« Использование технологии развития критического мышления для формирования и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Из Стратегии-2050
«Все развитые страны имеют уникальные образовательные системы.
В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев - интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Из проекта ЮНЕСКО
«Образовательные требования при новой организации труда»
«Инициатива, динамизм, творчество самостоятельность мышления и действия, сотрудничество, конструктивное и целенаправленное взаимодействие с другими, работа в коллективе, взаимодействие в рабочей группе, оценка самого себя, соклассника, партнёра.
Задачи технологии развития критического мышления научить учащихся:
Выделять главное от несущественного в тексте или речи
Делать сравнения, ставить вопросы
Выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях
Устанавливать причинно-следственные связи
Рассматривать новые идеи в контексте имеющихся
Творчески перерабатывать информацию, понимать проблему в целом.
Технологические этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы и методы |
І. Вызов | Направлена на вызов у учащихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию и мотивацию учеников к дальнейшей работе | Ученики вспоминают все, что им известно, систематизируют информацию, задают вопросы | Рассказ по ключевым словам, Мозговая атака, корзина, кластеры, верные и неверные утверждения |
Прием «Мозговая атака»
(Парная или групповая)
Используется с целью активизации имеющихся знаний.
Учащиеся записывают все, что знают по данной теме (5-7мин.)
Обмениваются информацией
Например:
Синонимы- это слова близкие по значению.
Синонимы должны быть словами одной части речи, например: день-ночь, холодно-жарко
Синонимы составляют пары или ряды слов, объединенные общим значением
В синонимические ряды входят слова одной части речи:
Дорожка, тропинка; страна, государство; идти, шагать.
Прием «Кластер»
На этапе «Вызов» используется для стимулирования мыслительной деятельности.
На этапе «Осмысление» используется для структурирования учебного материала.
На этапе «Рефлексия» при поведении итогов того, что изучили.
Каждая группа составляет свой кластер
Имя существительное
Одушевленное
Нарицательное
Падеж
Род
Число
Склонение
Собственное
Неодушевленное
Технологические этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы и методы |
ІI. Осмысление содержания – | Направлена на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому | Ученики читают (слушают) текст, делают пометки по мере осмысления новой информации | Взаимоопрос, «Инсерт», диспуты, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
Прием «Инсерт»
Используется для отслеживания понимания учеником прочитанного материала.
Знаками помечаются отдельные абзацы или предложения в тексте.
«V» - я это знаю
«+» - новая информация
«-» - вызывает сомнение
«?» - не понял
Прием «Таблица ЗУХ»
Позволяет учителю оценить работу каждого ученика и поставить оценку за урок
Знаю
Корень – это
часть слова
Узнал
Однокоренные
слова
Надо отличать
от форм одного
и того же слова
Хочу
узнать
Как образуются
новые слова
Технологические этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы и методы |
ІIІ. Рефлексия | Возвращает учащихся к первоначальным записям, дает творческие или практические задания на основе полученной информации. | Ученики соотносят новую информацию со старой, используя полученные знания | Групповые дискуссии, ключевые термины, лекция со стопами, синквейн, кластер |
Прием «Синквейн»
Данный прием позволяет рефлексировать по какому-либо поводу
Творческая работа в группах.
Синонимы:
Схожие, близкие
Объясняют, уточняют, обогащают
Делают речь точной и яркой
Богатство
Антонимы
Разные, нужные
Противопоставляют, конфликтуют, дополняют
Всегда противоречат друг с другом
Жизнь
Лексика
Необъятная, интересная
Разъясняет, обозначает, объединяет
Словарный состав каждого языка
Толкование
Приемы ТРКМ способствуют активизации мыслительной деятельности и вырабатывают у учащихся:
Способность к поиску, анализу, творческой переработке информации
Критически осмысливать, делать выводы и обобщения
Устанавливать причинно-следственные связи
Аргументированно высказываться, делать логические умозаключения
Преодолевать комплексы в общении, отстаивать свое мнение и выслушивать других.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.