Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.
Оценка 4.8

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство
8 кл—10 кл
27.03.2018
Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.
Специфичность осознания объектов социальной дейст¬вительности .как ценностей предполагает н наличие осо¬бых психологических- механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психи¬ческой деятельности, как оценочная деятельность индиви¬да! направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета (так назы¬ваемое знание факта, по В. П. Тугаринову, 1968), но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удов¬летворения потребностей и интересов личности, для реали¬зации целей ее деятельности.
Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.doc
Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.  Исследованием   ценностных   ориентаций   у   учащихся   старших   классов занимались многие ученые: А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие.  В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной   чертой   психологического   аспекта   их   изучения   является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и   того   же   вида,   группы,   класса   ценностей   и   связанная   ,с   этим   их конкретизация   и   иерархизация   (см.,   например:   Ю.   М.   Жуков,   1976;   Е.   С Махрах, 1975;и др.). Специфичность   осознания   объектов   социальной   действительности  .как ценностей предполагает н наличие особых психологических­ механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида! направленная не только на восприятие и усвоение   объективно   содержательной   стороны   предмета   (так   называемое знание факта, по В. П. Тугаринову, 1968), но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате   происходит   осознание   индивидом   ценности   объекта   социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему — ценностное отношение (В. Н. Мясищев, 1960). Осознание   ценности   предполагает   наличие   у   индивида   определенного способа   ориентировки   в   каком­либо   классе,   виде,   группе   ценностей, являющегося   внутренним   психологическим   механизмом,   формирующим   те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и ­особенности ее ценностных ориентации. Таким образом, можно сформулировать два основных методологических принципа   психологического   исследования   ценностных   ориентации.   Во­ первых,   рассмотрение   системно­ценностного   подходя  как  результата освоения учащимися общественных явлений окружающей действительности с позиции   ценностей.   Во­вторых,   представление   о   формировании   и функционировании ценностных ориентации личности как процессе, в основе которого   лежит   особый   вид   психической   деятельности   —   оценочная деятельность, направленная на осознание ценностного значения этих явлений. Эти   методологические   принципы   лежат   в   основе   экспериментальных методик,   изучающих   особенности   формирования   ценностных   ориентации. Следует   отметить,   что   один   из   существенных   недостатков   традиционных методик   выявления   ценностных   ориентации   заключается   в   том,  что полученные   с   их   помощью   данные   позволяют   судить   лишь   об   общих тенденциях направленности предпочтений учащихся. Причины формирования тех   или   иных   предпочтений   и   лежащие   в   их   основе   психологические механизмы,   а   следовательно,   и   ценностные   ориентации     остаются,   как правило,   вне   поля   зрения   исследователя.   Так,   например,   традиционными методическими средствами трудно выявить, в какой степени предпочтения личности действительно являются критериями при ориентировке человека в мире ценностей и какова степень устойчивости этих предпочтений. Исходя   из   рассмотренных   теоретических   предпосылок,   выдели следующие   основные   параметры   изучения   особенностей   формирования ценностных ориентации учащихся старшего школьного возраста: ценностные представления   учащихся,   особенности   их   ориентировочной   деятельности, направленность, устойчивость и действенность их предпочтений. Кроме того, мы   определяли,   в   какой   степени   сложившиеся   предпочтения   становятся преобладающими   и   служат   ли   они   критериями   при   реализации   отношения учащихся к тем или иным явлениям действительности, что и характеризует уровень   сформированности   ценностных   ориентации   (Б.   С   Круглов,   1980; 1983).  Ценностные   ориентации   личности   включают   в   себя   многие   стороны взаимоотношений человека с окружающей действительностью. В   зарубежной   и   отечественной   психологии   исследование   ценностных ориентаций рассматривается как наиболее важное и актуальное направление.  Признается,   что   ценности,   доминирующие   в   обществе   –   это   главный элемент   культуры,   и   ценностные   приоритеты   индивидов   реализуются   в основных   целях   поведения,   а   опыт   повседневной   жизни   в   меняющихся экологических и социологических условиях напрямую влияет на ценности. Таким образом, через анализ ценностей можно отчетливо увидеть изменения происходящие в культуре и личности в ответ на исторические и социальные перемены.   Одна   из   главных   проблем,   имеют   ли   исследуемые   ценности одинаковое значение в разных культурах.  На   индивидуальном   уровне   ценности   рассматриваются   как   основы мотивов, которыми люди руководствуются в повседневной жизни. Отношения между   различными   ценностями   отражают   психологическую   динамику конфликта и согласие, испытываемое людьми, когда они в своем поведении руководствуются   определенными   ценностями.   Например,   людям   нелегко стремиться к власти и подчинению одновременно, но они могут в одно и то же время стремиться к власти и богатству. Взаимосвязь между рангами ценности для индивида отражает внутренние изменения, организующие его ценности.  Отношения   между   различными   ценностями   на   культурном   уровне отражают   социальную   динамику   конфликта   и   согласия.   Современные исследования   ценностей   в   основном   базируются   на   исследовании   Рокича. Рокич   стимулировал   интерес   к   ценностям   в   психологии,   дав   ясное определение этого понятия, предложив легкий инструмент их измерения, в котором отражалось его понимание ценностей, как руководящих принципов жизни. В   конце   80­х   годов   исследованиями   ценностных   ориентаций   доктор С. Шварц, профессор факультета психологии Иерусалимского университета. Он утверждает, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, это тип мотивации в котором они отражаются. Поэтому он сгруппировал  отдельные ценности в блоки ценностей, разделяющих общую цель.   Он   исходил   из   того,   что   основные   человеческие   ценности,   которые должны быть во всех культурах, ­ те, которые представляют универсальные   потребности человеческие   потребности   (биологические   нужды, согласованного   социального   взаимодействия)   как   осознанные   цели. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных   в   трудах   разных   ученых   он   сгруппировал   ценности   в   десять различных   видов   мотивации,   которые   он   понимал   как   основные   типы   или блоки ценностей. Он дал этим типам ценностей определения, основанные на   стимуляция, их   главной   цели:   достижение,   Гедонизм,   власть, традиционность, самостоятельность, конформизм,   безопасность.   Результаты   более   поздних   исследований   универсализм, заботливость,     подтверждали   эту   структуру,   выявив,   что   десять   типов   ценностей располагаются на двух биполярных осях: открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) – консерватизм (безопасность и традиции) и акцент на других (универсализм и заботливость) – акцент на себя (власть и достижение).  Поскольку   типы   ценностей   формируют   интегральную   мотивационную структуру,   Шварц   в   дальнейшем   постулировал,   что   типы   ценностей,   как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и так далее). Существуют сотни, возможно тысячи ценностей, по которым могут быть сравнены   разные   социальные   группы.   Некоторые   ценности   имеются   в определенной   социальной   группе,   другие   –   нет.   Теоретики,   решавшие   эту задачу,   высказали   предположение,   что   измерение   ценностей   отражают основные проблемы, с которыми сталкивается та или иная социальная группа [46].  Целью исследования, проведенного лабораторией факультета педагогики и социальной психологии Владимирского государственного педагогического университета (ВГПУ) среди учащихся школ города Владимира было изучение потребностей,   целей,   интересов,   ценностей,   идеалов,   которые   являются ведущими   компонентами   мотивационной   сферы   личности.   Настоящее исследование   является   составной   частью   общей   работы   лаборатории, основное содержание которой диагностика и развитие мотивационной сферы подростков   с   дивиантным   поведением.   Выбор   же   контингента   учащейся молодежи без отклонений в поведении в качестве объекта опроса не случаен. Известно, что мотивационное поведение, в том числе и отклоняющееся, есть   результат   действия   двух   факторов   –   личностного   и   ситуационного. Личностными   причинами   дивиантного   поведения   являются   особенности   в   свою   очередь мотивационно­ценностных   ориентаций   подростков, задаваемые средой и ближайшим окружением. Говоря о мотивационной сфере учащихся, ученые исходят из понятия о нормативных ценностных установках, принимаемых   обществом   за   основу   при   целенаправленном   действии   на формирующуюся   личность   в   системе   воспитания.   Эти   установки, существующие в той среде, где происходит процесс социализации личности, являются   важнейшим   социально­психологическим   фактором,   играющим решающую   роль   в   формировании   нормативной   нравственной   ее направленности.   Следовательно,   характеристика   мотивационной   сферы подростков может быть дана лишь на фоне анализа общих мотивационных диспозиций,   существующих   в   подростково­юношеской   среде.   Основной задачей   является   диагностика   морально­нравственных   установок,   на   фоне которых происходит генезис и развитие механизма поведения учащихся. В ходе исследования, носящего локальный характер, было опрошено в 1997 году 180 учащихся в возрасте от 16 до 19 лет. Чтобы выявить изменения мотивационной   сферы   современной   учащейся   молодежи,   было   решено привлечь результаты исследований мотивационной сферы той же категории молодежи,   проведенных   разными   авторами   в   конце   70­х   годов,   то   есть   в период,   предшествовавший   началу   социально­экономических   реформ   в России.   Учеными   использовалась   анкета,   в   которую   наряду   с   прямыми вопросами   о   цели   жизни,   жизненных   планах,   идеалах,   стремлениях, увлечениях были включены вопросы косвенные, которые, как известно, дают наиболее   объективный   материал:   “Какое   желание   ты   загадал   бы   золотой рыбке?”; “Что бы ты сделал, если бы стал волшебником?”; “Какой подарок ты хотел бы получить?” Что   показал   опрос?   Почти   80%   респондентов   указали,   что   основной целью жизни является обеспечение материального благополучия, причем 40% в качестве  жизненного материала называют возможность “жить беззаботно, развлекаться”.   Среди   устремлений   молодых   преобладает   желание     “иметь хорошее здоровье” (83%), “делать всегда то, что хочется” (71%), “быть очень хорошо   материально   обеспеченным”   (59%).исследования   же   70­х   годов свидетельствуют, что тогда представление молодежи о счастье было иным: 35,6% опрошенных видели его в возможности приносить людям пользу; 44,8% ­ в удовлетворенности своей работой. Ухудшение материального благосостояния народа и резкое на этом фоне обогащение отдельных групп населения не могли не отразиться на ценностно­ трудовых ориентациях молодежи. Около 80% респондентов вообще не стали бы   работать   если   бы   были   материально   обеспечены.   Около   50­60% подростков и молодых людей связывают мотивацию трудовой деятельности исключительно   с   деньгами   и   стремлением   зарабатывать   их   любыми средствами, в том числе и противозаконными. Все вышесказанное свидетельствует об угрозе в перспективе получить потерянное поколение. Таким образом, мы можем проследить как изменяются мотивационно­ценностные  ориентации  учащихся  в период  перехода  к иной модели   общества.   Это   можно   связать   с   тем,   что   представления несовершеннолетних о морали   и праве, в силу целого ряда причин, в том числе   и   юного   возраста,   находятся   на   вербальном   уровне,   не   стали   еще осознанными,   тем   более   автоматическими   регуляторами   их   поведения. Поэтому,   нарастающие   общественные   противоречия   сказываются   на мотивационной   сфере   учащихся   и   ведет   к   изменению   их   ценностных ориентаций [28]. Киприяново было проведено исследование ценностных ориентаций лицей №11   города   Москвы   [24].  В   проведенных   исследованиях   старшеклассники проранжировали факторы, влияющие на их личностное развитие по степени их влияния в следующем порядке: 1) семья, 2) личность (субъективная самость), 3) среда, 4) лицей.  Полученные данные свидетельствуют о том, что процесс социализации наряду   с   влиянием   стихийных   факторов   может   и   должен   быть целенаправленным.   Образование   –   целенаправленная   социализация,   а социализация, в свою очередь, ценностное образование образования.  Обращаясь   к   результату,   цели   и   ценности   педагогического   труда выпускнику   образовательного   учреждения   Киприяновой   была   разработана   направленная   на   выявление   уровня анкета   старшеклассника, сформированности   ценностных   ориентаций,   жизненных   планов,   мотивов, потребностей.  Обнаружилось,   что   ведущее   место   у   старшеклассников   занимают следующие  ценности:  “получить  хорошее   образование”, “иметь  интересную профессию”, “активно продвигаться в избранном деле” (55%),   “обеспечить себя   материально”,   “добиться   финансовой   независимости”,   “положения   в обществе”   (25%),   “быть   свободным”,   “стать   лучше”,   “жить   в   гармонии   с миром”, “принести пользу людям” (15%). Содержание и распределение целей по ранговым местам: на первом месте деловые цели, ориентированные на познание и выбор профессии; на втором – цели, ориентированные на личный, скорее материальный успех; на третьем – общественные цели философско­рефлексивного характера. Данные,   полученные   Киприяновой   расходится   с   среднероссийскими данными Т.П. Гуриной, которая исследуя ценностные ориентации двух тысяч российских   школьников,   указала,   что   самый   высокий   ранг   занимает показатель “обеспечить себя материально”. Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Для лицеистов характерно   стремление   к   самоутверждению,   желание   быть   признанными окружающими, которые остаются для старшеклассников весьма значимыми мотивациями деятельности. Мысль о выгодном самоопределение во взрослой жизни, о необходимости подготовки к ней заняла главное место в сознание выпускников.  Очевидна   потребность   в   жизненном   и   профессиональном самоопределении, полной самореализации в ближайшем будущем. Отрадно, что духовную жизнь наша молодежь пытается строить на достаточно высоких идеалах   дружбы,   ценит   доверительное   отношение   между   людьми.   Это надежные и вечные ценности. Анализ   полученного   материала   позволяет   выделить   следующие   принимают качественные   соотношения   направленности   личности: общественную   направленность   –   50%,   личную   –   35%,   руководствуются мотивом   самоутверждения,   самореализации   –   70%,   пассивны   в   этом отношении – 10%, озабоченны материальными ценностями – 40%, духовными – 43%, проявляют продуктивную активность – 75%, готовы к конформизму – 20% (на материале самооценки нравственной позиции). Изучению   влияния   новых   социально­экономических   условий   на изменение   ценностных   ориентаций   в   различных   социальных   группах   было посвящено   исследование   В.А. Хащенко.   Стандартный   список   ценностей методики   Рокича   дополнен   ценностями,   отражающими   экономическую направленность:   богатство,   собственность,   экономическая   независимость, предприимчивость,   материальная   обеспеченность.   Было   опрошено   6   групп   характеризующихся   различным   социально­экономическим населения, статусом. Анализ данного исследования позволил установить влияние новых социально­экономических   условий   на   изменение   ценностных   ориентаций индивида  в различных группах, которые проявлялись в доминировании общей направленности на индивидуальные ценности. Установлено, что в иерархии ценностей ­ целей доминируют: здоровье, семья, материальное обеспечение, любовь,   свобода,   уверенность   в   себе,   друзья.   Среди   ценностей   –   средств достижения жизненных целей ведущими являются: твердая воля, честность,   образованность. независимость, Полученные   данные   по   мнению   автора   свидетельствуют   о   формировании   предприимчивость,   самоконтроль,   типа   характеризующегося нового индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические   направленности   личности, ценности.  Изменения в ценностных ориентация выразились прежде всего в усилении ориентации на себя, опоры на собственные силы и в снижении роли и значения качеств   личности,   особенно   важных   в   контактах   с   другими   людьми.   В исследовании установлено, что социально­экономические изменения хорошо согласуются в изменениях в социально­психологической феноменологии, что позволяет рассматривать последние в качестве индикаторов этих перемен.  Существенным   недостатком   общественных   исследований   ценностных ориентаций   является   отсутствие   единства   в   методах   исследования,   что затрудняет   сравнение   результатов,   полученных   разными   авторами.   Кроме того, практически нет исследований, привлекающих для анализа ценностей данные других наук: истории, этнографии, культурологии (за исключением работы Касьяновой, которая исследуя ценностные ориентации использовала данные социологии, истории). В  настоящее   время   многие  считают,  что   подростки   все  больше  ценят собственные   интересы.   Они   в   меньшей   степени   чем   их   предшественники, осуждают   эгоистичные   действия,   особенно   если   они   направлены   на достижение   материальной   выгоды.   Это   положение   подтверждается результатами одного исследования (Бовасео, Якобс и Реттиг, 1991г). Было установлено, что начиная с 60­х годов юноши и девушки все меньше и меньше осуждают   эгоизм   и   обман.   Эта   тенденция   отражает   и   возрастную меркантильность молодежи 80­х годов. Однако   следует   отметить,   что   при   изучении   ценностных   ориентаций подростков   наблюдаются   и   положительные   тенденции.  Так,  проведенные   в 1981   году   опрос   учащихся   школы   в   Тешписке   показал,   что   из   двухсот студентов 63% полагали, что в будущем главным источником удовлетворения для них будет семья. (Фаллс, Джонс, Кибер, 1985г).  На второе место они поставили работы (причем 20% опрошенных именно ее     назвали   наиболее   вероятным   главным   источником   удовлетворения   в будущем). Любопытно,   что   сравнение   результатов   однотипных   исследований, проведенных   в   1981   и   1969   годах,   выявило   рост   числа   молодых   людей, основным источником удовлетворения назвавших религию. Один из главных показателей этого явления – распространение среди молодежи новых культов и рост числа религиозных общин. Иной подход к изучению ценностных ориентаций молодежи был приведен в опросе англоговоряших учащихся школ в Австрии, Швецарии, Франции и Западной   Германии.   Подростков   просто   попросили   продолжить   фразу:   “Я хотел бы стать похожим на… ”. некоторые ответили, что они не на кого не хотят   быть   похожими,   кроме   как   на   самих   себя.   Кто­то   называл знаменитостей   олицетворяющих   их   идеал.   Некоторые   говорили   о   желании сделать   карьеру   в   самых   разных   областях.   Некоторые   подчеркивали   свое желание стать физически привлекательным и популярным. 17% ответивших выразили   желание   стать   дружелюбными   и   вежливыми   людьми   с   хорошо развитым   чувством   юмора.   18%   хотели   стать   честными,   надежными, трудолюбивыми, добрыми. Одним из интереснейших исследований ценностных ориентация является изучение связей предпочтения человека в области массовой коммуникации (МК) с его ценностными ориентациями [7]. То, что такая связь должна существовать – почти очевидно, поскольку обе   характеристики   имеют   сходную   природу   –   потребностные   структуры личности.   С   одной   стороны   потребности   в   значительной   степени определяются   социально­демографическими   детерминантами,   с   другой стороны   практика   показывает,   что   предпочтения   одного   и   того   же   пола, возраста, проживающих в одном и том же населенном пункте, учащихся в одном   и   том   же   учебном   заведении,   не   будут   тем   не   менее   всегда одинаковыми.  Была   предпринята   попытка   найти   ответ   на   поставленный   вопрос,   для чего   было   проведено   специальное   эмпирическое   исследование.   В   качестве опорного   теоретического   базиса   была   выбрана   диспозиционная   концепция регуляции   социального   поведения   личности   В.А. Ядова.   Согласно   этой концепции, в личностной структуре содержится четырехуровневая иерархия диспозиций: 1. элементарные фиксированные установки (сеты); 2. социальные фиксированные установки (аттипюды); 3. базовые социальные установки; 4. ценностные ориентации личности. В   рамках   этих   представлений   можно   предположить   иерархию диспозиций. Рассмотрим   ряд   рабочих   понятий.   Условно   медиатекстом     названа представленная   в   определенной   симпатической   системе   содержательно   ­ формирующую   единицу   социакультурной   информации,   отличающуюся автономностью,   целостностью   и   композитной   завершенностью.   Тогда   к медиактам можно отнести  конкретную передачу ТВ или радио, газетный или журнальный материал, телефильм и другие.  Любое СМК отличается структурной функциональной автономностью и имеет   название:   телеканал   “РТР”,   радиостанция   “Маяк”,   газета   “Омский вестник” и тому подобное. В определенных случаях СМК может содержать в себе только один медиатекст, совпадая с ним по названию. Пример: изданный отдельной книгой роман “Идиот” С.М. Достоевского. Все множество видов СМК   –   медиальный   круг.   Все   медиатексты   и   СМК   названы   полем медиаобъектов.   В   поле   медиаобъектов   человек   выстраивает   систему личностных   ориентаций   (МК   ­   ориентации),   которые   позволяют   ему обеспечить регуляцию своего поведения относительно этого пола. Как и в общем случае, в ситуации обращения к СМК возникает иерархия диспозиций –   уровней   отношений,   корреспондирующих   с   различных   уровней   поле медиаобъектов. Предположили, что низшим диспозиционным уровнем здесь является отношение к конкретному медиатексту – трансляции конкретных передач,  газетных   статей   и  тому   подобное  –  которые,  являясь   единичным актом, соответствуют разряду   сетов, то есть элементарных фиксированных установок.  Методически   в   анкетных   опросах   номинальные   предпочтения определяются   вопросами   типа:   “запишите,   пожалуйста,   ваших   любимых телепередач”. Как правило, подростки, отвечая на этот вопрос, упоминают не отдельные выпуски, а целые рубрики, что позволяет замерить номинальные предпочтения   аттитюдного   уровня.   В   этом   исследовании   в   случае номинальных   предпочтений   ограничились   изучением   лишь   аттитюдного уровня.   Ориентации   на   тот   или   иной   вид   СМИ   названы   медиальными. Ориентации   на   тот   или   иной   тип   медиатекстов   обозначают   как   жанрово тематические.  Итак,   м­к   ориентации   проявляются   на   уровне   номинальных предпочтений;   медиальных   ориентаций;   жанрово­тематических   ориентаций. Таким образом, рассматриваемая в исследовании проблема переходит в план конкретизации характера связи между ценностными ориентациями личности и двумя более низкими уровнями личностных диспозиций.  Ценностные   ориентации   личности   в   данной   работе   понимаются   как направленное   “отношение   личности   к   целям   жизненным   и   средствам удовлетворения этих целей, детерминирующим общим социальным условием, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов”. Это понятие столь многогранно, а “царство ценностей” Столь обширно, что всякий раз эмпирической исследование ценностных ориентаций   удается   провести   лишь   в   достаточно   узких   рамках.   В   данной работе сужен ценностно­0ориентационный спектр до двух списков ценностей, предпочитаемых   М. Рокичем,   что,   бесспорно,   накладывает   существенные ограничения   на   результаты   исследования,   поскольку   списки   Рокича   им   в   социально­культурном   хронотипе   и   отличаются сформированы   характерной “аксиологической” приземленностью. Как известно, первый из этих   двух   списков   (А)   содержит   18   терминальных   ценностей.   То   есть ценностей   –   целей   жизнедеятельности.   Второй   список   (В)содержит   18 инструментальных   ценностей,   то   есть   ценностей­средств   для   достижения жизненных целей. Количественное описание ценностных ориентаций в данном исследовании осуществлялось также в идеологии Рокича, который предложил не сложную процедуру   –   ранжирование   ценностей   отдельно   для   каждого   списка   с запретом на связанные ранги (наиболее ценные R=18, наименее ценные R=1, то есть наименьшее возможное значение). Определенные таким образом рангами значения расширились как натуральные числа.  Для количественного описания связей между ценностными ориентациями и МК  ориентациями был введен специальный параметр – индекс ценностной близости (ИЦБ), определенный как коэффициент коррекции Пирсона между средними   ранговыми   значениями   ценностей   по   всей   выборке   и   средними ранговыми   значениями   ценностей   в   группах   предпочтения   некоторого медиаобъекта, либо индивидуальными ранговыми значениями ценностей ИЦБ, рассчитанных отдельно для терминального и инструментального списков. Эксперимент проводится среди студенток психологических факультетов педагогических   учебных   заведений   –   предельно   однородной   социальной группы. Среди множества типов СМСИ выделили исследование ТВ, радио, газет, журналов. МК­ориентиры студенток изучались на уровне аттитюдных номинальных предпочтений, медиальных ориентиров и жанрово­тематических ориентация в районе 4 видов СМИ. Таким   образом   цель   работы   –   установить   жанровые   связи   между ценностными ориентациями студенток московских педагогических учебных заведений и их МК – ориентациями.  В ходе реализации целей решались задачи:  1. Выявить ценностные ориентации испытуемых. 2. Выявить   МК­ориентации   для   указанной   социальной   группы, определив популярность а) различных видов медиатекстов для СМИ; в) различных видов медиатекстов для 4 видов СМИ; г) названий конкретных газет, журналов, телеканалов. 3. Для каждого из рассмотренных уровней МК­ориентаций определятся жанровые   связи   между   популярностью   медиаобъекта   и   индексом ценностной близости для соответствующей группы предпочтений. В   исследовании   использовались   батареи   из   двух   методик.  Специально составленная   анкета   из   11   вопросов,   которая   позволила   выявить   МК­ лориентации   на   двух   уровнях   и   методика   М. Рокича   “Ценностные ориентации”. Для обработки анкеты использовался частотный анализ объектов.  Результаты,   полученные   с   помощью   теста   М. Рокича   обрабатывались следующим образом. Сначала были определены ранговые значения каждого, ценности у каждого испытуемого. Затем были посчитаны средние ранговые значения.   Достоверность   полученных   результатов   определялась   методом статистического   вывода   на   основании   критериев   xy­квадрат   при   расчете популярности. В итоге были получены выводы:  На примере предельно однородной социально­демографической группы московских студентов психологических заведений исследователи попытались обнаружить   характерные   связи   между   ценностными   и   МК­ориентациями испытуемых. Выяснилось,  что   в  случае   популярных   медиаобъектов   любого   из   трех выделенных   уровней   МК­ориентаций   существует   эффект   ценностного сопряжения групп предпочтения, популярных медиаобъектов.  Выводы:  1. 2. Среди   студенток   психолого­педагогических   факультетов московских   педагогических   учебных   заведений   наиболее значимыми   из   списка   Рокича   оказались:   “любовь”,   “здоровье”, “хорошие и верные друзья”, “уверенность в себе”. Выявлены МК­ориентации студенток на медиальном уровне для пяти   видов   СМИ,   на   жанрово­тематическом   и   аттитюдном номинальных   уровнях   для   4­х   видов   СМИ.   Иерархия популярности  видов  СМИ такова:  ТВ,  журналы,  радио,  газеты. Наиболее популярными видами медиатекстов оказались: a. женские журналы, газеты, журналы о кино, ТВ, радио, журналы о семье,   домашнем   хозяйстве,   молодежные   издания,   газеты­ кроссворды, психолого­педагогические газеты. b. телетрансляции   художественных   фильмов,   юмористических передач, передачи о жизни молодежи. Зафиксированы   возрастные   изменения   в   МК­ориентациях.   В 3. случае медиальных ориентаций они статистически незначимы. Все   изменения   согласуются   с   зафиксированными   возрастными ценностями   сдвигами   в   сторону   усиления   значимости   ценности   семьи   и удаление от духовных ценностей. Данное исследование было проведено Барановой М.А. и Шариповым А.В. и   оно   еще   раз   подтверждает   то,   что   ценностные   ориентации   являются неотъемлемой частью структуры личности.  Исследования   ЦО   безусловно   связано   с   тем,   как   мы   понимаем   их психологическую   природу.   И   здесь,   не   смотря   на   различные   подходы понимания психологической природы ЦО, все исследователи признают, что особенности   содержания   и   структуры   ЦО   личности   обуславливают   ее направленность   и   определяют   позицию   человека   по   отношению   к   тем   или иным явлениям действительности. Также единодушно мнение ученых о том, что ЦО играют главную роль в регуляции социального поведения личности, включая диспозиции личности, ее установки, интересы, мотивы, влечения и, конечно, смысл бытия человека. 2.2. Исследование  ценностных ориентаций у учащихся старших классов. Нами   было   проведено   исследование   ценностных   ориентаций старшеклассников. Исследование проходило в несколько этапов: 1. 2. Теоретическое исследование. Исследование   ценностных   ориентаций   у   учащихся   10­х филологического   и   математического   классов   педагогического лицея при ОПУ №1 – лица женского пола. 3. Исследование ценностных ориентаций у учащихся групп 3 – 102 Омского колледжа транспортного строительства – лица женского пола. В исследовании приняли участие 78 человек: 36 девушек и 42 юноши. Для   осуществления   исследования   ценностных   ориентаций   у   учащихся старших классов были использованы методы:  1. Метод наблюдения. 2. Метод анкетирования “Исследование психологических особенностей ценностных   ориентаций   как   механизма   регуляции   поведения”   (см. приложение).  Методика предназначена для выявления психологических особенностей ЦО как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить   доминирующие   экзистенциональные   ценности   в   зависимости   от уровня   и   аспекта   регуляции,   степень   сформированности   ЦО   как психологического механизма. Для исследования были использованы анкеты, демонстративный плакат со шкалой оценок. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые   представлены   в   анкете.   Необходимо   было   оценить   степень   того, насколько для испытуемых важно, значимо то, о чем говорится в суждении. Общее количество суждений – 19, они разделены на блоки. Это повышает информативность   методики,   позволяет   более   дифференцированно   описать психологические особенности формирования ценностных ориентаций.  К первому блоку относятся суждения, характеризующие возможность и значимость профессии в жизнедеятельности человека, ­ это 1, 8, 15 суждения. Во второй блок входят суждения, характеризующие роль взаимоотношений со сверстниками,   ­   это   3,   10,   17   высказывания.   Суждения,   которые   вошли   в третий блок описывают окружение человека (обстановка в квартире, одежда, книги и так далее) – это 2, 9, 16 высказывания. В четвертый блок включены суждения, которые характеризуют образ “Я” ­ это 4, 5, 6, 11, 12, 13 суждения. И,   наконец,   в   пятый   блок   –   высказывания,   связанные   с   возможностью   и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности – это 7, 14, 18, 19 суждения. Каждое высказывание необходимо оценивать с учетом трех параметров: I. Насколько   активно   вы   добиваетесь   реализации   обозначенной   в суждении ценности. Как часто вы мечтаете о данном предмете, явлении. II. III. Насколько   для   вашей   будущей   жизни   важно,  значимо   то,  о   чем говориться в суждении. Рассмотрим   результаты,   полученные   в   ходе   исследования   ценностных ориентаций   у   учащихся   10­го   математического   и   10­го   филологического классов педагогического лицея при ОПУ №1, представленные в таблице 1. Данное исследование было проведено в январе­феврале 2000­го года. Таблица 1 Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек 10­го математического и 10­го филологического  классов педагогического Реальность лицея при ОПУ №1 Мечты  10 мат. 1. Любимый 10 фил. 1. Любимый 10 мат. 1. Хорошее 10 фил. 1. Верный, Необходимость  10 фил. 1. Верный, 10 мат. 1. Любимая человек человек взаимопо нимание с надежный , и интересна надежный , друзьями 2. 2. 2. преданны й друг 2. я работа 2. преданны й друг 2. Верный, надежный Хорошее взаимопо Верный, надежный Сделать для   себя Сделать для   себя Хорошее взаимоот , преданны нимание с друзьями , преданны й друг 3. Любимый человек й друг 3. Сделать 3. Авторите для   себя настояще   т и уважение го человека товарище й ношение с друзьями 3. Любимый человек настояще го человека 3. Любимая настояще го человека 3. Целеустр и интересна емленные ,   волевой я работа человек Три   параметра,   с   учетом   которых   необходимо   было   оценить высказывания, мы условно назвали 1) реальность, 2) мечты, 3) необходимость для будущей жизни. В   реальности   девушки   как   математического   так   и   филологического классов   на  первое   и  второе   место   ставят   ценности   “Любимый   человек”   и “Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание” соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10­го математического выбирают   ценность   “Сделать   из   себя   настоящего   человека”,   а   из   10­го филологического ­ “Авторитет и уважение товарищей”.  Таким   образом,   мы   еще   раз   убедились,   что   в   возрасте   15­17   лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время.  Во второй графе, названной “мечты” на первое место учащиеся обоих классов   ставят   ценность   “Верный,   надежный,   преданный   друг,   хорошее взаимоотношение с ним”. Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по­прежнему   “Верный,   надежный,   преданный   друг”,   а   у   филологического класса   ценность   “Сделать   из   себя   настоящего   человека”.   Третье   место   у девушек математического класса занимает ценность “Любимый человек”, а у девушек   филологического   класса   –   “Любимая   и   интересная   работа”. Следовательно,   девушки   филологического   класса   чаще   задумываются   о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни. И,   наконец,   третья   графа   “Необходимо   для   будущей   жизни”.   Здесь картина   изменится   коренным   образом.   Девушки   10­го   математического   на первое место ставят “Любимая и интересная работа”, тогда как девушки 10­ го   филологического   ведущей   ценностью   определяют   “Верный,   надежный, преданный   друг”.   На   втором   месте   у   филологического   класса   –   ценность “Сделать   из   себя   настоящего   человека”.   Математический   класс   на   второе место   поставил   “Хорошие   взаимоотношения   с   друзьями”.   И,   наконец,   на третьем   месте   ценность   “Целеустремленный,   волевой   человек”   ­   у   10­го математического   класса,   и   “Любимый   человек”   у   10­го   филологического класса. Можно   сделать   вывод,   что   девушки   10­го   математического   класса ведущими   выделяют   ценности   социальной   успешности     индивидуальной самореализации.   А   у   девушек   10­го   филологического   ведущими   являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья. Следующим   этапом   нашего   исследования   было   изучение   ценностных ориентаций   мужского   пола     ­   учащихся   Омского   колледжа   транспортного строительства.   Данное   исследование   было   проведено   в  декабре  2001  года. Рассмотрим   результаты,   полученные   в   ходе   исследования,   которые представлены в таблице 2. Таблица 2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей пола  ­ учащихся Омского колледжа транспортного строительства Реальность Мечты  1 Сделать из себя  настоящего человека 2 Верный, надежный и  преданный друг Любимая и  интересная робота Верный, надежный и преданный друг 3 Любимая и  интересная робота Сделать из себя  настоящего  человека Необходимость  Любимая и  интересная робота Дело, которое будет самым важным в  жизни Иметь средства для  развлечения В реальности юноши на первое место ставят ценности “Сделать из себя настоящего человека”; на втором месте – “Верный, надежный и преданный друг”, на третьем – “Любимая и интересная робота”. Уже в реальности юноши задумываются о своей будущей работе В графе мечты на первое место поднимается – “Любимая и интересная робота”, которая в реальности была на последнем месте. На втором месте по­ прежнему остается ценность   “Верный, надежный и преданный друг”. И на последнее место ставится ценность “Сделать из себя настоящего человека”, которая располагалась в реальности на первом. И, наконец, в графе “Необходимо для будущей жизни”, на первом месте ­ “Любимая   и   интересная   робота”,   на   втором   месте   “Дело,   которое   будет самым   важным   в   жизни”,   на   третье   место   юноши   определяют   ценность, которая раньше не была ими выделена: “Иметь средства для развлечения”. А   теперь   проведем   сравнительный   анализ   ценностных   ориентаций   у юношей   и   девушек.   Для   того,   чтобы   иметь   возможность   провести   результаты сравнительный   анализ   ценностей   выбранных   ребятами, исследования и девушек были систематизированы. Баллы, полученные каждой ценностью   в   10­м   математическом,   были   суммированы   с   баллами, полученными   ценностями   в   10­м   филологическом.   Результаты   были представлены в сравнительной таблице 3, которую мы сейчас рассмотрим. Таблица 3 Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и Реальность Мальчики девушек Мечты  Мальчики 1 Сделать из себя  настоящего человека 2 Верный, надежный и  преданный друг Любимая и  интересная робота Верный, надежный и преданный друг 3 Любимая и  интересная робота Девочки 1 Любимый человек 2 Авторитет и  уважение товарищей 3 Сделать из себя  настоящего человека Сделать из себя  настоящего  человека Девочки Верный, надежный и преданный друг Любимый человек Сделать из себя  настоящего  человека Необходимость  Мальчики Любимая и  интересная робота Дело, которое будет самым важным в  жизни Иметь средства для  развлечения Девочки Верный, надежный и преданный друг Любимая и  интересная робота Авторитет и  уважение товарищей В реальности у мальчиков на первом месте ценность “Сделать из себя настоящего человека”, у девочек же на первом месте – “Любимый человек”; на втором месте у юношей – “Верный, надежный и преданный друг”, тогда как у девочек – это “Авторитет и уважение товарищей”. Третье место у юношей занимает ценность “Любимая и интересная робота”, а у девушек – ценность “Сделать из себя настоящего человека”. В   мечтах   у   юношей   выходит   на   первое   место   ценность   “Любимая   и интересная   робота”,   хотя   в   реальности   она   занимала   последнее   место.   На втором   месте   у   юношей   по­прежнему   остается   “Верный,   надежный   и преданный друг”. У девушек эта ценность в мечтах стоит на первом месте, а второе   место   девушки   отдали  “Любимому   человеку”.   На   третьем   месте   у девушек и у юношей расположилась ценность “Сделать из себя настоящего человека”.   Ценности,   выбранные   и   юношами   и   девушками   носят   похожий характер, однако места занимают разные.  Существенные   изменения   в   предпочитаемых   ценностях   мы   можем проследить в графе “Необходимо для будущей жизни”.  Юноши   неизменно   ставят   на   первое   место   “Любимую   и   интересную работу”,   а   девушки   –   ценность   остается   “Верный,   надежный   и   преданный друг”. “Любимая  и  интересная  робота” занимает   у  девушек   второе  место. Юноши же на второе место ставят “Дело, которое будет самым важным в жизни”. И, наконец, на третьем месте “Иметь средства для развлечения” ­ у юношей и “Авторитет и уважение товарищей” ­ у девушек. Анализируя и сравнивая ценности в графах “Реальность” и “Необходимо для будущей жизни”, можно увидеть, что они заметно изменяются. То, что есть сейчас, в реальности не соответствует или частично соответствует тому, что нужно для будущей жизни. Это прослеживается как у юношей, так и у девушек.  Анализ ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами двух групп показывает,   что   можно   выделить   блок   повторяющихся,   неизменных ценностей.   Это   такие   ценности,   как:   “Любимая   и   интересная   работа”, “Сделать   из   себя   настоящего   человека”,   “Верный,   надежный   и   преданный друг”. Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки. В   нашей   работе   мы   использовали   типы   ценностей,   которые   были выделены   Н.А. Кириловой   в   работе   “Ценностные   ориентации   в   структуре интегральной индивидуальности старших школьников”. Это:  1. ценности индивидуального взаимопонимания; 2. ценности индивидуальной самореализации; 3. общечеловеческие ценности личного счастья; 4. ценности социальной успешности. Ценности,   представленные   в   анкете,   которая   была   использована   нами были   распределены   в   вышеуказанных   4­х   типах   ценностей   с   помощью экспертного   оценивания.   В   качестве   экспертов   выступала   студенческая группа, получающая психологическое образование, в количестве 33­х человек. Таким   образом,   из   проведенного   нами   исследования,   мы   сделали следующий   вывод:   ценностные   ориентации   учащихся   старших   классов различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными являются ценности   социальной   успешности,   а   для   девушек   –   ценности   социального взаимодействия.   Наличие   именно   этих   ценностей,   их   содержание обуславливает соответствующее поведение старшеклассников, регулируют их поведение. Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. Задачи решены. Результаты нашего исследования имели ярко выраженную практическую и   теоретическую   значимость,   так   как   они   были   использованы   в консультативной,   профилактической   работах   с   учащимися.   Полученные данные помогли учителям составить конкретную программу воспитательной работы   с   данными   классами   и   группой   психологов   разработать   комплекс мероприятий с конкретными учениками. Через консультацию было указано, на   какие   ценности   необходимо   обратить   особое   внимание.   С   учетом полученных   данных   будут   сформированы   не   только   ближайшие,   но   и отдаленные временные  перспективы  обучающихся,  так как  без  дальнейшей временной   перспективы   человек   больше   подвержен   влиянию   случайных факторов. Заключение Ценности   –   это   духовные   и   материальные   феномены,   имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью   и   основой   воспитания.   Жизненные   ценности   в   настоящее   время складываются     в   основном   стихийно.   Под   влиянием   самых   различных факторов. Ценностные   ориентации   представляют   собой   целостное,   структурно сложное,   личностное   образование,   характеризующееся   определенными закономерностями   взаимодействия   всех   его   психологических   компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе   формирования   ценностных   ориентаций.   Как   устойчивое самостоятельное   структурное   психологическое   образование   ценностные ориентации   могут   формироваться   лишь   на   довольно   позднем   этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном   этапе   формирования   личности   школьника,   появлении   таких психологических   структур,   которые   в   значительной   степени   способствуют становлению его мировоззрения. Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью  и, тем самым, в определенной мере   детерминируют   ее  поведение   (Б.С. Круглов,   В.А. Ядов  и  другие).  Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все   исследователи   признают,   что   особенности   строения   и   содержания ценностных   ориентаций   личности   обуславливают   ее   направленность   и определяют   позицию   человека   по   отношению   к   тем   или   иным   явлениям действительности. По результатам различных исследований можно сделать вывод о том, что такой важный элемент личностной структуры, как ценностные ориентации, полностью   сформирован   лишь   у   одной   трети   юношей   и   девушек.   У   24% учащихся ценностные ориентации  только начинают  формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство   Наличие   определенной   системы   ценностей   личности личности. представляется необходимым психологическим условием для формирования такого   важного   личностного   новообразования,   как   возникновение   зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся. Ценностные   ориентации   формируются   на   основе   высших   социальных потребностей   и   их   реализация   происходит   в   общесоциальных,   социально­ классовых   условиях   деятельности.   Они   являются   составными   элементами сознания, частью его структуры.  Несформированность   основного   механизма   выделения   ценностей   – препятствует   учащимся   осознанно   выбирать   и   иерархизировать   в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей.  Исследования ценностных ориентаций, связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу. В   проведенном   нами   исследовании   ценностных   ориентаций   у старшеклассников мы сделали следующие выводы:  .   Рассматривая   ценности,   наиболее   предпочитаемые   респондентами двух   групп,   можно   выделить   блок   повторяющихся,   неизменных ценностей. Это такие ценности, как “любимая и интересная работа”, “сделать   из   себя   настоящего   человека”,   “верный,   надежный   и преданный   друг”.   Данные   ценности   можно   отнести   к   базовым ценностям этой возрастной выборки. .   Ценностные   ориентации   учащихся   старших   классов   различны   в зависимости   от   пола.   Для   юношей   наиболее   важными   и регулирующими   являются   ценности   социальной   успешности   –   это “любимая и интересная работа”, “дело, которое будет самым важным в жизни”, “иметь средства для развлечений”. Для девушек значимыми являются ценности социального взаимодействия такие как “верный, надежный и преданный друг”, “авторитете и уважение товарищей”, “сделать из себя настоящего человека”. . В соответствии с принятыми подростками ценностями выстраивается их поведение, строятся их взаимоотношения с окружающим миром.  Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась, задачи решены.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018