Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках по физической культуре в школе
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в
движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная
спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных
занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений
осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук,
ног, а также развитию двигательной активности и координации
движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и
повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
В основе построения воспитательнообразовательной работы в школе,
должен лежать уровень развития детей, заданный программой воспитания
и обучения детей в данной школе, а главным фактором, являться учет
состояния физического здоровья детей и их потенциала. Воспитательно
образовательный процесс должен строиться с учётом использования
различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых
ежедневно должны проводяться следующие здоровьесберегающие
мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности:
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств
физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения
утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к
ней: ритмическая гимнастика, гимнастика состоящая из хороводов,
сюжетные танцы, обыгрывание сюжетного стихотворения, подвижные
игры, оздоровительный бег, гимнастика в сюжетной форме с предметами и
без них, оздоровительная аэробика и упражнения йоги. Утренняя
гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в
спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней
гимнастики – 10 мин.
Физкультурные занятия
Особое значение в воспитании здорового ребенка должно придаваться
развитию движений на физкультурных занятиях. Форма организации
занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые,
индивидуальные, в спортзале и на воздухе. Физкультурные занятия
проводятся 23 раза в неделю в спортивном зале, бассейне, на школьной
спортивной площадке или на стадионе, продолжительностью 45 мин.
Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости
от направленности обучения: традиционные, игровые, сюжетноигровые,
тренировочного типа, тематические, интегрировано оздоровительные,занятия ритмической гимнастикой, занятия по интересам, занятия с
использованием тренажёров и спортивных комплексов, занятия –
соревнования.
В уроки по физической культуре необходимо включать следующие
современные оздоровительные технологии и их элементы:
Стретчинг – комплекс упражнений основанный на статических растяжках
мышц тела, суставносвязочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти
упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают
глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения
выполняются под музыку в форме сюжетноролевой игры в виде
сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была
равномерной для разных групп мышц.
Ритмопластика танцевальногимнастический упражнения, которые
позволяют детям раскрыть свой образ через музыкальноритмический
комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц
и дающий возможность перевоплотиться и снять эмоциональное
напряжение.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно
оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в
комплексы физкультминуток и комплексы ОРУ непосредственно на
уроках. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента
детей. упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют
укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса –
«мышечного корсета».
В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в
различных формах физкультурнооздоровительной работы
используется ортопедическая гимнастика.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно
оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики
способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению
простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно, по 23 мин., в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки во время физкультминуток на
различных уроках.Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно
эмоционального напряжения.
Точечный самомассаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и
весенний периоды. Проводится строго по специальной методике. Показан
детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР органов.
Используется наглядный материал.
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения
работы мозга мы используется пальчиковая гимнастика. Рекомендуется
всем детям , особенно с речевыми проблемами.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся, как часть физкультурного
занятия, на прогулке, в классе малой со средней степенью подвижности.
Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем
их проведения. При организации подвижных игр в течении дня,
учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные
группы мышц.
Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия.
В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность
технологии.
Технологии музыкального воздействия. Используется в различных формах
физкультурнооздоровительной работы; либо отдельные занятия 24 раза в
месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве
вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений
используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом,
помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти
упражнения помогают создать на уроке положительный эмоциональный
настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Занятия проводятся по
специальным методикам .
Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления
здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая
позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения
здоровья ребёнка.Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях
художественноэстетического цикла, при посещении музеев, театров,
выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 1012 занятий,
по специальным методикам в малых группах по 68 человек. Группы
составляются не по одному признаку дети с разными проблемами
занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют
диагностический инструментарий и протоколы занятий. В свободное
время, можно во второй половине дня проводятся проблемноигровые
(игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и
состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной
степени подвижности.
Коррекционные технологии:
Сказкотерапия. Её элементы используются на уроках по физической
культуре в 1 классе, в период адаптации детей к начальной школе, для
психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать учитель, либо это может быть групповое рассказывание, где
рассказчиком является не один человек, а группа детей. Во время рассказа
дети выполняют подражательные движения по показу учителя.
Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание
цветовой гамме интерьеров . Правильно подобранные цвета снимают
напряжение и повышают эмоциональный настрой школьников