"Использование сказок для развития языковой личности ребенка»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 19.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в выбранных нами технологиях позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. Эти задачи мы решаем, применяя сказкотерапию, психогимнастику, речевые игры по импровизации, комментированию, словесному рисованию. То есть для развития языковой личности дошкольников используем интегрированный подход в выборе методов и средств.Инновационные технологии , способствующие речевому развитию дошкольников
Иконка файла материала Использование сказок для развития языковой личности ребенка.docx
«Технологии   развития языковой личности ребенка» В общей основе  развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от  эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражения  разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность,  эмоциональность, креативность ( способность к творчеству). Дошкольный возраст ­  уникальный период для приобретения свойств  личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому, воспитателю  следует  заботиться о развитии связной  речи  воспитанника с учетом свойств  его личности.  Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой  личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Современная  педагогика все чаще обращается к ребенку в воспитательной деятельности  как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, опираясь  при этом на принцип природосообразности, т. е. на заложенные природой  процессы развития ребенка. Мною были изучены инновационные  формы организации детской  деятельности,  технологии речевого развитии дошкольников такие как: А.В. Аджи «Конспекты интегрированных  занятий»; Н. М. Сертакова  «Методика сказкотерапии в социально педагогической работе с детьми  дошкольного возраста», О. А. Шорохова «Играем в сказку».   Этот вопрос  возник не случайно, потому что дети нашей группы имеют специфику  речевого развития – общее недоразвитие речи.  Свою работу по развитию языковой личности ребенка мы начали  с создания  благоприятной речевой среды в группе.Любая деятельность способствует возникновению личностных  новообразований по мере того, как человек  становится ее членом. В свою  очередь, освоение позиции «Я» в выбранных нами технологиях позволяет  личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный  опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов,  мимике, поз, движений. Эти задачи мы решаем,  применяя сказкотерапию,  психогимнастику, речевые игры  по импровизации, комментированию,  словесному рисованию.  То есть для развития языковой личности  дошкольников используем интегрированный подход в выборе методов и  средств. Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: добро всегда  побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость;  учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум,  находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим  душевные силы. Сказка обладает силой внушения. Сказка готовит к  взрослению. Каждая сказка обладает своей  неповторимостью.  Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но  их действия вызывают вполне реальные чувства. Можно, например, пережить  состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет. Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности  дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным  овладением грамотной и связной речью. Сказкотератия ­  это интегративная  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с  реальным общением, направленным на активность, самостоятельность,  творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.Развитие личности и речи дошкольников мы осуществляем по следующим  направлениям: 1.Активность:  от потребности в эмоциональной разрядке – через  самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и  положительных эмоциональных проявлений.  2.Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой  выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике  музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения   доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и  движении.  3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и  выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по  восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции  – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.  4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через  адекватное отреагирование собственного негативного опыта в действии,  ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению  «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.  5.Произвольность:от полноценного переживания эмоциональных состояний  сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных  выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и  эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых  движений и речевых сообщений в игре – драматизации.  6.Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные  рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполненияпантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим  импровизациям по сюжету.  Особое место мы уделяем  речевым играм. Используя словесно ­   режиссерскую игру, мы воспитываем у детей  умение догадываться по  настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и  природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как : «Какое настроение  передает музыка: грустное или веселое?»,  «Музыка быстрая или  медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», ­ позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и  мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они  понимают, что происходило с героями сказки. Далее подводим детей к  умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой  голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное  состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу  голоса. С целью развития артикуляционного аппарата своих воспитанников  используем  звукоподражательные слова, голоса животных. А знакомство с  образными выражениями и сказочными повторами, способствует активизации  в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков  слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на  содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков,  уточнение значений. Используя психогимнастику, мы побуждаем детей  к выразительной передаче  в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию  напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются  упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность  переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом  состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для  отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера  пантомимических этюдов. Дети могут показать не только эмоциональные  состояния героев, но и передать через пантомимику неодушевленные  предметы, природные явления. Далее учим детей отображать эмоциональные  образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных  явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному  функционированию ритмических процессов, происходящих в организме  ребенка. Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми мы обсуждаем разные варианты того, как в ритмическом виде  воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей,  примирение, радость встречи).  Используя   словесное комментирование,      сказки, вызываем соответствующий эмоциональный отклик, побуждаем  к   мы доносим  до детей замысел  высказываниям по поводу значимого содержания, учим вспоминать и  воспроизводить основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность  событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев  помогают вопросы, предлагаемые после сказки. А так же  обучаем  воспитанников совместному составлению словесных описаний по восприятию  пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;  активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на  угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному  исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно  описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Используя в своей работе  совместную словесную импровизацию ,   предлагаем разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями  становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при  сохранении сюжетной линии.Словесное фантазирование по музыкальной композиции предполагает  использование творческих заданий. Ребята с удовольствием придумывают  сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку,  высказываться о возникших под  ее впечатлением ассоциативных  представлениях. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают  возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю. В своей работе мы практикуем использование cловесного рисования.  Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята  проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый  уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки. Развивая языковую личность ребенка, в первую очередь, мы совершенствуем  коммуникативные способности дошкольников, учим их удивляться всему  новому и интересному. Речь постепенно становится основным способом  постижения мира. .