Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста
Оценка 4.9

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
библиотека
Детсад
28.02.2018
Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста
Основными задачами использования психогимнастики на занятия по акробатике являются: - снятие эмоционального напряжения - научить дошкольников контролировать свои мысли - владеть своим телом, становление координации движении эмоции движений -развитие ориентировки в пространстве - развитие единства чувственно- эмоциональной и двигательной сфер -развитие творческих способностей с помощью выразительного движенияпсихогимнастика- курс специальных занятий (этюдов,упражнений,игр),направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка(как ее познавательной,так и эмоционально-личностной сферы)
психогимнастика.doc
«Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста» Введение Актуальность проблемы.  Ритм современной жизни ускоряет интенсивность информационного потока. Гиперактивность, повышенная тревожность, агрессия, неуверенность все чаще преследует наших детей. И наша задача помочь   детям.   Очень   полезным   инструментом   может   стать   психогимнастика,   которая   даёт необходимую разрядку эмоций. Основанием   для   выбора   темы   послужил   опыт  использования   психогимнастики   как  формы организации и совершенствования учебного процесса в воспитании культуры тела и телодвижений на занятиях по акробатике в группах дошкольного возраста. Основными   задачами   использования   психогимнастики   на   занятиях   по   акробатике являются:   Снятие эмоционального напряжения  Научить дошкольников контролировать свои эмоции  Владение своим телом, становление координации движений  Развитие ориентировки в пространстве   Развитие единства чувственно­эмоциональной и двигательной сфер  Развитие творческих способностей с помощью выразительного движения Результатом реализации использования психогимнастики станет:  Снятие эмоционального напряжения  Адекватное использование языка жестов и мимики  Активизация детского воображения  Творческая самореализация в движении  Умение копировать сложные движения  Ориентация в пространстве Содержание работы по воспитанию культуры тела и телодвижений может включать:  Элементы гимнастики и акробатики  Упражнения на координацию движений рук, ног, тела Методы реализации  Музыкально пластические этюды  Игры, развивающие осознание своих ощущений  Упражнение на развитие мимических движений   Упражнение на растягивание  Игры на психомышечную тренировку, на равновесие, на сохранение осанки Психогимнастика­ курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие   и   коррекцию   различных   сторон   психики   ребёнка   (как   её   познавательной,   так   и эмоционально­личностной сферы). Каждое занятие включает ритмические упражнения, пантомиму, коллективные игры, танцы. * I фаза­ снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы. II фаза­ пантомима III  фаза   заключительная,   закрепляющее   чувство   принадлежности   к   группе   (используются различного рода коллективные игры и танцы). Так как психогимнатика ориентирована на детей младшего возраста, то основной акцент в ней сделан на обучений элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на использование выразительных движений в воспитании эмоций (II и III фаза занятия). Основная цель программы­ научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен  осознать,  что  между   мыслями,  чувствами   и  поведением   существует   связь.  На  занятиях психогимнатикой дети обучаются азбуке выражения эмоций­ выразительным движениям.  Выразительные   движения.   Владение   выразительными   движениями   предполагает   тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Мимика. Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек   улыбается,   значит,   он   радуется;   сдвинутые   брови   и   вертикальные   складки   на   лбу свидетельствуют о недовольстве и гневе. Выражение лица играет важную роль в общении, так как эмоции отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь». Проведем небольшое исследование. Группа детей одного возраста, например 5­летнего, должна   выполнить   следующие   движения:   поднять   брови   вверх,   сдвинуть   их,   сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Мы увидим, что   большая   часть   детей   выполнит   все   точно,   хотя   всегда   среди   них   найдутся   и   такие, которым надо будет показать, что требуется сделать. Возможно, будут и такие дети, ко­ торые не смогут поднять брови вверх, их сдвинуть... А что это? Вы попросили ребенка широко раскрыть глаза, а он еще и рот открыл, и голову откинул назад. Некоторые дети, выполняя это   задание,   дополнительно   расставляют   руки   и   ноги.   Это   синкинезии   —   сопутствующие движения. Причина — недостаточная дифференцированность движений. Жесты.   Жесты   делятся   на   условные,   указывающие,   подчеркивающие,   ритмичные, показывающие и эмоциональные.  И если мы возьмём детей 4­6 летнего возраста то мы увидим, что даже маленькие дети знают   жестикуляцию   и   умеют   ею   пользоваться.   Когда   им   называешь   слова   «высокий», «маленький», «там», «я» и т. д., они легко справляются с этим заданием. Пантомимика.  Выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные — ее «развертывают». «Расцвел, как цветок»,— говорят про счастливого человека. Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена на бок, втянута в плечи, откинута назад. Могут ли 5—6­летние дети произвольно принимать условленную позу? Чтобы узнать это, предложим ребенку в отсутствие других детей показать, как он выглядел бы, если бы ему было холодно или если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает кпереди плечи, сжимается, сгибается, меньшая сохраняет корпус распрямленным, т. е. не справляется с заданиями. При систематических упражнениях можно улучшить пантоми­ мику. ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ Помощь   детям   с   маловыразительной   пантомимикой   состоит   из   проигрывания   этюдов   с последовательным   изучением   поз,   походки   и   других   выразительных   движений.   Затем   можно провести мини­конкурсы типа: «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет» и т. п. Можно поиграть в игру «Кто это?». КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ. ИНТЕРЕС Интерес  —  это   избирательное   отношение   личности   к   объекту   в   силу   его   жизненного значения   и   эмоциональной   привлекательности.   На   первых   порах   у   ребенка   интерес   носит безотчетный, стихийный характер. Затем интерес может стать потребностью. С возрастом интересы у ребенка становятся все более устойчивыми. Сильный и устойчивый интерес побуждает и ребенка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой или работой, делает эту деятельность приятной. К сожалению, рекомендации, как целенаправленно формировать интересы, как использовать их для развития интеллекта и эмоциональной сферы, еще мало разработаны в современной пси­ хологии. Для   изображения   интереса   во   время   занятий   психогимнастикой   мы   пользовались старинной игрой в живые картины. Дети как бы всматривались в даль, слушали, наблюдали, читали,   следили.   Неподвижные   позы   живых   картин   дополнялись   подвижными   играми   с воображаемыми предметами.  Радость.  Выражение   радости   легко   узнается.   При   радости   лицо   расцветает   улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнается с младенчества, что помогает ребенку очень рано устанавливать межличностные контакты.  На занятиях по психогимнастике детям часто предлагалось побыть клоунами. Обезьянками и т. д.  ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Психические  процессы делятся на познавательные,  эмоциональные и волевые.  Деление это условно,   так   как   психика   целостна   и   все   психические   явления   в   ней   взаимосвязаны   и   взаимо­ обусловлены.   Эмоции   воздействуют   на   все   компоненты   познания:   на   ощущение,   восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно,   рассерженный   замечает   в   предмете   своего   гнева   лишь   то,   что   усиливает   его раздражение. Хорошее   настроение   улучшает   запоминание.  Благодаря   эмоциональной   памяти   прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда­то владевшие ими.        Эмоции связаны и с забыванием.  Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти   является   так   называемое   вытеснение:   человек   забывает   то,   что   ему   непереносимо вспоминать.   Однако   вытесненные   в   бессознательную   сферу  мучительные   представления   и переживания могут иногда проявлять себя в сновидениях и оговорках (Фрейд). Существуют   определенные   закономерности   связи   эмоциональных   состояний   с   качеством мышления:  счастье   имеет   тенденцию  способствовать   выполнению   познавательной   задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные   эмоции   увеличивают   мотивацию,   а   отрицательные   ее   уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать»,— можно услышать от ребенка. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта:   на   осознании   мотива,   принятии   решения   и   развертывании   процесса   достижения   цели,   за­ вершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии  эмоционального напряжения,  в  гневном раздражении,  потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым. Не только эмоции воздействуют  на волевые  процессы,  но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств,  в  том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, ра­ зочарование   и   т.   п.).  Для   психического   здоровья   необходима   сбалансированность   эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно  не просто  научить их стимулировать  себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций,   неизбежно   возникающих  в   процессе   деятельности,   творчества,   ибо   невозможно представить себе какую­то деятельность без неудач, без ошибок и срывов. Разбалансировка   чувств   способствует   возникновению   эмоциональных   расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов. На занятиях психогимнастикой для коррекции и профилактики эмоциональных расстройств используются этюды и игры. КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧУВСТВ Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во­первых,   активные   мимические   и   пантомимические   проявления   чувств   помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.  Во­вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу   своих   возрастных   особенностей   дети   часто   не   осознают   своих   «психических   заноз».  В­ третьих,   у   детей  при  произвольном  воспроизведении   выразительных   движений   происходит оживление   соответствующих   эмоций  и   могут   возникать   яркие   воспоминания   о неотреагированных   ранее   переживаниях,   что   имеет   значение   для   нахождения   первопричины нервного напряжения у некоторых детей. В процессе занятий психогимнастикой необходимо обратить свое внимание на детей с пониженным фоном настроения, а также на реакцию сверстников на депрессивный облик и поведение этих детей. СНЯТИЕ СТРАХОВ При изображении эмоции страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение   и   некоторое   возбуждение,   у   детей   всегда   оставалось   понимание,   что   они переживают   их   понарошку.   Этот   нюанс   был   использован   в   дальнейшем   для   обесценивания некоторых реальных страхов у детей. На первом и втором занятиях Маше было предложено выбрать любую роль  в игре «Кошки­ мышки». Этот период повторялся многократно. Маша по три­четыре раза побывала в разных ролях и еще несколько раз посмотрела, как играют  другие дети. К пятому (последнему) занятию на эту тему она уже перестала прятаться за дверью и освободилась от навязчивых движений руками и пальцами, олицетворявшими ранее в его воображении когти кошки. На занятиях  психогимнастикой  всегда  были  дети,  которые  боялись  оставаться  дома одни. Даже в освещенной, хорошо знакомой им комнате им начинало казаться, что кто­то притаился за дверью, что если они спустят ноги с дивана, то из­под него вытянутся чьи­то руки и схватят их. Эти переживания, видимо, связаны с особенностями детского воображения, с малой способ­ ностью различать реальность и образные представления фантазий в дошкольном возрасте.  Игры и фантазии Когда ребенок маленький, предметы привлекали его формой, видом, цветом. С конца второго года жизни появляются игры с участием воображения, которые особенно разовьются к шести годам. Пробуждение   способностей   ребенка­   артистических,   физических,   рукодельных   становится   все активнее, принимает разнообразные формы.  Играть с другими детьми Повседневная   жизнь   питает   его   воображение:   играя,   он   подражает.   Он   сочиняет   роли   с участием или без участия настоящих игрушек. Потом его начинают вдохновлять прочитанные книги или телепередачи. Он играет в принцессу, серого волка, ковбоя, играет с пистолетом.  К двум с половиной — трем годам ребенок копирует свое окружение, ваши движения, интонации, жесты своих сестер и братьев. Играть с другими детьми До сих пор ребенок был полностью  сосредоточен на себе, теперь он понемногу открывает мир. Он обнаруживает жизнь, которая протекает вне  дома и  его воображение обогащается все более разнообразными моделями.0н узнает, что существуют другие дети общается с ними и ждет, что они играть с ним. Мир ребенка расширяется и все более привлекает его. Он теперь интересуется не только собой и   своими взаимоотношениями с окружающим, но начинает включать других в  свои игры, заставлять их участие вступать с ними в диалог. До трех лет он уже может выражать предпочтение одному который может стать его любимым товарищем   игр.  Эти первые детские дружбы очень сильны и часто остаются надолго. Развивать воображение Необходимо способствовать развитию воображения ребенка с самого раннего возраста. Это необходимо для равновесия его личности и развития ума Воображение стимулирует любопытство и обогащает   опыт.   Наконец,   оно   дает   желание   создавать   связи   с   другими   людьми,   взрослыми   и детьми, чтобы разделить с ними свои открытия и свои чувства. Уважайте время бездействия, когда ребенок дает волю своему воображению, дайте ему помечтать, устремив взоры вдаль Не думайте, что он скучает, дайте ему возможность самому найти в себе свои ресурсы. Против всякого ожида­ ния, эти моменты бездействия способствуют умственному развитию.   Подражать. Помимо этих необходимых моментов одиночества, покажите ребенку, что вы интересуетесь его жизнью, присоединитесь к его играм, время от времени проникайте в его воображаемый   мир   Вы   тоже   можете   что­нибудь   изобразить.   Помогите   ему   создать   новые   и интересные ситуации, рассказывая ему разные истории, знакомя его с разными людьми или разными   обстоятельствами.   Рассматривайте   вместе   с   ним   картинки   в   книжках   и комментируйте их.  Делать,   как   большие.   Уважая   его  воображаемый   мир,   дайте   возможность   ребенку прожить вместе с вами реальные ситуации. Включайте его в разные мелкие домашние дела в виде игры, например, можете вместе украшать пирог.  Открывать мир. Дайте ему возможность открыть цветы, деревья, насекомых во время ваших прогулок. Привлеките его внимание к самолетам, автомобилям и другим механизмам, которые встретятся вам. Кругом столько интересного, чтобы привлечь его любопытство. Эти от­ крытия жизни, природы,  техники  потом послужат  пищей для воображаемых ситуаций  в его играх.  Играть с другими детьми. Познакомьте вашего ребенка с другими детьми. Каждый из них   приносит   что­то   свое,   что   обогащает   игру.   Ему   понравятся   эти   встречи.   Даже   если   и возникнут столкновения и конфликты, эти встречи очень полезны и помогают приспособиться к реальности. Общеразвивающие упражнения 1. Текст. Лиса по лесу ходила, Ходьба Звонки песни выводила. Текст. 1­2­3­4­5 Вышел зайчик погулять. Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.  1. Текст. Только в лес мы все зашли, Появились комары.  Руки вверх ­ хлопок над головой, Руки вниз ­ хлопок другой. Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево вправо. Текст. Дальше по лесу шагаем  2. И медведя мы встречаем.  Руки за голову кладем  И вразвалочку идем. Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».  3. Текст. Снова дальше мы идем, Перед нами водоем. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее:  Раз­ два, раз­ два ­ Позади уже вода. Текст. Еду­еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке По ровной дорожке  На одной ножке. 4. Текст. День и ночь бегу, бегу, Бег («ручеек») между разложенными на полу предметами («камешками»).  Отдохнуть бы ­ не могу!  Если мне остановиться,  Может море испариться. Ходьба с подниманием рук. 5. Текст. Мы шагаем и шагаем, Руки выше поднимаем,  Голову не опускаем,  Дышим ровно, глубоко. Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.  6. Текст. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда.  Тихо птенчика берем  И назад в гнездо кладем. Текст. Наклониться­ пол достать Выпрямляемся опять. Наклонитесь снова вниз, Это не каприз. Ты тихонько наклонись И легонько распрямись. Ну, еще раз пол достань И спокойно встань.           7. Бег и подскоки Текст. Поехали, поехали С орехами, с орехами. Поскакали, поскакали С калачами, с калачами Бег на полупальцах. Текст. Впереди из ­ за куста Мы лисицу обхитрим,  На носочках побежим. Прыжки на двух ногах. Текст. Зайчик быстро скачет в поле.  Очень весело на воле. 7. 8. Подражаем мы зайчишке,  Непоседы ­ ребятишки. Комплекс общеразвивающих упражнений по одному в движении «Тик ­ так».  1.На четыре шага руки в стороны и вверх, на четыре шага ­ руки в стороны и вниз. 2. Руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Ходьба, высоко поднимая колени. (Касаться  ладоней).  2. 3. 4. вверху. 5. 6. 7. 8. 9. Руки за спиной. Ходьба, поворачивая корпус в сторону выставляемой вперед ноги.  Ходьба выпадами, широко размахивая руками Ходьба с хлопками в ладони: под правую хлопок сзади внизу, под левую ­ впереди  Ходьба на пятках руки за головой Шаг цапли. (шаг вперед правой ногой, левая нога сгибается в колене) Прыжки на обеих ногах с продвижением впёрёд. Галоп лицом в круг Бег по кругу Комплекс общеразвивающих упражнений на коврике на середине зала 1. Веточка 1. Бабочка 2. Книжка 3. Птичка 4. Ванька – встанька 5. Мишка косолапый 6. 7. 8. Уголок  9. 10. Полумост 11. Мостик 12. Перекат в группировке 13. Стойка на лопатках Колосок Ежик Складка вперед

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста

Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018