Я уже 7 лет работаю с детьми с ограниченными возможностями, уроки провожу дистанционно. Дистанционные технологии, используемые У нас используются дистанционные технологии , которые помогают в расширении кругозора наших учащихся, повышают уровень знаний, увеличивают возможности общения с другими обучающимися.
Для наших детей с ограниченными возможностями актуальна проблема общения и обучения с помощью дистанционных технологий и их возможностей: для них с ограниченным кругом общения, которые находядятся на домашнем обучении, мы стараемся создать учебную среду через постоянное использование различных учебных продуктов – от электронного учебника до компьютерных обучающих программ, презентаций. Идет расширение социокультурного пространства ребенка через развитие его собственных интересов посредством информационно-коммуникационных технологий.
Использование разнообразных форм дистанционного обучения на
примере использования ресурсов сайта Iшколы и программы Paint
для социализации обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Зайнуллина Р.С, учитель физики
В современной школе изменений много: новые педагогические
технологии, новые интерактивные средства обучения, новая ученическая
мебель, но прежним остается желание школы сделать все, чтобы учащиеся
получили качественные знания, умение в этой жизни найти себя, желание
сделать эту жизнь лучше.
Дистанционные технологии, используемые у нас, помогают в расширении
кругозора наших учащихся, повышении уровня знаний и увеличении
возможностей общения с другими учащимися.
Особенно проблема общения и обучения с помощью дистанционных
технологий и их возможностей актуальна для детей с ограниченными
возможностями. Для наших детей с ограниченным кругом общения,
находящихся на домашнем обучении, мы стараемся создать однородную
учебную среду через постоянное использование различных учебных
продуктов – от электронного учебника до компьютерных обучающих
программ, презентаций, работа с которыми может быть легко организована
и в домашних условиях.
Идет расширение социокультурного пространства ребенка через развитие
его собственных
информационно
коммуникационных технологий. Многие нашие обучающиеся в течение
учебы
освоили с помощью учителей основы компьютерного
дизайна, компьютерные технологии в целом на достаточном уровне.
Обучение детей с ограниченными возможностями в Дистанционной школе я
веду
с использованием образовательных ресурсов, расположенных
на сайте IШколы.
Уроки, размещенные на сайте, имеют четкую структуру, включающую
в себя следующие элементы:
посредством
интересов
теоретический материал урока;
для любознательных;
самоподготовка;
задания для всех;
задания для любознательных;
задания, предназначенные для закрепления изученного материала
и проверки уровня его усвоения;
технические элементы, позволяющие учителю и ученику отследить
свою деятельность на учебном курсе
форум
Основным пространством для общения служит программа Skype.
Используя ее возможности, ученик и учитель связываются для проведения
урока. В ходе урока есть возможность дополнительного общения в чате
Skype: учитель во время объяснения темы может писать какието ключевые
слова, термины и тут же отправлять их ученику. Посредством чата ученик
и учитель имеют возможность обмениваться файлами с заданиями или
с другим учебным материалом.
Задания сайта разноуровневые. Учитель имеет возможность выбрать
задание, с которым ученик может справиться.
Все задания можно разделить на два основных типа: это задания, которые
проверяются на сайте автоматически и задания, проверить которые должен
сам учитель, написав потом на сайте рецензию на работу ученика.
При выполнении заданий учитель имеет возможность контролировать
работу ученика и помогать ему.
К каждому уроку разработаны тестовые задания. Разработаны вопросы
разных типов: это вопросы с выбором одного правильного варианта ответа,
вопросы на соотнесение, вопросы с открытым вариантом ответа.
Следующий тип заданий — это вопросы к уроку, подобные вопросам
в конце параграфа школьного учебника. Ответы на них ученик готовит
самостоятельно и оправляет для проверки учителю. Использую также свое
«ноухау»: предлагаю учащимся самим составить по три вопроса к
изученному материала (конечно они должны знать ответы на вопросы).
Самые удачные вопросы поощряю оценкой «отлично» и конечно благодарю
за активное участие. Здесь я преследую две цели: первое – не изучив тему,
учащийся не сможет составить вопрос и второе у детей появляется
интерес к предмету и повышается самооценка.
При объяснении нового материала использую приложение Paint для
«пошагового открытия» законов физики. Часто у ученика и учителя «идет
конкурс» на лучшее оформление страниц в Paint , то есть осуществляется
творческая работа учащихся (компьютерные рисунки в разных техниках).
С интересом учащиеся работают с кроссвордами. Этот тип заданий
интересен детям еще и необычной техникой его выполнения.
Учащимися выполнятся предусмотренные программой лабораторные
работы в виртуальном варианте. Это открывает перед учащимися
огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями,
но и активными участниками проводимых экспериментов. Некоторые
модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать
построение соответствующих графических зависимостей, что повышает ихнаглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как
учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и
чтении графиков.
Компьютерные технологии позволяют эффективно использовать
и наглядный материал при составлении заданий. Примером может
послужить задание на соотнесение изображения и понятия, пройденного
на уроке.
Таким образом,
дистанционные технологии позволяют детям
с ограниченными возможностями влиться в полноценный образовательный
процесс. Активное использование компьютерных технологий на уроках
позволяет сделать процесс обучения интересным и эффективным и
предварительное изучение интересов ребенка помогает выбрать
то направление дальнейшей деятельности в области применения
дистанционных технологий,
которое позволит каждому ребенку
самоутвердиться, заняться саморазвитием и находить то, что позволит
ему развиваться в течение всей жизни.
Приложение: примеры оформления опорных конспектов в приложении
Paint