Исправление вокального брака

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профессионализм приходит с годами, а хорошо петь хочется уже сейчас. И вот вокалист находится уже у микрофона, загорается красная лампочка записи, и льется песня? Ах если бы то, что записалось, звучало бы так же, как и в собственной голове. На практике это далеко не так. В ряде случаев полученный результат оставляет желать лучшего. Было замечено, что даже неплохие вокалисты, надевая студийные наушники, превращаются в токующих тетеревов, не слышащих ни себя, ни фонограммы (звукорежиссер должен обеспечить так, чтобы вокалист себя слышал в наушниках!). Проще говоря, записанный трек является браком.
Иконка файла материала 1.docx
Профессионализм приходит с годами, а хорошо петь хочется  уже сейчас.  И вот вокалист находится уже у микрофона, загорается красная лампочка записи, и льется песня?  Ах если бы то, что записалось, звучало бы так же, как и в  собственной голове. На практике это далеко не так. В ряде  случаев полученный результат оставляет желать лучшего. Было  замечено, что даже неплохие вокалисты, надевая студийные  наушники, превращаются в токующих тетеревов, не слышащих  ни себя, ни фонограммы (звукорежиссер должен обеспечить  так, чтобы вокалист себя слышал в наушниках!). Проще говоря,  записанный трек является браком. Вокальная партия спета  фальшиво. Есть завышенные или заниженные ноты, да и  тембрально не так чтобы очень. И с ритмом как то? ну, в общем, надо бы перепеть. Иногда перепеть получается, а иногда  присутствующие в студии понимают, что тот трек, который в  начале сессии считался бракованным, по сравнению с другими  дублями самый лучший. Можно, конечно, вспомнить крылатые  фразы типа «? как друзья вы не садитесь..», а можно  воспользоваться достижениями научно­технического процесса.  Правку вокального трека можно разделить на следующие  составляющие:  1 ­ Прослушивание материала, выделение фальшивых мест.  Такими местами условно назовем завышение или занижение нот, тембральный брак (спето «в нос», например) и ритмически  неудачные места (запаздывание слов относительно ритмически­опорных мест).  2 ­ Правка материала. На мой взгляд, удачнее всего сначала  править ритмические киксы, потом фальшивые ноты и, в  последнюю очередь, исправлять или маскировать тембрально  неудачные места.  В зависимости от имеющегося в наличии оборудования процесс  может иметь индивидуальные особенности. Но в целом  предлагаемая схема достаточно универсальна. Правка  вокального трека в пределах данной статьи будет  производиться исключительно программными средствами. То  есть без использования внешних «железных» приборов.  Замечу также, что в рамках предлагаемого материала все  методы сообщают лишь общее направление, так, как, в  зависимости от стоящих задач, различных путей, ведущих к  намеченной цели, может быть множество.  На примере программы Cubase 1 ­ Открываем программу Cubase и в нем раннее записанный  проект, в котором имеются фонограмма и вокальный трек.  2 ­ Внимательно прослушиваем фонограмму и отмечаем для  себя неудовлетворительные места (тембральные и  ритмические). Можно, помечать их не только в уме или на  бумаге, но и непосредственно на вокальном треке.  3 ­ Двигаем куски треков таким образом, чтобы (по  возможности) свести к минимуму ритмические огрехи. При  достаточной сноровке это будет получаться неплохо. Можно  делать очень плотную нарезку и смещать не только фразы илиотдельные слова, но и слоги, и даже буквы. Тут же можно  вырезать те места, где вокалист молчит, но злоупотреблять не  следует. Иногда нужно, чтобы и в паузах трек «дышал», иначе  появится некая механичность.  Помимо простого двигания слов, можно применять и  специальные эффекты, например Time Stretch. Этот plug­in  позволяет обработать фразу таким образом, что она будет  звучат быстрее или медленнее. Тональность же при этом не  изменится.  Выполнив вышеописанные процедуры, мы имеем в наличии  звуковой файл уже поправленный ритмически и с помеченными  тембральными и тональными киксами. Как правило, стоящий у  микрофона человек не все слова поет мимо, правда, бывают и  исключения. Поэтому было бы логично подвергать обработке  не весь трек, а лишь необходимые места.  Примечание: перед обработкой партии какими бы то ни было  эффектами, весьма желательно выполнить операцию  «Normalize». Было замечено: чем тише звучит трек, тем больше  некорректности в работе прибора обработки.  4 ­ Ставим левый и правый локаторы в начале и конце той  фразы, которую собираемся исправлять, выделяем нужную  часть трека и выбираем необходимую обработку.  В данном случае это Antares Auto­Tune  Выбираемый прибор обработки может быть совсем другим,  поэтому работа с конкретным plug­in будет описываться  вкратце.В появившемся окне, в предназначенных для этого окошках,  выбираем нужную тональность, соответствующую тональности  вокальной партии, и нажимаем кнопочку «Preview». Иногда  весьма кстати поиграть ручками прибора (такими, как выбор  сопрано, альт, тенор) и послушать, как это сказывается на  результате. Antares Auto­Tune предназначен для звуковысотной  коррекции звукового материала. В зависимости от типа музыки  и настроек прибора результат может выглядеть по­разному.  Если звучащая из мониторов партия вокала все равно  фальшивит или приобрела неестественный оттенок, можно  попробовать другой способ. В Antares Auto­Tune выбираем  режим «graphical», и получаем возможность вручную  редактировать вокальную партию.  Нажимаем кнопку «Track pitch» и кнопку «Preview». В  предназначенном окне появляется кривая, которая показывает  нам звуковысотность выделенного фрагмента. Далее нажимаем  кнопку «Make Curve», и программа создает нам дублирующую  ранее созданную звуковысотную кривую еще одной кривой с  маленькими серыми кубиками­точками. Двигая мышью эти  точки, мы тем самым корректируем звуковысотность  обрабатываемой партии. Можно выбрать один из  представленных инструментов и ими рисовать собственную  звуковысотную кривую. Главное не увлекаться.  После того как звучащий откорректированный материал будет  вас устраивать, необходимо нажать кнопку «Process» и  переходить к следующей вокальной фразе, требующей  вмешательства.  Другой plug­in, способный воспроизводить подобные действия,называется «PitchRight»  Здесь все еще проще. Указываете в соответствующих полях  тональность вокального трека и убираете с клавиатуры зеленые  точки с тех нот, которые в вокальной партии отсутствуют.  Программа будет «подтягивать» вокал к ближайшей ноте.  Помимо описанного выше способа редакции материала, есть и  другой. В кнопках, находящихся слева от вокального трека (в  главном окне аранжировки Cubase), нажимаете кнопочку «Е»  (находим по синей стрелке), и в появившемся окне выбираете  любой свободный слот подключения эффекта. Щелкаете в его  поле мышью и в появившемся списке выбираете нужный  эффект, например Antares Auto­Tune  Теперь при воспроизведении трека подключенный эффект  будет обрабатывать воспроизводимый звуковой материал. Если  вы захотите сохранить результат обработки, то заглушите все  ненужные аудиотреки. Зайдите в меню File, далее в пункт меню  Export и выберите Audio Mixdown. В принципе, обработку  вокального трека лучше всего производить в более  узкоспециализированной программе, например WaveLab. Но  тут есть свои сложности. В Cubase вы можете слышать и  вокальный трек, и трек с фонограммой, а для того чтобы  обрабатывать «голый» вокальный трек в WaveLab, надо иметь  очень хороший слух и богатый опыт работы.  5 ­ Теперь перейдем к следующему этапу: правке или  маскировке тембрально неудачных мест. Или таких мест, в  которых есть неисправленный вокальный или технический брак. Из личного опыта скажу, что удачно исправить такие вещи  крайне тяжело. Гораздо проще их замаскировать. Самый  традиционный способ маскировки — это наложение бэк­вокала.Прописываете на этом месте одну или несколько партий вокала  и все в порядке. При прослушивании лажа будет незаметна.  Другой способ маскировки — это использование специальных  приборов типа хоруса, фленжера, вокодера и т. п., получается  достаточно неплохо, да и композиция в целом приобретает  некую «фишку». Если бракованная фраза звучит в припеве, то  можно неудачную фразу заменить другой, взятой из более  удачного припева. Можно сочетать запись бэк­партий с  обработкой спецэффектами. Если голос звучит тускло, очень  здорово помогают эффекты, работающие с формантами. Один  из таких эффектов называется «UltraVox Steinberg».  При всей кажущейся простоте этот plug­in выдает  великолепные результаты. Высветляет совершенно, казалось бы, безнадежный материал. Главное, не двигать ползунки слишком  далеко от номинального значения. Кстати, профессионала в  сфере звукозаписи заметить очень легко. Все его движения  носят минималистский характер. Вы никогда не увидите такого  человека, широко двигающим ползунок микшера или другого  прибора. На миллиметр, другой и не больше. В заключение  замечу, что все описанное выше можно применять не только к  вокальным трекам, но и к трекам с партиями музыкальных  инструментов.