Цветы, как люди, на добро щедры,
И, людям нежность отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
К. Жане
Вступление
Цветы... Сколько их существует ? Какую роль играет тот или иной цветок в жизни человека? Несут ли смысловую нагрузку цветы и их оттенки в художественном произведении? Именно эти вопросы нас заинтересовали, и мы решили найти ответ на них в творчестве известных поэтов и писателей.
Я очень люблю цветы. Мне нравится их выращивать, ухаживать за прекрасными растениями, наблюдать, какие чудеса происходят в мире природы. Мой любимый цветок, как и многих людей, - это роза.
Роза является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. С нею связываются образы мистического центра, сердца, рая, возлюбленной, Венеры, красавицы. Этот цветок называют царицей, богиней утренней зари. Поэты всех времён и народов не устают воспевать её.
Роза — один из древнейших поэтических образов. Его корни уходят в античность, фольклор, религию. Розу любили и воспевали с незапамятных времён. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются ещё в древнеиндусских сказаниях.
Образ розы привлекал писателей и поэтов разных эпох и стран именно как средство для раскрытия внутреннего состояние человека, его душевного мира, как самостоятельного образа.
Актуальность исследования обусловлена не угасающим интересом поэтов и писателей в своем творчестве раскрыть образ розы, показать его влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, раскрыть многообразие образа розы, показать выразительно-художественные средства, с помощью которых раскрывается образ розы. Оказывается, тема поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.
Объектом нашего исследования являются поэтические произведения русских поэтов.
Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа розы в каждом из представленных произведений.
Цель нашего исследования – исследовать образы розы в поэтических произведениях русских поэтов, выявить какие душевные качества раскрываются посредством розы, определить с помощью каких приемов раскрывается образ розы.
Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:
1. Проследить эволюцию образа розы, начиная с мифологии до сегодняшнего дня;
2. Определить основные средства, помогающие раскрыть образ розы, манеру подачи, художественно-выразительные средства поэтического образа.
Метод исследования: метод контекстологического анализа, описательный.
Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.
Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
II. Основная часть.
Глава 1. Образ розы в литературе
1.1. Эволюция образа розы в мировой литературе
Символика розы в литературе вполне ясна и ординарна – по большей части это символ любви. В таком значении роза построила мостик объединения между литературой Востока и Запада: Шекспир, Конфуций и другие гении обращали свое внимание на этот цветок. Причем не просто обращали – у Конфуция изучению и созерцанию розы посвящено около 600 томов библиотеки.
Говорят, что своим происхождением роза - цветок любви, обязана иранской литературе. В поэмах существовал такой мотив, как роза и вино, символизирующий опьянение любовью и любовный аромат. Позже в любовном контексте роза перешла в литературу европейскую и проявилась в куртуазной литературе Средневековья и любовной лирике Новых времен. Использование символа розы в эротических образах в литературе восемнадцатого века ученые-литературоведы связывают с отображением чувственной страсти, как контрасте духовной любви, которую часто символизировал голубь.
Образ розы веками не стоял на месте, он эволюционировал вместе с литературным процессом. Символизм и романтизм любой литературы мира отмечены таким образом, в основном в поэзии, хотя встречается роза и в прозаических произведениях.
В XIII веке во Франции появляется "Роман о розе" в стихах Гильома де Лоррис о юноше, влюбившемся в розу. Этот роман пользовался большим успехом. Сохранилось 30 рукописных экземпляров и переводы его на другие языки. Рукописный экземпляр этого романа хранится и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. "Роман о розе" вызвал много подражаний. Пьеса Екатерины II "Царевич Хлор" тоже явилась подражанием этому роману. Обычно на состязаниях трубадуров высшей наградой победившему певцу служила роза.
1.2. Образ розы в русской литературе
В русской литературе розы были упомянуты авторами всех литературных течений. В ХVІІІ в. поэт Тредиаковский написал стихотворение, посвящённое розе, «Ода в похвалу цветку розе»:
Красота весны! Роза, о прекрасна!
Всей, о госпожа, румяности властна!
Ты — во всех садах яхонт несравненный,
Ты — из всех цветов цвет предрагоценный.
В 1834 Иван Петрович Мятлев пишет свое произведение «Розы» и это классицизм. Символизм это – «Розы тяжесть и нежность» Мандельштама. Кстати, мотивы Мятлева позже употребил в своей поэзии Игорь Северянин в своей эмиграционной поэзии «Классические розы». У каждого автора роза – своя. Если в вышеописанных произведениях она не является позитивным символом, как красноречиво об этом говорит название стиха Мандельштама, то, к примеру, у Брюсова это символ девичества – тонкий стебель, белые цветы нередко идут в параллели с рассказом о девических мыслях. В 1912 году Александр Александрович Блок пишет поэму «Роза и крест», выражая тем самым свою несбыточную мечту о счастье, суть которой лежит в словах «Сердцу закон непреложный — Радость — Страданье одно!» и роза у него в этом произведении ни много ни мало черного цвета. Так вот с этой же поэмой Блок потом будет полемизировать в 1914 году, пытаясь все-таки отыскать свое счастье, и вновь вернется к этой теме в дальнейшем своем творчестве. У А.С. Пушкина это аллегория увядшей молодости, радости, счастья, а иногда и ранней смерти. Увядшие розы – символ утерянной молодости и красоты. Роза для Пушкина - символ идеала женщины. Порой это образ чувственности и страсти, молодости и красоты. Для А. Фета образ розы олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви», красоту и совершенство.
Глава 2 Образ розы в лирике А.Ахматовой.
Символ розы довольно многозначен и сложен в лирике А.Ахматовой. Всего было найдено 14 стихотворений с использованием символа Розы, эти произведения входят в сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая». Роза— любовь. Впервые розы упоминаются в 1910 г. в цикле «Обман», в первой и четвертой частях этого произведения. В начале первой говорится о весенних розах:
Весенним солнцем это утро пьяно,
И на террасе запах роз слышней…
О, сердце любит сладостно и слепо!
А в конце четвертой — об осенних:
Легкий осенний снежок
Лег на крокетной площадке…
Свечи в гостиной зажгут,
Днем их мерцанье нежнее,
Целый букет принесут Роз из оранжереи.
(«Обман», 1910)
Розы здесь — обрамление лирического сюжета — слепая влюбленность юной девушки и последующее разочарование — сразу же позволяет сделать вывод, что роза в мире лирической героини — Цветок, традиционно символизирующий Любовь.
Три года спустя, в её стихотворении мы опять находим розы — они уже явный атрибут любовного свидания:
Прости меня, мальчик веселый,
Что я принесла тебе смерть –
За розы с площадки круглой,
За глупые письма твои,
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви
(«Высокие своды костела…», 1913)
Оба произведения сближает не только упоминание роз, но и своеобразное сходство сюжета, претерпевающего ролевую инверсию. Лирические герои как бы меняются местами. Если в цикле «Обман» говорится о юной девушке, которая «слепо» влюбляется, затем жестоко страдает от разочарования, пишет письмо и почти умирает, то в произведении «Высокие своды костела…» таким «обманщиком» выступает сама лирическая героиня, и пишет письма и умирает «мальчик».
Превращение розы из обрамляющего в один из основных символов любви дополнительно наделяет этот образ еще и «смертельной» символикой. Впервые небесное и вселенское назначение розы обозначается в 1912 г. Лирическая героиня негативно надеется сама превратиться в райскую розу и получить в этом виде новое бытие «в садах Отца»:
Господи! я нерадивая,
Твоя скупая раба.
Ни розою, ни былинкою
Не буду в садах Отца
(«Дал Ты мне молодость трудную…», 1912).
В этом произведении роза растёт в саду дивного райского сада; уже в 1912 году символ розы впервые приобретает бессмертие, так как напрямую связан с высоким небесным назначением. Связь с райским садом относит нас к поздней лирике Ахматовой, а точнее к «Летнему саду».
На основе этих стихотворений можно определить, что Ахматова отводит розе небесное и вселенское своем назначение:
Румяной розе и лучу,
И мне — один удел.
(«Песенка»,1916).
В некоторых стихотворения роза не несёт большой смысловой нагрузки. Она в них является обрамлением, завершающим штрихом в картине светлой и счастливой жизни лирической героини:
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
(«Покинув рощи родины священной…», 1915)
От роз струится запах сладкий,
Трещит лампадка, чуть горя
(«Протертый коврик под иконой…», 1912)
Однако, в последнем детали интерьера (протертый коврик, икона, лампадка) — знаки религиозно-аскетического стиля жизни героини. В то же время портретные детали, жесты (зацелованные пальцы, запах табака в косах) и сами розы, от которых «струится запах сладкий» концентрируют в себе мирское, «грешное» начало, «хранят воспоминание» о любовных свиданиях. Роза здесь включается в один из предметных рядов, которые сталкиваются в образном пространстве и показывают расщепленность и неоднозначность характера героини.
В 1914 году были написаны два связанных между собой стихотворения: «Я пришла к поэту в гости…», «Как ты можешь смотреть на Неву…». Малиновый цвет — это цвет «костра», напоминающего растущую в снегу розу:
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу растут
(«Как ты можешь смотреть на Неву…», 1914)
«Малиновое солнце» больше похоже на цветок, чем на источник тепла и света:
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
(«Я пришла к поэту в гости…», 1914)
Можно сказать, что встречу поэтов освещает «огонь небесной любви», символом которой служит сияющий за окном «небесный цветок» — солнце — роза. В самом начале своего творческого пути Героиня делает свой судьбоносный выбор, он связывается ею с верностью «цветку», так как её поэзия была взаимозаменяема символу розы:
Но лишь предвечных роз простая красота,…
Осталась и теперь единственным наследством,
Как звуки Моцарта, как ночи чернота.
(«Я не люблю цветы — они напоминают...», 1910-е годы)
Таким образом, символика образа розы в раннем творчестве Ахматовой достаточно традиционна, символ розы является вещным, но уже в 1910-х годах появляются такие значения символов, которые найдут своё развитие только в поздней лирике Анны Андреевны.
Глава 3. Образ Розы в прозе.
Не только поэты прославляли Розы в своих стихах, но и писатели часто обращались к её образу, чтобы подчеркнуть характер и настроение своих героев. Иван Сергеевич Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты.
«Как хороши, как свежи были Розы….
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были Розы…..
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были Розы….»
Эти строки в стихотворении повторяются несколько раз, после каждого абзаца, и становятся своеобразным лейтмотивом произведения. Они подчёркивают мимолётность всего в мире. В этой строчке, как и во всём стихотворении, содержится мотив воспоминаний. Именно воспоминания остаются с человеком на всю жизнь, скрашивают его старость и одиночество.
Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Роза – «знак» любви главных героев его повести «Вешние воды».
Самый любимый и часто встречающийся цветок в произведениях и письмах Антона Павловича Чехова — роза. В творчестве писателя, начиная с 1883 года, около 50 упоминаний о ней. Для раннего Чехова роза не столько цветок, сколько устоявшийся традиционный романтический символ. Начинающий писатель подвергает его переосмыслению, иронии, пародии, как, впрочем, и другие привычные символы, традиции. [3]
Распространенная в поэзии тема любви розы и соловья, где соловей символизировал душу, а красная роза — совершенную красоту, подвергается Чеховым неожиданному переосмыслению в пародийном рассказе «Бенефис соловья». Автор рассчитывал на осведомленность читателя: песня соловья традиционно связывалась как с радостью и любовью, так и с болью, потерей любимой, тоской о рае.
Создавая эффект комического, Чехов романтический образ розы помещает в несвойственную ему сферу, например: «Продолжительная прогулка на свежем, прохладном воздухе действует на аппетит лучше всяких аппетитных капель. После нее балык, икра, жареные куропатки и прочая снедь ласкают взоры, как розы в раннее весеннее утро». К перечню дорогих и изысканных блюд, принадлежащему бытовому ряду, неожиданно добавляется банально-поэтическое сравнение с розой. [4]
В пьесе Чехова «Дядя Ваня с розами и впечатлениями о них связана одна из сцен:
«Войницкий: ….В знак мира и согласия я принесу сейчас букет роз; еще утром для вас приготовил... Осенние розы - прелестные, грустные розы... (Уходит.)
Соня: ….Осенние розы - прелестные, грустные розы...».
Образ осенних роз имеет сюжетообразующее значение - не будет счастья и любви ни у Войницкого, ни у Сони, ни у Елены Андреевны, а будет только «скорбь обо всем, что мечталось». С мелиховского периода этот цветок становится олицетворением мечты, радости, красоты.
Роза стала важнейшей составляющей эмоционального внутреннего мира Чехова. Аромат этого цветка благотворно действовал на душу, на сердце и на поэтическое вдохновенье писателя.
Глава 4. Исследование.
Получив информацию о символике розы в литературе , захотелось поделиться ей с друзьями. А что знают мои одноклассники и другие обучающиеся нашей школы об этом ? я провела анкетирование с основными вопросами:
1.Любите ли вы розы?
2.Знаете ли историю роз?
3. В каких произведениях и с какой целью авторы используют розы?
4. Что вам известно о символике роз в литературе?
Оказывается, многие обучающиеся любят розы, но история появления цветка осталось загадкой для одноклассников. Кроме как приятно пахнет и можно подарить, других ответов не поступило. Ответы на четвёртый вопрос тоже были единичными. Это можно рассмотреть в процентном соотношении с помощью диаграммы.
Заключение.
Прочитав многие легенды, предания, прозаические произведения, а также познакомившись со стихами известных поэтов, посвящённых самому прекрасному, царственному цветку – Розе, я выяснила, что авторы использовали её образ, чтобы подчеркнуть образ героя, или значимость какого-либо события. Образ Розы у поэтов и писателей стал своеобразным символом литературного произведения, важной художественной деталью. Я убедилась, что если знать «язык цветов», то можно постичь символический подтекст художественного произведения.
В моей работе подтвердилась гипотеза: образы цветов оказывают влияние на судьбы, характеры и поступки людей в творчестве писателей и поэтов.
В ходе данного исследования мне удалось доказать, что роза как художественный образ, это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье. Установила, что зная язык цветов, можно проникнуть в тайный смысл художественных произведений, определить тему и идею произведений.
Библиографический список
1. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/legendy-o-roze.html - легенды о цветах, мифы и истории.
2. http://fb.ru/article/231997/istorii-poverya-i-legendyi-o-rozah-kratkaya-legenda-o-roze-dlya-detey
3. http://pandia.ru/text/80/148/23656.php Любимый цветок Чехова
4. http://inter.pskovlib.ru/chehov/90-lyubimyj-tsvetok-chekhova
5. http://vremiadengi.com/vazhnye_novosti_1/primety_i_sueveriya_o_rozah/
6. Три сестры; Вишневый сад; Дядя Ваня / А. П. Чехов. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2009. - 157, [2] с.;. - (Русская литература) (Школьная программа).;
7. Стихотворения в прозе / И. С. Тургенев. - Москва; Ленинград: Academia, 1931. - 179 с..
8. Мифы народов мира / Ю. Е. Березкин. - Москва: Астрель: АСТ, 2009.
9. Пушкин А.С.; Сочинения; М.; Гос. Изд. Худож. лит.; 1957. – 511 с.
10. Лермонтов М.Ю. Т. 1. Стихи. - Москва, 1981. - 158 с.
11. Корона В. В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций (отрывок из книги)
12. Лисина
Е. Г. Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой
Приложение 1.
Язык цветов Розы
Розовая Роза - Наивысшее счастье. Люби и будь любим(а)! |
Алая Роза - персидский вестник любви |
Белая Роза – 1-чистота и невинность, 2 - Я достоин тебя, 3 - Ты ангел, 4 - тайна, 5 - Мы с тобой равны! |
Бутон Розы - невинное сердце |
Бутон Белой Розы - девичество |
Красный Бутон Розы -1- чистота, 2 - прелесть |
Жёлтая Роза – 1-ревность, 2 - попытка сохранить чувства, 3 - исчезающая любовь, 4 - неверность |
Красная Роза – 1-Любовь, 2 - Я люблю тебя, 3 - страсть, 4 - жажду тебя больше всего! |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.