Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"
Оценка 4.8

Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история +1
10 кл—11 кл +1
16.12.2023
Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"
Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе подвигов лежат священные для каждого человека понятия: Родина, дружба, воинский долг. Герои Афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами. Они такие же, как все солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты.
Бобов В.Ю. Исслед.работа С.Каменский. Судьба, протараненная войной.docx

МОУ «Меловская основная общеобразовательная школа»

Ракитянский район Белгородская область

 

 Исследовательская краеведческая работа

 

 

 

Тема работы

 

 

«Сергей Каменский: Судьба, протараненная войной».

Подготовил:

Бобов Вадим Юрьевич

2010 год рождения

Учащийся  7 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Меловская основная общеобразовательная школа»

309314, Белгородская обл. Ракитянский р-н,  с. Меловое, ул. Мосеевка, дом 7

Руководитель:

Воронкина Валентина Петровна

Учитель истории и обществознания

                                                         Муниципальное

                                                         общеобразовательное учреждения

                                                     «Меловская

                                                        основная общеобразовательная школа»

                                                         Ракитянского района

                                                         Белгородской области,

                                                         309314, с.Меловое, ул.Центральная , 33

        [email protected]

                                                            84724551134

 

 

 

 

 

 

Меловое,  2023

 

 

Оглавление.

Введение.                                                                                                      3

 

Основная часть.                                                                                      5 - 11

 

1.     Афганистан – боль и скорбь необъявленной войны.                             5

 

2.     Сергей Каменский, страницы жизни…                                                   7

 

 

3.     Воспоминания…                                                                                       8

 

Заключение. Навеки в памяти людской.                                                   12

 

Библиографический список.                                                                       13

 

Приложение.                                                                                                14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема моей краеведческой исследовательской работы: «Сергей Каменский: Судьба, протараненная войной».

Задача работы

– внести свой вклад в привлечение внимания к проблеме сохранения исторической памяти народа;

 - в приобщении нас, школьников к истории и культуре края;

 - формирование чувств патриотизма и национальной гордости.

Новизна моей работы – в выборе вида исследований работы – проблемно-реферативного, который предполагает сопоставление данных разных источников, на их основе – собственная трактовка поставленной проблемы.

Объектом моего изучения является Сергей Каменский, воин –интернационалист, погибший в Афганистане, уроженец села Мелового Ракитянского района.

Методом исследования я выбрала планомерный и систематический сбор информации, основанный на реальных фактах: Воспоминания матери С.Каменского, воспоминания жителей села Мелового, статьи из газеты «Наша жизнь» , документы…

Средства исследования: - изучение биографии С.Каменского,

 - изучение воспоминаний матери погибшего героя,

 - изучение воспоминаний жителей села Мелового, учителей школы, в которой  учился С.Каменский,

 - изучение материалов газеты «Наша жизнь»,

 - анализ газетных статей,

- изучение фотоматериалов,

 - анализ документов…(Постановление главы местного самоуправления Ракитянского района Белгородской области от 6 декабря 2005 года №704 Никанорова Н.М. О районной программе «Сооружение бюстов, скульптурных композиций и мемориальных досок в Ракитянском районе в 2005- 2008гг.»)

Актуальность моей работы в том, что она имеет прежде всего краеведческий характер.

Тема войны (в данном случае Афганской), судьбы нашего земляка, бывшего ученика Меловской школы, является частью одного из направлений Всероссийского туристско – краеведческого движения «Отечество», - «исторического наследия», которое дает толчок дальнейшему развитию поисковой работы на территории села, района, области. Также эта тема формирует чувства патриотизма и национальной гордости.

В настоящее время возникла крайне актуальная проблема создания условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Исследовательская деятельность учащихся является одним из методов, способствующих всему этому.

 

Основная часть.

1.     Афганистан – боль и скорбь необъявленной войны.

        Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе подвигов лежат священные для каждого человека понятия: Родина, дружба, воинский долг. Герои Афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами. Они такие же, как все солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты.

          О, сколько было подвигов на свете.

          Они уже в преданья отошли.

         Из уст в уста их повторяют дети

         На всех материках большой земли.

         Но из всего того, о чем мы слышим

         И из того, что мы вершим пока,

         Солдатский подвиг я считаю высшим

          И самым бескорыстным на века.

          1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение всего 1979 года получало решительные отказ, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы. И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Необходимо помнить, что это было время, "холодной войны", время жестокого противостояния двух систем.

Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять "интернациональный долг". Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.

     1989 – год, когда последний советский солдат покинул Афганистан, ставший неоднозначным символом для нашей страны: мужества и отваги воинов- интернационалистов, горя и слез в семьях погибших и искалеченных войной.

    Выполняя присягу и воинский долг, солдаты – ракитянцы проявили стойкость духа, храбрость и верность Отечеству. Из 66 воинов- афганцев 16 награждены орденами и медалями.

 

2.     Сергей Каменский, страницы жизни…

         В Меловской восьмилетней школе с 1971 по 1979 год учился герой Афганской войны Каменский Сергей, вполне обыкновенный паренек - веселый и отзывчивый, честный и принципиальный. Он родился 29 ноября 1963 года. На действительную военную службу Сергей был призван 2 апреля 1982 года. 30 августа 1982года батальон, в составе которого действовал гвардии рядовой Каменский, выполнял боевую задачу по обеспечению беспрепятственного продвижения автоколонны. В районе населенного пункта Герат колонна была обстреляна противником.  Расчет Каменского привел свой миномет к бою и открыл ответный огонь. Давление нападающих усилилось, но Сергей Каменский не ушел в укрытие, продолжая вести прицельный бой.

         Разорвавшейся гранатой он был смертельно ранен и умер на поле боя.

         За мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга,  указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1982года посмертно награжден орденом «Красной звезды». 

Мы верим: ты в последнем том походе

Пошел под пули, чтоб солдат-товарищей спасти.

Вернуть - нельзя, забыть - невозможно.

И светлой памяти достоин ты.

                  Светлая память всем тем,

                  Кто не вернулся с войны,

                 Кто стал частичкой тишины,

                 Кто лег в горах и не проснулся от необъявленной войны.

 Что теперь с нами стало, как Россия устала.

 И какая еще ждет Россию война?

 Нам не хочется крови и не надо нам славы,

 Нас так мало осталось, а Россия одна...

3.     Воспоминания…

Мама - Мария Арсентьевна Каменская

          Не дай Бог кому такого сыночка потерять,- начала рассказ Серёжина мама. Рос он очень послушным. Не пил, не курил, не сквернословил. После восьмого класса два года вместо отца телят пас, а зимой - почту развозил. Меня на работу не пускал. Говорит: «Мама, я тебя прошу, не ходи на работу, я за тебя пойду». Я - ему: «Сыночек, пойду свеклу пополю, хоть мешочек сахарку заработаю». « Нет,- отвечает, - я сам заработаю, куплю тебе сахар, посиди дома ».

Бывало, детей кормишь, пятеро их у меня - две дочери и три сына: Виктор, Михаил и Серёжа- поделишь всем поровну. Если его нет, оставлю ему. А он не станет без меня кушать, скажет: « Давай на двоих поделим, ты же не ела, всё нам поделила». Летом встаю часа в четыре. Печку протоплю, хлебушка испеку. Всем троим в поле сумки с обедом соберу: яичек положу, стаканчик маслица, сбитого с вечера, молочка, вареньица. А хлебушек горячий, с корочкой, как они любят. Пекла хлеб на больших дубовых листьях, специально деток в лес за ними посылала.

Вернёшься ,бывало, с поля домой, а в доме порядок- девки всё и уберут и постирают на речке, и коров подоят. У нас две коровы было. Серёжа воды наносит, дров наколет, у загнетки их сложит. А когда в школе Серёжа учился, пока всё после уроков со своим другом Пашей Дмитриевым не переделают вначале у нас, потом у них - гулять не идут. Соседи нарадоваться не могли, как тебе мол, Маня, удалось так их воспитать, деток своих?

Когда Серёже было годика три, очень сильно заболела моя свекровь - его бабушка. Слегла и всё уже, не ходила. Я - во двор по хозяйству, накажу ему бабушку у кровати стеречь, чтобы не упала, а если начнёт ворочаться, меня позвать. Сколько буду во дворе, он от бабушки не отходил.

Друзей у него было много. И с мальчишками, и с девчонками дружил. А вот Серёжа на фотографии,- продолжила баба Маня свой рассказ, - с Таней - встречались в школе. Потом она в Донецк уехала. А как в Белгород поехал на шофёра учиться, так здесь с молодой учительницей познакомился, она в нашу школу из Подмосковья приехала учительствовать. Когда Серёженьки не стало, уехала она назад к родителям.

Повестку в армию сам себе привёз - за отца почту тогда возил. В последний день марта её получил. 1 апреля с учёта снялся, а 2 в девять часов утра надо было прибыть в военкомат.

Не успела вся наша семья собраться его проводить - один день сроку был, а дочерям и среднему сыну из Харькова ехать. Серёжа пока с учёта снялся, домой вернулся, а я с девочками из его класса стол накрыла. Он всё давеча спрашивал, сколько можно друзей позвать, а я сказала, чтобы всех звал. А на следующий день он меня попросил: «Мамочка, ты никого из братьев не провожала, проводи меня до вокзала». Я поехала с ним в Готню, он от меня ни на шаг не отходил.

Курс молодого бойца, проходил в каком-то городе, не помню. Несколько писем прислал, писал, что угощал командиров блинами и оладьями по маминому рецепту. Писал, что вот-вот отправят в Афганистан, просил похлопотать, может, оставят. Но не знали мать с отцом в чьи двери стучаться, у кого своего сына отпрашивать, и 27 мая стрелок миномётного расчёта Сергей Каменский уже был в Афганистане.

22 августа 1982 года для Марии Арсентьевны стал « чёрным днём» Её сыночек, её Серёженька на чужой афганской земле попал под обстрел и, спасая товарищей, вёл огонь из миномёта, пока выстрел, пока выстрел из гранатомёта не оборвал его жизнь. Он умер тут же, на поле боя, у селения Герат.

Хоронили его в родном селе 2 сентября. Эти дни его мама помнит смутно, всё плыло, как в тумане.

- Как схоронила Серёжу, уж не думала больше жить. Да дочки в Харьков забрали. Пожила я у них, и такая тоска на сердце легла, они - на работу, а я одна в квартире. Как дочки не просили, приказала, чтоб везли домой. А им сказала: « Дочки, милые, я ведь его к вам с собою привезла, он не в Меловом лежит, он- в сердце моём и всегда со мною будет».

А теперь я отсюда уже никуда. Ходить почти совсем не хожу, старший, Виктор, всё делает по хозяйству...

Мария Арсентьевна нашла Серёжин орден Красной Звезды, которым он был награждён посмертно. Хранит его и его ещё две Серёжины медали вместе с отцовыми военными наградами. Высыпавшись из пакетика, легли рядышком ордена: отца - Отечественной войны и сына - Красной Звезды.

 

В. Е. Гурова, учитель биологии и химии.

- Он у меня и сейчас перед глазами. Иду по коридору, а он , как воробышек на ветке, на железные перила взобрался. Встретились с ним глазами, он заулыбался, лицо светится. Говорю ему: «Серёжа, смотри не сорвись, чего ты там делаешь? ». «Да вот,- говорит,- из Венгеровки почту на лошади привезут, отец приболел, поеду развозить». - Каким же он мальчиком был! Добрым, отзывчивым, честным, трудолюбивым и очень уважительным к старшим. Никто не слышал от него грубого слова, в драках не участвовал. Бывало, в поле школьников выведешь, так голос сорвёшь на мальчишек, к работе понукая. Серёжу - нет. За него была спокойна - очень ответственным рос, знала, что он никогда не подведёт. С ним и по душам можно было поговорить. Сколько лет прошло, но не забуду, как кричала на похоронах его мама. Пятеро детей у неё было, Серёжа самый младший и самый любимый. Помню, пришли мы с Серёжей прощаться, у школы все астры срезали, море людей и море цветов. Гроб у дома в саду стоял, и по цинку чем-то острым было нацарапано - «Каменский С.А.» В память врезалось, как по нему мама убивалась, как причитала: «Сыночек, кровинушка, как же я тебя ждала! Как же буду без тебя, родненький? Отдал ты свою жизнь молодую Родине! Провожала я тебя, да вернулся ты скоро не по своей волюшке!» Мы все навзрыд плакали.                                                                          

Н.В. Матвиенко, завуч школы.

Я в те годы вожатой работала. Перебирала недавно старые школьные фотографии, папки и нашла Серёжину фотографию. Он на ней в гимнастёрке, пилотке. Вот на днях с девятиклассниками газету о нём выпустили, в классе повесили в память о Серёже и погибших ребятах из соседнего Краснояружского района. На могилку с учениками к нему ходим. Над старенькой мамой шефство взяли.

Н.Я. Воронкин, местный житель.

Серёжу хорошо помню. Маня его самым удачным из своих сыновей называла. Нарадоваться не могла, каким помощником растёт - и по хозяйству везде успевает, и корову подоит - не постесняется труда женского перед друзьями-товарищами.

 

Заключение. Навеки в памяти людской.

Ни одна война никогда не раскроет своих тайн до конца. Девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Ровно столько длилась чужая Афганская война, унесшая тысячи едва начавшихся жизней советских парней. Безумная война, нарядившая во вдовий траур тысячи 20-летних невест. Проклятая война, в единый миг покрывшая холодным серебром головы рыдающих матерей. Ненужная война, чьи ветераны не знали почета, чудом возвратившись домой живыми.

    Я не знаю, кому и зачем это нужно,

    Кто послал их на смерть  недрожащей рукой.

     Только так бесполезно, так зло и ненужно

     Отпускали их в вечный покой.

              А.Вертинский.

         Память о нашем земляке, Сергее Каменском, погибшем в Афганистане, будет жива, пока мы об этом помним, проводя ежегодно линейку Памяти возле мемориальной доски, установленной в Меловской школе, посещая его могилу. 9 декабря 2022 года в нашей школе открыта Парта Героя, названная в честь Сергея Каменского.

          Пройдут годы. Много со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и попреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся  стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа  и мужестве солдат.

          Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай, по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и всем надо учиться преодолевать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.     Нам- 350. Ракитянская летопись. Издательский дом «Шаповалов», 2002, стр.131.

2.     Газета «Наша жизнь», № 13-14 за 13 февраля 1999г. Статья «Смерть самых лучших намечает и дергает по одному»…

3.     Стихотворения Ф.Алиева, Л.Молчанова.

4.     Из книги :Афганистан: прошлое и настоящее.- Библиотека белгородца.- 1979 – 1989 .

5.     Документ: Постановление главы местного самоуправления Ракитянского района Белгородской области от 6 декабря 2005 года №704 Никанорова Н.М. О районной программе «Сооружение бюстов, скульптурных композиций и мемориальных досок в Ракитянском районе в 2005- 2008гг.»)

6.     Альбом «Боль и скорбь необъявленной войны»

7.     Фотоматериалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Меловская основная общеобразовательная школа»

МОУ «Меловская основная общеобразовательная школа»

Оглавление. Введение. 3

Оглавление. Введение. 3

Введение. Тема моей краеведческой исследовательской работы: «Сергей

Введение. Тема моей краеведческой исследовательской работы: «Сергей

В настоящее время возникла крайне актуальная проблема создания условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации

В настоящее время возникла крайне актуальная проблема создания условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации

Только тогда это важное политическое решение относительно ввода

Только тогда это важное политическое решение относительно ввода

И светлой памяти достоин ты.

И светлой памяти достоин ты.

Друзей у него было много. И с мальчишками, и с девчонками дружил

Друзей у него было много. И с мальчишками, и с девчонками дружил

Высыпавшись из пакетика, легли рядышком ордена: отца -

Высыпавшись из пакетика, легли рядышком ордена: отца -

Ни одна война никогда не раскроет своих тайн до конца

Ни одна война никогда не раскроет своих тайн до конца

Библиографический список. 1

Библиографический список. 1

Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"

Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"

Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"

Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"

Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"

Исследовательская краеведческая работа "Сергей Каменский: судьба, протараненная войной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2023