Исследование "Иконы православного храма – основа духовности русского народа"

  • docx
  • 02.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала issledovatelskaya_rabota.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
 средняя общеобразовательная школа №1
 р.п. Чаадаевка

 

 

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

" "Иконы православного храма – основа духовности русского народа"

 

 

 

Работу выполнила:

обучающаяся 9 класса
Копьёва Марьям

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Маракаева Ольга Владимировна

 
 

2020 год

Содержание

                  I.            Введение…................................................................................................3

               II.            Основная часть…......................................................................................4
1.История возникновения иконописи….................................................4
2.Роль иконописи…..................................................................................5
3.Известные иконы…...............................................................................7

4. Исследование-опрос............................................................................

            III.            Заключение…...........................................................................................8

           IV.            Список использованной литературы…..................................................8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Русская икона – один из основных компонентов русского культурного наследия, являющийся своеобразным  символом русской религиозной традиции, а именно русского православия.

В последнее время в средствах массовой информации все чаще слышны разговоры о «Национальной идее», что в нашей стране утрачена национальная идея, которая объединяет общество. В результате этого народ теряет духовность, меняются ценностные ориентиры. Из культурного высоко духовного общества российский народ становится обществом потребителей, которое поклоняется только деньгам и развлечениям.

Но есть и другое мнение: многие ученые, работники культуры, духовенство говорят о возрождении духовности вместе с возрождением православной веры.

Православие неотделимо от храмов, так как они являются средоточием богослужебного христианского культа. Это место общения человека и Бога.

А главное украшение храмов – это, конечно же, икона.

Цель моей работы:

Осознать духовное и культурное наследие иконописи.

Задачи исследования:

1.     изучить культурное наследие русского православия, представленное в известных иконах;

2.     узнать значение икон для верующего человека;

3.     доказать, что православные иконы – это духовность и нравственная ценность;

4.     узнать, есть ли иконы в домах моих одноклассников и какое место они занимают в  жизни их семьи.

Актуальность исследования:

Я  считаю, что обращение к иконописи в наше время вновь становится актуальным. Это не потому, что сейчас модно говорить о старине, интересоваться антиквариатом и вообще быть ценителем культурного наследия прошлого. Иконопись – это та особая сфера духовной и, одновременно, творческой деятельности людей, которая является символом духовной красоты, глубокой веры человека. Святые играли большую роль в жизни каждого человека. Считалось, что святые покровительствуют человеку на протяжении всей жизни. Людям давали имена святых. По сей день сохранилась традиция отмечать день своего святого – именины. На иконах обязательно присутствует надпись – кто изображен на иконе. Своим именем и изображением она неразрывно связана с тем, кому она посвящена. Почитая святые иконы, христиане не относят свое почитание к самой иконе, но – к личности, изображенной на иконе.

Объект исследования: Иконы православной церкви и их значение.

Предмет исследования: Значение икон православной церкви.

Методы:

изучение православной литературы;

метод исследования;

опрос.

 

Практическая значимость  исследования:

Считаю, что данная работа поможет моим сверстникам узнать много о православии и известных иконах, будет способствовать нравственно-духовному воспитанию.

 

Основная часть

«Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».
                                                                                          Иоанн Кронштадтский.

История возникновения иконописи.

Первое живописное изображение на Руси – это икона, появившаяся еще до принятия христианства. Самые первые иконы были написаны греческими авторами, так как к этому времени у греков уже сложились приемы по написанию икон.

В иконописи не существует ничего случайного, все подчинено определенным правилам и канонам: жесты, цвета изображаемых Образов. Цвета Спасителя – белый и красный. Красный – мученическая кровь и власть, а белый – чистота. Древняя Русь стала последовательницей Византии, переняв и религию, и религиозное искусство.

Что касается именно изображения русских святых и первой русской иконы, то канонизация первых русских святых Бориса и Глеба, произошла только лишь в конце XI века. Именно с этого времени начинается отсчет иконописных изображений.

В Древней Руси канонизация святых происходила через несколько столетий после кончины. Так случилось и с князем Владимиром. Икона князя Владимира была написана только спустя два с половиной столетия после его смерти.

Интересно заметить, что в первое время после принятия христианства на Руси практически не было домашних икон. Большую роль играла храмовая живопись, и Образы святых были чаще руки византийских мастеров. В центральном куполе изображается традиционно Спаситель, между окнами апостолы, пророки и архангелы, на парусах – евангелисты. Святые изображались на колоннах и стенах. Такое же изображение осталось и в наши дни. За исключением некоторых деталей.

Цвета изображения святых Образов остались прежними. Голубой – цвет Божией Матери, зеленый – Святой Троицы. Символика осталась прежней еще с времен Византии.

Как мы знаем, икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа.

Роль иконописи.

Русская икона – один из основных компонентов русского культурного наследия, являющийся своеобразным маркером русской религиозной традиции, а именно русского православия.

Русская икона – один из способов отражения самосознания, общепризнанна как шедевр творческого духа Святой Руси. Икона – не официальный, но общезначимый символ России, служащий фиксатором ее национального самосознания. «Общечеловеческое значение имеют именно вершины национального творчества. В национальном гении раскрывается всечеловеческое, через свое, индивидуальное он проникает в универсальное» (Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль,1990. С. 86). Несомненно, что русская икона является вершиной русского национального творчества. Нет в России другого предмета, являющего собой образец одновременно и духовной, и материальной культуры, прошедшего через всю Российскую историю, сохранившего и возродившего интерес к себе и в XXI веке. 

Икона – одно из основных воплощений русского самосознания, наряду с другими формами, к примеру, народной сказкой. Но отличие сказки состоит в том, что она чаще всего отражает далеко не лучшие стороны национального характера – лень, желание «легкого хлеба», в то время как икона – отражение всего самого лучшего и чистого, что есть в русском характере. 

Разговор об иконе нужно начать с определения ее статуса в нашей жизни. Но на этот вопрос не существует строго определенного ответа. Икону воспринимают то, исключительно, как предмет культа, подчиненный идее этого культа и не имеющий самоценного значения, а являющийся лишь посредником в общении с Богом. 

Иногда впадают в другую крайность и относятся к иконе только как к образцу живописи, такое отношение зачастую присутствует в музеях, где в иконе чаще всего не стремятся увидеть отражение духовного мира человека определенной эпохи. 
Оба эти взгляда неполноценны, вследствие одностороннего отношения к религии их носителей. А, вследствие этого, не могут вести к продуктивному изучению проблем иконописи. Первой точки зрения придерживаются служители того же культа, и, поскольку икона для них сама по себе не ценна, то можно наблюдать и в наше время особенно часто, их безобразное отношение к иконописным изображениям, именно как к образцам русского религиозного творчества. Зачастую, сжигая потемневшие от времени иконы, они считают это подтверждением догмата о том, что, поклоняясь иконе, они поклоняются не ей самой, не материалу, а только первообразу, к которому возводят умы, глядя на изображение. «У нас не поклоняются образам и иконам, и фигурам святых как богам. Ибо если бы мы поклонялись дереву иконы как Богу, то, конечно, поклонялись бы и остальным деревьям и не сжигали бы икон, как часто бывает, когда образ изгажен» (Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконописного дела в императорской России. М., 1995. С. 37). 

Второй позиции придерживались исследователи, смотревшие на иконы с позиций атеизма и видевшие в них только живописные изображения. П. Флоренский в статье «Иконостас» писал: «Глубоко ложно то современное направление, по которому в иконописи надлежит видеть древнее художество, живопись, и ложно, прежде всего, потому, что тут за живопись вообще, отрицается собственная ее сила: даже и вообще живопись или больше или меньше самое себя». (Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1994. С.64). Непонятно, как была при этом возможна исследовательская работа, ведь любая живопись выражает дух времени и духовные чаяния людей. Следовательно, и религиозная живопись выражает религиозное самосознание нации, как будет показано далее. И без понимания этого невозможно вести исследовательскую деятельность, даже если она искусствоведческого плана, а не философского. 

Наконец, третья позиция, наиболее приемлемая, и, на мой взгляд, единственно правильная – это отношение к иконе и как к предмету культа и, одновременно, как к образцу художественного творчества. Икону необходимо рассматривать как предмет, объединяющий в себе эти две характеристики. Все наиболее известные исследователи в сфере философии иконописания рассматривали икону именно с такой позиции. П. Флоренский и Е. Трубецкой, впервые применив религиозно – эстетическую методологию к изучению икон, рассматривали иконописное изображение как комплексное явление русской культуры, являющееся достоянием и религии, и искусства, являющееся весомым вкладом в мировую художественную и духовную культуры. 

Известные иконы.

Какие же есть известные иконы? Икон на Руси – великое множество. И за некоторыми из них издревле закрепилась слава «чудотворных». Часто это связано с необычными обстоятельствами появления иконы, порой – с чудесами и исцелениями, случившимися по молитвам перед ней. Каждый верующий выбирает икону для себя, именно ту, что дает ему поддержку и вдохновение. Порой мы даже не можем объяснить, почему именно этот образ находит отклик в нашем сердце. Однако православный мир знает несколько икон, которые заслужили безусловную всенародную любовь. Такими, конечно же, являются «Казанская икона Пресвятой Богородицы», «Владимирская икона Божьей матери», «Святая Троица», «Икона Николая Чудотворца». Думаю, эти иконы знают многие из присутствующих.

Исследование-опрос

Я решила узнать, что известно об иконах моим сверстникам составила анкету для одноклассников с целью выяснить , есть ли у них иконы дома, откуда у них они и знают ли они значение этих икон, в правильном ли месте находятся эти иконы. Анкета содержала шесть вопросов. Заполнять просила вместе с родителями.

 

Да

Нет

1. Есть ли у Вас дома иконы?

 

 

 

2. Получили ли Вы иконы в наследство?

3. Купили ли Вы иконы?

 

 

 

4. Храните ли Вы иконы в «божницах»?

 

 

 

5. Вы храните иконы на полках?

 

 

 

6. Знаете ли Вы значение икон?

 

 

 

 

Собрав все анкеты, я проанализировала их, и вот что у меня получилось:

У 90% опрошенных одноклассников имелись иконы.

61% опрошенных получили иконы в наследство.

 66% опрошенных купили иконы.

22% опрошенных хранят иконы в «божницах».

73% опрошенных хранят их на полках.

25% опрошенных знают, что означают иконы, находящиеся у них дома.

55% опрошенных не знают значение икон.

Хочется верить, что с возрождением православия в России возродится не только культура, но и душа Российского народа.

Заключение.

Таким образом, конец II и начало III тысячелетия поставили перед человеком вопросы, во многом обусловленные ростом национального самосознания, желанием осмысления основных ценностей традиционной русской культуры, стремлением к обобщению состояния своего бытия и культурно - исторического опыта своей родины. Тема данной исследовательской работы актуализирует такой значимый аспект традиционного православного мышления как иконообразность.

В радости и горе мы ищем помощи, поддержки. Православие, представленное многими известными иконами, дает нам возможность не только прикоснуться к культурному наследию прошлого, но и найти душевное успокоение.

 

Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что я подтвердила свою гипотезу: иконы есть почти в каждом доме одноклассников, родители знают историю появления икон в доме, названия икон, но значения и историю икон не знают. На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев. Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана. Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Выводы: Изучив материал по данной теме, проанализировав анкеты, я пришла к выводу:

• Многие одноклассники имеют иконы в своих домах, большинство из них досталось по наследству, и это дань памяти предкам ,в каких-то семьях знают значение икон, а  в каких-то нет

• Следует продолжить работу по изучению значений икон. Великолепие сохранившихся икон требует к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Князь Евгений Трубецкой «Три очерка о русской иконе» («Умозрение в

красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе») –

знаменитые работы русского религиозного философа.

2.Епископ Венский и Австрийский Иларион «По образу и подобию:

богословие иконы в Православной Церкви» (богословское,

антропологическое и нравственное значение иконы; космический,

литургический и мистический смысл иконы).

3.Чеботарь Л. Г., Пиманова Л. А./Методические рекомендации по

преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур

и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области. –

Тюмень. – ТОГИРРО. – 2012 г. – 60 с.

4. Ярков С. А. Народная икона и старообрядчество/ Антиквариат №9 (89)

сентябрь. – 2011 г. – с. 64 – 88.

5. htt://www.topauthor.ru/