Профессионализм приходит с годами, а хорошо петь хочется уже сейчас.
И вот вокалист находится уже у микрофона, загорается красная лампочка записи, и льется песня?
Ах если бы то, что записалось, звучало бы так же, как и в собственной голове. На практике это далеко не так. В ряде случаев полученный результат оставляет желать лучшего. Было замечено, что даже неплохие вокалисты, надевая студийные наушники, превращаются в токующих тетеревов, не слышащих ни себя, ни фонограммы (звукорежиссер должен обеспечить так, чтобы вокалист себя слышал в наушниках!). Проще говоря, записанный трек является браком.
Профессионализм приходит с годами, а хорошо петь хочется
уже сейчас.
И вот вокалист находится уже у микрофона, загорается красная
лампочка записи, и льется песня?
Ах если бы то, что записалось, звучало бы так же, как и в
собственной голове. На практике это далеко не так. В ряде
случаев полученный результат оставляет желать лучшего. Было
замечено, что даже неплохие вокалисты, надевая студийные
наушники, превращаются в токующих тетеревов, не слышащих
ни себя, ни фонограммы (звукорежиссер должен обеспечить
так, чтобы вокалист себя слышал в наушниках!). Проще говоря,
записанный трек является браком. Вокальная партия спета
фальшиво. Есть завышенные или заниженные ноты, да и
тембрально не так чтобы очень. И с ритмом как то? ну, в общем,
надо бы перепеть. Иногда перепеть получается, а иногда
присутствующие в студии понимают, что тот трек, который в
начале сессии считался бракованным, по сравнению с другими
дублями самый лучший. Можно, конечно, вспомнить крылатые
фразы типа «? как друзья вы не садитесь..», а можно
воспользоваться достижениями научнотехнического процесса.
Правку вокального трека можно разделить на следующие
составляющие:
1 Прослушивание материала, выделение фальшивых мест.
Такими местами условно назовем завышение или занижение нот,
тембральный брак (спето «в нос», например) и ритмически
неудачные места (запаздывание слов относительно ритмическиопорных мест).
2 Правка материала. На мой взгляд, удачнее всего сначала
править ритмические киксы, потом фальшивые ноты и, в
последнюю очередь, исправлять или маскировать тембрально
неудачные места.
В зависимости от имеющегося в наличии оборудования процесс
может иметь индивидуальные особенности. Но в целом
предлагаемая схема достаточно универсальна. Правка
вокального трека в пределах данной статьи будет
производиться исключительно программными средствами. То
есть без использования внешних «железных» приборов.
Замечу также, что в рамках предлагаемого материала все
методы сообщают лишь общее направление, так, как, в
зависимости от стоящих задач, различных путей, ведущих к
намеченной цели, может быть множество.
На примере программы Cubase
1 Открываем программу Cubase и в нем раннее записанный
проект, в котором имеются фонограмма и вокальный трек.
2 Внимательно прослушиваем фонограмму и отмечаем для
себя неудовлетворительные места (тембральные и
ритмические). Можно, помечать их не только в уме или на
бумаге, но и непосредственно на вокальном треке.
3 Двигаем куски треков таким образом, чтобы (по
возможности) свести к минимуму ритмические огрехи. При
достаточной сноровке это будет получаться неплохо. Можно
делать очень плотную нарезку и смещать не только фразы илиотдельные слова, но и слоги, и даже буквы. Тут же можно
вырезать те места, где вокалист молчит, но злоупотреблять не
следует. Иногда нужно, чтобы и в паузах трек «дышал», иначе
появится некая механичность.
Помимо простого двигания слов, можно применять и
специальные эффекты, например Time Stretch. Этот plugin
позволяет обработать фразу таким образом, что она будет
звучат быстрее или медленнее. Тональность же при этом не
изменится.
Выполнив вышеописанные процедуры, мы имеем в наличии
звуковой файл уже поправленный ритмически и с помеченными
тембральными и тональными киксами. Как правило, стоящий у
микрофона человек не все слова поет мимо, правда, бывают и
исключения. Поэтому было бы логично подвергать обработке
не весь трек, а лишь необходимые места.
Примечание: перед обработкой партии какими бы то ни было
эффектами, весьма желательно выполнить операцию
«Normalize». Было замечено: чем тише звучит трек, тем больше
некорректности в работе прибора обработки.
4 Ставим левый и правый локаторы в начале и конце той
фразы, которую собираемся исправлять, выделяем нужную
часть трека и выбираем необходимую обработку.
В данном случае это Antares AutoTune
Выбираемый прибор обработки может быть совсем другим,
поэтому работа с конкретным plugin будет описываться
вкратце.В появившемся окне, в предназначенных для этого окошках,
выбираем нужную тональность, соответствующую тональности
вокальной партии, и нажимаем кнопочку «Preview». Иногда
весьма кстати поиграть ручками прибора (такими, как выбор
сопрано, альт, тенор) и послушать, как это сказывается на
результате. Antares AutoTune предназначен для звуковысотной
коррекции звукового материала. В зависимости от типа музыки
и настроек прибора результат может выглядеть поразному.
Если звучащая из мониторов партия вокала все равно
фальшивит или приобрела неестественный оттенок, можно
попробовать другой способ. В Antares AutoTune выбираем
режим «graphical», и получаем возможность вручную
редактировать вокальную партию.
Нажимаем кнопку «Track pitch» и кнопку «Preview». В
предназначенном окне появляется кривая, которая показывает
нам звуковысотность выделенного фрагмента. Далее нажимаем
кнопку «Make Curve», и программа создает нам дублирующую
ранее созданную звуковысотную кривую еще одной кривой с
маленькими серыми кубикамиточками. Двигая мышью эти
точки, мы тем самым корректируем звуковысотность
обрабатываемой партии. Можно выбрать один из
представленных инструментов и ими рисовать собственную
звуковысотную кривую. Главное не увлекаться.
После того как звучащий откорректированный материал будет
вас устраивать, необходимо нажать кнопку «Process» и
переходить к следующей вокальной фразе, требующей
вмешательства.
Другой plugin, способный воспроизводить подобные действия,называется «PitchRight»
Здесь все еще проще. Указываете в соответствующих полях
тональность вокального трека и убираете с клавиатуры зеленые
точки с тех нот, которые в вокальной партии отсутствуют.
Программа будет «подтягивать» вокал к ближайшей ноте.
Помимо описанного выше способа редакции материала, есть и
другой. В кнопках, находящихся слева от вокального трека (в
главном окне аранжировки Cubase), нажимаете кнопочку «Е»
(находим по синей стрелке), и в появившемся окне выбираете
любой свободный слот подключения эффекта. Щелкаете в его
поле мышью и в появившемся списке выбираете нужный
эффект, например Antares AutoTune
Теперь при воспроизведении трека подключенный эффект
будет обрабатывать воспроизводимый звуковой материал. Если
вы захотите сохранить результат обработки, то заглушите все
ненужные аудиотреки. Зайдите в меню File, далее в пункт меню
Export и выберите Audio Mixdown. В принципе, обработку
вокального трека лучше всего производить в более
узкоспециализированной программе, например WaveLab. Но
тут есть свои сложности. В Cubase вы можете слышать и
вокальный трек, и трек с фонограммой, а для того чтобы
обрабатывать «голый» вокальный трек в WaveLab, надо иметь
очень хороший слух и богатый опыт работы.
5 Теперь перейдем к следующему этапу: правке или
маскировке тембрально неудачных мест. Или таких мест, в
которых есть неисправленный вокальный или технический брак.
Из личного опыта скажу, что удачно исправить такие вещи
крайне тяжело. Гораздо проще их замаскировать. Самый
традиционный способ маскировки — это наложение бэквокала.Прописываете на этом месте одну или несколько партий вокала
и все в порядке. При прослушивании лажа будет незаметна.
Другой способ маскировки — это использование специальных
приборов типа хоруса, фленжера, вокодера и т. п., получается
достаточно неплохо, да и композиция в целом приобретает
некую «фишку». Если бракованная фраза звучит в припеве, то
можно неудачную фразу заменить другой, взятой из более
удачного припева. Можно сочетать запись бэкпартий с
обработкой спецэффектами. Если голос звучит тускло, очень
здорово помогают эффекты, работающие с формантами. Один
из таких эффектов называется «UltraVox Steinberg».
При всей кажущейся простоте этот plugin выдает
великолепные результаты. Высветляет совершенно, казалось бы,
безнадежный материал. Главное, не двигать ползунки слишком
далеко от номинального значения. Кстати, профессионала в
сфере звукозаписи заметить очень легко. Все его движения
носят минималистский характер. Вы никогда не увидите такого
человека, широко двигающим ползунок микшера или другого
прибора. На миллиметр, другой и не больше. В заключение
замечу, что все описанное выше можно применять не только к
вокальным трекам, но и к трекам с партиями музыкальных
инструментов.