Данная статья посвящена развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста. В ней находится описание рифмованного упражнения, способствующего развитию фонематического слуха. Использование данного упражнения сделает занятия интересными и увлекательными. Ребята с удовольствием выполняют данное упражнение. Оно способствует развитию внимания, закреплению знаний о гласных звуках и буквах.
Использование рифмованных упражнений для развития
фонематического слуха у детей.
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность
различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их
расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух
помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и
правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух
оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка. Отставание в
развитии фонематического слуха влечет за собой нарушения в
звукопроизношении, формировании связной речи, к дисграфии и дислексии,
то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.
На занятиях по развитию речи я использую различные упражнения,
направленные на развитие фонематического слуха. Одним из таких
упражнений является песенка – игра «Замени все гласные звуки на один».
Для данной игры берется любая детская песенка (текст песни дети
должны знать хорошо), например, «Антошка, Антошка! Пойдем копать
картошку». Педагог просит заменить все гласные звуки на один, например,
«У» и спеть песенку с данным звуком. Один ребенок поет вслух, остальные
слушают и определяют наличие ошибок.
Данное упражнение не только способствует развитию фонематического
слуха, но и закрепляет знания и гласных звуках и буквах, развивает внимание.