Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления детей. ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приемов и предлагает пути и способы развития творческого воображения и мышления, обосновывает жизненную стратегию творческой личности.
В нашем МДОУ функционирует студия ТРИЗ, где проводятся занятия с дошкольниками от 2 до 7 лет. В студии дети совместно с педагогом исследуют приметы и явления, сочиняют новые сказки и необычные истории, придумывают загадки, изобретают фантастические объекты, используя методы и приемы ТРИЗ—РТВ. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого становятся авторами творческих проектов. Одним из центров студии ТРИЗ является ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА ФАНТАЗИЙ. Это развивающее панно помогает закрепить изученные методы и приемы ТРИЗ в практической деятельности.
В начале учебного года с детьми проводится серия занятий на тему ОСЕНЬ. Дети 5—6 лет открывают на ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЕ ФАНТАЗИЙ страну Осенин и создают на ней фруктовое королевство, ягодное государство, овощное царство. В овощном царстве путешествуют по разным городам: Гороховому, Огуреченску, Капустинску и др.Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления детей. ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приемов и предлагает пути и способы развития творческого воображения и мышления, обосновывает жизненную стратегию творческой личности.
В нашем МДОУ функционирует студия ТРИЗ, где проводятся занятия с дошкольниками от 2 до 7 лет. В студии дети совместно с педагогом исследуют приметы и явления, сочиняют новые сказки и необычные истории, придумывают загадки, изобретают фантастические объекты, используя методы и приемы ТРИЗ—РТВ. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого становятся авторами творческих проектов. Одним из центров студии ТРИЗ является ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА ФАНТАЗИЙ. Это развивающее панно помогает закрепить изученные методы и приемы ТРИЗ в практической деятельности.
В начале учебного года с детьми проводится серия занятий на тему ОСЕНЬ. Дети 5—6 лет открывают на ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЕ ФАНТАЗИЙ страну Осенин и создают на ней фруктовое королевство, ягодное государство, овощное царство. В овощном царстве путешествуют по разным городам: Гороховому, Огуреченску, Капустинску и др.
0008834d-deacdece.doc
Использование приемов ТРИЗ
Подготовила –Пилержинская Марина Геннадьевна.
Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой
личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, творческого воображения,
творческого мышления детей. ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приемов и предлагает пути и способы развития
творческого воображения и мышления, обосновывает жизненную стратегию творческой личности.
В нашем МДОУ функционирует студия ТРИЗ, где проводятся занятия с дошкольниками от 2 до 7 лет. В студии дети совместно с педагогом
исследуют приметы и явления, сочиняют новые сказки и необычные истории, придумывают загадки, изобретают фантастические объекты,
используя методы и приемы ТРИЗ—РТВ. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого становятся авторами творческих
проектов. Одним из центров студии ТРИЗ является ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА ФАНТАЗИЙ. Это развивающее панно помогает закрепить изученные
методы и приемы ТРИЗ в практической деятельности.
В начале учебного года с детьми проводится серия занятий на тему ОСЕНЬ. Дети 5—6 лет открывают на ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЕ ФАНТАЗИЙ страну
Осенин и создают на ней фруктовое королевство, ягодное государство, овощное царство. В овощном царстве путешествуют по разным
городам: Гороховому, Огуреченску, Капустинску и др.
Проект ГОРОД МОРКОВИЯ
Формулирование проблемы и введение в игровую ситуацию проходит непосредственно на занятии. Сначала с детьми обговаривается, кто
может жить в таком городе, что там может быть необычного и чем он отличается от обычного города. Дети рассматривают жителей Морковии
(моркови необычной формы) и придумывают им названия.
Перед ребятами ставится проблема, которую им надо решить, — все жители Морковии окаменели (применение приема фантазирования —
«окаменение»), и нужно им помочь (с использованием знакомых приемов ТРИЗ—РТВ — бинома фантазии, инверсии, оживления и т. д.). В
процессе совместного размышления детей и воспитателя о том, как можно интересно рассказать о том, что это за город Морковия, кто в нем
живет, дети приходят к выводу, что можно сделать панно города и придумать сказку.
На следующем этапе — этапе продуктивной деятельности — дети выбирают необходимый материал, изготавливают героев, составляют макет
города Морковия, сочиняют сказку с помощью линейной схемы, придумывают ей название (например, ВКУСНЫЕ ИСТОРИИ В ГОРОДЕ
МОРКОВИИ).
Сказка ВКУСНЫЕ ИСТОРИИ В ГОРОДЕ МОРКОВИИ
В овощном царстве, в городе Морковии жили-были морковный царь Цареморк и царица Морко. И были у них двое детей: царевич Моркоша и
царевна Моркуша. Воспитанием детей занималась леди Морселина, она читала им сказки, гуляла с ними. А маркиза Морлиза была у них
учительницей. Все в этом городе жили дружно. Но вот однажды у царевича и царевны был день рождения, во дворец приехали гости с
подарками и стали веселиться. Повар Морковар стал накрывать на стол. Вдруг все потемнело и появился злой волшебник Каменюка из
каменной страны.
— Вы тут веселитесь, а меня даже не пригласили! Посмотрю я на вас, Цареморк и царица, как вам будет сейчас весело!
Хлопнул он в каменные ладоши, и все жители Морковии, кроме Цареморка и царицы Морко, стали каменными. Стали царь с царицей горевать,
но слезы горю не помогут. И тут вдруг они вспомнили, что в городе Фантазийске живет гном Оживлялка. Сел Цареморк на морконя и поскакал
за помощью. Оживлялка взмахнул палочкой-оживлялочкой, и все жители Морковии стали прежними. Царь с царицей не нарадуются, дорогого
гостя угощают разными морковными блюдами: морковным мороженым да пирожным, пирогами да тортами с морковью. Был морковный пир на
весь мир.
А Каменюка узнал об этом, да от злости лопнул и развалился на мелкие песчинки.
На последнем этапе проводится презентация продукта совместной деятельности для зрителей (детей других групп, родителей), а также
результат проектной деятельности помещается на выставку творчества.
Проект КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ВОЛШЕБНЫМ СТРАНАМ
Дети получают письмо от Фанталика (выдуманного героя) с просьбой помочь ему составить карту путешествий по волшебным странам с
помощью одного предмета — мороженого. Дети обсуждают с воспитателем, как мороженое может помочь в решении проблемы (можно
рисовать мороженым, лепить из него), при помощи игры в детском саду «Хорошо — плохо» находят отрицательные и положительные стороны
такого способа решения данной проблемы.
Фанталик предлагает придумать волшебные страны и города с помощью метода фокальных объектов, то есть перенести свойства мороженого
на волшебные страны. Дети заполняют морфологическую таблицу свойствами мороженого с помощью символов (холодное — снежинка,
твердое — маленький человечек из твердого вещества, шоколадное — шоколадка). Затем каждый из детей, опираясь на составленную
таблицу, определяет, какое свойство мороженого можно перенести на название страны или города. В результате получались волшебные и
необычные названия:
Холодная страна,
Шоколадно-ореховое царство,
Абрикосовый город и так далее.
После этого дети все вместе планируют собственную практическую деятельность. Сначала выбирают страну, о которой каждый из них будет
составлять сказку, придумывают ей название, рисуют каждый свою страну, наклеивают на плакат. Так получается общая карта путешествий,
на которой намечается маршрут путешествия. В заключение дети договариваются о презентации карты (каждая творческая группа защищает
свой участок перед другими детьми, взрослыми), а также работы помещаются на выставку творчества в дошкольном учреждении.
Примеры детских рассказов
Страна Снежинция
В этой стране живут холодные разноцветные снежинки. Леди Снежка — мастер воздушного летания. Она учит всех летать. Кто не хочет
учиться, тот просто лежит в сугробах и наблюдает. Иногда леди Снежка со своими учениками устраивают целые снежно-танцевальные
концерты, и получается метель, вьюга или даже снежная буря.
Абрикосовый город
Жители этого города — абрикосы. Они очень любят смотреть телевизор. Мистер Абрикоскин и мадам Абрикосинка работают дикторами на
телевидении. Они передают разные новости и рассказывают жителям города о соседних городах и странах. Сегодня они рассказали о том, что
в городе открылась дынебольница, где будут лечить дынным соком и таблетками из дыни, а чтобы маленькие детки-абрикосики не болели, им
нужно сделать дынные прививки. А еще в городе построили магазин абрикосовых игрушек. Дети этого города могут брать любую игрушку
бесплатно,
потому что они вырастают сами на прилавках, а продавцы их только поливают абрикосовым соком.
Шоколадно-ореховое царство
В конфетном замке живут король Шоколад и королева Орешка. Вокруг замка на шоколадных клумбах растут ореховые цветы, а перед замком
стоит ореховый фонтан, где течет горячий шоколад. На шоколадном дереве каждый день созревает разный сладкий урожай: то шоколадки, то
мармеладки, то орешки в шоколаде. Король и королева собирают этот сладкий урожай и угощают всех жителей царства.
Проект В СТРАНЕ БУМАГИИ
Фанталик познакомил детей с новым другом — мальчиком Фантиком, который сделан из бумаги. Его оживил гном Оживлялка (использование
приема «оживление»). Фантик просит у детей помочь ему узнать все о себе и найти друзей, таких же как он.
Сначала с помощью метода «ступенчатый эвроритм» дети помогают Фантику узнать все о материале, из которого
он сделан, — о бумаге. Поднимаясь по этажам волшебного дома, дети производят различные мыслительные операции.
делают из бумаги (коробки, книги, альбомы и так далее). Так они находят бумажных друзей Фантику.
опасаться.
На первом этаже (этаж ДЕЛО) они выясняют, какова функция бумаги и для чего человек ее придумал.
На втором этаже (этаж ДРУЗЬЯ) дети рассматривают виды бумаги (картон, калька, гофрированная и так далее), вспоминают, что
На третьем этаже (этаж SOS) дети экспериментируют с бумагой, выясняют, что может случиться с Фантиком и чего ему необходимо
На четвертом этаже (этаж ПОМОЩНИКИ) дети называют предметы, которые выполняют те же функции, что и бумага.
На пятом этаже (этаж ВОЛШЕБНИК) происходит изменение и преобразование предметов с помощью метода фокальных объектов
(перенос свойств бумаги на окружающие предметы — все стало бумажным: дома, транспорт, мебель и даже люди).
Так появилась на 10-й планете фантазии СТРАНА БУМАГИЯ. У Фантика там нашлось много друзей, и он попросил детей поселить его в эту
чудесную страну.
1.
2.
3.
4.
5. На следующем этапе дети составляют сказку ФАНТИК В СТРАНЕ БУМАГИИ, изготавливают бумажных героев сказки и объекты для бумажного
театра, распределяют роли. По ходу выполнения работы они совещаются, вносят изменения и дополнения. На последнем этапе презентуют
продукт своей деятельности зрителям — показывают кукольный бумажный театр детям других групп, родителям.
Сказка ФАНТИК В СТРАНЕ БУМАГИИ
За волшебными морями, за чудесными лесами, в стране Бумагии жили-были бумажные человечки. На Газетной площади стоял красивый замок
из цветной бумаги. В нем жили король Картон I, королева Глянция и маленькая принцесса Фольгиния. Каждое утро король Картон I садился на
своего бумажного коня, объезжал всю страну и спрашивал у стражников:
— Все ли в порядке в нашей стране?
А стражники отвечали:
— Не беспокойтесь ваше бумажное величество, в нашей стране все в порядке!
Пока короля не было в замке, королева Глянция и принцесса Фольгиния выходили в бумажный сад и любовались бумажными цветами, которые
выращивала садовница Бархотина. Она всегда разговаривала с цветами и напевала:
- В королевском бумажном садочке
Расцветают мои милые цветочки:
Маки краснеют,
Васильки синеют,
Нарциссы желтеют,
А розочки алеют.
Королева Глянция каждый день говорила:
— Спасибо тебе, Бархотина, за такие прекрасные цветы!
А принцесса Фольгиния однажды сказала:
— А давайте вместе соберем букеты, поставим их в вазы и украсим замок!
В это время на королевской кухне повар Фантик готовил бумажный обед. Он говорил:
— Сегодня я приготовлю салат из бумажных овощей и газетные котлеты. А на десерт будет картонное пирожное да бархатное мороженое.
И все было бы хорошо, но однажды король Картон I, объезжая на коне страну, спросил стражников:
— Все ли в порядке в нашей стране?
И услышал в ответ:
— Беда, ваше бумажное величество, надвигается на нашу страну войско огненных всадников!
Тогда собрал Картон I на Газетной площади бумажный народ, и стали все вместе думать, как победить огненное войско. И тут повар Фантик
предложил:
— Давайте отправим письмо на бумажном самолетике водяному царю и попросим его помочь нашей стране.
Так и сделали. Получил водяной царь письмо и тут же послал свои быстрые ручейки на помощь Картону I. Окружили они Бумагию и потекли на
огненное войско. Зашипело войско, да и пропало без следа. Обрадовался бумажный народ, стал веселиться да плясать. А повар Фантик испек
по такому случаю огромный бумажный торт со свечами. И мы там были, этот торт пробовали. Только он нам не понравился. А бумажные
человечки хвалили и пальчики облизывали
Использование приемов ТРИЗ
Использование приемов ТРИЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.