Исследовательно – экспериментальный проект «Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел?» Для детей старшей группы
Оценка 4.8

Исследовательно – экспериментальный проект «Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел?» Для детей старшей группы

Оценка 4.8
docx
28.05.2021
Исследовательно – экспериментальный проект «Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел?» Для детей старшей группы
Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел.docx

муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 229» общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического

 и художественно-эстетического развития детей»

 

 

 

 

Исследовательно – экспериментальный проект

«Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел?»

Для детей старшей группы

 

 

 

 

 

Выполнила:

Муз. руководитель

высшей кв. категории

Легостаева Елена Викторовна

                                                                                

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

2020г.

Тип проекта:

По количеству участников – групповой

По направленности – исследовательно – экспериментальный, творческий, познавательный.

По длительности – среднесрочный.

Участники проекта:

дети старшей группы;

музыкальный руководитель;

родители;

воспитатели.

Срок проведения:  сентябрь – ноябрь 2020 года.

Актуальность

Музыкальные инструменты живут с человеком с глубокой древности до наших дней.

Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее.

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений. С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится  разбираться в  свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.

Задачи:

1.            создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности;

2.            Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников;

3.            развитие у детей умственных способностей;

4.            Развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение, обобщение;

5.            поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;

6.            расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

7.            Развивать наблюдательность, слуховое внимание и слуховую память.

Основные направления:

 1. Познание. Цель: создать условия для пробуждения в детях потребности познать принципы образования и улавливания разнообразных звуков.

 2. Художественное творчество. Цель: способствовать проявлению творческой активности детей, активизируя интерес к изготовлению музыкальных инструментов; помочь детям ощутить радость творчества.

3. Музыка. Цель: развивать навыки творческого музицирования, развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве.

Продукт совместной деятельности:  

Мини-выставка детских музыкальных инструментов

Ожидаемые результаты

Дети

Ожидаемые результаты

Дети:

·              формирование у детей заинтересованного отношения к опытно-экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;

·              развитие познавательной активности в процессе анализа различных звуков;

·              развитие музыкально - творческих способностей.

Родители:

·              вовлечение родителей в педагогический процесс, посредством приобщения их к опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;

·              сближение с детьми и педагогами в процессе проведения опытов и экспериментов, элементарного музицирования;

·              участие в выставке музыкальных и шумовых инструментов.

                Воспитатели:

·              повышение профессиональной компетентности в области опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;

·              укрепление отношений с родителями, как с участниками педагогического процесса;

·              проявление творческой индивидуальности в музыкально-педагогической  деятельности ДОУ;

Этапы реализации проекта:

1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы

·        Создание мотивации

·        Формулирование проблемы

·        Работа с источниками информации (литературой, Интернет – ресурсами и т. д.).

·        Создание ресурсной базы  для реализации проекта:

- создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий

2-ой этап: организация работы над проектом

1.  Совместная деятельность педагога с детьми

 - наблюдение:

 - беседы;

- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха;

 - опытническая деятельность:

·              опыт «Музыка или шум?»

·              опыт «Почему все звучит?»

·              опыт «Откуда берется голос?»

·              опыт «Как распространяется звук»

·              опыт «Как сделать звук громче?»

- непосредственная  образовательная  деятельность 

Темы:

1. Звук – знакомый незнакомец.

2. Откуда берется звук?

3. Звуки музыкальные и шумовые.

4. Музыка вокруг нас.

2.  Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

- Консультативный материал

3. Работа  с  воспитателями ДОУ

-Практическая консультация.

-Презентация.

3-ый этап: презентация продукта деятельности

        

Перспективный план

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Сентября 

Подбор методической литературы, изучение материалов интернет - ресурсов  по теме проекта.

Сбор  бросового  материала  для  изготовления  музыкальных  инструментов.

Создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий.

Работа с детьми  на  музыкальных занятиях:

Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь;

Знакомство с музыкальными инструментами (презентация)

Оформление музыкального уголка.

Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов «Идем на концерт».

Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

- Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах.

 - Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты: «Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты»,

Работа с родителями:

Помощь в организации предметно-музыкальной среды.

Дидактическая игра «Что звучит?»

Просмотр презентаций: «Струнные музыкальные инструменты»

Работа с родителями: Консультация для родителей с рекомендациями «Изготовление самодельных шумовых инструментов».

Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители, дети

Октябрь

Просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло или в оркестре.

Просмотр  презентации: «Медные духовые инструменты»,

Дидактическая игра «Музыка или шум?»

Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

Беседа с детьми о профессии музыканта.

Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах.

Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты: «Гусли - самогуды», «Садко. Просмотр  презентации: «Деревянные  духовые инструменты»,

Образовательная деятельность

«Наш оркестр».

Опытническая деятельность

«Звуки разные нужны, звуки разные важны»:

Почему все звучит?» (колебание предметов);

«Где живет эхо?», цель: подвести к понятию возникновения эха;

«Почему Мишутка пищал?

«Как сделать звук громче?», цель: выявить причину усиления звука.

Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители, дети

Ноябрь

Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах.

Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты: «Городок в табакерке»

Дидактическая игра «Свойства шумов»

Просмотр слайд - презентаций: «В стране ударных инструментов»,

Консультация для родителей «Охраняйте голос вашего ребёнка» Презентация коллекции детских музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители, дети

Результаты проекта

В процессе экспериментальной деятельности, творчества у дошкольников повышается уровень развития музыкальных способностей, интерес к миру звуков — в том числе и прикладной.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что развитие экспериментирования со звуковым материалом у детей в дошкольном учреждении имеет важнейшее значение для познавательного, музыкального и творческого развития детей, а также поможет заложить фундамент умственного развития дошкольника и гармонично-развитой личности в нашем обществе в будущем.

1.                   Воспитанники:

• Воспитанники увлеченно слушают классическую музыку: умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• Содержательно высказываются об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнился новыми словами.

• Находят яркие тембровые краски, при помощи музыкальных инструментов делают оркестровку.

• Различают на слух и дают название музыкальных инструментов, произведений и авторов музыки.

• Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

• Различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать.

2.                   Родители: 

• Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.

 • Принимали участие в изготовлении детских шумовых инструментов.

• Повышают общую и музыкальную культуру.

• Слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта. 

Продолжать знакомить воспитанников с музыкальными инструментами - их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения, способствуя воспитанию интереса и любви к музыке.

Сделать подборку сказок, рассказов о музыке и музыкантах. Все это поможет воспитывать внимательного слушателя, развивать эмоциональную сферу ребенка, способствовать бережному отношению его к музыкальным инструментам.

Работать над формированием духовно - нравственного воспитания, способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Поддержание заинтересованного отношения к участию в опытно – экспериментальной деятельности по музыкально – эстетическому воспитанию у всех участников проекта;

Разработка новых программ по теме «Музыкальные инструменты своими руками» с целью обогащения музыкальных центров и проведения исследований в группах ДОУ.

    


 

Новосибирска «Детский сад № 229» общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей»

Новосибирска «Детский сад № 229» общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей»

Тип проекта: По количеству участников – групповой

Тип проекта: По количеству участников – групповой

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды

Развивать наблюдательность, слуховое внимание и слуховую память

Развивать наблюдательность, слуховое внимание и слуховую память

ДОУ; Этапы реализации проекта: 1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы ·

ДОУ; Этапы реализации проекта: 1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы ·

Звук – знакомый незнакомец. 2

Звук – знакомый незнакомец. 2

Идем на концерт». Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе) -

Идем на концерт». Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе) -

Просмотр презентации: «Медные духовые инструменты»,

Просмотр презентации: «Медные духовые инструменты»,

Ноябрь Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах

Ноябрь Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах

Находят яркие тембровые краски, при помощи музыкальных инструментов делают оркестровку

Находят яркие тембровые краски, при помощи музыкальных инструментов делают оркестровку

Поддержание заинтересованного отношения к участию в опытно – экспериментальной деятельности по музыкально – эстетическому воспитанию у всех участников проекта;

Поддержание заинтересованного отношения к участию в опытно – экспериментальной деятельности по музыкально – эстетическому воспитанию у всех участников проекта;

Исследовательно – экспериментальный проект «Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел?» Для детей старшей группы

Исследовательно – экспериментальный проект «Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел?» Для детей старшей группы

Исследовательно – экспериментальный проект «Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел?» Для детей старшей группы

Исследовательно – экспериментальный проект «Музыкальная лаборатория или откуда звук пришел?» Для детей старшей группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021