Исследование урока как фактор профессионального развития педагога
кураторская методика
методики «Lesson study
Анализ методики «Lesson study»
Исследование урока как основное условие профессионального развития педагогов
Исследование урока (Lesson Study) –
это инструмент совместного профессионального развития в ходе совместного планирования, проведения и анализа урока группой педагогов.
Модель исследования урока (Lesson Study) представляет собой не менее трех циклов, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и анализируемых группой педагогов.
В ходе каждого цикла педагоги делают следующее:
собирают и анализируют данные о достижениях и затруднениях конкретных учеников;
совместно выбирают педагогические технологии и методики для применения в классе;
выбирают трех учеников, которые могут рассматриваться, как типичные представители трёх групп – сильных, средних, слабых;
совместно планирую урок, в ходе которого будет определяться, как применяемые педагогические технологии и методики влияют на каждую из выделенных групп учеников;
в фокусе внимания при этом постоянно находятся три конкретных ученика, за которыми ведут наблюдение присутствующие на уроке члены группы учителей;
учителя по очереди проводят уроки и наблюдают за уроками друг друга;
после урока учителя-наблюдатели берут интервью у выбранных учеников, получая таким образом обратную связь;
после уроков учителя обсуждают успехи и проблемы наблюдаемых учеников и анализируют, как на них повлияли применённые педагогические технологии;
после завершения всех циклов члены группы подводят итог и делятся результатами с другими группами.
Основные принципы
Сосредоточенность на обучении учащихся, а не на преподавании
Использование практически любой педагогической технологии, которую педагоги хотят вместе осваивать
Четкое соответствие алгоритму действий (планирование, проведение, обсуждение и снова планирование уроков).
Презентация результатов коллегам
Когда и где применима
На уроках и любых других занятиях с учащимися, где применяются педагогические технологии, которые в данный момент совместно осваивают учителя.
Особенно эффективно в группах, где обучаются учащиеся с разными способностями и уровнем мотивации, поскольку результаты обучения планируются в отношении разных групп учащихся (сильных, средних и слабых)
Необходимые ресурсы
Временные – место и время для регулярных встреч группы учителей, свободное время учителей для посещения уроков друг друга.
Информационные – возможности изучения разных педагогических технологий.
Кадровые – группа учителей, каждый из которых участвует в совместной работе по желанию.
Финансовые – для поощрения учителей, которые начинают работать в группе Lesson Study
Какие эффектыобеспечивает
Обеспечивает профессиональный рост и освоение новых педагогических технологий учителями даже с невысоким профессиональным уровнем.
Мотивацией к профессиональному развитию служит совместная с коллегами работа по планированию, проведению и анализу урока
Профессиональное развитие педагога в условиях исследования урока
Профессиональное развитие направлено на устранение тех профессиональных дефицитов, которые не позволяют педагогу и всему педагогическому коллективу эффективно справляться с учебными и поведенческими проблемами обучающихся
Результатом профессионального развития должны стать изменения практики преподавания и учебной деятельности учащихся
В ходе мероприятий профессионального развития педагог и педагогический коллектив в целом производит анализ учебных и поведенческих проблем учащихся и рефлексию собственных профессиональных дефицитов
Профессиональное развитие осуществляется в процессе совместной деятельности педагогов и без отрыва от преподавательской практики
Профессиональное развитие педагогов целенаправленно планируется администрацией и является частью стратегии образовательного учреждения по повышению образовательных результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.