е.М. // Теория и практика физ. культуры. – 1987. – № 3. – С. 20-22.
9. Гуревич И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию : практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1994. – 218 с.
10. Детские подвижные игры народов СССР : пособе для воспитателя дет. сада / Сост. А.В.Кенеман; Под ред Т.И.Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
11. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология : учеб. пособие для педагогических вузов. - М.: Высшая школа, 1985. – 320 с.
12. Жуков М. Н. Подвижные игры : учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2002. – 160 с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 268 с.
14. Келлер В.С., Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 182 с.
15. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом (гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол) / И.М. Коротков – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 119 с.
16. Коротков И. М. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002 – 229 с.
17. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений по спец. 022500 – Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и 0323 – Адапт. физ. культура / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту. – М.: Советский спорт, 2002. – 209 с.
18. Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 : рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2008. – 104 с.
19. Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей среднего и старшего школьного возраста : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 : рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2008. – 122 с.
20. Луткова Н. В. Подвижные игры как средство решения педагогических задач в различных звеньях физического воспитания : учебно-методическое пособие / Н. В. Луткова, Л. Н. Минина. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. – С. 34-41.
21. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Физкультура и спорт. – 1998. – 160 с.
22. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: рек-но Министерством РФ по физ. культуре, спорту и туризму в качестве учеб. пособия для студ-тов высш. учеб. зав. – М.: 2001. – 320 с.
23. Марц В. Г. Беседы по методике и теории игры : учеб. пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 204 с.
24. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
25. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов : учеб. пособие для вузов физ. воспитания и спорта, тренеров. – Киев : Олимпийская литература. – 318 с.
26. Мидлер М.П. Тренировка в фехтовании на рапирах. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 196 с.
27. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорта , 1982. – 280 с.
28. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 478 с.
29. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорта, 1986 . – 286 с.
30. Подвижные игры в подготовке юных спортсменов : методические рекомендации для студентов, аспирантов и слушателей факультета усовершенствования / Редактор Н. Свечникова. – М.: ГЦОЛИФК, 1979. – 21 с.
31. Подвижные игры в учебно-тренировочных занятиях по различным видам спорта : методические указания. – Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1984. – 53 с.
32. Рунцов Б. С. Подвижные игры в режиме школьного дня. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 53 с.
33. Сергеева Б.В. Определение физической подготовленности школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 192 с.
34. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник. - М.: Терра-Спорт, ОлимпияПресс, 2001. – С.359-424.
35. Сонькин М.Ф. О физической подготовленности молодежи в связи с акселерацией // Физическая культура в школе. – М.: Просвещение, 1988. - № 3. – С. 33-37.
36. Спортивные способности детей (Биологические основы) : учеб. пособие / под. ред. проф. В. М. Волкова. – Смоленск: СГИФК, 1981. – 120 с.
37. Спортивное фехтование: учебник для вузов физической культуры / под ред. проф. Д. А. Тышлера. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 385 с.
38. Теория и методика фехтования: программа дисциплины федерального компонента цикла СД ГОС по направлению 521900 – Физ. культура по спец., 022300 – Физ. культура и спорт : рек-но Экспертно-метод. советом РГУФК / РГУФК; сост. Тышлер Д.А. – М.: РГУФК, 2004. – 112 с.
39. Теория и методика физического воспитания : учебник для ин-тов физической культуры / под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 304 с.
40. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов. / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина.: под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
41. Терещенко И.М. Анализ физической подготовленности детей школьного возраста // Теория и практика физической культуры, 1989. – № 11. – С. 36-39.
42. Турецкий Б.В. Поединок фехтовальщиков : Киев: Здоров'я, 1985. – 72 с.
43. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию : учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2007. – 431 с.
44. Тышлер Г.Д. Техника передвижений фехтовальщиков в многолетней тренировке и соревнованиях : монография. – М.: Академический Проект, 2009. – 186 с.
45. Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. Двигательная подготовка фехтовальщиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 152 с.
46. Тышлер Д.А., Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков : учеб. пособие. – М., 2002. – 255 с.
47. Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование. От новичка до чемпиона : учебно-методич. пособие – М.: Академический Проект, 2007. – 232 с.
48. Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д, Фехтование. Начальное обучение. Технико-тактические приоритеты. Методики и упражнения : учебно-методич. пособие – М.: Академический Проект, 2010. – 133 с.
49. Филин В.П. воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 232 с.
50. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта : учеб. пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 143 с.
51. Фехтование : учебник для ин-тов физической культуры / под ред. В. А. Аркадьева. – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 480 с.
52. Фехтование : учебник для ин-тов физической культуры / под ред. Д. А. Тышлера. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 336 с.
53. Фехтование : программа для ДЮСШ и СДЮШОР. - М.: С.Принт, 1998. – 180 с.
54. Физиология человека : учебник для ин-тов физической культуры. 5-е изд. Под ред. Н. В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 496 с.
55. Фомин В.П., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 159 с.
56. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
57. Чернухина О.В. Отбор, сохраняющий детей в спорте // Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 1. – С. 37-39.
58. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание школьника. – М.: Мергиз, 1958. – 218 с.
Исполнитель выпускной
квалификационной работы __________________ Д.В.Зверев
Научный руководитель,
доцент, к.п.н. _________________________ Л.Г.Рыжкова
Заведующий кафедрой
ТиМ единоборств, профессор _________________________ В.М.Игуменов
Дата защиты «_______»___________ 2015 г.
Оценка за защиту ___________________ / ____________ /
Председатель Государственной
аттестационной комиссии __________________ / _____________ /
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.