"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»
Оценка 5

"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
19.10.2017
"Использование сказок для    развития языковой личности ребенка»
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в выбранных нами технологиях позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. Эти задачи мы решаем, применяя сказкотерапию, психогимнастику, речевые игры по импровизации, комментированию, словесному рисованию. То есть для развития языковой личности дошкольников используем интегрированный подход в выборе методов и средств.Инновационные технологии , способствующие речевому развитию дошкольников
Использование сказок для развития языковой личности ребенка.docx
«Технологии   развития языковой личности ребенка» В общей основе  развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от  эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражения  разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность,  эмоциональность, креативность ( способность к творчеству). Дошкольный возраст ­  уникальный период для приобретения свойств  личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому, воспитателю  следует  заботиться о развитии связной  речи  воспитанника с учетом свойств  его личности.  Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой  личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Современная  педагогика все чаще обращается к ребенку в воспитательной деятельности  как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, опираясь  при этом на принцип природосообразности, т. е. на заложенные природой  процессы развития ребенка. Мною были изучены инновационные  формы организации детской  деятельности,  технологии речевого развитии дошкольников такие как: А.В. Аджи «Конспекты интегрированных  занятий»; Н. М. Сертакова  «Методика сказкотерапии в социально педагогической работе с детьми  дошкольного возраста», О. А. Шорохова «Играем в сказку».   Этот вопрос  возник не случайно, потому что дети нашей группы имеют специфику  речевого развития – общее недоразвитие речи.  Свою работу по развитию языковой личности ребенка мы начали  с создания  благоприятной речевой среды в группе. Любая деятельность способствует возникновению личностных  новообразований по мере того, как человек  становится ее членом. В свою  очередь, освоение позиции «Я» в выбранных нами технологиях позволяет  личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный  опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов,  мимике, поз, движений. Эти задачи мы решаем,  применяя сказкотерапию,  психогимнастику, речевые игры  по импровизации, комментированию,  словесному рисованию.  То есть для развития языковой личности  дошкольников используем интегрированный подход в выборе методов и  средств. Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: добро всегда  побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость;  учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум,  находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим  душевные силы. Сказка обладает силой внушения. Сказка готовит к  взрослению. Каждая сказка обладает своей  неповторимостью.  Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но  их действия вызывают вполне реальные чувства. Можно, например, пережить  состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет. Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности  дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным  овладением грамотной и связной речью. Сказкотератия ­  это интегративная  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с  реальным общением, направленным на активность, самостоятельность,  творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Развитие личности и речи дошкольников мы осуществляем по следующим  направлениям: 1.Активность:  от потребности в эмоциональной разрядке – через  самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и  положительных эмоциональных проявлений.  2.Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой  выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике  музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения   доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и  движении.  3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и  выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по  восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции  – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.  4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через  адекватное отреагирование собственного негативного опыта в действии,  ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению  «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.  5.Произвольность:от полноценного переживания эмоциональных состояний  сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных  выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и  эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых  движений и речевых сообщений в игре – драматизации.  6.Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные  рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим  импровизациям по сюжету.  Особое место мы уделяем  речевым играм. Используя словесно ­   режиссерскую игру, мы воспитываем у детей  умение догадываться по  настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и  природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как : «Какое настроение  передает музыка: грустное или веселое?»,  «Музыка быстрая или  медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», ­ позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и  мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они  понимают, что происходило с героями сказки. Далее подводим детей к  умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой  голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное  состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу  голоса. С целью развития артикуляционного аппарата своих воспитанников  используем  звукоподражательные слова, голоса животных. А знакомство с  образными выражениями и сказочными повторами, способствует активизации  в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков  слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на  содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков,  уточнение значений. Используя психогимнастику, мы побуждаем детей  к выразительной передаче  в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию  напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются  упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность  переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом  состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами. Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для  отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера  пантомимических этюдов. Дети могут показать не только эмоциональные  состояния героев, но и передать через пантомимику неодушевленные  предметы, природные явления. Далее учим детей отображать эмоциональные  образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных  явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному  функционированию ритмических процессов, происходящих в организме  ребенка. Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми мы обсуждаем разные варианты того, как в ритмическом виде  воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей,  примирение, радость встречи).  Используя   словесное комментирование,      сказки, вызываем соответствующий эмоциональный отклик, побуждаем  к   мы доносим  до детей замысел  высказываниям по поводу значимого содержания, учим вспоминать и  воспроизводить основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность  событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев  помогают вопросы, предлагаемые после сказки. А так же  обучаем  воспитанников совместному составлению словесных описаний по восприятию  пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;  активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на  угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному  исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно  описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Используя в своей работе  совместную словесную импровизацию ,   предлагаем разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями  становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при  сохранении сюжетной линии. Словесное фантазирование по музыкальной композиции предполагает  использование творческих заданий. Ребята с удовольствием придумывают  сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку,  высказываться о возникших под  ее впечатлением ассоциативных  представлениях. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают  возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю. В своей работе мы практикуем использование cловесного рисования.  Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята  проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый  уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки. Развивая языковую личность ребенка, в первую очередь, мы совершенствуем  коммуникативные способности дошкольников, учим их удивляться всему  новому и интересному. Речь постепенно становится основным способом  постижения мира. .

"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для    развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для    развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для    развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для    развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для    развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»

"Использование сказок для    развития языковой личности ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2017