Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в выбранных нами технологиях позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. Эти задачи мы решаем, применяя сказкотерапию, психогимнастику, речевые игры по импровизации, комментированию, словесному рисованию. То есть для развития языковой личности дошкольников используем интегрированный подход в выборе методов и средств.Инновационные технологии , способствующие речевому развитию дошкольников
«Технологии развития языковой личности ребенка»
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от
эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек.
По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражения
разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность,
эмоциональность, креативность ( способность к творчеству).
Дошкольный возраст уникальный период для приобретения свойств
личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому, воспитателю
следует заботиться о развитии связной речи воспитанника с учетом свойств
его личности.
Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой
личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Современная
педагогика все чаще обращается к ребенку в воспитательной деятельности
как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, опираясь
при этом на принцип природосообразности, т. е. на заложенные природой
процессы развития ребенка.
Мною были изучены инновационные формы организации детской
деятельности, технологии речевого развитии дошкольников такие как:
А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий»; Н. М. Сертакова
«Методика сказкотерапии в социально педагогической работе с детьми
дошкольного возраста», О. А. Шорохова «Играем в сказку». Этот вопрос
возник не случайно, потому что дети нашей группы имеют специфику
речевого развития – общее недоразвитие речи.
Свою работу по развитию языковой личности ребенка мы начали с создания
благоприятной речевой среды в группе.Любая деятельность способствует возникновению личностных
новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою
очередь, освоение позиции «Я» в выбранных нами технологиях позволяет
личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный
опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов,
мимике, поз, движений. Эти задачи мы решаем, применяя сказкотерапию,
психогимнастику, речевые игры по импровизации, комментированию,
словесному рисованию. То есть для развития языковой личности
дошкольников используем интегрированный подход в выборе методов и
средств.
Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: добро всегда
побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость;
учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум,
находчивость, доброту.
Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим
душевные силы. Сказка обладает силой внушения. Сказка готовит к
взрослению. Каждая сказка обладает своей неповторимостью.
Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но
их действия вызывают вполне реальные чувства. Можно, например, пережить
состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет.
Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности
дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным
овладением грамотной и связной речью. Сказкотератия это интегративная
деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с
реальным общением, направленным на активность, самостоятельность,
творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.Развитие личности и речи дошкольников мы осуществляем по следующим
направлениям:
1.Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через
самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и
положительных эмоциональных проявлений.
2.Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой
выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике
музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения
доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и
движении.
3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и
выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по
восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции
– к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через
адекватное отреагирование собственного негативного опыта в действии,
ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению
«неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5.Произвольность:от полноценного переживания эмоциональных состояний
сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных
выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и
эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых
движений и речевых сообщений в игре – драматизации.
6.Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные
рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполненияпантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим
импровизациям по сюжету.
Особое место мы уделяем речевым играм. Используя словесно
режиссерскую игру, мы воспитываем у детей умение догадываться по
настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и
природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как : «Какое настроение
передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или
медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке
или плакать?», позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и
мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они
понимают, что происходило с героями сказки. Далее подводим детей к
умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой
голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное
состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу
голоса. С целью развития артикуляционного аппарата своих воспитанников
используем звукоподражательные слова, голоса животных. А знакомство с
образными выражениями и сказочными повторами, способствует активизации
в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков
слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на
содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков,
уточнение значений.
Используя психогимнастику, мы побуждаем детей к выразительной передаче
в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию
напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются
упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых
дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность
переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом
состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для
отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера
пантомимических этюдов. Дети могут показать не только эмоциональные
состояния героев, но и передать через пантомимику неодушевленные
предметы, природные явления. Далее учим детей отображать эмоциональные
образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных
явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному
функционированию ритмических процессов, происходящих в организме
ребенка. Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми
мы обсуждаем разные варианты того, как в ритмическом виде
воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей,
примирение, радость встречи).
Используя
словесное комментирование,
сказки, вызываем соответствующий эмоциональный отклик, побуждаем к
мы доносим до детей замысел
высказываниям по поводу значимого содержания, учим вспоминать и
воспроизводить основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность
событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев
помогают вопросы, предлагаемые после сказки. А так же обучаем
воспитанников совместному составлению словесных описаний по восприятию
пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на
угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному
исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно
описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.
Используя в своей работе совместную словесную импровизацию ,
предлагаем разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями
становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при
сохранении сюжетной линии.Словесное фантазирование по музыкальной композиции предполагает
использование творческих заданий. Ребята с удовольствием придумывают
сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку,
высказываться о возникших под ее впечатлением ассоциативных
представлениях. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают
возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике
музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.
В своей работе мы практикуем использование cловесного рисования.
Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята
проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый
уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.
Развивая языковую личность ребенка, в первую очередь, мы совершенствуем
коммуникативные способности дошкольников, учим их удивляться всему
новому и интересному. Речь постепенно становится основным способом
постижения мира.
.