«Инновационные подходы в развитии связной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Технология наглядного моделирования»
Оценка 4.7

«Инновационные подходы в развитии связной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Технология наглядного моделирования»

Оценка 4.7
Документация +4
docx
Междисциплинарный 3
27.12.2023
«Инновационные подходы в развитии связной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Технология наглядного моделирования»
«Инновационные подходы в развитии связной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Технология наглядного моделирования» - материал, который позволит всем заинтересованным в повышении квалификации педагогам узнать больше об инновационных подходах в работе с детьми указанных возрастов, чтобы более продуктивно осуществлять свою деятельность.
Технология наглядного моделирования.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Инновационные подходы                                                     

в развитии связной речи

детей старшего дошкольного                                                            

и младшего школьного возраста.

Технология наглядного моделирования»

 

 

 

 

 

учитель-логопед: Сеткина Г.В.                                                                             

 

МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск

 

 

 

 

 

 «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам,                                             и он будет долго и напрасно мучиться над ними,                                                              но свяжите с картинками двадцать таких слов                                                               – и ребенок усвоит их на лету…»                                                                                                      К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог).

Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

С целью развития монологической и диалогической речи в практике педагоги применяют разнообразные педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, развивающие, технологии проектирования и мультимедийных презентаций, технологию ТРИЗ, социально-адаптирующие, здоровьесберегающие. Для того, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать инновационные методы обучения.

Сегодня представлю вашему вниманию технологию наглядного моделирования. Моделирование облегчает детям дошкольного возраста, овладение связной речью, так как использование условных заместителей (элементов модели), облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии связной речи дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Говорят, один рисунок стоит тысячи слов.

- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

- В-четвертых, применяя данную технологию, мы развиваем у детей способность к оформлению речевого высказывания с опорой на модель.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии связной речи дошкольников.

Разрешите представить свой опыт работы с детьми по данной технологии.

Пересказ.

На занятиях по пересказу, детей дошкольного возраста, я старалась приобщить к подлинно художественной речи, чтобы они запоминали эмоциональные, образные слова и словосочетания, учить владеть родным языком. Подбирая произведения для пересказа я учитывала следующие требования к ним:

·         Высокая художественная ценность,

·         Динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения,

·         Четкость и последовательность действий,

·         Занимательность и доступность содержания,

·         Небольшой объём.

План занятий по пересказу в старшей группе выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Перед началом проводится подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, вставляя в рассказ отдельные фразы и слова.

На данном этапе передо мной стояло 2 задачи:

·         Научить детей воспринимать сначала текст, читаемый педагогом, потом рассказ ребёнка;

·         Подвезти к воспроизведению текста.

Обучение пересказу начинается с хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»), помогая детям запомнить последовательность появления героев и их действий. Начало сказки, как правило, запоминается хорошо, поэтому ребёнок пересказывает его самостоятельно. Чтобы детям было легче запомнить последовательность, я предложила им пересказ по схемам и таблицам. Это облегчило детям работу по пересказу.)

При обучении пересказу детей подготовительной  группы задачи усложняются:

·         Рассказ коротких сказок и рассказов, не только хорошо знакомых, но и впервые прочитанных на занятии;

·         Выразительно передавать разговор действующих лиц;

·         Слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тесту.

После чтения сказки или рассказа проводила краткую беседу о прочитанном, показывая подготовленную схему. Мои вопросы были направлены на выявление понимания детьми содержания произведения, последовательности событий.

Постепенно от занятия к занятию мои требования к пересказу возрастали – я добивалась точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалогов персонажей.

Так как важным приёмом является оценка детского пересказа, я кратко анализировала его, отмечав хорошие стороны, обязательно поощряла старания ребёнка, что вселяло в него уверенность в своих силах.

Рассказывание по картине.

При обучении детей рассказыванию я использовала сюжетные и предметные картины.

Во старшей группе осуществляется подготовительный этап обучения по картине, поскольку дети ещё не могут составить связного изложения, они ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств, действий.

На данном этапе я учила детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления к связным высказываниям. Первые картины для дошкольников – это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода), а так же несложные сюжеты.

Занятия по ознакомлению с картиной начинала с вводной беседы, чтобы выяснить представления и знания детей об изображённом. Использовала основной методический приём – вопрос. Они были чёткими, лаконичными. Добивалась от детей правильности соотношения слова с предметами, их качествами и действиями. После беседы сама рассказывала о изображенном на картине, используя художественное слово или загадку. разнообразные игровые приёмы, например «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собаке».

Рассматривание предметной картины я связывала с объёмной моделью похожей игрушки, задавая вопросы, закрепляя полученные знания о данном объекте.

После занятия оставляла картину в группе. В свободное время и в индивидуальной работе с детьми мы рассматривали её ещё раз, замечая что-то новое.

В подготовительной группе, усложнив задачи, я старалась добиться от детей небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Рассказывание по картине проводилось по вопросам и моему образцу рассказа. Я составляла рассказ по картине опираясь на схематические изображения, что облегчало детям рассказывание, запоминая последовательность. Первое время дети почти дословно повторяли образец, но постепенно, в их рассказах, всё чаще появлялись элементы творчества.

К концу года я усложнила здание, подводя детей к самостоятельному рассказыванию, предлагая образец рассказа, опираясь на схематические изображения отдельных, выделяющихся, предметов, по одной картине, а дети рассказывали по другой, похожей картине («Собака со щенятами» и «Кошка с котятами»).

Рассказывание об игрушках.

На речевое развитие детей дошкольного возраста оказывают влияние занятия по рассматриванию и описанию игрушек. Большое значение имеет правильный подбор игрушек и проводятся такие занятия в живой, эмоциональной форме.

Предпочтительнее игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду. Такой подбор обеспечивает активизацию словаря и развитию связной речи на основе использования приёма сравнения. Например, я показывала двух медвежат. «Посмотрите на медвежонка, какие у него глаза (уши, лапы, хвост)? Скажите, какой этот медвежонок? Как можно назвать его ласково? Что он умеет делать? У нашего мишки есть друг. Посмотрите на медвежонка, какие у него глаза (уши, лапы, хвост)? Скажите, какой этот медвежонок? А теперь послушайте рассказ про двух друзей»

Рассматривание игрушек и подведение детей к составлению описательных рассказов включает в себя решение лексических и грамматических задач:

·         Подбирать нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного;

·         Строить связное высказывание.

Описание игрушки я начинала с тщательно продуманных вопросов. Отвечая на вопросы, дети обращали внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), подбирали сравнения, и переход к составлению рассказа становился естественным.

К концу года я предложила детям составит описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Сначала я объяснила детям каждый символ мнемотаблицы, а затем сама составила рассказ. Алгоритм составления рассказа по мнемотаблице для детей старшей группы таков:

·         Что это

·         Цвет.

·         Форма

·         Размер

·         Как с ней играть.

В подготовительной группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Так как методике обучения рассказыванию усиливается опора на активизацию словаря, при рассматривании я задавала больше вопросов, касающихся внешнего вида, качеств, действий с нею, побуждая ребёнка рассказать, как он к ней относится, что ещё знает об этой игрушке. Далее я усложнила алгоритм рассказа по мнеотаблице:

·         Что это.

·         Цвет

·         Форма

·         Величина

·         Материал

·         Из каких частей состоит.

·         Как с ней играть.

Когда дети достаточно хорошо научились составлять описательные рассказы, я предложила им составлять рассказы по набору игрушек. Выявила, что одним из эффективных средств для развития связной речи детей является детское коллекционирование.

Дети редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…

Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.

В свободное время предлагала детям придумать сюжет сказки, рассказа, короткой истории, смешивая коллекции. Так же предлагала игры с предметами коллекций, в которые они с удовольствием играют, направленные на развитие связной речи:

При обучении детей составления описательного рассказа я так же использовала мнемотаблицы. Н занятиях по ознакомлению с окружающим и экологии я знакомила детей с каким-либо временем года, предметом, явлением, животным миром, используя отдельные картинки-схемы, а на развитии речи мы закрепляли их рассказом по мнемоаблице. Так же сначала по моему образцу, а в дальнейшем, дети проявляли инициативу собственного рассказывания. Составление каждого рассказа имело свой алгоритм.

·         Рассказ об овощах – что это, цвет, форма, вкус, что делают из него.

·         Рассказ о времени года – погода, одежда, труд, птицы, животные, забавы.

·         Рассказ о животных – кто это, части тела, окрас, где живёт, чем питается, польза человеку.

·         Рассказ о профессии – название, место работы, форма одежды, что нужно для работы, что делает на работе.

·         Рассказ рассказа о птицах – кто это, где живёт, части тела, чем питается, какие звуки произносит, польза человеку.

·         Рассказ о цветке – цвет, запах, размер, части растения, где растёт, время цветения.

·         Рассказ о транспорте - назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный), вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный), кто управляет транспортом (специальность, профессия), что перевозит этот транспорт.

·         Рассказ о семье - как зовут (Имя, фамилия, отчество), домашний адрес, с кем живешь (перечисление всех членов своей семьи), рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает), сколько всего человек, чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Заключение

Итак, в процессе работы у детей развилось умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Дети научились излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Повысился уровень самостоятельности детей: они научились пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов педагога. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить.

Таким образом, проведённая работа показала, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения                      с использованием технологии наглядного моделирования.


 

Инновационные подходы в развитии связной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Инновационные подходы в развитии связной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и…

Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и…

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: -

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: -

План занятий по пересказу в старшей группе выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ

План занятий по пересказу в старшей группе выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ

На данном этапе я учила детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления к связным высказываниям

На данном этапе я учила детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления к связным высказываниям

Скажите, какой этот медвежонок?

Скажите, какой этот медвежонок?

Дети редко приходят в группу с пустыми руками

Дети редко приходят в группу с пустыми руками

Заключение Итак, в процессе работы у детей развилось умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения,…

Заключение Итак, в процессе работы у детей развилось умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2023