Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
Иконка файла материала ispolzovanie_zdorovesberegayuse_v_shkole.doc
Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках по физической культуре в школе Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в  движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная  спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных  занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений  осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук,  ног, а также развитию двигательной  активности  и  координации  движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и  повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.    В основе построения воспитательно­образовательной работы в школе,   должен лежать уровень развития детей, заданный программой воспитания  и обучения детей в  данной школе, а главным фактором,  являться учет  состояния физического здоровья детей и их потенциала. Воспитательно­ образовательный процесс  должен строиться с учётом использования  различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых  ежедневно  должны проводяться  следующие здоровьесберегающие  мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности: Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств  физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения  утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к   ней: ритмическая гимнастика, гимнастика состоящая из хороводов,  сюжетные танцы, обыгрывание сюжетного стихотворения, подвижные  игры, оздоровительный бег, гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них, оздоровительная  аэробика  и упражнения йоги. Утренняя  гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в  спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней  гимнастики  – 10 мин. Физкультурные занятия  Особое значение в воспитании здорового ребенка должно придаваться  развитию движений на физкультурных занятиях.  Форма организации  занятий гибка и разнообразна: фронтальные,  подгрупповые,  индивидуальные, в спортзале и на воздухе. Физкультурные занятия  проводятся  2­3 раза в неделю в спортивном зале, бассейне,  на школьной  спортивной площадке или на стадионе, продолжительностью 45 мин.  Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости  от направленности обучения: традиционные, игровые, сюжетно­игровые,  тренировочного типа, тематические, интегрировано ­оздоровительные,занятия ритмической гимнастикой, занятия по интересам, занятия с  использованием тренажёров и спортивных комплексов, занятия –  соревнования. В уроки по физической культуре необходимо включать  следующие   современные оздоровительные технологии и их элементы: Стретчинг – комплекс  упражнений основанный на статических растяжках  мышц тела, суставно­связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти  упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают  глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения  выполняются под музыку в форме сюжетно­ролевой игры в виде  сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была  равномерной для разных групп мышц.  Ритмопластика  ­  танцевально­гимнастический упражнения, которые  позволяют детям раскрыть свой образ через музыкально­ритмический  комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц  и дающий возможность перевоплотиться и снять эмоциональное  напряжение.  Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно­ оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в  комплексы физкультминуток и комплексы ОРУ непосредственно на  уроках. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента  детей. упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют  укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса –  «мышечного корсета». В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в  различных формах физкультурно­оздоровительной работы используется ортопедическая гимнастика.   Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно­ оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики  способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению  простудных заболеваний. Гимнастика для глаз проводится   ежедневно, по 2­3 мин., в зависимости от  интенсивности зрительной нагрузки во время физкультминуток на  различных уроках.Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно­ эмоционального напряжения. Точечный самомассаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и  весенний периоды. Проводится строго по специальной методике. Показан  детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР­ органов.  Используется наглядный материал. Для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения  работы мозга мы используется пальчиковая гимнастика.  Рекомендуется всем детям , особенно с речевыми проблемами.  Подвижные и спортивные игры.  Проводятся,   как часть физкультурного  занятия, на прогулке, в классе ­ малой со средней степенью подвижности.  Игры  подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем  их проведения. При организации подвижных игр в течении дня,  учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные  группы мышц. Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия.   В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность  технологии. Технологии музыкального воздействия. Используется в различных формах  физкультурно­оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2­4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве  вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия  напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений  используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом,  помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти  упражнения помогают создать на уроке положительный эмоциональный  настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Занятия проводятся по  специальным методикам . Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления  здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая  позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения  здоровья   ребёнка.Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях  художественно­эстетического цикла, при посещении музеев, театров,  выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.   Технологии коррекции поведения проводится  сеансами по 10­12 занятий,  по специальным методикам в малых группах по 6­8 человек. Группы  составляются не по одному признаку ­ дети с разными проблемами  занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют  диагностический инструментарий и протоколы занятий. В свободное  время, можно во второй половине дня  проводятся  проблемно­игровые  (игротреннинги  и  игротерапия) Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и  состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной  степени подвижности. Коррекционные технологии: Сказкотерапия. Её элементы используются на уроках по физической  культуре в 1 классе, в период адаптации детей  к начальной школе,   для  психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может  рассказывать учитель, либо это может быть групповое рассказывание, где  рассказчиком является не один человек, а группа детей. Во время рассказа дети выполняют подражательные движения по показу учителя. Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание  цветовой гамме интерьеров . Правильно подобранные цвета снимают  напряжение и повышают эмоциональный настрой школьников