«Стиль не может быть одновременно георгианским и викторианским — эти стили совершенно противоположны. Определись, выбери что-нибудь одно».
Этот короткий диалог иллюстрирует разницу между исследованием и суждением. Человек исследующий высказывает возможности. Его собеседник высказывает суждения — двояким образом. Первый способ — сразу же подвергнуть выдвинутую идею анализу и отвергнуть ее — и, вполне возможно, небезосновательно. Второй способ: указать на невозможность сосуществования двух или более взаимоисключающих стилей — надо выбрать что-то одно.
ИССЛЕДОВАНИЕ И СУЖДЕНИЕ
«Стиль не может быть одновременно георгианским и викторианским — эти
стили совершенно противоположны. Определись, выбери что-нибудь одно».
Этот короткий диалог иллюстрирует разницу между исследованием и
суждением. Человек исследующий высказывает возможности. Его собеседник
высказывает суждения — двояким образом. Первый способ — сразу же
подвергнуть выдвинутую идею анализу и отвергнуть ее — и, вполне
возможно, небезосновательно. Второй способ: указать на невозможность
сосуществования двух или более взаимоисключающих стилей — надо выбрать
что-то одно.
Существует два (по меньшей мере) типа споров. Тип первый: собеседник
подвергает суждению каждую вашу фразу, не позволяя вам уйти «сухим».
Каждый пункт должен быть доказан или опровергнут. Тип второй: собеседник
слушает вас, не перебивая. И когда вы доходите до заключения, он
возвращает вас к тем аргументам, на которых вы строите свои выводы, и
просит их доказать.
Мы приучены использовать суждение в роли привратника, сторожа,
охраняющего вход. Этот «приврат
ник» подвергает досмотру каждую идею, пытающуюся обосноваться в
вашей голове. Все должно быть проверено и помечено клеймом «истина» или
«ложь». Это как строгая охрана в вестибюле современного офисного здания.
Охрана обязана быть строгой, ведь как только вы пройдете внутрь, вы будете
вольны ходить где угодно, и никто вас больше не остановит. Проверка есть
только на «входе», поэтому она должна быть очень надежной. Вот как мы
приучены использовать суждения.
Подумайте о разнице между канатом и цепью. В цепи крепким должно быть
каждое звено, иначе она порвется. В канате же совсем необязательно, чтобы
целой и крепкой была каждая нить. Даже если некоторые нити прогнили,
остальные выдержат нагрузку. Канат — это «параллельная» система, а цепь
— «поел едо вател ьн ая ».
В режиме исследования вы допускаете разные возможности. И они так и
остаются возможностями. Допускаются даже возможности
взаимоисключающие. Если продолжить аналогию с охраной, то у входа
никакой проверки нет, но за каждым входящим все время, пока он находится
в здании, непрерывно наблюдают как за объектом возможного риска. Никого
предварительно не проверяют, но и за «своего» не принимают; к каждой
«возможности», пока она остается «возможностью», относятся с подозрением.
Эта аналогия с охраной проливает свет на еще один важный момент. Когда
суждение используется в роли привратника, если идея проверена и
пропущена вовнутрь, она уже навеки считается «истиной» и больше никогда
не перепроверяется. Именно так Сократ убеждал своих слушателей. Он
заставлял их признавать за «истину» один пункт своих рассуждений за
другим. Если бы собеседник хотя бы раз сказал не «да», а «возможно», вся
цепочка доказательств рассыпалась бы.С помощью параллельного мышления мы обогащаем поле деятельности
«возможностями» и затем приступаем к построению наиболее приемлемых
действий или решений.
Использование суждений для охраны входа ведет к двум возможным
ошибкам:
Мы навсегда отвергаем то, что на самом деле является правильным — хотя,
быть может, в рамках иной парадигмы.
Мы навечно принимаем за «истину» то, что кажется правильным здесь и
сейчас — но может не быть таковым в иных обстоятельствах. Именно во
избежание этой ошибки софисты (и их современные «двойники»)
предпочитали релятивистское отношение к истине — принимая за абсолют
лишь «истину игры» (где мы сами устанавливаем правила).
Испорченная рыба может провонять собой весь холодильник. Поэтому
принятие за истину ложного предположения может постепенно разрушить
всю мыслительную конструкцию, построенную на базе этого предположения.
Система охраны входа предполагает, что, положив рыбу в холодильник, мы
напрочь забываем о ней. Параллельная система предполагает, что мы помним
о рыбе и о том, что она может испортиться.
В параллельной системе мы не собираемся оставлять рыбу в холодильнике
надолго.
Использование суждений в роли привратников может быть также
наступательным оружием. Возражающий выдвигает дихотомии — обычно
надуманные, фальшивые — и заставляет собеседника делать выбор.
«Этот человек либо честен, либо нечестен».
«Мы или едем в Европу, или не едем».
«Мы либо уступаем требованиям профсоюза, либо стоим на своем».
Человек, поставленный перед выбором, старается выбрать наиболее
приемлемый вариант. И попадает на крючок. Теперь оппонент может завести
его, куда захочет. Следующий этап: снова два варианта на выбор и т. д. Этим
самым методом почти постоянно пользовался Сократ. Его собеседникам
постоянно предлагался выбор, причем «разумный» вариант выглядел явно
сильнее «неразумного». Таким образом Сократ увлекал своих слушателей за
собой.
Обычно затруднительно ответить:
«Я хочу то и другое».
«Я не приемлю ни того, ни другого».
«Я пока не вижу необходимости в таком выборе».В традиционной системе мышления суждения зачастую высказываются на
самой ранней стадии. Это характерно для данной системы. Ранние суждения
выполняют одну из двух функций:
Функцию привратника, с ходу принимающего или отвергающего то, что
предлагается.
Идентификационную функцию, подбор подходящей ячейки.
В любой системе классификации важное значение придается границам. Это
следует отнести в ячейку А или Б? Это фрукт или овощ? Это личные расходы
или издержки производства? На таком разграничении понятий в
значительной мере сфокусированы образование и философия. Это абсолютно
необходимый аспект системы суждений и ячеек. Вы должны быть уверены в
том, куда отнести тот или иной объект, потому что он останется там навсегда.
В параллельной системе поначалу обо всем этом можно не беспокоиться. Вы
можете сказать: «Будем пока считать это относящимся и к А, и к Б». Вы
можете скопировать документ и одну копию положить в папку А, а другую в
папку Б. Когда будут собраны все факторы и придет время принимать
решение или действовать, тогда вы и будете делать окончательный выбор. И
вполне может статься, что интересующая вас сумма частично будет отнесена
на счет личных расходов, а частично — на счет не облагаемых налогом
издержек производства.
Мы привыкли к классификационным ячейкам. Любой объект должен быть
помещен в какую-то строго определенную ячейку. Или «плюс», или «минус».
Как может что-то быть тем и другим одновременно? Но ведь может — в
зависимости от угла зрения и обстоятельств. Классификационные ячейки,
базирующиеся на системе суждений, вполне можно было бы заменить
«исследовательскими окнами». Вы смотрите через окно А и видите то, что
видите. Глядя через окно Б, вы опять же видите то, что видите. Видимые
изображения могут в значительной мере пересекаться. Кто-то через окно Б
видит то, что вы видите через окно А. Это неважно. Вы не ограничиваете свое
восприятие только образом А или образом Б. Вы хотите иметь полную
картину. И окна лишь помогают вам в этом. Поэтому когда учащиеся
используют способ направления внимания РМІ, они не стремятся
классифицировать наблюдаемые аспекты как «плюсы», «минусы» и
«интересные места» — они стараются осознанно смотреть через эти «окна» и
видеть то, что видно. Пересечения возможны. Один и тот же фактор может
оказаться сразу в нескольких списках.
Здесь все дело в расстановке акцентов и очередности. Я не против
суждений. Суждение является важной и порой необходимой мыслительной
операцией. Весь вопрос в последовательности его применения. Судить с
самого начала или же сперва исследовать вопрос, проработать, «придумать»
возможные действия или решения и только потом судить? Сократовской
системе присуще судить идеи с самого начала — возможно, потому, что
изначально она замышлялась для решения таких вопросов (этических, к
примеру), где такая поспешность суждений более или менее оправдана.
Разница между двумя подходами иллюстрируется на рисунке 6. Что жекасается акцентов, то мы слишком сильный акцент делаем на суждения и
гораздо меньший — на исследование.
Предлагать отказаться от суждений, заменив их исследованием, значило бы
попасть в те же самые силки, расставленные традиционной системой
мышления, согласно которой для того, чтобы предложить что-нибудь, нужно
подвергнуть нападкам что-то другое. Суждения очень полезны (когда они на
своем месте), но совершенно неэффективны без исследования и
генерирования идей.
Есть еще вопрос о «результате» суждений. Следует ли всегда стремиться к
абсолютной определенности? Следует ли все раскладывать по «истинным»
полочкам- ячейкам? Или результатом суждения все-таки может быть
«возможность», хотя и более сильная, более вероятная, нежели
«возможность» на этапе исследования?
«Я считаю это правильным».
«Я считаю, что это вполне вероятно».