В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед
педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и
обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный
путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в
этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
отношение к себе и окружающим. При обследовании дошкольников
обнаруживается ряд закономерностей в отставании физического и
психического развития детей: снижение мышечного тонуса, нарушение
осанки, плоскостопие, гипокинезия, дисгармония нервных и физических
показателей. Сопротивляемость детского организма снижается, повышается
негативизм,
возбудимость,
неустойчивость,
эмоциональная
раздражительность, нарушается произвольная регуляция. Поэтому очень
содержание воспитательно
важно правильно сконструировать
образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, одним из
которых является здоровьесбережение и здоровьеобогащение участников
педагогического процесса.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой
главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и
обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и
обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья
воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры дляформирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как
собственных, так и других людей.
Роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме дошкольного
учреждения чрезвычайно велика. От того, насколько грамотно и
целенаправленно сами педагоги выдерживают все режимные моменты,
графики чередования интенсивной умственной и релаксационной
деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников. «Забота о
здоровье» это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы» (В.А.Сухомлинский).
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на
оздоровление ребенка–дошкольника, культивирование здорового образа
жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе
модернизации российского образования. Одним из средств решения
обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без
которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. В
Федеральных государственных требованиях выделена область «Здоровье»,
содержание которой как раз направлено на достижение целей охраны
здоровья детей и формирования основ культуры здоровья посредством
решения таких задач, как сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей, воспитание культурногигиенических навыков,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Определение понятия «здоровьесберегающие технологии» опирается на
ряд основополагающих терминов:
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и
социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов (из Преамбулы к Уставу Всемирной организации
здравоохранения).Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком
смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в
режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на
обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся
во времени и в рамках определенной образовательной системы
взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей
здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и
обучения.
Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения
и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и
задач; наличие этапов: первичной диагностики, отбора содержания, форм,
способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в
определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения
цели, критериальной оценки результатов. Важнейшей характеристикой
педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая
педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей (по
Деркунской В.А.).
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии»
дискуссионно и у разных авторов встречает разные трактовки. Н.К.Смирнов,
как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные
технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическуюоснову здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов
организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную
характеристику любой педагогической технологии по критерию ее
воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как
прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной
характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько
при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья
основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей,
педагогов.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,
педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня
реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка
к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа
жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к
взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы
среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак – использование психологопедагогических приемов,методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в
три подгруппы:
организационнопедагогические технологии,
определяющие
структуру воспитательнообразовательного процесса,
способствующую
предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний;
психологопедагогические
технологии,
связанные
с
непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и
психологопедагогическое сопровождение всех элементов образовательного
процесса);
учебновоспитательные технологии,
которые включают
программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры
здоровья учащихся.
В классификации здоровьесберегающих технологий по доминированию
целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и
здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду
выделяются следующие виды:
медикопрофилактические
физкультурнооздоровительные
технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия
ребенка
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного образования
технологии валеологического просвещения родителей
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
Медикопрофилактические технологии в дошкольном образовании
– технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей
под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии смедицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских
средств. К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка
рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного
возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований
СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурнооздоровительные технологии в дошкольном
образовании – технологии, направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной
активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание,
дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия
и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной
среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной
физической активности и заботе о здоровье и др.реализация этих технологий,
как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и
воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм
оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко
используются педагогами дошкольного образования в разных формах
организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные
моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей.
Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его
устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней
среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его
грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих
принципов:
закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные
моменты;
проводятся систематически на фоне оптимального теплового
состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей,
состояния здоровья, уровня закаленности;
сила воздействия и длительность закаливающих процедур
увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только
в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни
ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с
учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных
программ закаливания на год, где отражается перечень закаливающих
мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с
врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ. Из всего
богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее
доступные:
нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в
течение дня;
года;
проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение
прогулки на свежем воздухе. При правильной организации
прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когдатемпература воздуха достигает в тени 1820 градусов, вся жизнь детей
переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания
детей на воздухе 3,54часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную
деятельность ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или
культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление
знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять
его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной
педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии
личностноориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий
принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка,
индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений
в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка
закономерным образом содействует его благополучному существованию, а
значит здоровью.