Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах. Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников. Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целей. Это создание в ходе - воспитательного процесса ситуаций, которые стимулируют субъектную активность учащихся, использование личностно ориентированных технологий, ориентированных на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников. При использовании здоровьесберегающих, воспитательных
Использование здоровьесберегающих
технологий на уроках физической культуры.
Добрышев С.А
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил
древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его
слова очень актуальны и в XXI веке.
В современном мире мы добились новых достижений в науке и
технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к
новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо
положительных результатов, такая революция приводит и к
отрицательным явлениям.
Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И,
конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. Уровень общей
заболеваемости российских детей увеличивается. У детей
раннего возраста наблюдается социально-педагогическая
запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и
психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту
и на дорогах. Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из
приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является
сбережение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального
благополучия. Поэтому основным критерием
здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в
школе служит соответствие базовым потребностям и
психофизиологическим возможностям моих воспитанников.
Использование системного подхода в работе определило
усиление личностной ориентированности воспитательных целей.
Это создание в ходе - воспитательного процесса ситуаций,
которые стимулируют субъектную активность учащихся,
использование личностно ориентированных технологий,
ориентированных на свободный выбор, творчество и
самореализацию учеников. При использовании
здоровьесберегающих, воспитательных технологий выбираются
такие психолого-педагогические технологии, программы и
методы, которые направлены на формирование ценностного
отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих
сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому
образу жизни: оздоровительная, безопасностижизнедеятельности, здоровьеформирующая,
здоровьеразвивающая.
Основными критериями здоровьесберегающих свойств
педагогической технологии являются:
1. Успешность учения (уровень развития мыслительных
операций, темп развития познавательных процессов: памяти,
внимания, восприятия и мышления).
2. Показатели здоровья (частота заболеваний, уровень
физической культуры).
3. социальная адаптивность (динамика самооценки,
сформированность социальных установок, степень социальной
адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).
Приоритетными факторами, содействующими здоровью,
являются: психическое здоровье школьников, комплекс медико-
социальных мероприятий и внедрение здоровьесберегающих
технологий в учебный процесс, расширение сети спортивно-
оздоровительных мероприятий. Большую роль в этой проблеме
играют здоровьесберегающие технологии, направленные на
повышение объема и разнообразия форм двигательной
активности, на воспитание культуры ребенка, которая
определяется культурой здорового образа жизни и умением
создать гармонию своего существования в самом широком
смысле. В современных условиях значительное увеличение
объема двигательной деятельности, осуществляемой в
вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, требует
проявления находчивости, быстроты реакции, способности к
конкретизации и переключения внимания, пространственно-
временной точности движений. Все эти качества или
способности в теории физического воспитания связывают с
понятием ловкость. Проблема укрепления и сохранения
здоровья школьников является одной из ведущих задач
современных образовательных учреждений. Школы используют
различные формы работы по сохранению и укреплению здоровья
субъектов образовательного пространства.Расширение
двигательного опыта за счет использования разнообразных
общеразвивающих физических упражнений в различных формах
занятий, овладения современными системами физическихупражнений, включая упражнения рекреативной,
корригирующей и прикладной направленности; расширение
объема знаний о разнообразных формах соревновательной и
физкультурной деятельности, использование этих форм для
совершенствования индивидуальных физических и психических
способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;
гармонизация физической и духовной сфер, формирование
потребностей в культуре движений, красивом телосложении,
оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;
формирование адекватной самооценки личности, высокой
социальной адаптации в коллективном общении и
взаимодействии. Использование здоровьесберегающих
технологий в воспитательной работе,
совершенствование физического состояния учащихся через
двигательную активность, полноценное питание и отдых
помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их
над своими слабостями, формирует гармонично развитую
личность, что является первостепенной задачей любого
педагога.Здоровьесберегающие образовательные технологии
можно определить как науку, искусство и обязанность так
обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом
вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им
достойным примером.Комментируя это определение, напомним,
что задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка,
радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а
полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни,
создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась
счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.