Использование приемов ТРИЗ
Оценка 4.7

Использование приемов ТРИЗ

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
окружающий мир
Детсад
14.06.2017
Использование приемов ТРИЗ
Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления детей. ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приемов и предлагает пути и способы развития творческого воображения и мышления, обосновывает жизненную стратегию творческой личности. В нашем МДОУ функционирует студия ТРИЗ, где проводятся занятия с дошкольниками от 2 до 7 лет. В студии дети совместно с педагогом исследуют приметы и явления, сочиняют новые сказки и необычные истории, придумывают загадки, изобретают фантастические объекты, используя методы и приемы ТРИЗ—РТВ. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого становятся авторами творческих проектов. Одним из центров студии ТРИЗ является ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА ФАНТАЗИЙ. Это развивающее панно помогает закрепить изученные методы и приемы ТРИЗ в практической деятельности. В начале учебного года с детьми проводится серия занятий на тему ОСЕНЬ. Дети 5—6 лет открывают на ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЕ ФАНТАЗИЙ страну Осенин и создают на ней фруктовое королевство, ягодное государство, овощное царство. В овощном царстве путешествуют по разным городам: Гороховому, Огуреченску, Капустинску и др.Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления детей. ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приемов и предлагает пути и способы развития творческого воображения и мышления, обосновывает жизненную стратегию творческой личности. В нашем МДОУ функционирует студия ТРИЗ, где проводятся занятия с дошкольниками от 2 до 7 лет. В студии дети совместно с педагогом исследуют приметы и явления, сочиняют новые сказки и необычные истории, придумывают загадки, изобретают фантастические объекты, используя методы и приемы ТРИЗ—РТВ. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого становятся авторами творческих проектов. Одним из центров студии ТРИЗ является ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА ФАНТАЗИЙ. Это развивающее панно помогает закрепить изученные методы и приемы ТРИЗ в практической деятельности. В начале учебного года с детьми проводится серия занятий на тему ОСЕНЬ. Дети 5—6 лет открывают на ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЕ ФАНТАЗИЙ страну Осенин и создают на ней фруктовое королевство, ягодное государство, овощное царство. В овощном царстве путешествуют по разным городам: Гороховому, Огуреченску, Капустинску и др.
0008834d-deacdece.doc
Использование приемов ТРИЗ Подготовила –Пилержинская Марина Геннадьевна. Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления детей. ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приемов и предлагает пути и способы развития творческого воображения и мышления, обосновывает жизненную стратегию творческой личности. В нашем МДОУ функционирует студия ТРИЗ, где проводятся занятия с дошкольниками от 2 до 7 лет. В студии дети совместно с педагогом исследуют приметы и явления, сочиняют новые сказки и необычные истории, придумывают загадки, изобретают фантастические объекты, используя методы и приемы ТРИЗ—РТВ. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого становятся авторами творческих проектов. Одним из центров студии ТРИЗ является ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА ФАНТАЗИЙ. Это развивающее панно помогает закрепить изученные методы и приемы ТРИЗ в практической деятельности. В начале учебного года с детьми проводится серия занятий на тему ОСЕНЬ. Дети 5—6 лет открывают на ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЕ ФАНТАЗИЙ страну Осенин и создают на ней фруктовое королевство, ягодное государство, овощное царство. В овощном царстве путешествуют по разным городам: Гороховому, Огуреченску, Капустинску и др. Проект ГОРОД МОРКОВИЯ Формулирование проблемы и введение в игровую ситуацию проходит непосредственно на занятии. Сначала с детьми обговаривается, кто может жить в таком городе, что там может быть необычного и чем он отличается от обычного города. Дети рассматривают жителей Морковии (моркови необычной формы) и придумывают им названия. Перед ребятами ставится проблема, которую им надо решить, — все жители Морковии окаменели (применение приема фантазирования — «окаменение»), и нужно им помочь (с использованием знакомых приемов ТРИЗ—РТВ — бинома фантазии, инверсии, оживления и т. д.). В процессе совместного размышления детей и воспитателя о том, как можно интересно рассказать о том, что это за город Морковия, кто в нем живет, дети приходят к выводу, что можно сделать панно города и придумать сказку. На следующем этапе — этапе продуктивной деятельности — дети выбирают необходимый материал, изготавливают героев, составляют макет города Морковия, сочиняют сказку с помощью линейной схемы, придумывают ей название (например, ВКУСНЫЕ ИСТОРИИ В ГОРОДЕ МОРКОВИИ). Сказка ВКУСНЫЕ ИСТОРИИ В ГОРОДЕ МОРКОВИИ В овощном царстве, в городе Морковии жили-были морковный царь Цареморк и царица Морко. И были у них двое детей: царевич Моркоша и царевна Моркуша. Воспитанием детей занималась леди Морселина, она читала им сказки, гуляла с ними. А маркиза Морлиза была у них учительницей. Все в этом городе жили дружно. Но вот однажды у царевича и царевны был день рождения, во дворец приехали гости с подарками и стали веселиться. Повар Морковар стал накрывать на стол. Вдруг все потемнело и появился злой волшебник Каменюка из каменной страны. — Вы тут веселитесь, а меня даже не пригласили! Посмотрю я на вас, Цареморк и царица, как вам будет сейчас весело! Хлопнул он в каменные ладоши, и все жители Морковии, кроме Цареморка и царицы Морко, стали каменными. Стали царь с царицей горевать, но слезы горю не помогут. И тут вдруг они вспомнили, что в городе Фантазийске живет гном Оживлялка. Сел Цареморк на морконя и поскакал за помощью. Оживлялка взмахнул палочкой-оживлялочкой, и все жители Морковии стали прежними. Царь с царицей не нарадуются, дорогого гостя угощают разными морковными блюдами: морковным мороженым да пирожным, пирогами да тортами с морковью. Был морковный пир на весь мир. А Каменюка узнал об этом, да от злости лопнул и развалился на мелкие песчинки. На последнем этапе проводится презентация продукта совместной деятельности для зрителей (детей других групп, родителей), а также результат проектной деятельности помещается на выставку творчества. Проект КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ВОЛШЕБНЫМ СТРАНАМ Дети получают письмо от Фанталика (выдуманного героя) с просьбой помочь ему составить карту путешествий по волшебным странам с помощью одного предмета — мороженого. Дети обсуждают с воспитателем, как мороженое может помочь в решении проблемы (можно рисовать мороженым, лепить из него), при помощи игры в детском саду «Хорошо — плохо» находят отрицательные и положительные стороны такого способа решения данной проблемы. Фанталик предлагает придумать волшебные страны и города с помощью метода фокальных объектов, то есть перенести свойства мороженого на волшебные страны. Дети заполняют морфологическую таблицу свойствами мороженого с помощью символов (холодное — снежинка, твердое — маленький человечек из твердого вещества, шоколадное — шоколадка). Затем каждый из детей, опираясь на составленную таблицу, определяет, какое свойство мороженого можно перенести на название страны или города. В результате получались волшебные и необычные названия: Холодная страна, Шоколадно-ореховое царство, Абрикосовый город и так далее. После этого дети все вместе планируют собственную практическую деятельность. Сначала выбирают страну, о которой каждый из них будет составлять сказку, придумывают ей название, рисуют каждый свою страну, наклеивают на плакат. Так получается общая карта путешествий, на которой намечается маршрут путешествия. В заключение дети договариваются о презентации карты (каждая творческая группа защищает свой участок перед другими детьми, взрослыми), а также работы помещаются на выставку творчества в дошкольном учреждении. Примеры детских рассказов Страна Снежинция В этой стране живут холодные разноцветные снежинки. Леди Снежка — мастер воздушного летания. Она учит всех летать. Кто не хочет учиться, тот просто лежит в сугробах и наблюдает. Иногда леди Снежка со своими учениками устраивают целые снежно-танцевальные концерты, и получается метель, вьюга или даже снежная буря. Абрикосовый город Жители этого города — абрикосы. Они очень любят смотреть телевизор. Мистер Абрикоскин и мадам Абрикосинка работают дикторами на телевидении. Они передают разные новости и рассказывают жителям города о соседних городах и странах. Сегодня они рассказали о том, что в городе открылась дынебольница, где будут лечить дынным соком и таблетками из дыни, а чтобы маленькие детки-абрикосики не болели, им нужно сделать дынные прививки. А еще в городе построили магазин абрикосовых игрушек. Дети этого города могут брать любую игрушку бесплатно, потому что они вырастают сами на прилавках, а продавцы их только поливают абрикосовым соком. Шоколадно-ореховое царство В конфетном замке живут король Шоколад и королева Орешка. Вокруг замка на шоколадных клумбах растут ореховые цветы, а перед замком стоит ореховый фонтан, где течет горячий шоколад. На шоколадном дереве каждый день созревает разный сладкий урожай: то шоколадки, то мармеладки, то орешки в шоколаде. Король и королева собирают этот сладкий урожай и угощают всех жителей царства. Проект В СТРАНЕ БУМАГИИ Фанталик познакомил детей с новым другом — мальчиком Фантиком, который сделан из бумаги. Его оживил гном Оживлялка (использование приема «оживление»). Фантик просит у детей помочь ему узнать все о себе и найти друзей, таких же как он. Сначала с помощью метода «ступенчатый эвроритм» дети помогают Фантику узнать все о материале, из которого он сделан, — о бумаге. Поднимаясь по этажам волшебного дома, дети производят различные мыслительные операции. делают из бумаги (коробки, книги, альбомы и так далее). Так они находят бумажных друзей Фантику. опасаться. На первом этаже (этаж ДЕЛО) они выясняют, какова функция бумаги и для чего человек ее придумал. На втором этаже (этаж ДРУЗЬЯ) дети рассматривают виды бумаги (картон, калька, гофрированная и так далее), вспоминают, что На третьем этаже (этаж SOS) дети экспериментируют с бумагой, выясняют, что может случиться с Фантиком и чего ему необходимо На четвертом этаже (этаж ПОМОЩНИКИ) дети называют предметы, которые выполняют те же функции, что и бумага. На пятом этаже (этаж ВОЛШЕБНИК) происходит изменение и преобразование предметов с помощью метода фокальных объектов (перенос свойств бумаги на окружающие предметы — все стало бумажным: дома, транспорт, мебель и даже люди). Так появилась на 10-й планете фантазии СТРАНА БУМАГИЯ. У Фантика там нашлось много друзей, и он попросил детей поселить его в эту чудесную страну.       1. 2. 3. 4. 5. На следующем этапе дети составляют сказку ФАНТИК В СТРАНЕ БУМАГИИ, изготавливают бумажных героев сказки и объекты для бумажного театра, распределяют роли. По ходу выполнения работы они совещаются, вносят изменения и дополнения. На последнем этапе презентуют продукт своей деятельности зрителям — показывают кукольный бумажный театр детям других групп, родителям. Сказка ФАНТИК В СТРАНЕ БУМАГИИ За волшебными морями, за чудесными лесами, в стране Бумагии жили-были бумажные человечки. На Газетной площади стоял красивый замок из цветной бумаги. В нем жили король Картон I, королева Глянция и маленькая принцесса Фольгиния. Каждое утро король Картон I садился на своего бумажного коня, объезжал всю страну и спрашивал у стражников: — Все ли в порядке в нашей стране? А стражники отвечали: — Не беспокойтесь ваше бумажное величество, в нашей стране все в порядке! Пока короля не было в замке, королева Глянция и принцесса Фольгиния выходили в бумажный сад и любовались бумажными цветами, которые выращивала садовница Бархотина. Она всегда разговаривала с цветами и напевала: - В королевском бумажном садочке Расцветают мои милые цветочки: Маки краснеют, Васильки синеют, Нарциссы желтеют, А розочки алеют. Королева Глянция каждый день говорила: — Спасибо тебе, Бархотина, за такие прекрасные цветы! А принцесса Фольгиния однажды сказала: — А давайте вместе соберем букеты, поставим их в вазы и украсим замок! В это время на королевской кухне повар Фантик готовил бумажный обед. Он говорил: — Сегодня я приготовлю салат из бумажных овощей и газетные котлеты. А на десерт будет картонное пирожное да бархатное мороженое. И все было бы хорошо, но однажды король Картон I, объезжая на коне страну, спросил стражников: — Все ли в порядке в нашей стране? И услышал в ответ: — Беда, ваше бумажное величество, надвигается на нашу страну войско огненных всадников! Тогда собрал Картон I на Газетной площади бумажный народ, и стали все вместе думать, как победить огненное войско. И тут повар Фантик предложил: — Давайте отправим письмо на бумажном самолетике водяному царю и попросим его помочь нашей стране. Так и сделали. Получил водяной царь письмо и тут же послал свои быстрые ручейки на помощь Картону I. Окружили они Бумагию и потекли на огненное войско. Зашипело войско, да и пропало без следа. Обрадовался бумажный народ, стал веселиться да плясать. А повар Фантик испек по такому случаю огромный бумажный торт со свечами. И мы там были, этот торт пробовали. Только он нам не понравился. А бумажные человечки хвалили и пальчики облизывали

Использование приемов ТРИЗ

Использование приемов ТРИЗ

Использование приемов ТРИЗ

Использование приемов ТРИЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017