Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7
Документация
docx
окружающий мир
Детсад
06.09.2018
данный материал рассказывает об использовании наиболее инновационных актуальных и инновационных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ. Так же а работе даётся определения патриотизма гражданственности и гражданско-патриотической позиции, а так же патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Патриотизм_методичка.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №318»
городского округа Самара
Методическая разработка по теме:
«Использование современных педагогических технологий в воспитании
патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Авторсоставитель:
Свердлова Юлия Леонидовна,
Воспитатель
1 Самара, 2016
2 «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм…»
Владимир Путин
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие
стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и
сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая
гордость за свою Родину. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они
детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к
своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в
познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка
чувства патриотизма.
Что такое патриотическое воспитание? Как воспитать маленького
гражданина патриотом своей страны и родины? Прежде чем говорить о
патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям данной темы.
Патриот это человек, который любит свою Родину.
Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине,
преданность своему Отечеству. Сегодня патриотизм все чаще понимается как
важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно
нравственный, идеологический, культурноисторический, военноисторический
и другие компоненты.
Гражданственность это понятие, которое характеризует гражданско
патриотическую позицию человека,
его ценностную ориентацию,
подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её
судьбой.
Гражданскопатриотическое воспитание
это целенаправленная
деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные
ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»
подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание
3 патриотов России, граждан правового демократического, социального
обладающих
государства,
высокой нравственностью».
этим
проблема
патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
уважающих права и свободы личности,
В
связи
с
Глубокие социальноэкономические преобразования, происходящие в
современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России,
о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры,
подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.
Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к
впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и
родные напевы, и поразившие когдато факты и события – это выражение
глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как
самое дорогое.
Главные нормативноправовые документы, регламентирующие основные
аспекты патриотического воспитания подрастающего поколения:
1.Конституция РФ – главный закон России
В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности:
ценности демократии,
нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти
предков,
ценности российской государственности,
ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к
Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими
поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной
России, её причастности к мировому сообществу.
2.«Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М.
Кондаков, В.А. Тишков.
4 Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения
стандартов является определение:
национального воспитательного идеала;
целей и задач духовнонравственного развития и воспитания;
базовых национальных ценностей;
основных принципов организации духовнонравственного развития и
воспитания.
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 20162020 годы».
Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия
знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом
важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности
воспитательного процесса, направленного на формирование российского
патриотического сознания в сложных условиях экономического и
геополитического соперничества.
Государственная политика в сфере патриотического воспитания
подрастающего поколения является создание условий для:
повышения гражданской ответственности за судьбу страны,
повышения уровня консолидации общества для решения задач
обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ,
укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и
культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян,
воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего
активную жизненную позицию.
Всестороннее развитие и воспитание воспитанника в образовательных
учреждениях нельзя представить без патриотического воспитания и
образования.
5 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста это не только
воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной
природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам
его труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям
государства
Вершиной
патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
общенародным
праздникам.
и
На
современном
общества
патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в
деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в:
развития
этапе
Национальной доктрине образования в РФ,
Концепции модернизации российского образования,
Федеральной целевой программе развития российского образования,
Концепции развития дошкольного образования
Государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
на воспитание человека
где определён социальный заказ государства
образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в
ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством
ответственности за судьбу страны.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования
ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для
становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной
социализации ребенка,
морально
нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость
активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников.
его всестороннего личностного,
Чтобы достигнуть определенного результата в патриотическом воспитании
детей дошкольного возраста используются новейшие методы и приемы, а так же
современные педагогические технологии, причем такие технологии, которые не
казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и
гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
6 Современные педагогические технологии, используемые в патриотическом
воспитании.
метод проектов;
технология минимузеев(музейная педагогика);
информационнокоммуникационные технологии
Использование инновационных педагогических технологий открывает
новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее
эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования
относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются
инновационными в работе дошкольных организаций
Метод проектов
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному
направлению, так как является эффективным способом развивающего,
личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление
к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние
ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и
переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана
с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
Главное качество любого исследователя – уметь отыскать чтото
«необычное» в «обычном», увидеть сложности там, где другим кажется
обычным. Юному исследователю необходимо уметь задавать вопросы и увидеть
«неожиданное».
Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка
необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка
стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений,
а активизировали бы самостоятельную познавательнопрактическую
деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать
творческие способности и коммуникативные навыки.
7 Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению,
так как является эффективным способом развивающего, личностно
ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность
обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников
проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного
опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей
и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать
творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая
завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта
лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в
различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в
одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут
быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов,
используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных,
можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Исследовательско творческие: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают посвоему поставленную проблему).
Информационно – практико ориентированные: дети собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.)
Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна и т.д.
Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в
разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в
детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметносодержательной области
являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана
действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода,
проходит несколько этапов:
1. постановка цели;
8 2. поиск формы реализации проекта;
3. разработка содержания всего учебновоспитательного процесса на основе
тематики проекта;
4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
6. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой,
поисковой и практической деятельности;
7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское
проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
учет интересов каждого ребенка;
деятельность детей без принуждения;
предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная
его возрасту.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных
интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими
способами решения учебных и творческих задач, общими способами
мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через
объединение различных областей знаний формируется целостное видение
картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им
возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее
дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в реализации метода проектов играет привлечение
родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство
гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще
выполняют
роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в
развитии.
Для успешного использования метода проектов в патриотическом
воспитании дошкольников планируются так же проекты по краеведению и
изучению истории родного города и края.
Реализация проекта начинается с определения и выявления проблемы.
Это очень важный момент, ведь детям нужна сильная мотивация к
деятельности. В соответствии с проблемой исследования дети с помощью
воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы.
9 Чаще всего проектная деятельность начинается с постановки вопросов:
Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать? Что надо для этого сделать?
Второй этап: образовательная деятельность. На данном этапе
используются: познавательные беседы, дидактические игры, экскурсии,
целевые прогулки, рассматривание альбомов и иллюстраций по темам
проекта, викторины, решение кроссвордов, чтение рассказов, стихотворений,
былин, сюжетноролевые
коллажей,
продуктивную деятельность.
составление
игры,
альбомов,
Заключительный этап реализации проекта – это презентация продукта
деятельности. Данный этап важно тщательно продумать, ведь это
завершающий, творческий этап, показывающий значение и результат
проделанной работы.
Итоги
работы по методу проектов показывают, что проектная
деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок
вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников
внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели,
добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности
дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся
внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только
собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная
деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она
становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами
дошкольники становятся интересны друг другу.
Метод проектов позволяет удовлетворить потребность общества в
активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном
образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к
участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных
проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.
Технология минимузеев(музейная педагогика)
На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно
минимузеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников
так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные
10 уголки. Темы, как для минимузеев, так и для музейных уголков используются
самые разнообразные такие как: Минимузей «Народных промыслов», уголок
Боевой и Трудовой Славы.
Значимость минимузеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не
только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные
предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь
патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в
продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком
на протяжении всего детства.
Эффективность функционирования мини музеев в ДОУ и музейных
уголков уже давно доказана и можно сделать
вывод,
что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно
патриотических качеств у дошкольников является действенным и
эффективным.
Информационнокомпьютерная технология
Период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных
душевных и эмоциональных реакций, в силу открытости души, наиболее важен
для формирования чувства патриотизма.
В работе для повышения эффективности совместной организованной
деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко
активно используют ИКТ.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий
наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению
представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний,
повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и
средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их
дополняют и восполняют.
11 Воспитателями часто создаётся цикл презентаций, в основе которого лежит
работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников. На занятиях по
ознакомлению с окружающим проводятся беседы по темам: «Мама – самое
прекрасное слово на земле», «Мамин день». Дети с удовольствием рассказывали
о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и
изготавливали для них подарки.
Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее
лучше, воспитателем группы формулируется тема о родном крае и родном
городе. На занятиях проводятся беседы и викторины по данной тематике.
Детям предлагается придумывать рассказы на тему: «Из окна, из окна наша
улица видна».
Воспитателем создаётся мультимедийная презентация «Путешествие в
прошлое родного города», которая используется впоследствии на занятиях и в
совместной детскородительской игревикторине «Наша родная Самара».
Можно организовать видеоэкскурсии к самым известным памятникам нашего
города. В результате такой целенаправленной работы у воспитанников группы
формируются навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой
город и уважения к людям труда.
Очень важной в патриотическом воспитании является тема: «Наша Родина
Россия», разрабатывается цикл бесед с использованием мультимедийных
презентаций по темам: седы «Мы Россияне», «Что мы знаем о
России», «Москва столица нашей Родины», «Волжский фольклор»(заклички,
частушки, колыбельные), «Народные приметы».
Специально к занятиям создаются мультимедийные презентации по теме:
«Государственные символы России: герб, флаг, гимн».
Использование на занятиях мультимедийного оборудования и гаджетов
делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней
проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно
пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности,
дети с удовольствием слушают песни о Родине и играют в народные игры.
Особая роль отводится работе с родителями, в которой также большое
Современная модель
внимание уделяю информационным технологиям.
12 сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников строится как процесс
межличностного общения. В этом направлении решаются следующие задачи:
объединение
усилий педагогов и родителей для
развития патриотического самосознания детей;
создание атмосферы общности интересов в процессе организации
инновационной деятельности;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ в
патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, как мультимедийное
оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их
эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
И конечно каждому приятно видеть результативность своей работы. Многие
семьи, не уделявшие ранее большого внимания патриотическому воспитанию,
активизируются, всем хочется принять участие в конкурсах, фотовыставках.
Использование ИКТ в дошкольном обучении возможно, необходимо и
эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы
по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ
являются положительная динамика личностного роста детей, повышение
их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей,
родителей и педагогов к истории и культуре и России.
13 Вывод
Таким образом, результаты работы показывают, что использование
инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании
дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок
вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно
воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с
информационно – компьютерными технологиями, дают возможность развивать
у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы,
ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря
систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что
поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией,
чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям,
уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,
готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в
наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом
заключается государственный подход каждого педагога в деле
патриотического воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время, как никогда, возникла необходимость в разработке
программы воспитания патриотизма. Почему? В последнее время в нашей жизни
произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо
известные праздники, появились новые (День Российского флага, День
единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные
игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама
пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских
домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве
образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая
героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере
детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других
зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается
взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей
между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта,
милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий
капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье
под руководством родителей растет будущий гражданин.
Вот поэтому, развитие у детей патриотических чувств является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к
14 родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с
окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей
страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким
людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с
родным домом и ближайшим окружением.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё
не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
В нравственнопатриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить
детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,
«трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы
победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших
жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,
площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей
семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали?
Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью
одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно
для воспитания нравственнопатриотических чувств. Такая работа будет
способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также
воспитанию любви к своей стране.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности,
гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом –
воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из
которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в
коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника
складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем
взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит
его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это
формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел
обязанности, за чтото был ответствен.
15 Список используемой литературы
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско
М.:
дошкольников.
патриотическое
«Издательство «Скрипторий 2003», 2013
воспитание
2. Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно
коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.:
МозаикаСинтез, 2011
3. Маханева М. Д. Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников.
М., 2010
16
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.