Направление «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»
Чиник Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МОУ Лядовская ООШ Пермского района
Содержание оценки метапредметных достижений, обучающихся строится вокруг умения учиться, которая обеспечивает способность обучающихся самостоятельно приобретать личностно-значимые знания и умения.
К метапредметным универсальным учебным действиям относится, например, такой результат, как «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Уровень сформированности универсальных учебных действий может быть измерен в разных формах.
Самой яркой формой, на мой взгляд, является форма устного публичного выступления. Так как говорить публично приходится каждому школьнику, который готовит сообщения, рефераты к урокам, выступает на учебнопрактических конференциях, при защите портфолио, на праздниках и т.д. Публика в этом случае может быть знакомой или незнакомой. Поэтому важно помочь учащимся освоить приёмы публичного выступления.
Что такое публичное выступление? Согласно большому толковому словарю современного русского языка Д.Н.Ушакова «публичный» означает: «совершающийся в присутствии общества, публики, открытый, гласный»1. А слово «выступление» - это действие по глаголу выступить в значении: «публично высказать своё мнение в защиту или против чего-нибудь, выразить своё отношение к чему-нибудь». Таким образом, выступление – это публичная речь самостоятельно созданного учеником продукта интеллектуальной/творческой деятельности. Выступление учащегося должно представлять собой устное сообщение на определённую тему и излагаться в свободной форме, без чтения письменного подготовленного текста. В процессе выступления можно использовать подготовленные заранее вспомогательные материалы: план выступления или тезисы.
Для формирования такого умения мной был разработан восьмичасовой курс «Публичное вступление» (Приложение 1). В рамках данного курса проведена метапредметная олимпиада среди учащихся 7- 8 классов. В качестве испытания предлагаю 30 тем на выбор. Путем свободного выбора выбирают понравившуюся тему. Одну тему может выбрать только один человек. Темы носят афористичный, парадоксальный характер, то есть не содержат тривиального утверждения, требуют осмысления и собственной интерпретации.
Учащиеся готовят выступление продолжительностью две минуты и тезисы (Приложение 2).
Для оценки сформированности коммуникативной компетенции ученика в форме устного публичного выступления совместно с учащимися были разработаны 3 группы метапредметных критериев:
1-я группа оценивает содержательную сторону выступления – главный признак хорошего выступления (соответствие высказывания заявленной теме и поставленным целям, наличие необходимых примеров и аргументации);
2-я группа оценивает речевое оформление публичного выступления (свободное, без чтения подготовленного письменного текста, изложение материала; отбор необходимых для коммуникации языковых средств);
3-я группа критериев оценивает эффективность публичного выступления – проявление разными способами интереса со стороны слушателей, оригинальность и яркость выступления, соблюдение рамок регламента, самооценка.
Вышеперечисленные критерии были структурированы, проранжированы и разбаллованы в таблицу-оценочный лист (Приложение 3)
Желающие в доброжелательной форме высказывают своё мнение, советы, пожелания, дают оценку устному публичному выступлению. Инициативная группа учащихся во главе с учителем и/или родителем (если таковой имеет возможность присутствовать) после подсчёта суммы набранных баллов выстраивает рейтинг выступлений.
Использование элементов публичного выступления предполагает и на уроках русского языка. По программе М.М. Разумовской в разделе «Развитие речи» представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства.
Несомненно, двух-трех часов в год во время уроков русского языка не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.)
Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. И прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами публичного выступления. Учащиеся в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория. Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:
• зачем говорю? (цель)
• для кого говорю? (особенности аудитории) что говорю? (содержание).
Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Также важны и упражнения на дыхание. Следующий урок посвящала непосредственно выступлению-призыву, а именно:
• цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);
• особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);
• языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).
На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа. В качестве домашнего задания учащимся предлагаю подготовить небольшое выступление на одну из тем: «Берегите хлеб», «Старость надо уважать», «Наркомания – проблема современности». Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса «Лучший оратор». На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи. Цели данного урока:
• углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;
• развитие умения находить особенности публичного выступления в подготовленной речи;
развитие умения произносить речь побуждающего характера.
Чтобы обучающиеся могли оценить достоинства и недостатки своего выступления, мною используются видеотренинги (Приложение 4 )
Ученики сразу же с большим энтузиазмом восприняли соревновательный характер выступлений. Было отмечено, что качество подготовленных выступлений к концу 2-ой четверти повысилось, сами выступления стали оригинальнее (50% из них сопровождались самостоятельно созданными электронными презентациями), в процессе подготовки к выступлению и непосредственно выступления перед слушателями ребята чувствовали себя более уверенно. Такого типа испытания учащимся нравятся, они говорят, что «все умения и навыки, приобретенные в проведении курса и метапредметной олимпиады, позволяют ребятам быть успешными как в повседневной реальности школы, так и за пределами». Свое впечатление они отражают в рефлексивных эссе (Приложение 5). А также учащиеся нашей школы каждый год участвуют в Краевом метапредметном лагере «Вперед, в будущее», где неплохо проявляют себя в различных испытаниях. В 2015 году две ученицы 8 класса прошли в суперфинал Краевой метапредметной олимпиады
(Приложение 6).
Тренируясь и участвуя в различных метапредметных испытаниях, ученики легко замечают своё движение по «лестнице успеха». Ребята отлично понимают, к чему им можно стремиться.
И я считаю, что метапредметные испытания расширяют круг конкурсов для учащихся основной школы и должны органично вписаться в богатую конкурсную среду края и муниципалитетов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.