Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.
Оценка 4.7

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
18.03.2018
Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.
Важнейшей функцией развития школы как социально-воспитательного института является реализация целостной программы воспитания и обучения на основе развития внутреннего, духовного мира ученика, прочувствования и осмысления им первоначального контекста ценностей, свойственных отечественной культуре, с целью осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта нашего народа. В настоящее время, когда разрушаются прежние представления о красоте, гармонии, любви, появляется необходимость в активном возрождении лучших традиций и общечеловеческих ценностей, в организации новых подходов, направленных на решение проблем воспитания подрастающего поколения, в духовно-нравственном совершенствовании детей, их гармоничном развитии, в формировании духовного мира путем приобщения к православному искусству и святыням родной земли.В статье описан опыт использования православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников и в создании единого образовательного пространства в образовательной организации через социальное партнерство семьи, школы и учреждения дополнительного образования.
Роль православной культуры в создании общей образовательной среды.docx
Секция: Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной  организации. Воронова Елена Викторовна, методист,  педагог дополнительного образования БОУ  ДО г.Омска «Центр творческого развития и  гуманитарного образования «Перспектива»,  руководитель детской студии традиционной  культуры «Теремок» «Современная педагогика исключительно  выросла на христианской почве, и для нас  нехристианская педагогика есть вещь  немыслимая – безголовый урод и деятельность  без цели, предприятие без побуждения позади  и результатов впереди. »      К.Д.Ушинский             Нельзя не согласиться с рассуждением доктора психологических наук А.А. Мелик­Пашаева, что «едва ли не все явления нашей жизни, которые принято объединять под именем «бездуховность» ­ эмоциональная тупость, отсутствие милосердия, исторической памяти, творческой инициативы и т.д. и т. п. в значительной степени связаны с тем, что многие поколения людей не получают полноценного эстетического и духовно­нравственного воспитания и даже не подозревают о своей обездоленности.»    Еще в 1937 году И.А.Ильин писал: «  Утратив Бога и Христа, религиозно неустроенная   и   нравственно   распадающаяся   душа   современного   человека только   и   может   стать   жертвой   приобретательских   инстинктов   и хозяйственных законов.» В настоящее время идет переоценка роли и места религии в истории России,   признается   ее   большое   влияние   на   духовное   и   нравственное становление человека, поэтому необходимостью времени стала религиозная   традиций   православия,   национальной образованность   граждан,   знание   1 культуры нашего края. Все вышесказанное   помогает предостеречь человека от духовных подмен и суррогатов массовой культуры.                            Известный русский педагог К.Ельницкий, имеющий огромный педагогический опыт, опирающийся на православные ценности, считал, что одним   из   главных   условий   для   предупреждения   «проступков   является деятельность   души,   творчество».   Образованный   человек,     но   не   имеющий души, намного страшней человека неграмотного. А как часто мы ошибаемся в оценке   человека,   если   судим   о   нем   только   по   его   внешним   проявлениям! «Имейте очи светлые – и все будет вокруг вас освещено. Смотрите с любовью – и мир будет хорош», ­ писал  К Ельницкий. Поступки, действия зависят от того сердечного настроения, которое живет в сердце ребенка. Именно сердце есть обитель духовного и прекрасного, в нем живет человеческая совесть. «В чем сила человека, как не в чуткости сердца.»       Многие   педагогические   коллективы   понимают,   что   исправить духовным положение традициям Русской Школы. Без веры в Бога ребенку невозможно объяснить, возвратившись   можно лишь,       к   что   табакокурение,   употребление   алкоголя   и   наркотиков   это   нарушение заповедей Божиих и является тяжким грехом. Отметим, что многочисленные попытки   сделать   это   без   Бога   сводятся   к   примитивному   объяснению физиологического вреда для здоровья. Такой подход как раньше, так и теперь практических   результатов   не   приносит,   главным   образом   потому,   что сиюминутен, неубедителен, быстро забывается и в конечном итоге порождает к самому себе (подходу) насмешливое отношение. Вспомним, например: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет!»  Важнейшей функцией развития школы как социально­воспитательного института является реализация целостной программы воспитания и обучения на основе развития внутреннего, духовного мира ученика, прочувствования и осмысления   им   первоначального   контекста   ценностей,   свойственных 2 отечественной   культуре,   с   целью   осознания   себя   деятельным   субъектом сохранения   и   приумножения   социокультурного   опыта   нашего   народа. В настоящее  время, когда  разрушаются  прежние представления  о красоте, гармонии, любви, появляется необходимость в активном возрождении лучших традиций   и   общечеловеческих   ценностей,   в   организации   новых   подходов, направленных на решение проблем воспитания подрастающего поколения, в духовно­нравственном совершенствовании детей, их гармоничном развитии, в формировании духовного мира путем приобщения к православному искусству и святыням родной земли.                 Основываясь на абсолютных ценностях, религиозный подход к духовно­нравственному   воспитанию  исходит   из   представления   о духовности,   святыне   и   святости.   Святыня   –   это   не   просто   предмет религиозного   почитания,   это   представление   о   высших   и   абсолютных ценностях.    Приобщение   к   православным   и   общечеловеческим   ценностям, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию страны и родного края, сохранение преемственности поколений – все это во многом зависит от семьи, школы, учреждений дополнительного образования. В   нашем   случае   мы   представляем   такой   опыт   партнерства   школы (БОУ   г.Омска   «СОШ   №132»),   учреждения   дополнительного   образования (БОУ ДО г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива») и семьи. В результате такого социально­образовательного   сотрудничества   возникла   детская   студия традиционной культуры «Теремок», реализующая в своей более десятилетней деятельности несколько образовательных программ, цель которых – духовно­ нравственное   воспитание   детей.   Воспитанники   студии   «Теремок» одновременно   осуществляют   обучение   по   нескольким   направлениям   по интересам:   вокальное,   инструментальное,   хореографическое,   театральное   и декоративно­прикладное.    Это   примерно   около  200  учащихся   начальной   и основной школы. С остальными учащимися начальной школы через систему 3 ФГОС ведется культурологически­ознакомительная работа через занятия со специалистами   студии   или   учителями,   которые   включают   фольклорный материал в свои уроки или ведут курс православной этики. Часть уроков по договоренности   с   учителями   проводятся   по   комплексной   системе: музыкальный   фольклор,   народная   экология,   народные   подвижные   игры, художественное творчество и др.                Программа «Основы народной культуры» ­ это целостная система активного   обучения   и   воспитания,   основанная   на   приобщении   детей, родителей,   педагогов   к   православным   памятникам   и   святыням.   Через знакомство с памятниками старины передается духовный опыт человечества, что   способствует   восстановлению   связей   между   поколениями.   Программа помогает   вызвать   чувство   благодарной   любви,   прочной   укорененности   и привязанности   к   Отечеству,   к   родной   земле,   ее   святыням,   культуре, прошлому и настоящему. Цель   программы  –   создание   условий   для   осмысления общечеловеческих   ценностей,   накопления   духовно­нравственного   опыта участниками программы путем приобщения к высокохудожественному слову в поэзии, в музыке, в православной культуре; объединение детей и взрослых для совместной творческой деятельности.  Благодаря   данной   программе   духовно­нравственные   идеалы воспринимаются   как   надежный   и   верный   ориентир   в   быстро   меняющемся мире.  Соотнести себя с общими задачами и устремлениями, сделать жизнь радостной   и   созидательной   –   вот   цель   каждого   участника   проекта.   Так постепенно   формируется  идеал,   который   бы   хотелось   осуществить   в будущем,  применить  к   разным  сторонам  жизни:  природе, семье,  обществу, миру.  Учиться видеть свою перспективу – в этом цель развития проектных способностей  каждого   ребенка.   Этот   идеал   в   будущем     может   частично отличаться от традиционного в связи с изменившимися условиями жизни, но в 4 основе своей он будет соответствовать тому, что было заложено в детстве. Важно, чтобы точкой отсчета было не субъективное мнение эгоиста, а позиция духовной, нравственной личности. Ценности   внутреннего   мира   человека  раскрываются   через категории  –  вера, верность, правда, честь, надежда, согласие, терпение, послушание,   любовь,   милосердие,   доброта,   мудрость  –   что   позволяет участникам   программы   задуматься   над   традиционным,   религиозным толкованием духовно­нравственных ценностей.                    В рамках существующей проблемы очень важен аспект  развития воображения,   творческого   мышления  и   связанного   с   этим   творческого начала   по   отношению   к   любой   сфере   деятельности.   Уникальный   материал традиционной   культуры   дает   богатейшие   возможности   для   этого.   Мифо­ поэтическое мышление наших предков породило такие жанры фольклора как сказки, былины, духовные стихи, загадки, пословицы и др. Умение сравнивать и   сопоставлять   различные   объекты   в   загадках,   придумывать   счастливые избавления   для   любимых   героев   сказок   и   былин,   изобретать   способы избавления от   злых и завистливых персонажей, постигать мудрость смысла духовных   стихов   и   народных   высказываний   –   важная   ступень абстрагирующего мышления и эффективный способ развития аналитических способностей каждого ребенка.            Апробация программы показывает, что она благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок участников программы, пробуждает интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в  собственные  возможности, способствует  раскрытию  внутренних  ресурсов человека. Авторы программы не ставят задачу вырастить певцов, музыкантов, поэтов.   Главное,   чтобы   в   будущем   это   были   добрые   люди,   способные сопереживать.   Чтобы   сердца   ребят   были   «зрячими»,   открытыми   для прощения и просто человеческого взаимопонимания 5 История   и   культура,   ратные   и   духовные   подвиги   и   судьбы соотечественников, мастера­умельцы и народное творчество – все становится предметом   познания   участников   программы,   источником   их   социального, личностного   и   духовного   развития.   Тесное   взаимодействие     учреждения дополнительного образования с православной церковью, а именно: беседы со священнослужителями, организация и проведение православных праздников ­ способствует полноценному воспитанию у детей нравственности, основанной на национальных и духовных традициях.                      Народные православные праздники, оставаясь  яркой формой отдыха и игрового   творчества   взрослых   и   детей,   объединенных   совместными действиями, общим переживанием  играют особую роль в приобщении детей к православной и народной культуре.   Современный народный традиционный праздник, проводимый  в  условиях современного мегаполиса, конечно,  несет некоторые   черты   стилизации.  Невозможно   реконструировать   традиционный праздник, сделав участие в нем приемлемым для всех желающих. Показать полностью обряд, бывший для наших предков составной частью их жизни, возможно только в виде театрализации. Современный человек сможет только наблюдать, сопереживать, но сразу стать его героем, подлинным участником ему   трудно.  Поэтому,  выбирая   обряд,  мы   придаем   ему   форму   сказочного действа,   привлекая   детей   к   участию   в   нем.   При   подготовке   детского праздника   учитываем   возрастные   психофизические   особенности   детей   и применяем только те обряды, которые были бы доступны пониманию детей и подростков. Поэтому, при выборе темы   православного детского праздника необходимо   учитывать   степень   восприятия   и   понимания     его   обрядового содержания, предусмотреть место для  пояснительного материала, в котором раскрывался   бы   смысл   праздника,   его   традиционное   название,   обычаи, специфические особенности, разучить песни, игры, хороводы. Знакомство с обрядами  должно   быть   построено  так,  чтобы  дети   сами   как   бы  мысленно 6 переносились на несколько веков назад и становились его непосредственными участниками.        На базе «СОШ №132» мы проводим православные народные праздники, приглашая на них учащихся начальных классов и их родителей. На  занятиях ведется   целенаправленная   подготовка   к   очередному   празднику   по   подобранному предварительно   составленному   сценарному   плану, музыкальному и литературному материалу. В ход праздника включаются все присутствующие на нем. Чем лучше дети знают содержание и понимают цель праздника, тем активнее принимают в нем участие.             Начинает   учебный   год   праздник   святого   Симеона­летопроводца   – «Осеннее   новолетье».   Рождество   Богородицы   и   на   праздник   Покрова Богородицы   устраивает   благотворительную   «Ярмарку   на   Покров». Участники   творческих   коллективов   студии   являются   непременными   Покровского   фестиваля   ремесел, участниками   Межрегионального   организуемого   ГЦНТ   Министерства   культуры   Омской   области.  День Казанской Божьей Матери 4 ноября совпадает с Днем народного единства. Этот праздник отмечаем и в школе, и совместно с городскими творческими коллективами.   Три   года   подряд   этот   праздник   отмечали   во   Владимире   и Москве, на фестивалях культур народов России.          Зимние Рождественские   праздники  в Западно­Сибирских  регионах более   всего   распространены  колядование     с    христославлением.   Такой обряд стал традиционным для наших школьников, учителей и родителей. С нетерпением ждут дети в классах, когда к ним придут колядующие, споют калядки, «посеют» зерно, поиграют с ними в игры. Любимым представлением для детей стал  Вертепный кукольный театр, рассказывающий легенду о Рождестве   Иисуса   Христа.   В   постановке   принимают   участие   дети   из фольклорного театра «Раёк». За святочные праздники дают около двадцати спектаклей. В середине февраля отмечаем Сретенье, начинаем с библейской 7 легенды   о   встрече   младенца   Христа   и   старца,   продолжаем   праздник народными приметами, песнями и играми о встрече зимы и весны. В феврале традиционно,   четвертый   год,   принимаем   участие   в  Международном фестивале   древнерусской   культуры   в   городе   Тара  по   приглашению Владыки Савватия. В это же время в Омске проходит  межрегиональная православная выставка, в культурной программе которой тоже принимают участие  творческие коллективы студии.        Праздники весеннего цикла начинаются со дня весеннего равноденствия – Дня сорока великомученников – Сороки, продолжаются в Благовещенье – это   дни   «закликания»   весны,   встречи   птиц,   ожидания   Светлого   Христова Воскресения.         Проводятся такие игровые программы,  как «Поем весну, аукаем»   и   «Птиц   встречаем».   Связанные   с   детьми   ритуальные   действия, совершаемые   в  Великий пост,   призваны   обеспечить   малышам   здоровье   и благополучие на весь год. В эти недели проводим этические и нравственные беседы,   смотрим   много   фильмов,   посвященных   духовно­нравственной тематике,   рассказываем   о   христианских   храмах,   об   искусстве   инописи,   и жизни Иисуса Христа. В  «вербное» воскресенье  освещают в церкви вербу, которой прикасаются к ребенку, охраняя его от болезней, сглазу и передавая ему крепость и силу со словами: «Вербохлёст бей до слез», «Верба красна, не бей напрасно», «Верба бела бьёт за дело» и др. В нашей школе в эти дни традиционно проводится благотворительный «Вербный базар». Пасхальные праздники  «Светлое Христово воскресенье»  проводятся в каждом классе начальной  школы. На  него  приглашаются   родители.  Слушаем  колокольные звоны, поем духовные стихи, весенние заклички, читаем стихи о празднике, играем   в   игры   с   пасхальными   крашеными   яйцами.   Кроме   праздничных программ проводим экскурсии в православные храмы.                В конце весны творческие коллективы студии ежегодно принимают участие в весенних фестивалях: Межрегиональный фольклорный фестиваль 8 «Егорий хоробрый», Православный праздник святых Кирилла и Мефодия, посвященный   славянской   письменности   и   Межрегиональный   фестиваль казачьей культуры в день Святого Николая­вешнего. Детские обряды  троицко­семицкой  недели, связанные с культом березки, включают два элемента – «завивание» и «похороны» ритуального дерева, игры с образом «кукушки», игры с «русалками». Как правило это заключительные в учебном   году   праздники   «Русской   березки»,   которые   в   последние   годы проводятся в форме интерактивной игры.                       Завершает учебный год ежегодный областной фестиваль игрового детского   творчества «Васильковое лето», который организуют и проводят педагоги и воспитанники студии традиционной народной культуры «Теремок» на площадках ПК «Зеленый остров» или «Советский». В фестивале ежегодно принимают   участие   детские   фольклорные   коллективы   учреждений образования   области   и  города  (от  100  до 200  участников).  Каждый   год   у фестиваля – своя тема, сюжет, сказочные герои и задания для участников. В занимательной   игровой   форме   сказки   решаются   задачи   духовно­ нравственного воспитания детей средствами игрового фольклора. Несколько раз   фестиваль   был   посвящен   теме   православного   праздника   «Троица»,   на открытие   и   освящение   праздника   приглашались   служители   православного культа. Душа   ребенка   полна   энергии   и   она   требует   исхода.   Если   мы   ее направим в нужное русло, на нравственное совершенствование, то у молодежи не   появится   желание   сделать   что­нибудь   дурное.   Наша   программа способствует развитию духовных сил ребят, направленных на добро.  С тех пор, как на земле живет человек, звучит и слово. Слово  ­ это разум,   душа   и   сердце.   Наша   задача   –   научить   ребят   ценить   слово,   не произносить его бездумно, научить ребенка чувствовать, видеть и слышать 9 слово. Вместе с детьми педагоги учатся понимать внутренний мир другого человека, умению прощать, любить ближнего. По мнению  ученых Ополева и Адамсона «сущность религиозного подхода зафиксирована в этимологии слова « образование». Понятие «образ», лежащее в основании феномена  образования, является многозначным: это и живое наглядное представление, и художественное отражение идей, и особая упорядоченность.   Образ   в   религиозном   аспекте   представляет   собой напоминание   о   божественно­идеальном   событии.   Это   позволяет   нам заключить,   что  образование  –   это   не   только   набор   знаний,   эстетика существования, порядочность, но и реальность духовной жизни, основанная на представлении   об   абсолютных   ценностях.   Дать   детям   знания   и   понятия   о реальностях духовной жизни, наполнить их души нравственным содержанием – не в этом ли  есть смысл современного образования? 10

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018