Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.
Оценка 4.7

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
18.01.2017
Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.
Публикация является частью публикации:
Шаталов В.Ф..docx
ЛеоненкоА.Н. Учитель физики высшей категории, МАОУ СОШ №1 г. Североуральск, Свердловская область ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.Ф. ШАТАЛОВА НА РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.                Результаты моего труда вполне объяснимы, так как главной причиной, положительно   влияющей   на   качество   образования   моих   учеников,   считаю особенности   методики   преподавания,   которой   следую   последние   15   лет,   т.   е. методики В.Ф.Шаталова.                Для   успешного осуществления   учебного процесса необходима активная позиция ученика на уроке, поэтому принцип активности ученика на уроке был и остается одним из основных в дидактике.         Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется   высоким   уровнем   мотивации,   осознанной   потребностью   в усвоении   знаний   и   умений,   результативностью   и   соответствием   социальным нормам.         Такого рода активность сама по себе возникает крайне редко, она является следствием   целенаправленных     управленческих   педагогических   воздействий   и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии. В технологии эти средства составляют основу и идею эффективности результатов.               Педагогическая   технология   В.Ф.   Шаталова   относится   к   технологиям интенсификации   обучения   на   основе   схемных   и   знаковых   моделей   учебного материала.        Проанализируем содержание этой педагогической технологии                 КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ:  ПО УРОВНЮ ПРИМЕНЕНИЯ: общепедагогическая. Общепедагогическая   технология   –  технология,   которая   характеризует целостный образовательный процесс, т.е. совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.  ПО ФИЛОСОФСКОЙ ОСНОВЕ: приспосабливающаяся.  ПО ОСНОВНОМУ ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ: социогенная.  ПО   КОНЦЕПЦИИ   УСВОЕНИЯ:   ассоциативно   –   рефлекторная   + поэтапной интериоризации.           Ассоциативно­рефлекторная   концепция    опирается   на   основные   представления условно­рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И. Сеченовым   и   И.Павловым.   Их   суть   в   том,   что   мозг   человека   обладает способностью   не   только   запечатлевать   сигналы   органов   чувств,   но   также устанавливать   и   воспроизводить   связи   (ассоциации)   между   отдельными событиями, фактами, в чем ­ то сходными и различными. Отсюда следует, что усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие личностных качеств человека – процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных.    Объединение ассоциаций в системы (формирование интеллекта) происходит в результате   аналитико­синтетической   деятельности,   совершаемой   познающим объектом.   Именно   эта   деятельность   определяет   отношения   значимости, сложности,   сходства   явлений   или   объектов   и   включает   их   в   соответствующие ряды.        В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются   и   удлиняются   ассоциативные   связи.   Приобретение   знаний, формирование   навыков   и   умений,   развитие   способностей   имеет   определенную логическую последовательность, которая включает в себя следующие этапы:  восприятие учебного материала;  его   осмысление,   доведенное   до   понимания   внутренних   связей   и противоречий;  запоминание и сохранение в памяти;  применение усвоенного в практической деятельности.        Наивысший результат достигается при соблюдении следующих условий:  формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;  подача учебного материала в определенной последовательности;  демонстрация   и   закрепление   в   упражнениях   различных   приемов умственной и практической деятельности;  применение знаний на практике. Поэтапная   интериоризация   или   теория   поэтапного   формирования умственных действий разработана в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной. В её основе лежит идея о принципиальной общности   внутренней   и   внешней   деятельности   человека.   Согласно   этой     идее, умственное развитие происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной»   (внешней)   деятельности   во   внутреннюю,   умственный   план.   В результате   такого   перехода   внешние   действия   с   внешними   предметами преобразуются в умственную – интериоризируются. При этом они подвергаются обобщению,   вербализуются,   сокращаются,   становятся   готовыми   к   дальнейшему внутреннему   развитию,   которое   может   превышать   возможности   внешней деятельности. Обучение слагается из следующих этапов: 1 предварительное знакомство с действием,  т.е. построение в сознании обучаемого ориентированной основы действий (ООД). ООД – текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, система условий правильного его выполнения. 2 материальное   (материализованное)   действие.  Обучаемые   выполняют материальные   действия   в   соответствии   с   учебным   заданием   во   внешней, развернутой   форме.   Они   получают   и   работают   с   информацией   в   виде реальных предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей, сверяя свои действия с ООД. 3   этап   внешней   речи.  Обучаемые   проговаривают   вслух   то   действие,   ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщении   е,   сокращение   учебной   информации,   а   выполняемое   действие начинает автоматизироваться. 4  этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию   про   себя,   при   этом   проговариваемый   текст   приблизительно должен   быть   полным,   обучаемые   могут   проговаривать   только   наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению. 5   этап   автоматизированного   действия.  Обучаемые   автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось,   перешло   во   внутренний   план   и   необходимость   во внешней опоре отпала.  ПО   ОРИЕНТАЦИИ   НА   ЛИЧНОСТНЫЕ   СТРУКТУРЫ: информационная – ЗУН.  ПО   ХАРАКТЕРУ   СОДЕРЖАНИЯ:   обучающая,   светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.  ПО ТИПУ УПРАВЛЕНИЯ: система малых групп + «репетитор».   групповые, дифференцированные   способы   –   педагог   имеет   возможность   обмениваться информацией со всей группой, а так же уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора.  «система   малых   групп»  Тип   управления ­    Система «репетитор» ­ индивидуальное обучение.  ПО   ОРГАНИЗАЦИОННЫМ   ФОРМАМ   :   традиционная   классно­ урочная, академическая, индивидуально­групповая.  ПО   ПОДХОДУ   К   РЕБЕНКУ:   сотрудничество   с   элементами дидактоцентризма. Сотрудничество с элементами дидактоцентризма       реализует демократизм, равенство,                     приоритет обучения  партнерство в субьект­субьектных                      над  воспитанием,       отношениях педагога и ребенка.                          главным фактором Учитель и ученики совместно                              формирования личности   вырабатывают цели, содержание, дают               считаются дидактические  оценки, находясь в состоянии                               средства.      Со ­ трудничества, Со ­ творчества.  ПО   ПРЕОБЛАДАЮЩЕМУ   МЕТОДУ:   обьяснительно   – иллюстративная.  ПО КАТЕГОРИИ ОБУЧАЕМЫХ: массовая, для всех категорий, без селекции. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ:  Формирование ЗУН  Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными  Ускоренное обучение. ПРИНЦИПЫ:  Многократное   повторение,   обязательный   поэтапный   контроль, высокий   уровень   трудности,   изучение   крупными   блоками, динамический   стереотип   деятельности,   применение   опор, ориентировочной опоры действий.  Личностно­ориетированный подход;  Гуманизм;  Ученье без принуждения;  Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытые перспективы для исправления, роста, успеха;  Соединение обучения и воспитания. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ:  Материал вводится крупными дозами;  Поблочная компоновка материала;  Оформление   учебного   материала   в   виде   опорных   схем   – конспектов;            Опорный конспект (ОК)     ­  наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки (символы), напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых   для конкретизации абстрактного материала. Кроме того,   в   них   дана   классификация   целей   по   уровню   значимости   (цветом, шрифтом…). ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ:   Главной   заслугой   В.Ф.Шаталова   является   разработка   системы   учебной деятельности   школьников,   обеспечивающей   достаточно   полную   и   всеобщую активность  на уроке. Это достигается созданием  определенного  динамического стереотипа деятельности учащихся.  Основу стереотипа учебной деятельности учащихся представляют опорные конспекты – наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными   конспектами   имеет   четкие   этапы   и   сопровождается   целым   рядом приемов и методических решений: 1 Изучение теории в классе:  обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью,   ТСО);   повторное   объяснение   по   этому   конспекту   на доске   или   по   красочному   плакату   –   ОК;   индивидуальная   работа учащихся   над   своими   конспектами   в   тетради   («Все   ли   понятно?»); фронтальное закрепление по блокам конспекта. 2 Самостоятельная   работа   учащегося   над   ОК   дома:  опорный конспект + учебник + дополнительная литература + помощь родителей. ПАМЯТКА УЧАЩЕМУСЯ: вспомни объяснение учителя, используя конспект, прочти заданный материал по книге, сопоставь прочитанное с   конспектом,   расскажи   материал   учебника   с   помощью   конспекта (кодирование – декодирование); запомни наизусть конспект как основу рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни его с образцом. 3 Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся   воспроизводят   конспект   по   памяти,   одновременно   идет «тихий опрос», после письменной работы – громкий опрос (возможно наоборот). 4 Устное   проговаривание   ОК  –  необходимый   этап   внешне   речевой деятельности,   усвоение материала   (П.А. Гальперин) происходит во время различных видов опроса. 5 Повторное   повторение  –  обобщение   и   систематизация:   уроки взаимоконтроля,   публикация   списков   зачетных   вопросов   заранее, использование   всех   видов   контроля:   взаимоопрос,   взаимопомощь, игровые элементы (кроссворды, ребусы, состязания команд). КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА:   громкий   устный   опрос,                  В.Ф.   Шаталов   решил   проблему   глобального   поэтапного   контроля   ЗУН учащихся.   Применяются   сочетание   постоянного   внешнего   контроля   с самоконтролем   и   самооценкой;   поэтапный   контроль   каждого,   посильность требований;   открытые   перспективы   для   улучшения   и   исправления   результатов, снятие страха перед низкой оценкой.         Формы контроля весьма разнообразны: письменный по ОК, самостоятельная работа,   групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.                Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый лист учета знаний   –   он   представляет   послужной   список   ученика.   Оценка   приобретает значение положительной зашифрованной характеристики. Каждый ученик в любое время может исправить любую отметку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Оценка должна быть стимулом ученика, который вызовет положительную   реакцию   ученика.   Двойки   вызывают   отрицательные   эмоции, конфликт   с   учителем,   с   предметом.   Шаталов   исключает   эти   конфликтные ситуации.   парный   взаимоконтроль, ШЛЕЙФ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:  полётное повторение,   релейные контрольные работы,               творческий конспект.  десантный метод,  метод цепочки,  «купание» в задачах,  поиск ошибок в книгах,  решение задач на листочках,  решение задач по выбору,  решение задач в четыре руки,  урок опытов,  удар «по мозгам»,  решение снизу вверх,  поощрение подсказки,  урок открытых мыслей,  шестой балл, Система Шаталова по содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:  каждый   приобщается   к   ежедневному   трудовому   напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;  возникает   любознательная   самостоятельность,   уверенность   в   своих силах, способностях;  формируется ответственность, честность, товарищество;        Использование основ данной технологии в своей собственной педагогической деятельности в течение 25 лет убеждают меня в том, что я на правильном пути. Лучшим доказательством считаю мнение моих учеников.       Отвечая на вопрос анкеты: «Что вам дала работа с опорными конспектами?» 98 % выпускников положительно оценили их роль в обучении физике. По мнению ребят     «опорный   конспект   является   наиболее   доступной   системой   изучения физики, которая позволяет пополнять знания, и при этом учит отжимать огромный материал, выделяя наиболее главное» (Кучер А.), «опорные конспекты – основа знаний, с ними удобно работать» (Симанова Ю), «работа с опорными конспектами помогла мне «разложить по полочкам» весь материал; тетради с ОК для меня как энциклопедия, которой я пользуюсь для подготовки к вступительным экзаменам» (Колесников   Д.),   «ОК   –   это   самый   лучший   способ   систематизации   знаний;   он выгодно отличается от изложения материала в учебнике» (Габов И), « я не знаю и не представляю работу по физике без ОК, их нужно обязательно оставить для будущего поколения учеников» (Рысева Ю).         95% выпускников считают, что необходимо сохранить подход к домашнему заданию   с   использованием   таблицы   учета   решенных   задач   и   самостоятельным определением их количества. По мнению ребят «дает возможность распределить свое время» (Шишкина Е.), «каждый из нас – личность, каждый берет из жизни столько, сколько   нужно» (Бордиян  А), «идет  самостоятельный  контроль  своих знаний и заполнение пробелов» (Колбановская А), «хороший метод самоконтроля ученика: нужно уметь заставить  себя сесть и решать задачи» (Симанова  Ю), « благодаря такому методу человек самостоятельно думает, развивает мышление» (Шубина О).            Отвечая на вопрос: «Принесла ли вам пользу, какую и почему работа по выполнению   самостоятельных   домашних   работ   опережающего   и   обобщающего характера?», 98% выпускников ответили утвердительно. По мнению выпускников «увидеть физику в действии, в природе» (Шишкина Е), «это самое интересное, так как изучение физики становится легче, кроме того учит работать с различными источниками   –   выделять   главное»   (Симанова   Ю),   «принесла   пользу   своим творческим началом, каждый попробовал себя в роли исследователя» (Кучер А), «прежде всего идет работа с текстом, умение концентрироваться на информации, обдумывать   её   и   делать   самостоятельные   выводы»   (Шатунова   Н),   «развивает способность выступать перед аудиторией, которая пригодится в жизни».

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.

Использование технологии Шаталова В.Ф. на уроках физики.
Скачать файл