Недельный – основной рабочий цикл, включал разноплановое развитие качеств: чем больше дадим, тем больше получим. Но с точки зрения физиологии такой подход не всегда работает. Если к этому еще добавить директивный подход к выполнению программы, то темпы роста спортивных результатов особенно у молодых спортсменов во многих случаях становятся заниженными, и очень часто эти спортсмены просто прекращали занятия спортом. Поэтому в спорте все чаще ставится вопрос о необходимости изменить эту систему [7].
Директор клиники терапии в Ванкувере (Канада)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ
ГОНЩИКОВ.
В современных учебных программах по лыжным гонкам для спортивных школ
и ШВСМ предложен элементарный комплекс ОРУ, что, по нашему мнению, не
отвечает требованиям современной спортивной подготовки.
В своём исследовании мы предполагаем, доказать, что внедрение комплексов
растяжек в подготовку лыжников повысит эффективность тренировочного
процесса, за счёт уменьшения травматизма и ускорения процессов восстановления,
что будет способствовать не только сохранению здоровья, но и повышению
спортивного результата.
Объект стретчинг как фитнесс технология
Предмет применение стретчинга в лыжной подготовке
Гипотеза систематизированное, целенаправленное применение стретчинга в
подготовки лыжника гонщика, способствует улучшению результативности
подготовки лыжниковгонщиков
Цель апробировать эффективность подготовки лыжников на основе
применения стретчинга
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему внедрения стретчинга в подготовку лыжников.
2. Провести анализ современных технологий стретчинга как части
подготовки спортсмена.
Современный спорт связан с такими явлениями как травматизм и
функциональные перегрузки, что в большинстве случаев связано с пренебрежением
спортсменами и тренерами специальной работы, подготавливающей организм к
тренировочным и соревновательным нагрузкам и к процессу восстановления после
них.Магнуссон П., Ренстрем П.[8] отмечают, что наибольшие возможности
активизации ресурсов организма для повышения специальной работоспособности
заключаются в совершенствовании средств и методов тренировки, режимов работы
и восстановления, рациональных сочетаний тренировочных нагрузок различной
направленности. Наряду с этим для повышения эффективности направленных
тренировочных воздействий на организм широко используются неспецифические
вспомогательные средства, которые готовят спортсмена к предстоящим нагрузкам
либо стимулируют и поддерживают на необходимом уровне реакции организма в
ходе тренировочных занятий или соревнований и ускоряют восстановительные
процессы [8].
По словам одного из заслуженных тренеров по лыжным гонкам Самохина В.В.
традиционная система подготовки лыжника гонщика, применяемая и сейчас, чаще
всего затрагивала в основном количественные нагрузки, выходя на качественные
изменения (переход количества в качество).
Недельный – основной рабочий цикл, включал разноплановое развитие
качеств: чем больше дадим, тем больше получим. Но с точки зрения физиологии
такой подход не всегда работает. Если к этому еще добавить директивный подход
к выполнению программы, то темпы роста спортивных результатов особенно у
молодых спортсменов во многих случаях становятся заниженными, и очень часто
эти спортсмены просто прекращали занятия спортом. Поэтому в спорте все чаще
ставится вопрос о необходимости изменить эту систему [7].
Директор клиники терапии в Ванкувере (Канада) Апостопулос
Н. характеризует современный спорт тренировочными и соревновательными
нагрузками, которые зачастую превосходят адаптативные возможности атлетов. В
такой ситуации спортсмена неминуемо подстерегает возможность получить
травму [5].
Таким образом, встает вопрос о внедрении в практику спортивной
тренировки методик направленных на дальнейшее сохранение
работоспособности мышц, связочного аппарата в целом, что позволило бывыполнять спортсмену более высокие тренировочные нагрузки и повышать
спортивный результат.
Опираясь на материалы ведущих специалистов в лыжных гонках Самохина
В.В [7], Раменской [4], Манжосова [1], можно констатировать, что лыжные гонки
сильно изменились за последние 10 лет. Появились новые виды гонок, изменился
регламент соревнований и условия, подход к фармакологическому обеспечению.
Все это сказывается на подготовке спортсмена и работе тренера, но сам спортсмен
как человек остался прежним, как организм со своими возможностями и
индивидуальной реакцией на физическую нагрузку.
Слимейкер Р.[6] показывает насколько серьезно необходимо подходить в
вопросе планирования всех компонентов подготовки спортсмена соревнующихся в
видах на выносливость.
Необходимость
планирования заданий для спортсменов по Самохину
возникает в трех разных масштабах, которые необходимо учитывать в годичном
цикле подготовки: задания на этап подготовки, на микроциклы и отдельные
задания. И от адекватности этих заданий зависит удовлетворенность спортсмена
своей готовностью к соревнованиям.
Адаптация мышечной системы к физической нагрузке является основой
тренировочного процесса. Повышение спортивного результата зависит от
правильного баланса между физическим усилием и восстановлением. В случае
если спортсмен нарушает этот баланс, то происходит явление перетренировки,
но что особенно важно микротравмирование мышечной системы. Выполнение
упражнений с максимальной нагрузкой вызывает симптомы мышечного стресса,
что требует необходимость снижения величины и интенсивности работы.
В настоящее время спортивной наукой и передовой практикой достаточно
обосновано аргументирование проблемы подготовки организма к высоким
нагрузкам и восстановления.
Установлено, что основной задачей всех средств, как подготовки, так и
восстановления, является аксиома содействовать естественному течениюфизиологических процессов организма тренирующегося спортсмена. Такие
содействия могут иметь педагогический, психологический или медико
биологический акцент.
Между тем разнообразие физических упражнений и нагрузок затрудняет
нахождение универсальных критериев, определяющих степень подготовленности
организма к нагрузкам и восстановления. [2]
Известно, что способность мышц к растягиванию, а также физиологические
процессы, происходящие при этом, сегодня берутся за основу для решения трех
важнейших задач спортивной тренировки:
1) развитие гибкости,
2) предварительная подготовка мышц к физическим нагрузкам, т.е. для
разминки с целью профилактики травматизма;
3) восстановление физиологических функций после больших тренировочных
нагрузок [8].
До последнего времени основными видами упражнений для решения
вышеуказанных задач были динамические упражнения баллистического характера.
Это маховые движения руками и ногами, сгибания и разгибания туловища, обычно
выполняемые с большой амплитудой и значительной скоростью. Здесь удлинение
определенной группы мышц оказывается сравнительно кратковременным, оно
длится столько, сколько длится мах и сгибание. Скорость растягивания мышц
обычно пропорциональна скорости махов и сгибаний.
Однако чрезмерные растяжения за счет рывковых движений могут создать
микроскопические разрывы в мышцах, что, в свою очередь, приводит к
образованию в мышцах рубцовой ткани и постепенному уменьшению ее
эластичности. Мышцы становятся жесткими и болезненными.
С целью более профессионального подхода к упражнениям на растягивание в
настоящее время предлагается использовать стретчинг. В настоящее время среди
спортсменов чрезвычайно популярна такая форма подготовки мышечно
связочного аппарата к тренировочным и соревновательным нагрузкам, какстретчинг. А в качестве формы активного отдыха стретчинг применяется
спортсменами для восстановления.
Несмотря на то, что данным упражнениям на растягивание посвящено немало
работ, на многие вопросы еще нет точного ответа. Поиск наиболее эффективного
применения стретчинга в спортивной деятельности высококвалифицированных
спортсменов сегодня наиболее актуален[3].
В соответствии со сложившимися представлениями наиболее
распространенной установкой использования стретчупражнений является
подготовка организма к нагрузкам, коррекция состояния утомления и ускорения
процессов восстановления.
Определить место стретчинга в структуре тренировочного процесса, выявить
уровень функциональной нагрузки стретчупражнений. Выяснить можно ли при
использовании стретчинга выдержать классический принцип постепенности
увеличения нагрузки на организм в разминочной части и планомерно снизить
нагрузку в фазе срочного восстановления. Разработать возможные структурные
варианты использования стретчинга с целью профилактики травматизма. Поиск
решений этих проблем требует глубокого научного поиска.
Литература
1.
Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. М.:Академия, 2000. С. 212217
2.
Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т.Г. Стретчинг. М.: Советский
спорт, 1991. 96 с.
3.
4.
Доленко Ф.Л. Спорт и суставы. М.: Физкультура и спорт, 2005. 288 с.
Лыжный спорт: Учебник для вузов: 2е изд., испр. и доп. / В.В. Фарбей,
5.
Г.В. Скорохватова и др. – СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 623 с.; ил.
Апостолопулос Н. Copyright ©19982009. International Association of
thletics Federations Regional Development Centre Moscow. Режим доступа:
http://iaaf.ru/ru/docs/publication/75.html (15.08.2009, 13.46)
6.
Слимейкер Р., Браунинг Р. Серьезные тренировки для спортсменов на
выносливость. /Тулома, 2007 г.7.
Самохина В.В. Колонка тренера // Доклады Самохина В. В. // Доклад
www.olympic.ru
Самохина В.В. "Лыжные гонки" – 2007, Режим достура:
(12.09.2010)
8.
Magnusson, S. P. Passive properties of human skeletal muscle during stretch
maneuvers. A review. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 1998,
8(2), 65—77. 37