Управление образования и молодежной политики Администрации Краснобаковского района
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Центр детского творчества
р.п.Красные Баки Нижегородской области
Принята на Педсовете Утверждаю
«___» _____________20 г Директор __________А.А.Киселев
Протокол №___ «____» ______________20 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный скульптор»
Возраст учащихся: с 6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Карасева Светлана Викторовна,
педагог дополнительного образования
Р.п.Красные Баки
2022 год
Оглавление:
1. Тезаурус
2. Типология программы.
3. Структура образовательной программы.
3.1. Целевой раздел образовательной программы.
3.1.1. Пояснительная записка
3.1.2. Планируемые результаты реализации образовательной программы.
3.1.3. Система оценки качества реализации образовательной программы.
3.2. Содержательный раздел образовательной программы
3.3. Организационный раздел образовательной программы
3.3.1. Характеристика форм обучения
3.3.2. Методическое обеспечение программы
Учебный план
Календарный учебный график
Оценочные материалы
Список литературы
1. Тезаурус
Дополнительное образование (ДО) – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14).
Организация дополнительного образования (ОДО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23,п 3.1).
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание. Планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации. Который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9).
Образовательная программа (ОО ДО) – образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного образования (273-ФЗ, на основе гл. 2, ст. 12, п. 5).
Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и , если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 22).
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 23).
Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 25).
Календарный учебный график – документ, регламентирующий общие требования к организации образовательного процесса в учебном году (продолжительность учебного года, каникулярного времени и летнего оздоровительного периода (при необходимости), режим работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.).
2. Типология программы.
Программа «Юный скульптор» является:
по виду: дополнительной общеразвивающей программой;
по содержанию: художественной направленности.
3. Структура программы.
3.1. Целевой раздел образовательной программы.
3.1.1.Пояснительная записка
В дошкольные годы у ребёнка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.
Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Работа с бумагой, природным материалом и солёным тестом, в разных техниках развивает умственные способности детей, расширяет их художественный кругозор, формирует нравственные представления, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывает любовь к труду.
Открытие в себе индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими.
Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры. Многие учёные указывают на важность развития мелкой моторики, которая находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кропотливый труд по развитию мелкой моторики и координации движений можно превратить в забавную игру и даже сказку.
Программа «Юный скульптор» заключается в воспитании пространственного видения разнообразных форм, предметов. Знания и навыки, получаемые учащимися в результате обучения, необходимы для умения передавать форму, обрести опыт пластического чутья.
Программа «Юный скульптор» художественной направленности, и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству.
Данная программа соответствует закону Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» и направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• формирование общей культуры учащихся;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований
Актуальность программы состоит в том, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитию «ручной умелости» для поступления ребёнка в школу способствуют занятия оригами и лепкой.
Работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений.
Новизна программы состоит в том, что за основу взята новая технология изготовления лепных изделий с дополнительным освоением техник декоративно-прикладного искусства. Такое сочетание способствует более углубленному овладению навыкам художественного мастерства у подрастающего поколения, развитию мотивации к познанию и становлению личности через творческое самовыражение. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию.
Педагогическая целесообразность
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли.
Отличительной особенностью данной программы является ее вариативность. Программа предполагает формирование у учащихся умений и навыков от изучения простого материала к более сложному, от упражнений и игровых ситуаций к творческим заданиям. Все разделы программы предусматривают не только усвоение материала, но и формирование практического опыта и способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать самостоятельные работы. В программе «красной чертой» проходит тема познания окружающего мира, а также бережное отношение к природе и животным.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Цель программы: обучение детей различным видам техники скульптуры.
Задачи программы:
Воспитательные:
· воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
· формировать нравственные основы личности, гуманистическое отношение к окружающему миру;
· формировать потребность личности в непрерывном самосовершенствовании;
· формировать дружный, творчески сплочённый коллектив;
· привить любовь к труду и уважение к людям труда.
Развивающие:
· развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук;
· развивать образное и логическое мышление, художественный вкус учащихся;
· развивать познавательный интерес учащихся.
Обучающие:
· дать знания об основных техниках лепки объёмных образов человека, растений и животных;
· Обучать различным приемам работы с бумагой в технике оригами;
· обучить основам композиции и колористики и применению их в самостоятельных творческих работах;
· научить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами;
· сформировать умения работать в различных техниках лепки;
· расширить знания детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира.
Работа данной программы направлена на всестороннее развитие личности ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Продолжительность реализации программы 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получат знания, навыки по изучаемым темам.
Формы и режим занятий.
Почти все занятия строятся плану: на каждом занятии используются стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, сведения о предполагаемом предмете изготовления.
Подготовка к занятию:
Повторения пройденного материала;
Повторения названия базовой формы;
Повторения правил пользование ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введения в новую тему;
Стихи,загадки, беседы с детьми, рассказы воспитателя;
Показ образца;
Рассматривание образца, анализ;
Повторение правил складывания.
Практическая часть:
Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их задача — не только привлечь детей к новому виду деятельности — изготовлению фигурок из бумаги и соленого теста, но и уточнить знание ими геометрических фигур.
Показ воспитателем процесса изготовления поделки ;
Этапы работы (расшифровка схемы «Что здесь делаю);
Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
Оформление игрушки, приклеивание на фон или в композицию;
Анализ работы ;
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается
Овладение детьми:
Следовать устным инструкциям; Научится разным приемам работы с бумагой;
Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и тестопластики;
Соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем месте.
Формы аттестации
Проверка результатов обучения носит текущий и итоговый характер. На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы учащихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме с проведением анализа и исправлением допущенных ошибок, обращая особое внимание на способности учащихся самостоятельно добавлять детали декорирования к своим работам. Выполненные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.
Проверкой результатов обучения являются:
· Выставка и обсуждение выполненных работ после изучения каждого раздела;
· Промежуточная аттестация в конце каждого полугодия;
· Итоговая аттестация в конце каждого года;
· Отчётная выставка творческих работ учащихся в конце учебного года;
· Итоговая выставка по завершении всей образовательной программы.
3.2. Содержательный раздел образовательной программы
Учебный план
1 года обучения
№ |
Тема занятия |
Всего |
теория |
практика |
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Изготовление автомобиля в технике оригами |
1 |
1 |
- |
2. |
Собираем урожай. Яблоки в технике оригами Лепка фруктов Морковка в технике оригами Лека овощей Кукуруза в технике оригами Лепка горошка Подсолнух в технике оригами Лепка подсолнуха |
6 |
2 |
4 |
3. |
Прогулка в осенний лес. Девочка и мальчик в технике оригами Лепка корзины с грибами Деревья в технике оригами Лепка деревьев Грибы в технике оригами Лепка мухомора |
6
|
2
|
4
|
4. |
Изучаем насекомых. Бабочка в технике оригами Лепка бабочки Божья коровка в технике оригами Лепка божьей коровки Пчела в технике оригами Лепка стрекозы |
6
|
2
|
4
|
5. |
Морское путешествие Кит в технике оригами Лепка кита Рыбы в технике оригами Лепка рыбы Краб в технике оригами Лепка краба Веселые лягушата в технике оригами Лепка лягушки |
8
|
2
|
6
|
6. |
Подарок ко дню матери Открытка в технике оригами Лепка подарочного сувенира |
2
|
0,5
|
1,5
|
7. |
Домашние животные. Кошка с котятами в технике оригами Лепка кошки Коровка в технике оригами Лека коровки Щенок в технике оригами Лепка собаки Лошадка в технике оригами Лепка лошадки Курочка с цыплятами в технике оригами Лепка петушка |
12 |
4 |
8 |
8. |
Зимующие птицы. Синица в технике оригами Лепка снегиря |
2 |
0,5 |
1,5 |
9. |
Новый год у ворот. Снеговики в технике оригами Лепка снеговика Елочка в технике оригами Лепка новогодней елочки Дед мороз в технике оригами Лепка деда мороза |
6 |
2 |
4 |
10. |
Путешествие в Антарктиду. Пингвин в технике оригами Лепка пингвина |
2 |
1 |
1 |
11. |
Дикие животные. Лиса в технике оригами Лепка лисы Заяц в технике оригами Лепка зайца Тигр в технике оригами Лепка тигра Медведь в технике оригами Лепка медведя Жираф в технике оригами Лепка жирафа Белка в технике оригами Лепка белочки Сова в технике оригами Лепка совы |
12 |
2 |
10 |
12. |
Подарочные сувениры Подарок к 23 февраля. Открытка к 8 марта. Тюльпаны в технике оригами |
4 |
1 |
3 |
13. |
Весна пришла Грач в технике оригами Лепка грача Подснежник в технике оригами Лепка подснежника
|
4 |
1 |
3 |
14. |
Итоговая аттестация. Выставка |
1 |
- |
1 |
|
ИТОГО: |
72 |
21 |
51 |
Содержание учебно-тематического плана
1 года обучения
Тема1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Изготовление автомобиля в технике оригами.
Тема 2. Собираем урожай.
Теория:
Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
Развивать творческое воображение, ориентир на плоскости, внимание, память
Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями(стеки, ножницы, клей и т.д.).
Изучение способов обработки соленого теста, способов сборки изделий в технике оригами.
Изучение принципов изготовления деталей с применением стек, подручных средств.
Практическая работа:
Приготовление соленого теста, окрашивание, сушка.
Лепка деталей (шар, капелька, жгут, колбаска. Изготовление изделия в технике оригами.
Тема 3. Прогулка в осенний лес.
Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).
Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. Развитие внимания, памяти, ориентир на плоскости.
Тема 4. Изучаем насекомых.
закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера;
упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность
Тема 5. Морское путешествие
Формировать умения создания фигур в технике оригами.
Развивать мелкую моторику
ребенка.
умение красиво, аккуратно складывать фигуру.развивать воображение
Тема 6. Подарок ко дню матери
Расширять умение детей создавать композицию, применяя полученные раннее навыки. Упражнять в вырезании круглых частей из бумаги, квадратов одинакового размера; закреплять умение складывать лист бумаги в определенном направлении, компоновать изображение на листе.
Развивать эстетическое восприятие, воображение и творчество, умение использовать усвоенные ранее приёмы оригами, аппликации.
Тема 7. Домашние животные.
развивать мелкую моторику рук.
Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
Тема 8. Зимующие птицы.
Познакомить детей с простейшей формой изготовления птицы, из базовой формы квадрат, умение правильно складывать и разглаживать линии.
Тема 9. Новый год у ворот.
Предложить детям изготовить поздравительную открытку для родителей, используя умение делать снежинки, елки, веточки, ёлочные игрушки. Продолжать учить составлять композиции
Тема 10. Путешествие в Антарктиду.
Обучить детей складывать пингвина из прямоугольного листа бумаги;закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы;
воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге
Тема 11. Дикие животные.
Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»);
упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении животных; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность
Тема 12. Подарочные сувениры
· Сделать с детьми открытку в подарок папе и маме. Учить изготовлять поделки из бумаги своими руками. Развивать мелкую моторику, внимание, творческий потенциал и фантазию ребенка. Совершенствовать навыки и умение работы с оригами.
Тема 13. Весна пришла
Вспомнить способы складывания базовой формы «книжка», «Треугольник». На её основе научить изготавливать простую форму цветка, Закрепить прием вытягивания, для придания объёма фигурке.
Тема 14. Итоговая аттестация. Выставка.
Оформление выставки лучших работ за период обучения.
Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников.
3.3.2.Методическое обеспечение программы
1 год обучения
№ |
Тема занятий |
Форма занятий |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал. Техническое оснащение |
Форма подведения итогов по теме |
1. |
Вводное занятие |
Беседа |
Репродуктивный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Беседа, Игровая программа |
2. |
Собираем урожай |
Беседа, наблюдение, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
3. |
Прогулка в осенний лес |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
4. |
Изучаем насекомых |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
5. |
Морское путешествие |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
6. |
Подарок ко дню матери |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
7. |
Зимующие птицы |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
8. |
Новый год у ворот |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
9. |
Домашние животные |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
10. |
Подарочные сувениры |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
11. |
Путешествие в Антарктиду |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
12. |
Дикие животные |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
13. |
Весна пришла |
Беседа, практическое занятие |
Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы, карточки, |
Игровая программа |
14. |
Итоговая аттестация. |
Теоретическое и практическое занятие |
Поисковый, эвристический |
Инструменты, прикладные, подсобные материалы |
творческое задание, выставка |
Список литературы
1. Волшебная глина Н. Н. Алексахин
2. «Пластилиновые фигурки животных» - М.: Эксмо; Донецк, СКИФ, 2008 г.
3. Е.С. Рубцова «Красивые фигурки из солёного теста» - Ростов-на-Дону: Владис, 2010 г.
4. А.А. Пицык «Игрушки из солёного теста» - М.: ОООДТ «Издательство Мир книги», 2010 г.
5. «Солёное тесто» (золотая коллекция увлечений) – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2014 г.
6. Ю.А. Майорова «Поделки из солёного теста и пластилина» - М.: ООО «Издательство «Доброе слово», Нижний Новгород, 2011 г.
7. Лючия Пацци «Лепим из солёного теста: забавные фигурки и оригинальные композиции»/пер. с итал. – М.: Издательская группа «Континент», 2012 г.
1. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / З.А. Богатеева.– М.: Просвещение, 1992.
2. Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
3. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. / Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ // О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
4. Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.
5. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
6. Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
7. Сухаревская, О.Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.
Интернет – ресурсы:
1. Галерея оригами: http://www.w3d.ru/gal_orig.htm
2. Журнал «Оригами» (1996-1998): http://www.aha.ru/-origami
3. «Путь оригами»: http://www.origami-do.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.