Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 20.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Иконка файла материала Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.docx
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании В   настоящее   время   одной   из   приоритетных   задач,   стоящих   перед педагогами,  является   сохранение   здоровья   детей   в  процессе   воспитания   и обучения.   Проблема   раннего   формирования   культуры   здоровья   актуальна, своевременна   и   достаточно   сложна.   Известно,   что   дошкольный   возраст является   решающим   в   формировании   фундамента   физического   и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот   период   идет   интенсивное   развитие   органов   и   становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение   к   себе   и   окружающим.   При   обследовании   дошкольников обнаруживается   ряд   закономерностей   в   отставании   физического   и психического   развития   детей:   снижение   мышечного   тонуса,   нарушение осанки,   плоскостопие,   гипокинезия,   дисгармония   нервных   и   физических показателей. Сопротивляемость детского организма снижается, повышается негативизм, возбудимость, неустойчивость,     эмоциональная   раздражительность,   нарушается   произвольная   регуляция.   Поэтому   очень   содержание   воспитательно­ важно   правильно   сконструировать образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, одним из которых   является   здоровьесбережение   и   здоровьеобогащение   участников педагогического процесса. Сегодня   в   дошкольных   учреждениях   уделяется   большое   внимание здоровьесберегающим  технологиям, которые направлены на решение самой главной   задачи   дошкольного   образования   –   сохранить,   поддержать   и обогатить   здоровье   детей.   Кроме   того,   серьезной   задачей   является   и обеспечение   максимально   высокого   уровня   реального   здоровья воспитанников   детских   садов,   воспитание   валеологической   культуры   дляформирования   осознанного   отношения   ребенка   к   здоровью   и   жизни   как собственных, так и других людей. Роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме дошкольного учреждения   чрезвычайно   велика.   От   того,   насколько   грамотно   и целенаправленно   сами   педагоги   выдерживают   все   режимные   моменты, графики   чередования   интенсивной   умственной   и   релаксационной деятельности  детей, зависит потенциал здоровья воспитанников. «Забота о здоровье» ­ это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей   зависит   их   духовная   жизнь,   мировоззрение,   умственное   развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В.А.Сухомлинский). Усилия   работников   ДОУ   сегодня   как   никогда   направлены   на оздоровление   ребенка–дошкольника,   культивирование   здорового   образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации   российского   образования.   Одним   из   средств   решения обозначенных   задач   становятся   здоровьесберегающие   технологии,   без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. В Федеральных   государственных   требованиях   выделена   область   «Здоровье», содержание   которой   как   раз   направлено   на   достижение   целей   охраны здоровья   детей   и   формирования   основ   культуры   здоровья   посредством решения   таких   задач,   как   сохранение   и   укрепление   физического   и психического здоровья детей, воспитание культурно­гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Определение понятия «здоровьесберегающие технологии» опирается на ряд основополагающих терминов: Здоровье   –   это   состояние   полного   физического,   душевного   и социального   благополучия   человека,   а   не   только   отсутствие   болезней   и физических   дефектов   (из   Преамбулы   к   Уставу   Всемирной   организации здравоохранения).Здоровьесберегающий   педагогический   процесс   ДОУ   –   в   широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во   времени   и   в   рамках   определенной   образовательной   системы взаимодействие   детей   и   педагогов,   направленное   на   достижение   целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и   определения   всего   процесса   преподавания   и   усвоения   знаний   с   учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач;   наличие   этапов:   первичной   диагностики,   отбора   содержания,   форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели,   критериальной   оценки   результатов.   Важнейшей   характеристикой педагогической   технологии   является   ее   воспроизводимость.   Любая педагогическая   технология   должна   быть   здоровьесберегающей   (по Деркунской В.А.). Здоровьесберегающая   технология   –   это   система   мер,   включающая взаимосвязь   и   взаимодействие   всех   факторов   образовательной   среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Понятие   «здоровьесберегающие   педагогические   технологии» дискуссионно и у разных авторов встречает разные трактовки. Н.К.Смирнов, как   родоначальник   понятия   «здоровьесберегающие   образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическуюоснову здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику   любой   педагогической   технологии   по   критерию   ее воздействия   на   здоровье   ребенка   и   педагога.   Он   считает,   что   как прилагательное   понятие   «здоровьесберегающая»   относится   к   качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при   реализации   данной   технологии   решается   задача   сохранения   здоровья основных   субъектов   образовательного   процесса   –   детей   и   их   родителей, педагогов. Здоровьесберегающие   технологии   в   дошкольном   образовании –   это технологии,   направленные   на   решение   приоритетной   задачи   современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья   субъектов   педагогического   процесса   в   детском   саду:   детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании   применительно   к   ребенку   –   обеспечение   высокого   уровня реального   здоровья   воспитанника   детского   сада   и   воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к   здоровью   и   жизни   человека,   знаний   о   здоровье   и   умений   оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,   психологической   самопомощи   и   помощи.   Применительно   к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального   здоровья   воспитателей   ДОУ   и   валеологическому просвещению родителей. Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   наиболее   значимы среди   всех   известных   технологий   по   степени   влияния   на   здоровье   детей. Главный   их   признак   –   использование   психолого­педагогических   приемов,методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:  организационно­педагогические   технологии,   определяющие структуру   воспитательно­образовательного   процесса,   способствующую предотвращению   состояний   переутомления,   гиподинамии   и   других дезадаптационных состояний;  психолого­педагогические   технологии,   связанные   с непосредственной   работой   педагога   с   детьми   (сюда   же   относится   и психолого­педагогическое   сопровождение   всех   элементов   образовательного процесса);  учебно­воспитательные   технологии,   которые   включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся. В классификации здоровьесберегающих технологий по доминированию целей   и   решаемых   задач,   а   также   ведущих   средств   здоровьесбережения   и здоровьеобогащения   субъектов   педагогического   процесса   в   детском   саду выделяются следующие виды: ­ медико­профилактические ­ физкультурно­оздоровительные ­   технологии   обеспечения   социально­психологического   благополучия ребенка ­   технологии   здоровьесбережения   и   здоровьеобогащения   педагогов дошкольного образования ­ технологии валеологического просвещения родителей ­ здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду Медико­профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение  и приумножение здоровья детей под   руководством   медицинского   персонала   ДОУ   в   соответствии   смедицинскими   требованиями   и   нормами,   с   использованием   медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:  организация   мониторинга   здоровья   дошкольников   и   разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;  организация   и   контроль   питания   детей   раннего   и   дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация   контроля   и   помощь   в   обеспечении   требований   СанПиНов;  организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Физкультурно­оздоровительные   технологии   в   дошкольном образовании   – технологии,   направленные   на   физическое   развитие   и укрепление   здоровья   ребенка:   развитие   физических   качеств,   двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование  правильной   осанки,  оздоровительные   процедуры  в  водной среде   (бассейне)   и   на   тренажерах,   воспитание   привычки   к   повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями   ДОУ   в   условиях   специально   организованных   форм оздоровительной   работы.   Отдельные   приемы   этих   технологий   широко используются   педагогами   дошкольного   образования   в   разных   формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты   и   в   свободной   деятельности   детей,   в   ходе   педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. Используемые   в   комплексе   здоровьесберегающие   технологии   в   итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.Закаливание,  важное  звено  в системе  физического  воспитания   детей. Оно   обеспечивает   тренировку   защитных   сил   организма,   повышение   его устойчивости   к   воздействию   постоянно   изменяющихся   условий   внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного   осуществления   и   обязательного   соблюдения   следующих принципов: ­ закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты; ­   проводятся   систематически   на   фоне   оптимального   теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя; ­ проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности; ­   сила   воздействия   и   длительность   закаливающих   процедур увеличивается постепенно. Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.   Необходимо   составить   программу   закаливания   по   каждой   группе   с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ   закаливания   на   год,   где   отражается   перечень   закаливающих мероприятий,   проводимых   в   течение   дня.   Программа   согласовывается   с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ. Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:  нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; года;   проведение   утренней   гимнастики   на   свежем   воздухе   в   течение прогулки   на   свежем   воздухе.   При   правильной   организации прогулка   является   одним   из   важных   моментов   закаливания.   Летом,   когдатемпература   воздуха   достигает   в   тени   18­20   градусов,   вся   жизнь   детей переносится   на   участок.  В   холодное   время   года   длительность   пребывания детей на воздухе 3,5­4часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это   прежде   всего   технологии   воспитания   валеологической   культуры   или культуры   здоровья   дошкольников.   Цель   этих   технологий   –   становление осознанного   отношения   ребенка   к   здоровью   и   жизни   человека,   накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно   и   эффективно   решать   задачи   здорового   образа   жизни   и безопасного   поведения,   задачи,   связанные   с   оказанием   элементарной медицинской,   психологической   самопомощи   и   помощи.   В   дошкольной педагогике   к   наиболее   значимым   видам   технологий   относятся   технологии личностно­ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип   таких   технологий   –   учет   личностных   особенностей   ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в   содержании   и   видах   деятельности   в   ходе   воспитания   и   обучения. Построение   педагогического   процесса   с   ориентацией   на   личность   ребенка закономерным   образом   содействует   его   благополучному   существованию,   а значит здоровью.