Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл +1
16.02.2018
На сегодняшний момент школьное образование предъявляет очень большие требования к здоровью учащихся и качеству образования. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
15.docx
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
биологии
Сидорова Елена Николаевна
учитель химии, биологии и экологии высшей категории,
кандидат химических наук
На сегодняшний момент школьное образование предъявляет очень
большие требования к здоровью учащихся и качеству образования. Поэтому
сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно
воспитательном процессе.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения мы
понимаем модель педагогической деятельности, в которой раскрываются
способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками
при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения. [2] Ее
цель достижение учащимися государственного образовательного стандарта и
при этом сохранение и укрепление здоровья.
Школьный возраст как раз приходится на тот период, когда организм
ребёнка наиболее чувствителен к действию внешних факторов, и происходит
формирование здоровья.
Годы обучения для каждого ребёнка – период интенсивного развития,
формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния
оказывают наибольшее воздействие. Влияние школы и учебной нагрузки на
организм ребёнка велики именно потому, что оно действует длительно и
непрерывно, систематически и комплексно.
Никакой другой предмет как биология не ориентирован на сохранение
здоровья учащихся во время учебновоспитательного процесса.
Курс этой образовательной области выстроен так, что практически
каждый урок несет элементы здоровьясбережения.
Мы на уроках биологии используем следующие здоровьесберегающие
технологии:
Основная и первоначальная – это технология обеспечения безопасности
жизнедеятельности, т. е. соблюдение правил ТБ на уроках и переменах. [4]
Далее рассмотрим роль специальных педагогических технологий в
обеспечении здоровьясбережения и реализации высших потребностей
учащихся на уроках биологии.
организационно – педагогические технологии, т. е. построение уроков
согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих
предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний;
психолого–педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих
учеников: учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся,
создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом
коллективе, минутка для шутки, релаксационные паузы.
учебно – воспитательные технологии, включающие вопросы по
обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры
здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,
предупреждению вредных привычек: технология сотрудничества, групповые
технологии, интерактивные игровые технологии, технология личностно–
ориентированного обучения, педагогические методы и приемы оптимизации и
индивидуализации образовательного процесса.
социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии,
включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление
психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической
адаптации личности: социальнопсихологические тренинги, программы
социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно
привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.
лечебно – оздоровительные технологии: физминутки, смена видов
деятельности, аэрация воздуха, зарядка для глаз и т. п.
Существуют так же экологические здоровьесберегающие технологии,
направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных
условий жизни и деятельностиучащихся, гармоничных взаимоотношений с
природой. К ним относятся: обустройство пришкольной территории, зеленые
растения в классе, участие в природоохранных мероприятиях. [5]
Итак, здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение
психического здоровья учащихся, развитие самосознания, уважения к себе и
другим, формирование знаний и понимания закономерностей роста и развития
человека, изучение факторов влияющих на здоровье, формирование
понимания о здоровом образе жизни.
Кроме того, здоровьесберегающие технологии можно использовать во
внеурочной и внеклассной работе по предмету биология.
На уроках в 5 классе, изучая раздел «Человек. Его здоровье и
безопасность жизни» ребята на практике овладевают простейшими способами
оказания первой помощи, знакомятся с мероприятиями по предупреждению
вредных привычек, определяют показатели развития своего организма.
В 6 классе при изучении темы «Грибы» учатся распознавать съедобные и
несъедобные грибы, знакомятся с мероприятиями по оказанию первой
помощи при отравлениях.
В 7 классе знакомятся с паразитическими животными, узнают о том,
какой вред они могут принести здоровью человека.
Ребята изучают основы анатомии, физиологии, психологии и гигиены.
Практически каждая тема включает вопросы гигиены и профилактики
нарушений работы органов и систем органов. На лабораторных работах овладевают умениями и навыками по определению состояния своего здоровья,
приемами оказания первой помощи.
Формирование личностной позиции по вопросам рационального
питания, усвоение учащимися первичных знаний по теме культура питания
возможно на уроках при изучении пищеварительной системы. Дети
знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с
потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Школьники учатся
составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают
необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее
приготовления, проводят миниисследования продуктов питания.
Изучая кровеносную систему,
ребята определяют реакцию
сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку, учатся приемам
первой помощи при кровотечениях.
При изучении системы органов дыхания также продолжается
формирование понятия — здоровый образ жизни, знакомство с
характеристикой и профилактикой наиболее распространенных заболеваний
органов дыхания, режимом во время болезни, гигиеной органов дыхания;
рассказываю о методиках тренировки дыхания, на лабораторной работе
учащиеся определяют функциональные возможности своей дыхательной
системы.
При изучении покровных органов немало внимания уделяется проблеме
гигиены тела, одежды и обуви, вопросам терморегуляции и закаливания.
Школьный возраст – опасный период приобщения многих детей и
подростков к табаку, алкоголю, к наркотикам. Профилактику таких вредных
привычек также можно проводить на уроках, где всесторонне возможно
охарактеризовать воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ
на жизнь и здоровье самого человека, а также на его будущее потомство;
сформулировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей
жизни и особенно репродуктивного периода. [1]
В программе
старших классов также
активно использовать
«Биологические катализаторы»,
здоровьесберегающие технологии:
«Метаболизм», «Онтогенез», «Генетика человека», «Селекция», «Основы
экологии».
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор
или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал,
которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей
каждого ребенка. Список литературы
1
2
3
4
5
Водопьянов В.И. Активный образ жизни и алкоголизм.
Методологические и социальные проблемы медицины и биологии.
– 1986. – Вып. 6. – С. 5357
Валеология: Справочник школьника. Сост. С.Н. Заготова. –
Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – С. 2731
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:
методология анализа, формы, методы, опыт применения/ под ред.
М.М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2009. 181 с.
Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок: концепция,
технологии, мониторинг// Школьные технологии, 2009, № 2, с.
200208.
Севрук А.И., Юнина Е.А Развитие ученика на уроке: от конспекта
до мониторинга. М.: школьные технологии. № 4, 2009. с. 170186.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.