«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Оценка 4.9

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
родителям
Детсад
22.05.2017
«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Представленный материал дает анализ работы по использованию инновационной технологии ТРИЗ в системе работы педагога-психолога в дошкольном учреждении в контексте ФГОС ДО. В материале даются краткие сведения о данной технологии, описываются формы и направления работы с детьми дошкольного возраста. Представлены некоторые ТРИЗовские игры.
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО.docx
1 «Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО» «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» Г. С. Альтшуллер    Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на мой взгляд,   занимает   технология   Г.   С.   Альтшуллера   ­   теория   решения изобретательских задач (ТРИЗ). Созданная в 1946г., эта теория дала мощный толчок   к   разработке   в   педагогике   технологий,   связанных   с   развитием креативных   процессов   подрастающего   человека   в   различных   предметных областях.   Отличительной   особенностью   данной   педагогической   системы является   то,   что   ребенок   усваивает   обобщенные   алгоритмы   организации собственной   творческой   деятельности.   В   ее   основе   лежит   воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Наше   время­это   время   больших   перемен.   Современное   общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих   решать   сложные   проблемные   ситуации. творчески   мыслить, Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Важно,   чтобы   современный   ребенок   овладел   не   только   определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой   ситуации,   делать   выводы,   доказывать,   объяснять,   обладать определенной   речевой   активностью.   Поэтому   я   в   своей   работе   особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников. На мой взгляд, развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность   невозможно,   т.   к.   речь   сопровождает   и   совершенствует 2 познавательную   деятельность   детей,   делая   ее   более   целенаправленной   и осознанной. Считаю,   чем   лучше   будет   организована   познавательно­речевая деятельность   детей   дошкольного   возраста,   тем   выше   гарантии   успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает   необходимость   в   поиске   и   применении   эффективных   методов   в познавательно­речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. Одним   из   результативных   способов   формирования   познавательно­ речевой   активности   для   нас   является   метод   ТРИЗ­теория   решения изобретательских задач. Используя ТРИЗ, мы заметили, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных   способностей,   памяти,   внимания,   воображения,   речи, логического мышления, повысилась исследовательская активность детей. Познавательно   ­   речевую   деятельность   мы   организовываем   в   форме диалога, это приемлемый и результативный способ для нас. Используем   вопросы,   которые   побуждают   детей   к   сравнению,   к установлению сходства и различия. Например, показываем детям зеленый мяч и зеленый кубик, спрашиваем, по какому признаку они похожи (по цвету, а какой признак у них разный (форма)). Дети хорошо усвоили «тризовские» символы, с желанием выполняют задания с их использованием. Активно в своей работе применяем игры с элементами ТРИЗ («теремок», ИГРА «Теремок» Дети: Тук­тук­тук Кто в теремочке живет? Воспитатель: Я квадрат. А вы кто? Дети: Мы треугольники. Пусти нас к себе жить. Воспитатель: Пущу, если скажете, чем вы треугольники похожи на меня квадрат. 3 Дети: У нас есть углы, стороны Дети: Тук­тук­тук Кто в теремочке живет? Воспитатель, дети : Мы треугольники. Я квадрат. А вы кто? Дети: Мы круги. Пусти нас к себе жить. Воспитатель: Пустим, если скажете, чем вы круги отличаетесь от нас квадратов и треугольников Дети: У нас нет углов. Мы можем кататься, а вы нет. Дети: Тук­тук­тук Кто в теремочке живет? Воспитатель, дети : Мы треугольники. Мы круги. Я квадрат. А вы кто? Дети: Мы прямоугольники. Пусти нас к себе жить. Воспитатель: Пустим, если скажете, чем вы прямоугольники отличаетесь от меня квадрата и чем похожи на квадрат и треугольники. Дети: У нас есть стороны и углы. Мы длиннее, чем квадрат. «Кто о чем говорит? » Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».     Игра "Да­Нетки” или "Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д. "Хорошо­плохо"  Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны 4  Ход  игры:  В: Съесть конфету ­ хорошо. Почему?  Д: Потому, что она сладкая.  В: Съесть конфету ­ плохо. Почему?  Д: Могут заболеть зубы.  То есть вопросы задаются по принципу: "что­то хорошо ­ почему?", "что­ то плохо ­ почему?",  и многие другие игры, позволяющие развивать речевую активность детей. Так же используем наглядное пособие «Кольца Луллия»,    с помощью, которого   у   детей   формируется   осознанное   отношение   к   процессу комбинирования   информации.   Например,   на   сектора   первого,   самого большого круга прикрепляют изображения животных (собака, кошка и др.) ; на сектора второго ­ их детенышей (щенка, котенка, и т. п.) ; третьего – пищу, которую   едят   эти   животные   (кость,   молоко   и   т.   д.).   Нельзя   не   отметить универсальность игрового пособия, используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх с «Речевыми кругами» в свободное время. «Назови сколько?» ­ Чей нос, чей хвост?» «Чей дом?»   А   самое   главное,   использование   данного   пособия,   способствует формированию умения ребенка строить предложения, т. к. в основе лежит алгоритм. Познакомившись с технологией ТРИЗ, дети научились находить выход из проблемных   ситуаций.   Решение   ситуации   стало   более   творческое, оригинальное. Не стесняются высказывать свои предположения, повышается уровень речевой активности, развивается свободное общение. Итак, положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с   родителями   мы   познакомили   их   с   методом   ТРИЗ   через   беседы, 5 консультации.   Темы   консультаций:   «ТРИЗ   в   детском   саду   и   дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой   ТРИЗ».  Например,  игры   с   «подзорной   трубой».   Учить   детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.   Воспитатель:   Давайте   посмотрим   на   картину   с   помощью   волшебных «подзорных   труб».   Какие   объекты   вы   здесь   видите?   Дети:   Девочка, велосипед, лодочка, ручеек, скамейка, сумка, ель, ещё деревья, дома, кусты, трава, земля, небо, облака. Воспитатель: А теперь пришел волшебник  и все соединил между собой. Девочку с велосипедом. Почему? Дети: Потому что это ее велосипед, она на нем каталась. Воспитатель: А с какими объектами еще можно объединить девочку? Дети: С землей, потому что она стоит на земле. Воспитатель: Какие ещё объекты связаны с землей? Дети: Деревья, скамейка, дома, кусты… 4. Воспитатель: А теперь представьте, что ваша «подзорная труба» видит только все красное. Что на картине красного цвета? Дети: Шапка и колготки девочки. Воспитатель: А сейчас «подзорная труба» видит все синее и голубое. Что на картине голубого цвета? Дети: Небо, вода в ручейке, руль велосипеда. Воспитатель: А теперь закройте глаза, и представьте, что вы попали в эту картину.. Какие звуки на этой картине мы можем услышать? Дети: Ручеек журчит, ветер дует, птички поют, девочка кого­то зовет, кричит. Воспитатель: А чем пахнет на этой картине? 6 Дети: Весной, свежестью, травой. Воспитатель: А теперь давайте на ощупь потрогаем объекты на картине. Сейчас мы прикоснулись к воде в ручейке. Какая вода? Дети: Холодная, руки стали мокрыми. Воспитатель: А теперь мы потрогаем первую весеннюю травку. Какая она? Дети: Мягкая. Воспитатель:   Вдруг   мы   дотронулись   до   веточки   ели.   Что   вы почувствовали? Дети: Иголки колючие. Воспитатель: А что еще мы можем почувствовать лицом и руками на этой картине? Дети: Ветерок дует в лицо.   И так далее.   «Развитие речи детей через ТРИЗ ­ технологию». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникло положительное   эмоциональное   отношение   к   занятиям,   возросла познавательная   активность   и   интерес;   они   стали   проявлять   большую активность   в   принятии   самостоятельных   решений.   Помимо   этого   у   детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась   речь,   она   стала   наиболее   образной,   увеличилась   точность суждений. Осуществляя   руководство   познавательно­речевой   деятельности   своих воспитанников,   мы   подсказываем   им   образцы   правильной   речи,   особое внимание   уделяем   монологической   и   диалогической   формам, произносительной   стороне   речи.   Формируем   потребность   делиться   своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми. 7 Для   успешного   использования   ТРИЗ   ­   технологии   мы   создаем соответствующую   развивающую   среду,   которую   предусматривает   данная технология,   а   именно:   оформили   зону,   куда   вошли   группа   образно­ символического   оборудования,   представленная   специальными   наглядными пособиями,   пособиями,   расширяющими   круг   представлений   ребенка, способствующими   поиску   сходства   и   различия,   классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности. «Научиться самому и научить другого» ­ это одно из основных правил ТРИЗ­технологии. Поэтому мы акцентируем внимание в работе с детьми на таких   моментах.   Большинство   наших   воспитанников   уже   не   только   знают правила   игр,   приемов   ТРИЗ­технологии,   но   и   пытаются   проводить   их   со сверстниками,   взрослыми,   посетившими   нашу   группу.   Например:   Дети провели игру «Да­нетка»,  самостоятельно объяснили им правила и ход игры, что очень радует нас, указывает на то, что методы и приемы, выбранные нами эффективны, дают положительные результаты. Из   всего   вышесказанного   могу   сделать   вывод:   методы   ТРИЗ способствуют   повышению   уровня   коммуникативной,   информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2017