Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 10.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье содержится опыт по внедрению здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Автор рассматривает условия, способствующие успешному применению здоровьесберегающих технологий, методик и приемов. Автор подробно останавливается на оздоровительных моментах, применении индивидуально-дифференцированного подхода при подготовке и проведении уроков физической культуры в школе.
Иконка файла материала Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.doc
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической  культуры  Ванин В.А., учитель физической культуры  МОУ «СОШ № 43» г. Саратова Проблемы   сохранения   здоровья   учащихся,   привитие   навыков   здорового   образа жизни,   создание   условий,   направленных   на   укрепление   и   сохранение   физического, психического и духовного здоровья, актуальны сегодня как никогда. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него   необходимые   знания,   умения   и   навыки   по   здоровому   образу   жизни,   научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  На   своих   уроках   и   внеурочных   занятиях   я   применяю   здоровьесберегающие технологии,   утвержденные   на   федеральном   уровне,   а   также   следующие   современные методики развития кондиционных и координационных способностей учащихся: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта и Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль.   Применение здоровьесберегающих технологий требует от учителя в первую очередь выполнения ряда условий, в том числе,  санитарно­гигиенических условий, применяемых к режиму обучения на уроке физической культуры  и учитывающих физиологию человека. Среди них важнейшими являются: ­ соблюдение норм и    требований СанПиН, поддержание в спортивном зале и раздевалках чистоты,    соблюдение нормативов освещенности;  наличие у каждого  учащегося сменной    спортивной обуви и  спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в    зале и соответствующей формы на уроках на свежем воздухе  (осень­весна, зима).         и методиках. Теперь хотелось бы остановиться на основных здоровьесберегающих технологиях   При организация учебной деятельности на уроке физической культуры обязательна постановка   оздоровительных   задач;   использование   метода   пульсометрии;   смена   видов деятельности:   познавательной   и   двигательной   активности;   применение   дыхательных   и расслабляющих  упражнений  с   целью  релаксации   организма  занимающихся;   постепенное снижение нагрузки в заключительной части до восстановления ЧСС (70 – 80 уд/мин.); моторная плотность урока составляет от 50 до 80% в зависимости от типа урока; проведение инструктажа по технике безопасности в соответствии с видом урока.                           Уроки  необходимо  планировать   и  проводить  учетом  физических  качеств обучающихся,   их   работоспособности,   строго   дозировать   физические   нагрузки обучающихся.                          Оздоровительные моменты на различных этапах урока физической культуры включаю:   планирование   заданий   для   обучающихся,   в   которых   сочетаются   физические нагрузки   с   восстановительными   упражнениями.   Разминка   и   восстановительные упражнения,   проводимые   на   уроке,     в   обязательном   порядке   включают   дыхательную гимнастику.   Дыхательные   упражнения   при   последовательном   и   систематическом выполнении,   помогают   в   лечении   хронического   насморка,   улучшают   работу   сердца, нормализуют артериальное давление, способствуют правильному формированию органов и систем,   снижают   хронические   головные   боли,   улучшают   память.   Также   на   уроках проходят беседы о процедурах закаливания, их влияние на организм и общее оздоровление. В системе проводится круговая тренировка на «красивую осанку» (ходьба на скамейке по прямой с предметом на голове, ходьба через предметы, перелазание по гимнастической стенке). Для средних, старших классов проводится работа на тренажерах.Укреплению здоровья содействуют также занятия на свежем воздухе, которые проводятся в соответствии с рабочей программой педагога. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка является не менее важным условием  здоровьесбережения. На   уроках   учитель   строго   следит   за   уровнем   физической,   эмоциональной   и интеллектуальной нагрузки обучающихся, не допускает переутомления обучающихся.   Уроки учитель проводит с учетом использования  индивидуального  подхода к каждому ребенку:   учет   физических   качеств   обучающихся,   их   работоспособности,   строгое дозирование   физических   нагрузок   обучающихся.   Для   реализации   дифференцированного подхода в начале каждого учебного года учитель  проводит мониторинг уровня физической подготовленности   обучающихся  по   состоянию   здоровья,   по   возрастно­половым особенностям,   по   типу   нервной   системы,   по   уровню   физической   подготовленности.   В результате чего определяет группы сильных, слабых и средних учеников. Ведется работа с одарёнными   детьми   (объединения   дополнительного   образования)   и   работа   с   детьми, отнесёнными по состоянию здоровья в специальную группу. Применение индивидуально­дифференцированного подхода и указанных методик и  приемов способствует высокому уровню мотивации обучающихся к посещению урока  физической культуры, они  с удовольствием соблюдают требования по подготовке к уроку, не пропускают занятия без уважительной причины.