Использование приемов технологии развития критического мышления
Оценка 4.9

Использование приемов технологии развития критического мышления

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
география
7 кл
22.01.2018
Использование приемов технологии развития критического мышления
Одна из современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать необходимые компетенции - это технология развития критического мышления. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многообразие окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.из опыта работы
Рубцова Е.В. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии.doc
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии. (из опыта работы) Рубцова Е.В. Учитель МБОУ «Левковская СШ №7» Одна   из   интереснейших   современных   технологий   в   сфере   образования,   которая позволяет   вырабатывать   необходимые   компетенции   ­   это   технология   развития критического мышления.   Критичность ума ­ это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.   Критическое   мышление,   т.е.   творческое,   помогает   человеку   определить собственные   приоритеты   в   личной   и   профессиональной   жизни,   предполагает   принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры   работы   с   информацией,   формирует   умение   анализировать   и   делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет   развивать   культуру   диалога   в   совместной   деятельности.       Данные   факторы обусловливают актуальность  технологии развития критического мышления   Школьник,   умеющий   критически   мыслить,   владеет   разнообразными   способами интерпретации   и   оценки   информационного   сообщения,   способен   выделять   в   тексте противоречия   и   типы   присутствующих   в   нем   структур,   аргументировать   свою   точку зрения,   опираясь   не   только   на   логику   (что   уже   немаловажно),   но   и   на   представления собеседника.   Такой   ученик   чувствует   уверенность   в   работе   с   различными   типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей,   критически   мыслящий   учащийся   умеет   эффективно   взаимодействовать   с информационными пространствами, принципиально принимая многообразие окружающего мира,   возможность   сосуществования   разнообразных   точек   зрения   в   рамках общечеловеческих   ценностей.   Формирование   критического   мышления   предполагает создание   базового   отношения   к   себе   и   миру,   подразумевающего   вариативную, самостоятельную,   осмысленную   позицию.   Эта   позиция   значительно   повышает   уровень образования   –   потому   что   оно   становится   осознанным   и   рефлексивным   и   повышает коммуникативный потенциал личности. Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий,   методов   и   приемов,   направленных   на   развитие   критического   мышления учащихся. Цель данной технологии ­ развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Формы урока в технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном   обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными   действующими   лицами   урока.   Они   думают   и   вспоминают   про   себя,   делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная   роль:   его   читают,   пересказывают,   анализируют,   трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Популярным   методом   демонстрации   процесса   мышления   является   графическая организация   материала.   Модели,   рисунки,   схемы,   различные   варианты   таблиц   и   т.п. отражают   взаимоотношения   между   идеями,   показывают   ход   мыслей.   Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию,   как   способ   направить   это   исследование   в   нужное   русло,   как   способ организовать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области   знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале. Так   как   технология   критического   мышления   берет   своё   начало   из   технологии проблемного обучения, то её суть заключается в активной роли обучающегося в процессе обучения.   Роль   учителя   —   в   основном   координирующая.   Она   предусматривает толерантное   отношение   педагога   к   любым   высказываниям   аудитории,   пусть   даже абсолютно неверным. Технология критического мышления имеет определенную структуру, состоящую из 3   стадий:   1)вызов,   2)   осмысление,   3)   рефлексия.   Такая   структура   урока,   по   мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом  подумать,  для  чего  тебе   понадобятся  полученные   знания  и   как  ты  их  сможешь применить.    Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных   сначала   на   активизацию   исследовательской,   творческой   деятельности,   а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.  Данная структура урока  подкреплена конкретными методическими приемами. Стадия   «Вызов»   предусматривает  актуализацию   имеющихся   знаний;   пробуждение интереса   к   получению   новых   знаний;   постановка   обучающимися   собственных   целей обучения.  Информация   полученная   на   стадии   вызова   выслушивается,   записывается, обсуждается.  Работа  ведется   индивидуально,   в  парах  или  группах.  На  стадии  «Вызов» деятельность педагога направлена:  ­на вызов у учеников имеющихся знаний по изучаемому вопросу; ­ активизацию деятельности учеников, их мотивацию к дальнейшей работе. Деятельность ученика направлена на: ­ вспоминание того, что ему известно по данному вопросу; ­выдвижение предположений; ­систематизацию информации  до изучения нового материала; ­ формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Возможные   приемы   и   методы   работы   на   данной   стадии:   выбор   среди   верных   и неверных     утверждений,   «Логические   цепочки»,   «Ассоциации»,   «Эпиграф»,   рассказ   ­ предположение   по   ключевым   словам,   «Рассыпавшееся   определение»,   «Фишбон», «Концептуальное колесо», «Загадка», «Круги на воде»  и др. Стадия   «Осмысление»   предполагает   получение   новой   информации;   корректировку обучающимися поставленных целей;  На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный   контакт   с   новой   информацией.   Здесь   происходит   основная содержательная работа ученика с текстом, причем "текст" следует понимать достаточно широко, это может быть  учебник или любой другой литературный источник, а также ­ речь учителя,   видеоматериалы   и   др.   В   процессе   работы   ученика   с   новой   информацией используются   следующие   приемы   ­   чтение   текста   с   остановками,   маркировка   текста символами,  составление   таблиц.  Работа  ведется  индивидуально  или   в  парах.  При  этом деятельность педагога направлена на: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; ­ ­ постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому». Деятельность учеников на: ­восприятие (аудийное, визуальное) текста; ­использование   предложенных   педагогов   активных   методов   чтения/восприятия (пометки на полях, записи по мере осмысления информации и т.д.). Используются следующие методические приёмы: «Найди ошибку», «Инсерт», «Кластеры», «Дневник», «Бортовой журнал», «Концептуальные таблицы», «Фишбон», «Эффективная лекция», «Круги на воде» и т.д. Стадия   «Рефлексия»­это  размышление,   рождение   нового   знания;   постановка обучающимися новых целей обучения. На этой  стадии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии   возможно   проведение   дискуссии,   написание   сочинения,   эссе,   фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы. Работа ведется индивидуально, а парах, группах. Деятельность учителя направлена на: ­ ­ ­ возвращение обучающихся к первоначальным знаниям; внесение изменений, уточнений, дополнений; ­творческие,  исследовательские  или  практические задания на основе полученной информации. Деятельность ученика направлена на сравнение «новой» и «старой» информации на базе полученных знаний через осмысление содержания. Методические   приемы   следующие:   «Сенквейн»,   «Эссе»,   «Письмо»,   «РАФТ», «Портфолио», «Диалог» и «Перекрестный диалог» и другие.  Для получения высокого результата обучения необходимо строго соблюдать все три стадии на уроке, т.к. это отражает сложный мыслительный процесс. При   внедрении   технологии   критического   мышления   в   практическую   деятельность мною были поставлены  следующие цели: ­     формирование   критического   стиля   мышления   в   процессе   обучения   географии, развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;  ­ развитие навыков самостоятельной работы  с учебным материалом и информацией; ­     формирование   умений   ориентироваться   в   источниках   информации,   находить, перерабатывать,   передавать   и   принимать   требуемую   информацию,   при   этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи;   ­   повышение   качества   и   эффективности   процесса   обучения   за   счет   реализации возможностей  образовательных  технологий                 Для  успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи: ­     сформировать   у   учащихся     умения   и   навыки,   как   необходимые   компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве; ­     формировать   критический   стиль   мышления   в   процессе   обучения   географии, развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; ­ развивать навыки самостоятельной работы  с учебным материалом и информацией; ­     формировать     умения   ориентироваться   в   источниках   информации,   находить, перерабатывать,   передавать   и   принимать   требуемую   информацию,   при   этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи. В настоящее время разработано достаточно большое количество   приемов работы в технологии   критического   мышления.   В   начале   знакомства   с   технологией   критического мышления, читая литературу, работая с источниками в Интернете, стала формироваться копилка методов и приемов работы на уроке в рамках этой технологии, в настоящее время мной используется около 40 разнообразных приемов.  Далее   представлены   некоторые   методические   приемы,   которые     наиболее   часто используются в своей профессиональной деятельности. 1.    «Получи   5».  Составляется   таблица,   в   ячейках   которой   могут   быть   ключевые понятия, изученные ранее, какая­то фактическая информация. Все ячейки пронумерованы. Обучающиеся   должны   найти   те   ячейки,   в   которых   дана   верная   информация.   Чтобы проверить себя, здесь ещё и метапредметные связи. Сума ячеек с правильными ответами равна определенной сумме. В данном примере это 15. Первые 3 правильно ответивших получают оценку 5.   2. «Логические цепочки».  Составляется таблица, в которую помещаются ключевые понятия   или   другая   какая­то  информация.  Задача  обучающих  ­ составить   цепочки  не менее, чем из 3 звеньев(ячеек), которые логически связаны между собой.   3.«Концептуальная таблица». Её эффективно использовать, когда предполагается сравнение 3 и более аспектов. Таблица строится так, что по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства.   4.   «Сводная   таблица»  помогает   систематизировать   информацию,   проводить параллели   между   явлениями,   событиями   или   фактами.   Выглядит   эта   таблица   просто: Средняя  колонка   называется   "линией   сравнения".   В   ней   перечислены   те  категории,   по которым   мы   предполагаем   сравнивать   какие­то   явления,   события,   факты.   В   колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить. 5.  «Фишбон». Иначе «рыбья кость» предполагает графический способ информации. На верхних и нижних костях скелетика формулируются проблемы, приводятся примеры, факты,   подтверждающие   или   иллюстрирующие   проблемы.   Также   графический   способ организации учебного материала. Суть подобрать синонимы к ключевому слову. 6. «Домино».   Обучающиеся работают с текстом, выделяя основные термины и их содержание,   определение,   характеристику.   Этим   составляют   пару   по   соответствию термин­ определение. 7.  «Рассказ­предположение   по   ключевым   словам».  На   доске   выписываются ключевые   слова,   обучающие   составляют   по   ним   свой   рассказ­характеристику   темы, которую будут изучать на уроке, представляют итог своей работы, а затем проверяют себя по тексту содержания урока. 8.  «Ассоциации».  На   доске   выписывается   ключевое   слово,   учащиеся   подбирают ассоциации с этим понятием, постепенно формулируется определение ключевого слова. 9.    «Кластер».  Графический способ организации учебного материала, выделение смысловых   единиц   текста   и   графическое   оформление   в   определенном   порядке   в   виде грозди. 10.   «Рассыпавшееся   слово».   Может   разнообразить   работу   с   терминами   и ключевыми   понятиями   темы.   На   доске,   экране   или   в   виде     раздаточного   материала появляется термин. А далее отдельные слова, которые составляют его определение. Задача обучающихся оставить целое определение данного термина. 11.   «Круги  на воде».  Опорным словом  к этому приему  может стать изучаемое понятие,  явление.  Оно записывается  в столбик  и на каждую  букву подбираются слова (глаголы,   прилагательные,   существительные,   устойчивые   словосочетания)   к   изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование. 12. «Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)». Этот прием может быть началом урока. Обучающиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают   заданную   тему   (ситуацию,   обстановку,   систему   правил).     Затем   попросите обучающихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства   с   основной   информацией   (текст   параграфа,   лекция   по   данной   теме)   мы возвращаемся   к   данным   утверждениям   и   просим   оценить   их   достоверность,   используя полученную на уроке информацию. 13.  «Синквейн».  Подведение итога на уроке, через данный прием отражается как обучающиеся усвоили главные мысли урока в форме особого стиха. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах  как правило, именами  прилагательными.  Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…). Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме. Последняя строчка – это слово ­ синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально­образцовом или философско­обобщённом уровне. 14. «Шпаргалка». По ходу работы с текстом составить шпаргалку для своего друга, отмечая ключевые моменты  изучаемого материала. 15.  «РАФТ».  Идея в том, что пишущий выбирает для себя какую­то социальную роль, те есть пишет текст не от своего лица. 16.  «Денотантный граф».  Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Принципы построения: ­ выделение ключевого слова или словосочетания  ­ чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или   группа   существительных   в   сочетании   с   другими   именными   частями   речи;   глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)  ­   точный   выбор   глагола,   связывающего   ключевое   понятие   и   его   существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы­связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)  ­ дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"  ­ соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких­либо несоответствий, противоречий и т.д. 17.  «Лента   вопросов».  Отдельным   списком   выписываются   вопросы   Что?   Кто? Какой?   Почему?   Зачем?   Откуда?   Куда?   Что   делать?   Где?   Даётся   ключевое   слово. Используя   вопросы,   составляется   вариант   определения   понятия   (можно   использовать схему грамматической основы из русского языка). 18. «Чтение с остановками».  Работа с текстом. Чтение вслух текста по абзацам, после прочтения абзаца, выделяется главная мысль и обосновывается выбор. В Приложении 1 представлены некоторые перечисленные выше приёмы технологии развития критического мышления, разработанные и используемые   мной в практической деятельности непосредственно для уроков  географии. Использованные источники информации 1.   Богатенкова   Н.   В.,   Муштавинская   И.В.   Технология   развития   критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб:СПб.гос. ун­т пед.м астерства, 2001.79 с. 2.   Галактионова   Т.Г.   От   самопознания   к   самореализации:   Персонал­технология образовательной деятельности. ­ СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. ­ 156 с. 3. Громова О. Критическое мышление: как это по­русски ?/ Первое сентября, 16 января, 2001, с.3. 4. Заир­Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 66­72. 5. Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c. 6.   Муштавинская   И.В.,   Иваньшина   Е.В.   Критическое   мышление   на   уроках естествознания // Естествознание в школе. М., 2004. № 3. C. 34­39. 7.   Полат   Е.   С.   Современные   педагогические   и   информационные   технологии   в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с. 8. .«Современные педагогические технологии на современном уроке» / Составители: И. И. Полтава, Г. И.Козлова ­ Златоуст: Изд­во ММЦ № 74205, 2009 г. –35 с. 9. Селевко Г.Г.     Современные образовательные технологии:     Москва, Народное образование,  1998 г 10. Чернавская А.П.  РКМПЧП  как педагогическая технология:   Н Новгород, 2001 г. 11.   Фонтанова   А.   Технология,   которая   нам   позволяет   стать   другими.   //Первое сентября, 16 января, 2001, с.3. 12.http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/tekhnologii­razvitiya­kriticheskogo­myshleniya. 13. http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php 14.  http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm 15.  http://www.analizplan.narod.ru/krit.html 16. http://www.uchportal.ru/publ/15­1­0­304

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018