Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы
Оценка 4.9

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы

Оценка 4.9
docx
31.10.2022
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы.docx

Исследовательская деятельность обучающихся  на уроках литературы

j0345357Учебное исследование можно проводить  во время уроков и во внеучебное время. Для проведения исследования на уроке необходима большая подготовка.

«Бывают уроки, на которых большинство не трудится, а отсиживается. Но как быть если на уроке не то, что трудиться – спать хочется. Мне кажется, что урок литературы должен быть как маленький спектакль, в котором все ребята  - актеры, а учитель – режиссер». «Нельзя ограничиваться примерами из литературы, из жизни, надо сделать так, чтобы на уроке все трудились… Иногда учитель, чтобы упростить дело, дает ученикам готовый материал и прививает тем самым неумение и нежелание думать, привычку получать все «на блюдечке с голубой каемочкой».

Анализ мнений обучающихся об уроках литературы убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что из круга предписанных действий ведет в область самостоятельных поисков  и открытий. Эта направленность может проявиться прежде всего в учебном исследовании.

j0234104Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у греческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «Исследуем!» определило подход философа  к изучению действительности. Ученый стремился пробудить в людях жажду свободного нескованного традициями познания и указать к нему дорогу, учил смело и самостоятельно мыслить, считаясь не с расхожими мнениями, не с догмами, принятыми на веру, а теми данными, которые открывала само исследование в процессе его разворота.

С тех пор каждый новый виток спирали в движении дидактики и частных методик неизбежно возвращает нас к истоку – к идее связи между исследовательской направленностью человеческого мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца.

j0350114В преподавании литературы необходимо пробуждать дух исследования, опираясь на специфику словесного искусства и его восприятия. «Книги имеют свою судьбу в головах читателя»,  книги живут и обновляются в читательском сознании, в них открываются новые грани, новые связи с действительностью; их содержание и значение не могут быть сведены даже к самым глубоким истолкованиям: нечто непознанное, неожиданное всегда остается в них. Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания бывает внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то незамеченное прежде. Притом их наблюдения и суждения не только полезны для них самих, но и имеют определенную общественную значимость. И школьникам полезно представлять себе, что их читательский труд и учебная деятельность – пусть самая скромная, но необходимая часть литературной жизни. Это повышает ответственность их за результаты изучения литературы, за свое собственное литературное развитие. И самое существенное, что вносит учебное исследование в процесс преподавания литературы – это помощь в формировании самосознания школьников, в преодолении отчужденной «школярской» позиции, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой  работе на уроке литературы.

Приведу примеры организации учебного исследования на уроке литературы. Во время изучения повести М.Булгакова «Собачье сердце» мы не обходим стороной стилистические детали, а вот поговорить о роли музыкальной детали забываем. Все детали у писателя дают возможность неоднозначного их толкования: есть первый смысл, доступный практически любому читателю, но за ним обязательно скрывается второй, а, может быть, и третий. Могут ли девятиклассники самостоятельно обнаружить это качество художественной детали? Практика показала, что могут. Вот отрывки из работ школьников. «Профессор Преображенский во время приема пациентов напевает «От Севильи до Гранады…» Как выяснилось, это серенада Дон Жуана, музыка П.И. Чайковского, на слова А.К. Толстого. Я думаю, что Булгаков, включая серенаду в названный эпизод, намекает читателю на то, что пациенты профессора – любители любовных приключений, современные Дон Жуаны. Но в музыкальном произведении образ героя яркий, мужественный, романтический, а в современной жизни образ Дон Жуана пошлый, отвратительный. Писатель показывает пошляков и развратников, готовых платить за возвращение молодости любые деньги. Вместо шпаги и плаща у героев «кремовые кальсоны», пахнущие духами. Булгаков,  используя музыкальный фрагмент, придает сцене еще больший комический эффект, что помогает понять отношение автора к происходящему».

В повести»Собачье сердце» обнаруживается соседство разных музыкальных пластов: это и высокая классическая музыка, и музыка народная  - не просто народная, а бытовая, затасканная, утратившая первоначальную свежесть и чистоту, а вместе с ними и силу эмоционального воздействия на душу человека.

Каждому из учащихся было дано домашнее задание – прослушать музыкальные произведения, сопоставить их с текстом повести и ответить на вопрос, с какой целью Булгаков вводит их в повествование.

Изображение 102Проделанная учащимися исследовательская работа помогла приблизиться к постижению авторской позиции. Ребята осознали важность детали в произведении.

Следующий пример. Было дано задание посмотреть отрывок из к/ф режиссера В. Бортко «Собачье сердце»  - эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича и сравнить образ Шарикова, созданный актером и режиссером фильма, с булгаковским описанием. Ребята любят смотреть кино и в этот раз они смотрели не ради развлечения, а с конкретной целью: таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть? Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма? Мои ученики отметили, что внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но при этом высказали и «претензии» к трактовке образа:

«Фильм не цветной, может быть автор решил сделать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова»

«В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и дерзко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке»

«Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все очень серьезно. Мне трудно предположить, почему так»

j0346763Согласитесь, «претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки режиссера с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем не достает булгаковской иронии, юмора, сарказма – оттенков смысла. Результат исследовательского задания ярко показал, насколько усвоен учениками язык Булгакова, насколько они научились осознавать важность детали.

Учебное исследование способно осветлить атмосферу урока, воздействовать на все стороны и приемы преподавания. Конечно, исследовательский метод никогда не отменит и не заменит иных учебных методов, но стать перспективой, ориентиром на учебном пути – может. Исключительную важность при этом приобретает одно условие: не преувеличивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности.

 

 

 

 

 

 


 

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках литературы

Дон Жуана пошлый, отвратительный

Дон Жуана пошлый, отвратительный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022