Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.
Оценка 4.8

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Оценка 4.8
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—9 кл
08.04.2019
Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.
Публикация является частью публикации:
Смысловое чтение как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.docx
Использование приёмов смыслового чтения в основной школе. Учитель истории МОУ СШ №7 г. Тутаев Потапова Анжелика Андреевна «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» В.А.Сухомлинский ФГОС ООО включают в метапредметные результаты освоения обучающимися ООП ООО в качестве  обязательного компонента овладение навыками «смыслового чтения»1.   Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает  неумение работать с ней. Поэтому основной задачей каждого учителя сегодня является обучение детей  грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности.  Чтение и письмо предоставляют возможность людям:  вступать в смысловую коммуникацию с другими людьми;  понимать и передавать смыслы текстов, анализировать прочитанное, выделять главное и  второстепенное; овладевать знаниями и опытом культуры предшествующих поколений и передавать её следующему,  познавать и изучать идеи прошлого;  развивать мышление и память.     «Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной  компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности»2. Смысловое (продуктивное) чтение  — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового  содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации,  откликнуться на содержание. По определению А.А.Леонтьева, смысловое чтение – это восприятия графически оформленной текстовой  информации и ее переработка в личностно­смысловые установки в соответствии с коммуникативно­ познавательной задачей. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят  процессы постижения читателем ценностно­смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его  интерпретации, наделения смыслом. Как помочь ученику основной школы овладеть навыками «смыслового чтения»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению  смысловому чтению. Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. Термин «стратегии чтения»  родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса  (70­е гг.). Основополагающим для всех последующих работ стало самое общее определение Дж.Брунера:  «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий  достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам» (1977).  Стратегии смыслового чтения — разные комбинации приёмов, которые используют ученики для восприятия  (по определению А.А. Леонтьева) графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в  личностно­смысловые установки в соответствии с коммуникативно­познавательной задачей. По определению  Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является  стратегией»3. В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.  Таким образом, стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа  действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения. 1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2 Фисенко Т.  И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах. 3 Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах : как реализовать ФГОС : пособие для учителя. — М. :  Баласс, 2011 — С. 40. Для того чтобы выбрать максимально эффективную стратегию нужно владеть определенным набором  стратегий. Выбор в первую очередь должен быть определен видением цели чтения, знаниями и опытом в  области содержания текста и умениями, опытом использования различных стратегий. Я начинала использовать несколько стратегий, прежде чем поняла, какой образ является наиболее удобный и  результативный. Стратегии могут допускать отклонения, варианты, различные тактики. Число стратегий и частота их  использования индивидуальны. В своей работе я использую следующие приёмы смыслового чтения: 1) Стратегии предтекстовой работы Рассечение вопросов  Мозговой штурм  Корзина идей  Ориентиры предвосхищения   Инсерт (на разных этапах урока)  Отсроченная отгадка  Ассоциативный куст  Глоссарий 2) Стратегии текстовой деятельности:  Чтение вслух (попеременное чтение / чтение по цепочке)  Чтение про себя с составлением вопросов  Инсерт (чтение про себя с пометками)   Ключевые слова Работа с вопросником (ответы на вопросы к тексту) 3) Стратегии послетекстовой деятельности: «Закрой окно» («дырявый текст» / «допиши историю»)   Лови ошибку  Приѐм «Сопоставление / нахождение сходств и различий»  Переводчик  Кластер  Составление таблиц по тексту  Прием «Сжатая информация»  Составление плана  Составление тезисов  Составление конспектов  Составление заданий к тексту  Комментированное письмо   Верные ­ неверные утверждения (да­нет)  Кубик Блума  Ментальная карта  Моделирование  и рисунок Толстые и тонкие вопросы (вопросы низкого и высокого уровня)  Фишбоун (рыбная кость)  Инфографика  Оценка текста  Проверочный лист (сюда можно отнести большинство приемов описанных выше) 4) Стратегии компрессии текста:  Краткий пересказ (пересказ)  Аннотация 5) Общеучебные стратегии:  Сенкан (Синквейн)  Знаю – хочу узнать – узнал  Акростих (к каждой букве ключевого слова урока подбираем какое­то слово, начинающееся на нее) Разрабатывала стратегии на примере типов, разработанных Н. Сметанниковой. Она выделяет следующие  типы стратегий смыслового чтения:  1) стратегии предтекстовой деятельности; 2) стратегии текстовой деятельности; 3) стратегии послетекстовой деятельности; 4) стратегии работы с объёмными текстами; 5) стратегии компрессии текста; 6) общеучебные стратегии; 7) стратегии развития словаря. Ниже, в таблице, приводится краткое описание некоторых приёмов стратегии смыслового чтения, которые  предлагает Н.Сметанникова.   Как мы можем заметить, существует множество различных приемов и методов работы с текстом. Я  познакомлю лишь с несколькими приёмами, которые практикую на своих уроках. Приём: Ориентиры предвосхищения. Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.  Например, изучая тему «Введение в историю Древнего мира», даю ребятам таблицу в которой они должны  заполнить первый столбик самостоятельно. После проверки самостоятельной работы и чтения текста, ребята  заполняют третий столбик и делают вывод, о значении истории как науки. До чтения текста После чтения текста Суждения Кого называют археологами? Как работают археологи? Что называют историческим  источником? Приём: Рассечение вопроса. Цели стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Подробный алгоритм реализации стратегии: Прочитайте заглавие текста «Родовые общины охотников и собирателей»и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте? Вероятно, в тексте будет идти речь о том. Что такое родовая  община, а также о том, как охотились древнейшие люди и что такое собирательство. Приём: ИНСЕРТ (Чтение с пометками). Цели стратегии: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Название приема представляет собой аббревиатуру: I — interactive (интерактивная). N — noting (познавательная). S — system  for (система). E — effective (для эффективного). R — reading (чтения). T — thinking (и размышления). Перевод   несколько   вольный,   но   передает   суть   метода.   Итак,   инсерт   —   это   прием   технологии   развития критического   мышления   через   чтение   и   письмо   (ТРКМЧП),   используемый   при работе   с   текстом,   с   новой информацией. Как использовать прием "Инсерт" на уроках 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; ­ — я думал по­другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники. 2. Заполняется таблица V + —   Здесь тезисно записываются   термины   и понятия,   встречающиеся в   тексте,   которые   уже были известны. Отмечается   все   новое, что   стало   известно   из текста Отмечаются противоречия.   То   есть, ученик   отмечает   то,   что идет   вразрез   с   его знаниями и убеждениями. ? Перечисляются непонятные   моменты,   те, что   требуют   уточнения или   вопросы,   возникшие по   мере   прочтения текста. Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме "Реформы Петра I" V + — ? Петр   I   —   первый российский император. Издал   "Табель о рангах" Петр   I   перенес   празднование Нового Года на 1 января. Что   еще   нового   появилось   в России   во   время   правления Петра I? 3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов. 4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие­то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую. 5. Рефлексия.   На   данном   этапе   обсуждаются   записи,   внесенные   в   таблицу.   Идет   анализ   того,   как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным. Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"  В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков. Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо  выработать навыки тезисной формулировки. Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал". Работа   может   проводиться   как   индивидуально,   так   и   в парах   или   группах.   Например,   для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа. новым и т.д.    Когда использовать прием Инсерт? Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС). Прием   требует   от   ученика   не   пассивного   чтения,   а   внимательного.   Если   раньше   он   просто   пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала. Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.    Во­первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова. Во­вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления. И,   в­третьих,   предполагает   самостоятельный   анализ   информации,   интерактивное   обсуждение,   что приемлемо на стадии размышления или рефлексии. Приём: ментальная карта. Тони Бьюзен (TonyBuzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным  мышлением и памятью, спросить себя, что именно способствует запоминанию. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации,  принятия решений и много чего еще. Алгоритм. • Записать ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. • Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть  скорее ассоциативными, чем иерархическими. • Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими  рисунками. Правила 1. Важно помещать слова НА ветках, ветки должны быть живыми, гибкими. 2. Писать на каждой линии только одно ключевое слово. 3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище. 4. Писать печатными буквами, как можно яснее и четче. 5. Варьировать размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. 6. Обязательно использовать разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и  структурированному восприятию. 7. Использовать рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). Ментальная карта вообще  может целиком состоять из рисунков. 8. Организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для  небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3. 9. Разросшиеся ветви заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 10. Располагать лист горизонтально. Такую карту удобнее читать. Рациональные способы чтения помогают формированию социально необходимого уровня читательской  компетентности и применимы к работе как с родным так и иностранными языками. 1. Осмысление цели чтения в определенной ситуации. 2. Поиск и отбор нужного материала. 3. Первоначальное ознакомление с ним. 4. Установление последовательности чтения. 5. Прочтение текста с выделением его ключевых содержательных позиций. Данную стратегию лучше всего использовать при изучении истории Отечества в 6 классе. Обучающиеся на  уроке и дома создают родословное древо династии Рюриковичей, выделяют основные события в период правления первых русских князей. В цвете показывают «достижения» и «потери» их деятельности, ставят  вопросы для дополнительного самостоятельного изучения материала. Приём: переводчик. Прием помогает разнообразить работу с терминологией, «оживить» ее. Его можно использовать несколько раз в одном и том же классе, на одном уроке на этапе закрепления изученного материала, на уроке контроля знаний,  в качестве домашнего задания, при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде. Дан текст с полным определением исторических понятий. По развернутому  пояснению нужно определить, о  каком понятии идет речь и вписать его одним, двумя словами.  Прием помогает отработать исторические термины и понятия. Пример задания: Замените подчеркнутые предложения историческими терминами, впишите одним, двумя словами. 16 января 1547года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV. Великий князь  Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложился круг  государственных деятелей ­ совет приближенных царя ­ ______________________________________. Опираясь на __________________ царь провел реформы, которые должны были сформировать такое государство, в  котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной  власти ­ _________________________________________. В 1549 году царь повелел собрать в Москве собрание представителей разных сословий всех русских земель ­  ___________________________________. В 1550 году на соборе был принят новый свод законов Российского государства ­  _________________________________ . В нем увеличен размер платы за проживание с крестьян при переходе  от одного помещика к другому ­ _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось  формирование органов центрального управления ­ ______________. Их численность в разные годы доходила до ста. Ответы: Избранная Рада; централизованное государство; Земский собор; Судебник; пожилое; приказы. Приём: Кластер. Цели стратегии: выделение смысловых единиц текста в графическом оформлении (в схемах).  Данный прием способствует развитию технологии стратегии смыслового чтения, так как учащийся учится  находить требуемую информацию в тексте (пробегать глазами, определять его основные элементы). Может  применяться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Например, в начале урока, я предлагаю  составить кластер на основе имеющихся знаний, а в конце урока исправить, дополнить его, используя новую  информацию.  Правила составления кластера: 1. Посередине чистого листа (классной доски) пишут ключевое слово или предложение, которое является  ключевым в раскрытии идеи, темы;  2. Вокруг записывают слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной  темы;  3. По мере записи появившиеся слова соединяют прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из  «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Один из вариантов – предложить детям заранее составленный кластер, но без ключевого слова, которое  является темой урока, её необходимо отгадать (пример урока «Образ жизни древних греков») Обучающиеся работают в группах, предлагают варианты темы урока, в результате коллективного обсуждения  определяется тема. Другой вариант – к уроку обществознания (7 класс): Приём: Толстые и тонкие вопросы. Учеников необходимо учить различать тонкие и толстые (проблемные) вопросы. На тонкий вопрос в тексте  всегда есть прямой ответ, ответа на толстый вопрос нет: он либо «размыт» в тексте (но его можно найти, так  как информация для него в тексте есть), либо информацию для ответа нужно искать в другом источнике.  «Тонкие» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?).  «Толстые» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… Задача учителя – научить ученика формулировать не только тонкие, но и толстые вопросы.  Примеры тонких вопросов: Годы правления князя Ярослава Мудрого?   Как к власти пришел Ярослав Мудрый?  Название первого свода законов Древнерусского государства?  Название собора в Киеве, построенного при Ярославе? Вопросы высокого уровня (толстые вопросы) побуждают учеников к мышлению. На вопрос высокого уровня  можно дать несколько ответов, причем каждый из них будет аргументированным и убедительным. Примеры толстых вопросов:  Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?  Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?  Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого? Приём: Инфографика. Целесообразность использования метода инфографики.  1. Это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.  2. Картинка из ИНФОГРАФИКИ помогает легче усвоить материал.  3. Способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление.  4. В процессе создания ИНФОГРАФИКИ у ребят появляются навыки работы в команде.  5. Учитель в освоении новых информационных технологий должен идти на шаг вперѐд от детей  Создание ИНФОГРАФИКИ проходит следующие этапы:  1. Формулирование цели создания И. и определение аудитории. В нашем случае ­ это дети, с которыми мы  работаем.  2. Сбор определенного количества данных, материала по теме.  3. Аналитика и обработка информации. Разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел  представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы  и часто используются вашей аудиторией.  4. Построение доступной визуализации, верстка. Создайте фокус, то есть придумайте историю, основную  визуальную метафору, вокруг которой будет строиться И. Она должна быть простой и всем известной.  Инфографика­ картинка, на которой с помощью текста и графики отображена определѐнная информация.  Цель инфографики ( информирование) состоит в том, чтобы создать нечто, что может быть усвоено  максимально быстро. Задача­ взять сложную информацию и сделать ее более понятной. При работе с текстом обучающиеся затрудняются сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. В  решении этой проблемы учителю может помочь таксономия американского педагога и психолога Б.Блума,  который является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Приём: Кубик Блума. Таксономия ­ (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) ­ теория классификации и систематизации  сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Теория Блума или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную,  психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и  "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания,  должен найти пути разрешения этой проблемы. Одним из таких приёмов является ­ «Кубик Блума». Цель приёма: формировать умение задавать вопросы во время и после чтения, критически оценивать  информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.  Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной  точкой для ответа: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Правила применения приёма «Кубик Блума». Работа с кубиком строится следующим образом:  Формулируется учителем тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые  придется отвечать.  Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее  ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Если ответ дается неполный, то одноклассники могут его дополнить или исправить.  Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности  учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые  вызывают затруднения у ребят. «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого  типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть  представление о сути темы. Классификация вопросов Вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Данный приём уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера:  Назови. Вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.  Например, «Что такое урочные лета?", «Назови основные направления политики Ивана III»… Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Пример: Предложить ученикам прочитать текст и заполнить таблицу "Да­Нет" по тексту.  Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно­следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.   Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему вымерли динозавры?...  Объясни.   Это   вопросы   уточняющие.   Они   помогают   увидеть   проблему   в   разных   аспектах   и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что… Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:   Например:   Ты   действительно   думаешь,   что   реформы   Петра   I   были   необходимы?   Объясни,   какие   цели преследовал Иван Грозный, проводя политику Опричнины.   Предложи.   Ученик   должен   предложить   свою   задачу,   которая   позволяет   применить   то   или   иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра Первого в наши дни. Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?  Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай 5 аргументов в пользу успешности политики Ивана Грозного.  Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат   их   анализировать,   выделять   факты   и   следствия,   оценивать   значимость   полученных   сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, Как ты считаешь, какие направления общественно­политической жизни волновали бы  правителя сегодня? Как ты считаешь, можно ли по рынку труда судить о развитии общества в целом? «Кубик Блума» – это действенный приём, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и  выявить степень предметно­эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует  много времени на подготовку и проведение занятия и может использоваться на всех этапах уроках в качестве  рефлексии. Приём: Синквейн (Пятистрочник). Цели стратегии: показать своё отношение к тексту Подробный алгоритм реализации стратегии. 1. Тема (слово, понятие). 2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме. 3. Три глагола. 4.Предложение в 4 слова. 5. Синоним к теме. Данная стратегия обучающимся очень нравится её можно использовать в конце урока на этапе рефлексии. Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний. Знаю Хочу узнать Узнал  Приём: Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»). Работу по данной стратегии можно организовать по документам, текст которых раздается учащимся на парты для самостоятельного ознакомления. Итак, использование этих и других приёмов помогает нам: ­научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; ­находить в тексте требуемую информацию; ­выделять не только главную, но и второстепенную информацию; ­читать внимательно и вдумчиво. Используя различные приёмы смыслового чтения с 5 класса, уже при подготовке к изложению в 9 классе и  сочинению в 11 классе учащиеся легко смогут найти ключевые слова в текстах, кроме того выделить главную  мысль, извлекать информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания. Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать  метапредметные умения учеников. Как мы можем заметить, чтение является основным умением, необходимым  для дальнейшего успешного обучения. Читать ­ это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.

Использование приёмов смыслового чтения в основной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019