Развитие познавательной сферы младшего школьника при чтении природоведческой литературы
Оглавление
Введение. 3
Глава 1 Психолого – педагогические основы формирования познавательных УУД младших школьников. 6
1.1Понятие познавательной сферы и её структура. 6
1.2 Возрастные особенности познавательной деятельности учащихся начальной школы 10
1.3 Чтение как условие развития познавательной сферы младших школьников. Жанры природоведческой литературы. 13
Выводы по 1 главе. 21
Глава 2. Педагогические возможности чтения природоведческой литературы для развития познавательной сферы младшего школьника. 23
2.1 Художественные, научно – популярные и учебные тексты природоведческой тематики как условие развития познавательной сферы.. 23
2.2 Система методических приёмов работы с природоведческой литературой, развивающих познавательную сферу младшего школьника. 26
Выводы по 2 главе. 31
Заключение. 33
Список литературы. 35
Приложение. 37
Актуальность исследования. В концепции модернизации российского образования сказано, что основной задачей модернизации российского образования как универсального средства достижения качественного и доступного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Ученик, окончивший среднюю школу должен владеть не только суммой знаний и навыков, но и уметь их применять в практических ситуациях.
Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам: интеллектуальность, грамотность, высокие и прочные знания. ФГОС второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, необходимо развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся гимназии умение учиться, их способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Проблема интереса в обучении не нова. Значение ее утверждали многие дидакты прошлого: Я.Коменский, А.Дистервег, К.Ушинский, М.Ф.Беляев, Л.А.Гордон, Г.И.Щукина и др. . В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию познавательного интереса все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика было желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
В трудах отечественных ученых (Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, А.Н.Леонтьев, Н.Г.Морозова, В.Н.Мясищев, СЛ.Рубинштейн, Г.И.Щукина и др.) раскрыты сущность понятия "познавательный интерес", выявлены его структурные компоненты, обозначены качественные характеристики и показатели его развития, определены условия и этапы возникновения и формирования познавательного интереса у детей школьного возраста.
Проблема познавательной сферы – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленные исследования показали, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Развитие познавательного интереса может идти различными путями, используя всевозможные методы и средства.
Проблема формирования интереса младших школьников к работе с природоведческой литературой возникло уже давно. Еще Я.А. Каменский в «Великой дидактике» уделял этому большое внимание. В настоящее время данная проблема не потеряла своей актуальности. Многие учителя используют в своей деятельности литературу о природе. Это имеет большое значение как для успешной работы учителя, так и для учеников, овладевающих новыми знаниями.
Природоведческая литература – это ближайший помощник в воспитании любви к природе. Достаточно назвать такие имена как: Д.Н. Мамин-Сибиряк, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, И.С. Соколов-Микитов и других, чтобы почувствовать, как много может дать их творчество для формирования интереса ребенка к окружающему миру и осознанию места человека в нем. Эта литература представляет собой уникальную энциклопедию природоведческих знаний для детей. Она является верным помощником и другом детей на протяжении всего начального обучения.
Учитывая актуальность развития познавательных интересов учащихся и малого количества методических разработок по данной теме, нами была поставлена цель и определены объект и предмет исследования.
Целью нашего исследования является изучить влияние природоведческой литературы на познавательный интерес младшего школьника.
Объект исследования: – познавательный интерес младшего школьника при чтении природоведческой литературы. Методические приёмы работы с природоведческой литературой.
Предмет исследования: развитие познавательной сферы в процессе изучения природоведческой литературы.
Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:
¾ рассмотреть понятие «познавательной сферы» и её структуру;
¾ проанализировать возрастные особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста;
¾ изучить роль чтения в развитии познавательной сферы и жанры природоведческой литературы;
¾ предложить методические рекомендации по повышению уровня развития познавательной сферы в процессе изучения природоведческой литературы.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
— избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
— проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
— активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
— специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев);
— форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности ( по Петровскому).
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес[1].
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Особую значимость познавательной интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.
Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова)[2].
Рассматривая структуру познавательного интереса, мы видим, что его формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы, что иллюстрирует рисунок.
Рисунок 1. –Структура интереса
Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.
4. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Таким образом, познавательный интерес является сложным психическим образованием, содержащим в своей структуре: мышление, память, внимание, речь, эмоции. Ядром познавательного интереса является мыслительные процессы. Благодаря познавательному интересу человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач. Познавательные интересы создают у человека уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.
Следует отметить, что приоритеты в определении современного качества образования связаны со способностью удовлетворять потребностям личности, общества и государства. Главным недостатком существующей знаниевой системы образования стало стремление научить ребенка, передать ему накопленные многовековой культурой знания, основная часть которых оставалась невостребованной в процессе продуктивной практической деятельности. Кроме того, в стремлении выполнить социальный заказ – воспитать человека знающего, не всегда удавалось создать условия для раскрытия личностного потенциала школьника, развития его индивидуальных способностей. Традиционная система обучения вступает в противоречие как с современными требованиями общества и государства, так и с потребностью личности в саморазвитии. В стране повысился спрос на социально активную, творческую индивидуальность, способную самостоятельно решать проблемы и лично отвечать за свои действия. Таким образом, результат образования сегодня должен измеряться не объёмом полученных знаний, а уровнем развития надпредметных способностей, которые позволят эти знания использовать для решения практических задач.
Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностной парадигме, которая связана не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Определяется такое развитие характером организации деятельности детей, в первую очередь учебной.
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка. С введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования появилась необходимость в выделении этого возрастного этапа. В соответствии с меняющимися условиями социума меняется и содержание среднего образования и его задачи, поэтому психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного образования также нельзя считать окончательными и неизменными. Однако можно говорить о наиболее характерных чертах этого возраста [8,85].
В каждом возрасте деятельность ребенка носит специфический характер и соотносится с определенным периодом его жизни. Деятельность можно определить по психологическим и социальным изменениям, возникающим впервые в конкретном возрасте и определяющим сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, а также весь ход его развития в данный период. Изменения, которые возникли у ребенка впервые, названы Л.С. Выготским новообразованиями. С ними он связывает новый тип деятельности ребенка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте [7].
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. С началом обучения в школе коренным образом меняется социальная ситуация развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями и определяется вся система жизненных отношений ребенка.
Учебная деятельность становится основной деятельностью школьного детства, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка меняется ведущий вид деятельности — с игровой на учебную. В процессе учения у ребенка формируется память, раздвигаются границы познания о явлениях внешнего мира, формируются умения взаимодействовать с людьми разного возраста. Новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий и рефлексия.
Произвольность — это особое качество психических процессов. У ребенка она проявляется, прежде всего, в умении сознательно ставить цели деятельности и достигать их, что отличает его от дошкольника. Ребенок учится выбирать правильно цели деятельности не по их внешней привлекательности, а исходя из необходимости. Таким образом, он учится управлять своим поведением. Необходимо помнить о том, что управление и достижение целей сугубо индивидуальны и зависят от многих факторов. У одного ребенка это можно наблюдать уже в 6-7 лет, а у другого только в 9. При выполнении различных заданий, дети младшего школьного возраста уже умеют найти наиболее оптимальный путь решения. Они выбирают правильное решение, анализируют и сопоставляют результаты, планируют порядок проведения работ.
Очень важным требованием в учебной деятельности является требование к ребенку уметь развернуто и обоснованно представлять свои решения. Для этого ребенок учится со стороны рассматривать, анализировать и оценивать собственную деятельность. Умения совершать подобные операции лежат в основе такого качества как рефлексия.
У младшего школьника — игра как вид деятельности неким образом «соревнуется» с учением. Этим можно объяснить многое в поведении на уроках первоклассников. Они продолжают играть, принося в школу свои любимые игрушки, с которыми они не в силах расстаться на столь длительный срок. Да и основная задача учителя — формировать положительные мотивы обучения. Учитель с помощью игры подводит ребенка к ведущему виду деятельности для этого возраста — учению.
Психологическая готовность ребенка к школе связана, прежде всего, с развитием познавательных процессов. Приведем обобщенные критерии готовности познавательной сферы ребенка.
Умственное развитие дошкольника предполагает наличие необходимых знаний об окружающем мире. Главное в этих знаниях не объем, а их обобщенность. Развитие образного мышления в этом возрасте дает ребенку возможность обобщения получаемых знаний. Очень важно для дошкольника познакомиться с основными знаниями, определяющими разные направления научных знаний. К примеру, знания о живой и неживой природе, о деятельности человека и пр. Если правильно заниматься с ребенком, у него сформируются представления, отображающие закономерности наблюдаемых им явлений.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
Основная цель изучения данного предмета – приобщение детей к литературе как искусству слова на основе интереса к чтению.
Следовательно, на уроке литературного чтения решаются следующие задачи:
- формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение;
- развитие читательского воображения, позволяющего ученику по ориентирам, данным в тексте, воссоздать свои читательские образы;
- осмысление художественного произведения во всей полноте художественно– эстетических ценностей, основанное на системе знаний о литературе как искусстве слова;
- литературное развитие ученика на основе его собственной литературной и творческой деятельности;
- развитие речи младшего школьника;
- приобщение к чтению и слушанию разнообразных книг.
Цели и задачи литературного чтения реализуются через содержание учебников по данному предмету, изданных и переизданных в период модернизации структуры и содержания начального образования.
Курс литерного чтения является непрерывным с 1 по 11 класс. Следовательно, определяется отбор произведений, входящих в круг чтения младших школьников. Это в основном художественные тексты. В любом художественном произведении внимание уделяется слову как произведению словесного искусства, как созданию образа, а следовательно, используются возможности реализации анализа художественного произведения.
Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт второго поколения определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом: учащиеся должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, должен научиться оценивать свои знания: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем учащиеся получат возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Во второй половине 20 века появились новые темы и новые авторы в природоведческой литературе. Идеи освоения природы с помощью науки и техники сменились идеями бережного отношения к ней, а радость торжества человека над покоренной природой сменилась озабоченностью нынешним состоянием окружающего мира.
Рассмотрим, что же такое «природоведческая литература». Она охватывает произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и биологии, рассказы и повести о животных, описания явлений природы, природоведческие сказки, практические рекомендации юным любителям природы. Популярность природоведческих тем объяснить не трудно – с представителями мира животных и растений ребенок встречается на каждом шагу, и интерес к ним сохраняется на протяжении всех детских лет. С объяснения явлений окружающей природы начинается для ребенка путь к научному познанию мира. Но объяснениями природоведческая тема ограничивается редко, довольно часто она выходит в область духовно-нравственных идей. Они связаны с осмыслением места человека в мире и воспитанием в нем бережного отношения ко всему живому.
Читая книги талантливых писателей-натуралистов и зоологов, мы не только узнаем окружающий мир, но и начинаем лучше понимать жизнь. Именно на таком значении природоведческой литературы настаивал В. Бианки: «…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета…». Тогда читателю откроется «чистейшая «правда», глубоко верное изображение действительности…»[3].
Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призывая его бережно относиться к природе. Но сила литературы не в открытых обращениях и призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя пробудить этот интерес средствами литературы. Немалую роль здесь играют интересные факты и наблюдения из мира природы, способные поразить воображение читателя. Писатель берет их из научных книг по зоологии и биологии, но чаще он опирается на собственные наблюдения, полученные в экспедициях и путешествиях. Но факты сами по себе не могут составить содержание природоведческой книги. Важнее оказывается то, как о них рассказывает писатель.
Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра: разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Произведения пестрят выражениями «интересно узнать», «поразительное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы.
Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и такие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, интриги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интерес у читателя, интригует его.
Иногда кажется, что все приемы, используемые писателем, призваны позабавить читателя, «подсластить» ему горький корень учения. Но это далеко не так. Не меньший интерес вызывает личность писателя-натуралиста, человека, влюбленного в природу. Мы обращаемся к книгам не только для того, чтобы узнать что-то новое про природу, но и для того, чтобы вместе с ними пережить чувство радости от встречи с удивительным и прекрасным миром[4].
В зависимости от того, какие приёмы использует автор при написании художественных произведений о природе, их можно отнести к тому или иному жанру природоведческой литературы.
А) Природоведческие сказки
Сказка – самый популярный в детском чтении жанр, и попытки использовать его преимущества в природоведческой литературе для детей делались не раз. Однако сделать это не просто, так как сказочная фантастика не должна искажать факты науки. Не должны искажать их и моральные представления о добре и зле, которым не соответствуют царящие в природе законы. Поэтому традиционный тип сказки, содержащей «добрым молодцам урок», для природоведческой тематики мало подходит. Речь в такой сказке идет об «уроках» другого рода, а животные в них не превращаются в аллегории человеческих достоинств и недостатков, как это происходит в баснях.
Сказки В. Бианки. Создателем природоведческой сказки по праву считается В. Бианки. Под его пером сказка перестала быть только носительницей морально-этических идей, она наполнилась естественно-научными знаниями (их назвали «сказки-несказки»). Сказочная фантастика не была для писателя просто развлекательным приемом, в понимании Бианки художественно-поэтическая форма познания мира не менее важна, чем научно-реалистическая.
Важным достоинством сказки Бианки считал ее остросюжетность, эмоциональную насыщенность и близость к живой разговорной речи – наследство народной сказочной традиции. К ней писатель обращался в собственном творчестве, называя «эмоции, фабульность, простоту языка», тремя китами своей поэтики.
Связь с народной сказкой в произведениях Бианки не была прямолинейной, ведь перед ним стояли иные, познавательные задачи. Но, рассказывая о законах природного мира, писатель не раз обращался к отдельным мотивам и приемам народной сказки, а также пользовался разговорной речью с характерным для нее метким словом.
Материалом для сказок Бианки послужили наблюдения над жизнью различных животных. Особенно много он писал о птицах. Но о чем бы не писал Бианки, он придерживался правила: изображать жизнь животных не в виде отдельных фактов, а во взаимосвязях с общими законами природы. От них зависят внешний вид и повадки животного, и задача писателя – показать действие эти общих законов на примере конкретных представлений из мира птиц и животных. Сохраняя общее в своих персонажах, писатель избегает безликости, которая чужда самой природе литературного героя. Индивидуальность начинается с того, что персонаж получает имя. Случайных имен у Бианки нет, каждое имя говорит о принадлежности персонажа к тому или иному виду животных, и в то же время характеризует его.
Сказки Бианки перекликаются с русскими народными сказками. Некоторые посвящены описанию годового природного цикла. Все его произведения тесно связывают знание природы с чувством любви к родной земле[5].
Б) Рассказы о животных
Рассказы о животных очень популярны в детском чтении. Тематика большинства произведений связана с идеями гуманного отношения человека к «меньшим братьям», вот почему непременным героем многих рассказов о животных является человек. В его общении с животными раскрываются истинные свойства характера. Писатели любят приводить примеры заботливого отношения людей к животным, особенно в рассказах о дружбе детей и животных. Общение с животным много значит и для взрослого человека, который видит в нем верного и преданного друга. Но даже если в мир животных писателя-натуралиста влечет исключительно познавательный интерес, то и в этом случае мы довольно много узнаем о человеке, наблюдающем природу.
Но присутствие человека не заслоняет в рассказах о животных самих животных. Это имеет свое объяснение – в каждом из зверей отражен мир природы, и это придает значительность происшествиям, связанным с ними. В рассказах для детей об этой значительности говорится прямолинейно – описываются случаи, в которых звери или птицы проявляют сообразительность и находчивость. «Разумными» могут быть как домашние животные, так и дикие, с которыми человек встретился в их естественной среде или наблюдал их в зоопарке.
Многие рассказы о животных близки к документальной литературе, но и те из них, которые относятся к литературе художественного вымысла, отличаются достоверностью описания животных и их повадок. Как правило, писатели опираются на реальные наблюдения и собственный жизненный опыт.
Рассказывая ребенку о животных, писатель стремится сделать их привлекательными в глазах детей. Один из путей к этому – показать зверя маленьким, играя на его отдаленном сходстве с ребенком. Такое сходство может вызвать умиление или, наоборот, выглядеть комично. Важно при этом, чтобы животное не превратилось в бездушную игрушку, намного интереснее показать естественную сущность животного[6].
Занятие с природоведческой литературой способствует литературному развитию младшего школьника, что необходимо для формирования всесторонне развитой личности.
Познавательный интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школе связана, прежде всего, с развитием познавательных процессов. Приведем обобщенные критерии готовности познавательной сферы ребенка.
Умственное развитие дошкольника предполагает наличие необходимых знаний об окружающем мире. Главное в этих знаниях не объем, а их обобщенность. Развитие образного мышления в этом возрасте дает ребенку возможность обобщения получаемых знаний. Очень важно для дошкольника познакомиться с основными знаниями, определяющими разные направления научных знаний. К примеру, знания о живой и неживой природе, о деятельности человека и пр. Если правильно заниматься с ребенком, у него сформируются представления, отображающие закономерности наблюдаемых им явлений.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Младший школьник при работе с текстом, по требованиям ФГОС второго поколения, должен научиться оценивать свои знания: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем учащиеся получат возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы.
Значительное место в детской литературе занимают произведения, которые посвящены популяризации сведений из различных областей знаний – естествознания, истории, техники и многих других. Для подобной литературы существует несколько названий: научно-популярная, научно-художественная, познавательная. Составленные, как правило, из двух понятий эти названия призваны отразить двойственную сущность познавательной литературы – средствами художественного слова давать представление читателю об отдельных научных фактах или явлениях.
В научных или учебных книгах авторы стремятся к максимальной объективности в подаче материала, в то время как авторы познавательных произведений излагают тот же самый материал сквозь призму личного, субъективного отношения. Субъективность проявляется в эмоциональной окрашенности повествования, образности, присутствии художественного вымысла.
Позиция автора в познавательной книге может быть различной. В одном случае он придерживается роли ученого-популяризатора, рассказывающего читателю о волнующей его теме или проблеме. Тогда не редкость ссылки на собственный научно-исследовательский опыт, рассказы о деятельности других ученых. Целью таких экскурсов является задача ввести читателя в мир подлинной науки, в лабораторию ученого. В другом случае автор оставляет за кадром свою научную деятельность, скрываясь часто под маской вымышленного рассказчика. Он дает волю воображению и фантазии, придумывает персонажей и занимательный сюжет. Выбор формы изложения зависит от того, какие задачи, прежде всего, ставит перед собой писатель: популярно изложить материал, дать ему нравственно-философское осмысление, выразить эмоциональную оценку или предложить практические рекомендации[7]..
Но какую бы позицию ни избрал автор, он остается верен научному факту, на основе которого рождается художественный образ, развивается нравственно-философская идея или публицистическая тема. В основе всех произведений познавательной литературы лежат точные факты, экспедиционные материалы, документальные наблюдения, лабораторные исследования. Например, в книгах, популяризирующих знания из зоологии и биологии, важны географическая точность места действия, календарная определенность, биологически-видовая определенность животных и растений. Поэтому в произведения В. Бианки нет «птички» или «бабочки» вообще – у каждого персонажа обозначены биологический вид, среда обитания, повадки. Писатель не позволяет себе во имя интересного вымысла исказить реальные отношения, царящие в мире природы, и это обязательное условие для всех познавательных книг, не зависимо от темы и жанра.
Жанры и стили познавательной литературы очень разнообразны. И хотя прямой связи между областью знаний и выбором литературной формы нет, есть некоторые традиционные жанрово-тематические предпочтения. Так, природоведческая тема, помимо задач научно-популярного характера, открывает большие возможности для постановки нравственных и философских проблем. Поэтому наблюдения над миром природы находят отражение в рассказах, описаниях, сказках, повестях и даже фантастических романах. Создавали писатели и совсем оригинальные произведения. Например, «Лесная газета» В. Бианки написана в виде годовой подборки газеты[8].
Читая книги талантливых писателей-натуралистов и зоологов, мы не только узнаем окружающий мир, но и начинаем лучше понимать жизнь. Именно на таком значении природоведческой литературы настаивал В. Бианки: «…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета…». Тогда читателю откроется «чистейшая «правда», глубоко верное изображение действительности…»[9].
Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призывая его бережно относиться к природе. Но сила литературы не в открытых обращениях и призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя пробудить этот интерес средствами литературы. Немалую роль здесь играют интересные факты и наблюдения из мира природы, способные поразить воображение читателя. Писатель берет их из научных книг по зоологии и биологии, но чаще он опирается на собственные наблюдения, полученные в экспедициях и путешествиях. Но факты сами по себе не могут составить содержание природоведческой книги. Важнее оказывается то, как о них рассказывает писатель.
Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра: разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Произведения пестрят выражениями «интересно узнать», «поразительное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы.
Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и такие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, интриги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интерес у читателя, интригует его.
Иногда кажется, что все приемы, используемые писателем, призваны позабавить читателя, «подсластить» ему горький корень учения. Но это далеко не так. Не меньший интерес вызывает личность писателя-натуралиста, человека, влюбленного в природу. Мы обращаемся к книгам не только для того, чтобы узнать что-то новое про природу, но и для того, чтобы вместе с ними пережить чувство радости от встречи с удивительным и прекрасным миром[10].
Для образца мы предлагаем специально разработанную методику, которая, должна строиться на возбуждении познавательного интереса, которое происходит при наличии противоречий, проблемных ситуаций, создаваемых с помощью специальных приемов.
В основе этих приемов должен лежать с
одной стороны возникающий,
с другой – удовлетворенный интерес, что и является движущей силой
развития познавательного интереса. Другое важное требование для этих приемов – возможность
использования их для преднамеренного создания перед детьми проблемных ситуаций,
ибо последние оказываются более эффективными, чем стихийно возникающие.
Приведём примеры некоторых из них:
1. Работа с названием книги (произведения), выявление в ней проблем.
2. Сообщение интересных сведений об авторе.
3. В связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником, ведении наблюдений в природе, побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной природоведческой литературе.
4. Чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг. При этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, «на самом интересном месте», вызвавшем стремление узнать «а что же дальше».
5. Применение различных форм занимательности, когда она «связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия», т.е. когда она выполняет роль стимулирующего средства.
Как видно, для всех приемов характерно то, что искусственно создаваемые внешние воздействия, находя благоприятную основу во внутреннем интеллектуальном мире ребенка, вызывают возникновение ориентировочного рефлекса «что это такое?», «что это означает?», «что дальше?» и т.п., а вслед за ним и интерес к чтению природоведческой литературы. При систематическом применении этих приёмов развивается познавательный интерес.
В своей деятельности учитель должен опираться на следующее:
- целенаправленность в воспитании познавательных интересов;
- понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу - важнейшая составная часть работы учителя;
- использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;
- понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;
- внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса.
Для активизации чтения учащимися литературы о природе можно предусмотреть такую методическую систему, которая будет обеспечивать:
1. Выбор литературных текстов, которые определяются наличием природоведческого материала и размещения их в планировании.
При выборе литературы о природе учитель должен учитывать следующие факторы:
· связь с содержанием программы по литературному чтению;
· соответствие художественных текстов возрастным и психологическим особенностям учащихся;
· возможности применения полученных сведений в непосредственной практической деятельности ребенка.
Ниже приведены примеры возможных тем уроков с использованием природоведческой литературы (См. табл. 4).
2. Охват разных форм организации учебной деятельности учащихся на уроках литературного чтения (разные виды анализа текста, творческие пересказы, дописывание сюжета, составление структурных схем, рисунок, отзывы, рецензии, мультфильмы, сочинения, дидактические игры, инсценирование, театральные постановки).
3. Преднамеренное включение в учебный процесс методических приемов, обеспечивающих стремление ребенка к чтению природоведческой литературы (прямое задание читать ту или иную книгу, рекомендательные списки книг о природе, выставки книг, беседы о книгах, выступления старшеклассников перед младшими школьниками, викторины, использование на уроках занимательных материалов).
4. Интеграция учебного материала гуманитарного и естественно-научного цикла с целью сравнения и выявления аналогий (интегрированные уроки).
Таблица 4
Примерные темы уроков с использованием природоведческих текстов
Тема урока |
Цели урока |
Приемы и формы |
В.В.Бианки «Хвосты» |
1. Образовательные: - формировать читательские умения у детей при работе с текстом; - активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; - формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2. Развивающие: - развивать познавательный интерес 3. Воспитательные: - воспитание интереса к миру детской художественной литературы и окружающей среде; - воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; - воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; - воспитание критического мышления. |
1. Создается ситуация познавательного спора («Зачем нужны хвосты разным животным?»). 2. Затем предлагается прочитать произведение и заполнить таблицу «Значение хвоста для каждого животного». 3. Подводится итог «Кто прав» |
Е.И. Чарушин. Рассказ «Кабан» |
1. Образовательные: - формировать читательские умения у детей при работе с природоведческим текстом; - активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; - формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2. Развивающие: - развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности; - развитие навыков осознанного , выразительного чтения; 3. Воспитательные: - способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; - воспитывать волевые черты характера. |
1. Работа с иллюстрацией 2. Сравнение статьи о животном из энциклопедии с рассказом. Выявление аналогий |
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
1. Образовательные: - формировать читательские умения у детей при работе с природоведческим текстом; - активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; - формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2. Развивающие: - развивать познавательный интерес; - развитие устной речи; - пробудить интерес к аналитической работе над текстом; - помочь понять идею автора; - развивать умение видеть авторскую позицию; - развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира; 3. Воспитательные: - вызвать у учащихся чувство любви, восхищения сложным миром животных. |
1. Работа с иллюстрацией 2. Работа с Толковыми словарями. 3. Анализ полученных сведений, составление статьи о животном. |
Жанры и стили познавательной литературы очень разнообразны. И хотя прямой связи между областью знаний и выбором литературной формы нет, есть некоторые традиционные жанрово-тематические предпочтения. Так, природоведческая тема, помимо задач научно-популярного характера, открывает большие возможности для постановки нравственных и философских проблем. Поэтому наблюдения над миром природы находят отражение в рассказах, описаниях, сказках, повестях и даже фантастических романах.
Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра: разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Произведения пестрят выражениями «интересно узнать», «поразительное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы.
Мы предлагаем специально разработанную методику, которая, должна строиться на возбуждении познавательного интереса, которое происходит при наличии противоречий, проблемных ситуаций, создаваемых с помощью специальных приемов.
В основе этих приемов должен лежать с
одной стороны возникающий,
с другой – удовлетворенный интерес, что и является движущей силой
развития познавательного интереса. Другое важное требование для этих приемов – возможность
использования их для преднамеренного создания перед детьми проблемных ситуаций,
ибо последние оказываются более эффективными, чем стихийно возникающие.
Проблема формирования и развития у учащихся познавательного интереса является одной из психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Однако многогранность и многозначимость названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов и нахождения путей её решения.
Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена огромным влиянием природоведческой литературы на развитие личности ребенка, с одной стороны, и малым количеством методических разработок по данной теме, с другой стороны.
Природоведческая литература является одной из основ обучения чтению детей. В учебниках по чтению достаточное количество таких произведений. Объясняется это тем, что тексты учебника, содержащие элементарные научные сведения о явлениях природы, жизни человека, поведении животных, птиц, часто имеют занимательный характер и четкую принадлежность к таким жанрам литературы, как рассказ, сказка, стихотворение.
Чтение природоведческой литературы представляет собой особый вид познавательной деятельности школьников, который направлен на самообразование и саморазвитие. Ребенок начальной школы несет в себе огромные возможности развития в нем интереса к чтению литературы о природе. Учитель должен использовать различные приемы в своей работе для того, чтобы возбудить интерес к чтению природоведческой литературы. Возникший интерес к чтению такой литературы развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс приемов, возбуждающих этот интерес.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что изучение природоведческой литературы в начальной школе при соблюдении методических условий должна способствовать развитию познавательных интересов младших школьников.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.
2. Бианки В. Собрание сочинений в 4х томах.- М., Детская литература, 1979.
3. Бурменская Г. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка.- М., МПСИ, 2006.
4. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе. – М.: Академия, 2010.
5. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению - М.: Академия, 2008
6. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению.- М.: Академия, 2008.
7. Гусева Г.М., Моргачева Е.Н. Уроки чтения в 3 классе. – М.: Просвещение 2000.
8. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.
9. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 2 класс. – М.: Просвещение, 2010.
10. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс. – М.: Просвещение, 2010.
11. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 4 класс. – М.: Просвещение, 2010.
12. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.
13. Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010.
14. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 2007.
15. Кулешов Е., Антипова И. Детский сборник. Статьи по детской литературе и антропологии детства – М., ОГИ, 2006.
16. Ланин Б.. Методика преподавания литературы. Хрестоматия – практикум. – М., Академия, 2006.
17. Пранцова Г.В., Раманичева Е.С.. Методика обучения литературе. Практикум. – М., Наука, 2012.
18. Примерные программы начального образования. Литературное чтение. – М.: Просвещение – АСТ, 2006.
19. Пришвин М.М. Собрание сочинений в 3х томах.- М., Терра-Книжный клуб, 2007.
20. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – М.: Высшая школа, 2003.
21. Детская литература. Выразительное чтение. Под ред. Т.В. Рыжковой. – М.: Академия, 2007.
22. Ушинский К.Д. Детский мир / Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2003. - т. 3.
23. Чарушин Е. Авторский сборник «Медведь-рыбак». – М., Амфора, 2011.
24. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2006.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., Академия, 2011.
26. Интернет ресурсы: http://www.detlan.ru/biblio/
Тема урока: В.В.Бианки «Хвосты»
ЦЕЛИ: 1. Образовательные:
- формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
- активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес
3. Воспитательные:
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и окружающей среде;
- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;
- воспитание критического мышления.
Оборудование: книги В.В. Бианки, портрет писателя, картинки животных, карточки с таблицами «Значение хвоста для каждого животного».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением В. Бианки «Хвосты». И я надеюсь, что многие из вас узнают что-то новое для себя.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом писателе?
3. Рассказ о писателе. (учитель или ученик)
Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году (1954) в семье известного учёного-орнитолога, сотрудника зоологического музея. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, специализируясь в области биологии. Он много путешествовал по Уралу и Алтаю. Некоторое время работал учителем в школе. Заведовал Алтайским краеведческим музеем.
За 35 лет литературной деятельности Бианки издал 120 книг. Его творческое наследие насчитывает более 300 рассказов и сказок, повестей и очерков. Книги писателя вводят детей в мир живой природы. Первая сказка В. Бианки «Путешествие красноголового воробья» была напечатана в первом номере детского журнала «Воробей». Затем вышли его книги: «Кто чем поёт?», «Первая охота», «Кукушонок», «Чей нос лучше?». (Выставка книг)
Уникальным явлением в детской литературе стала его «Лесная газета». В «Лесной газете» В. Бианки знакомит читателей с природой средней полосы.
Ещё мальчишкой В. Бианки проводил в лесу всё свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чём «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие на воде или под водой.
В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой.
Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые: но и их друзья – люди.
4. Создание ситуации познавательного спора.
- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Хвосты», а зачем нужны хвосты животным?
- Кто считает по другому?
- Для того, чтоб узнать, на сколько вы были правы, давайте прочитаем это произведение.
5. Чтение произведения.
6. Работа над содержанием.
- Кто главный герой?
- К кому муха обращается за помощью? Почему? Как она называет человека?
- Зачем мухе понадобился хвост?
- Кого муха повстречала в лесу? (фото животных)
- Нашла ли муха того, кого искала? Почему?
7. Самостоятельная работа в парах.
Я предлагаю перечитать произведение и заполнить таблицу «Значение хвоста для каждого животного».
Животное |
Значение хвоста |
|
|
- Давайте проверим, что у вас получилось.
8. Подведение итогов.
- Почему же муха не нашла то, что искала?
- Какая главная мысль этого произведения? Что хотел вам сказать В. Бианки?
- Что вы знали, а что нового узнали, прочитав данное произведение?
9. Домашнее задание.
Найти в энциклопедиях сведения о других животных на тему «Значение хвоста». могут возникнуть при внедрении и
Тема: Е.И. Чарушин. Рассказ «Кабан»
ЦЕЛИ: 1. Образовательные:
- формировать читательские умения у детей при работе с природоведческим текстом;
- активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности;
- развитие навыков осознанного, выразительного чтения;
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным;
- воспитывать волевые черты характера.
Оборудование: книги Е.И. Чарушина, портрет писателя, фото кабана, энциклопедии о животных, Толковый словарь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока
3. Работа в парах.
- Сейчас вы поработаете в парах. Я раздам карточки, на которых написаны данные из жизни писателя. Ваша задача внимательно прочитать.
- Что вы узнали?
- Как вы думаете, что означает слово анималист? Давайте обратимся к толковому словарю?
- Чарушин рисовал животных, где же он
находил героев для своих книг?
- Какие умения должен иметь художник-анималист?
4. Работа над произведением.
- Посмотрите на название, кто будет героем рассказа? Как могут развиваться события? Давайте прочитаем и выясним, насколько вы оказались правы.
А) «Чтение с остановками». После прочтения эпизода, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
2 абзац: - Почему автор пришёл рано в зоосад?
13 абзац: - Что может случиться дальше?
19 абзац - А вы бы испугались? - Как бы вы поступили?
Б) Проверка первичного восприятия:
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
- Смогли ли мы предугадать, что будет происходить в рассказе?
В) Работа над содержанием.
- Чем занимался Чарушин в зоопарке?
- Когда происходит действие рассказа? (обращение к тексту)
- Почему так рано? (обращение к тексту)
- Кто испугал автора? Сравним, оправдался наш прогноз?
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?
- Кабан – страшный зверь? Почему автор их испугался?
- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор.
- Что означают слова «сопеть», «гуськом», «зоосад», «марал». (толковый словарь)
Прочитайте эпизод, где описаны кабаны. Посмотрите на иллюстрацию, смог ли автор достоверно описать животное?
- Как это характеризует автора?
- А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”?
- Давайте узнаем, что написано про кабана в энциклопедии. (читает ученик)
- Сравните сведения, взятые из рассказа Чарушина и энциклопедии, что вы можете сказать?
5. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему учат нас рассказы о животных?
6. Домашнее задание.
Написать сочинение - описание «Животное в зоопарке».
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
ЦЕЛИ: 1. Образовательные:
- формировать читательские умения у детей при работе с природоведческим текстом;
- активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развитие устной речи;
- пробудить интерес к аналитической работе над текстом;
- помочь понять идею автора;
- развивать умение видеть авторскую позицию;
- развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира;
3. Воспитательные:
- вызвать у учащихся чувство любви, восхищения сложным миром животных.
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, картинки зайцев, бобра, энциклопедии о животных, Толковый словарь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с новым писателем И. Соколовым-Микитовым и его произведением. Что это будет за произведение, и кто его герои вы узнаете позже.
3. Работа над темой урока
А) рассказ учителя об авторе
Б) игра «Узнай меня»
А теперь, я прочту вам описание животного, а ваша задача узнать о ком идет речь:
«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи. Семья у меня очень дружная, мы всегда живём вместе. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и сигнальное приспособление, и регулятор температуры».
- Кто узнал, о ком идет речь?
Хорошо, послушайте еще одно описание: «У меня очень красивые глаза:
большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея у меня малоподвижная,
поэтому, когда я бегаю, я шею не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю
я очень быстро и прыгаю здорово. Я очень хитрый и меня не так просто поймать. В
опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защита:
маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза
в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые - настовички, вторые - етнички и
есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья. Узнайте,
как их зовут?».
Кто это описан?
- что вы знаете об этих животных?
В) чтение текста по частям (с паузами). Проверка первичного восприятия.
- Как называют зайчат, которые родились осенью?
- Какая мечта у маленького зайчика?
- Что с ним произошло?
- Почему это случилось?
- К кому попал зайчонок?
- Понравилась ли ему хатка бобров?
- Какие мысли стали его посещать потом?
- Как жилось зайчонку в новом доме?
- Кого он увидел?
- Как стали говорить о зайчонке?
Г) беседа
- Какие слова вам были не понятны? Куда нам надо обратиться за помощью?
- Как вы думаете это рассказ или сказка? Докажите.
- Что интересного узнал зайчонок? А вы?
Д) составление статьи для детского журнала. (работа в парах)
Представьте, что вы журналисты и вам поручили задание написать статью о животном. Выпишите из данного текста факты, которые относятся к животному, что у нас получится.
4. Итог урока
Что нового вы узнали сегодня?
Как вы думаете, стоит ли отказываться от своей мечты?
5. Домашнее задание
А) подготовка чтения по ролям
Б) придумать продолжение приключений зайчика (по желанию)
Скачано с www.znanio.ru
[1] Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М., 2000.
[2] Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с.
[3] Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010
[4] Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010
[5] Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010
[6] Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010
[7] Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010
[8] Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010
[9] Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010
[10] Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.