Муниципальное общественное бюджетное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа»
Новосергиевского района Оренбургской области
КОНКУРС
«КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ »
Исследовательская работа по краеведению
«100-летие Покровской сельской библиотеки»
Покровка
Содержание
Раздел 1. Введение ……………………………………………………………....3
1.1. Обоснование актуальности темы исследования…………….……………..…..3
1.2. Цели и задачи. Методы исследования……………………….…………………..5
Раздел 2. Содержание исследования……………………………….…………….7
2.1. Летопись Покровской сельской библиотеки …………………………………..7
2.2 Заслуженные работники ……………………………………………………….13
2.3. Покровская сельская библиотека сегодня……………..……………………….17
2.4 Социологический опрос читателей………….………………………………….19
Раздел 3. Заключение.……………………………………………………………20
3.1. Выводы ………………………………………………………………………….20
3.2. Потенциал развития исследования ……………………………………………20
Литература …………………………………………………………………………..21
Приложение …………………………………………………………………………22
Раздел 1. Введение
1.1.Обоснование актуальности темы исследования
Библиотека…Тишина…Столетья…
Истории и тысячи имён!
Здесь мысли, чувства, тайны,
Пусть дуют в мире ветры перемен,
Храни свой ценный клад, библиотека!
Пусть не коснуться книг забвенье, тлен.
Какой глубокий смысл заключён в этих строках!
Библиотека…Тишина…Столетья… А что же такое библиотека? Для меня это особый мир, мир книг, тайн и загадок, погружаясь в который, забываешь обо всём на свете! В эти моменты все мысли только об одном – о книгах, которые хранят в себе веками всё самое интересное и полезное для человека .
Невозможно представить себе человечество без библиотек. Не будь библиотекаря и библиотек, что стало бы с культурой и с нами? Библиотека. Удивительно ёмкое слово, идущее из глубины веков. Это и собрание книг, и место их хранения , и культурно-просветительное учреждение, составляющее целый комплекс залов, секторов, отделов, и нечто большее, что вошло в судьбы многих людей.
А.И. Герцен писал: «Книга- это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы и все отрасли, потрясавшие сердца»
И действительно, книга способна творить чудеса! И все эти чудеса бережно хранит библиотека. Именно благодаря ей книги не подвластны времени : соединяя настоящее и прошлое, они указывают путь в будущее.
Я очень люблю читать книги. Этот запах краски, шуршание страниц не заменит ни один новый информационный носитель. Мне нравится посещать нашу библиотеку, читать книги, периодическую печать, изучать выставки, участвовать в различных конкурсах. И конечно встречать доброжелательные лица библиотекарей. Поэтому мне хотелось больше узнать о библиотеке моего села, о том, как все начиналось, какие изменения происходили в течение столетия, кто внес большой вклад в развитие библиотечного дела с. Покровка.
Эту работу я посвящаю 100-летию Покровской сельской библиотеки.
1.2. Цели и задачи
Объект данного исследования – сельская библиотека с. Покровка.
Предметом исследования является изучение истории Покровской сельской библиотеки
Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем, определение их роли в жизни людей.
Задачи:
• изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории библиотеки;
• выявить и оценить произошедшие изменения;
• пробудить интерес школьников к изучению истории библиотеки.
• развить навыки исследовательской работы в области изучения истории библиотек.
Для достижения цели исследования я использовала следующие формы и методы исследовательской работы:
- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;
- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;
- поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;
- установление связей с работниками библиотек и читателями, с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
- фотосъемка объектов исследования.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, мы лучше стали понимать историю своей малой родины.
Раздел 2. Содержание исследования
2.1. Летопись Покровской сельской библиотеки
Благодаря собранию сочинений Анания Павловича Кузнецова (1859-1938), замечательного публициста и фольклориста, хорошо знавшего сельскую жизнь, нужды и чаяния крестьян, их быт, нравы и обычаи, так как долгое время книгоношествовал по Оренбургской, Самарской и Уфимской губерниям и по Уральской области, мы узнаем много нового и интересного об эпохе так называемых контрреформ, когда царское правительство проводило откровенно реакционный курс, всячески подавляло свободомыслие в стране. Судя по многочисленным заметкам, большинство из которых посвящено жизни села, можно предположить, что длительное время, начиная примерно с 1887 года, А. Кузнецов проживал в Покровке, продолжая заниматься книгоношеством и отправляя в разные газеты статьи и корреспонденции. Он принимал активное участие в первой российской переписи населения 1897 г. Кроме того, он являлся заведующим Покровской бесплатной народной библиотекой «Оренбургского уездного комитета попечительства о народной трезвости».
Точная дата образования библиотеки не указывается, но зато достоверно известно о проводимых А. Кузнецовым с участием местных священников о. М. Шовского и о. М. Преображенского народных чтений. А 7 марта 1898 г. При библиотеке открыт книжный склад «… с целью распространения в народе дешевых и вместе с тем полезных книг и картин. Книги преимущественно популярные, издания Сытина, «Посредника» и других фирм…»
Известно также точное состояние библиотечного фонда на 1 января 1902 года:
а)духовно-нравственного содержания – 133 книги;
б)беллетристического – 322 книги;
в)научно-исторического – 94 книги.
Итого: 549 книг.
Село Покровка ведет свое начало с 1799 г., когда было построено первое здание переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний.
11 октября 1914 года в селе Покровка была открыта библиотека-читальная одна из первых в Оренбургской губернии. Расположена она в бывшем здании школы для мальчиков, где потом была чайная сельпо, а ныне это жилой дом на углу улиц Советской и Кирова. Первым библиотекарем стал учитель Герасим Дмитриевич Шевченко. Во время гражданской войны работа библиотеки – читальни была свернута и носила характер частный. Был ограничен доступ к ее фондам. Однако, после окончательного разгрома Красной Армией Дутовцев и Белоказаков и прочного установления Советской власти на селе, сама жизнь потребовала обновления всей воспитательной и политической работы среди населения.
В июне 1919 года на заседании партийной ячейки с участием членов губернского комитета партии и партийной ячейки 57 полка было принято постановление об открытии клуба имени Цвилинга с библиотекой – читальней для свободного входа красноармейцев и граждан села в доме Тульского (ныне здание детского сада имени Кирова).
На заседании были утверждены заведующий клубом – Соловых Василий Степанович, помощником – Юхнов Николай Степанович, заведующий школой.
Библиотека, как свидетельствуют архивные документы, в то время насчитывала 1800 экземпляров открытого фонда и 1200 – закрытого в книгохранилище (это в основном политическая литература эсеро-меньшевистского толка и учебная литература по закону божьему, отмененного преподавания в школах с 1 января 1918 года Государственным комитетом просвещения РСФСР).
А уже в 1929 году в бывшем Покровском районе (в него входили Переволоцкий район и часть Новосергиевского) было 10 библиотек, 11 изб-читален, один клуб и 100 красных уголков.
С окончанием строительства нового здания Дома культуры в 1932 году сюда же была переведена библиотека-читальня. Здание дома Культуры 1932 г.
В январе 1936 года состоялся конкурс на лучшую библиотеку района. Лучшей была признана Покровская библиотека, заведующая Зинаида Ивановна Комар награждена денежной премией и патефоном. В том же году исполком райсовета выделили 10 тысяч рублей на организацию детской библиотеки. Покровский райисполком (председатель т. Семенов) за активное участие в конкурсе и помощь библиотеке премирован грамотой.
В то время проходил Всесоюзный конкурс сельских библиотек, по итогам которого Покровская библиотека награждена Почетной Грамотой за активную и плодотворную работу по выполнению решений партий и правительства. Грамоту подписала председатель Всесоюзного комитета конкурса сельских библиотек Надежда Константиновна Крупская.
После смерти Н.К. Крупской Покровской библиотеке по ходатайству коллектива работников культуры и библиотек района, райисполкома было присвоено ее имя.
А через три года, 19 января 1939 года, Зинаида Ивановна Комар была освобождена от должности заведующей библиотекой как жена «врага народа».
Покровская библиотека была ведущей библиотекой в районе и области и в последующие годы. Много энергии и труда внес коллектив 40-60-х годов «… в дело воспитания трудящихся, пропаганды книги и постановления партии правительства» - говорит летопись села Покровки.
В это время проводились двух-трех дневные семинары, оказывалась методическая помощь другим библиотекам. Один раз в год делались выездные отчеты перед населением.
За каждым библиотекарем была закреплен определенный участок работы. Так Степанова М.И. выезжала в Козловку, Логинова В.М. – в Преторию, Судбодаровку. Добирались разными средствами – пешком, на тракторе, в любую погоду.
Впервые открыли свободный доступ к книгам в 1967 году. Заведующей библиотекой была Тихонова Анна Николаевна.
В районной библиотеке была база практики, приезжали студенты из Бузулукского библиотечного техникума, из Культучилища.
Большое место в работе Покровской библиотеки занимали совместные мероприятия со школой, клубом; Вечера Встречи выпускников школы, вечера, посвященные Женскому Дню и Дню Победы и т.д.
В 1975 году произошла централизация библиотек. После этого Покровская библиотека стала сельским филиалом № 6 Новосергиевского ЦБС.
В дальнейшие годы в библиотеке произошли кадровые изменения. Сюда пришло новое молодое пополнение специалистов библиотечного дела: Бутыркина Н.В., Рогачева Т.Н., Гаврилова Е.И., Киверова Н.С., Клишина Е.П.
В библиотеке насчитывалось более 27 000 экземпляров книг, имелось много периодических изданий. Обслуживалось более 2000 читателей, из них 600 детей. Библиотека имела передвижки, не теряла связь с организациями и предприятиями села. Хорошо были налажены отношения со средней школой, со школой для детей – сирот и с СПТУ-55. Молодые специалисты шагали со временем, использовали новые формы работы для привлечения читателей в библиотеку.
Проводилось много различных мероприятий: обзоров книг, конференций, литературных и тематических вечеров, утренников и т.п.
Чтобы работа шла плодотворно и стабильно, между работниками библиотеки распределены обязанности: Киверова Н.С. – абонемент, Рогачева Т.Н. – работа с детьми, Клишина Е.Н. – обслуживает рабочих АРЗ.
Гаврилова Е.И. – заведующая сельским филиалом, подходила к работе требовательно, помогала советом, как лучше провести ту или иную работу или мероприятие. О работе Покровского сельского филиала неоднократно рассказывала газета «Ленинская искра».
Шло время, в результате в стране произошли весомые изменения. Библиотечные работники тоже пересматривали свои планы, взгляды. Теперь здесь работали активные специалисты, знающие свою работу, интересующиеся жизнью страны, своего села. По состоянию здоровья ушла Гаврилова Е.И., на ее место принята С.А. Дементьева .В 1992 году проводили на заслуженный отдых ветерана труда Желновач Р.Я.
С приходом новых специалистов работа в библиотеке стала более интересной и плодотворной. Используются современные методы работы. Добросердечное оформление, интересные мероприятия для детей и взрослых привлекают в библиотеку население села и гостей. Не теряется связь с предприятиями, средней школой, детским домом и ПТУ-55. Многие приходят сюда не только почитать, но и просто отдохнуть.
11 октября 1994 года Покровская библиотека отпраздновала свое 80-летие.
1995 год знаменит празднованием 50-летия Победы над фашистской Германией. Почти вся работа библиотеки велась в этом направлении. Проводились беседы, обзоры, читательские конференции, встречи с участниками Великой Отечественной Войны, литературно-музыкальные композиции, оформлялись книжные выставки.
Большое внимание библиотека уделяет экологическому вопросу, помогает в воспитании подрастающего поколения.
Каждый год библиотека чествует своих активных читателей (Мындря А.Х., Гришина Е.Р., Неверов А.И. и др.). Большую помощь в проведении массовых мероприятий оказывает актив библиотеки, особенно дети и учителя средней школы.
В начале 1994 года стоял вопрос о закрытии библиотеки, т.к. помещение не отапливалось и создалась угроза сохранности библиотечного фонда из-за холодов и сырости. Библиотеку отстояли благодаря также активной помощи и принципиальной позиции администрации района и сельсовета, бывшей в то время директором районой библиотеки Ольги Александровны Мязиной.
В 1995 году приезжали гости из ФРГ. Интересовались работой с читателями. В дар библиотеке подарено 25 экземпляров книг.
Большое внимание библиотеке уделяет глава Администрации с. Покровка – Мячин В.Я. Он оказывает посильную помощь, как материальную, так и хозяйственную. В 1996 году два библиотекаря (Киверова Н.С., Рогачева Т.Н.) закончили Оренбургское училище культуры заочно.
Неоднократно Покровский сельский филиал участвовал в различных конкурсах и викторинах среди сельских библиотек в Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина. Почти всегда занимала первое место или призовые места. Неоднократно награждалась библиотека грамотами, дипломами и призами.
В конце двадцатого века библиотека насчитывала в своем фонде 24483 экземпляра книг, не считая периодических изданий.
Обслуживала 2108 человек вместе с детьми. Выдала за год 47159 книг, при плане 46000 экземпляров.
Сюда пришло новое поколение специалистов библиотечного дела. Это – заведующая библиотекой Нина Семеновна Асовская, в читальном зале работает Светлана Александровна Дементьева, в детском отделе – Татьяна Николаевна Рогачева.
В 1997 г. библиотека имела в своем фонде более 28000 экземпляров книг и различные периодические издания.
2.2. Заслуженные работники
Полюбить книгу – значит полюбить и библиотечное дело.
Библиотекарь должен не только любить книгу,
но и научить черпать из нее знания,
радость, руководство к действию.
Н.К. Крупская
Большой вклад в развитие библиотечного дела района внесли ветераны труда Петр Иванович Таркин, проработавший в библиотеке 34 года, из них 26 лет – заведующим, БойкоЛ.П. – 10 лет в передвиженке, Кулешова А.Н., Братченкова В.Н., Степанова М.И. – заведующая детским отделом, Желновач (Трунова) Р.Я. – зав. читальным залом, отдавшие любимому делу 25-30 лет жизни.
Степанова Майя Ивановна проработала в библиотеке 36 лет. После окончания Бузулукского библиотечного техникума в 1951 году была направлена в Покровский район в детскую библиотеку на должность заведующей.
Инициативная, энергичная, веселая она сразу понравилась детям и взрослым. Она успевала проводить детские мероприятия, участвовала в агитбригаде, которая выезжала в окрестные села.
Но работа с детьми требовала более глубокой и серьезной подготовки. И Майя Ивановна поступила в Оренбургский педагогический техникум, который закончила в 1963 году. Эти знания, накопленный годами опыт, любовь к детям до конца сопутствовали ее жизненному выбору профессии.
Трунова (Желновач) Раиса Яковлевна закончила Покровское культурно-просветительское училище в 1954 году. В 1964 г. Перевели ее из клуба в библиотеку – заведующей читальным залом. Общий стаж работы более 28 лет. Основу работы составляли массовые мероприятия. Выездные мероприятия – ездили на неделю в другие библиотеки.
Раиса Яковлевна организовала литературные вечера – встречи с Оренбургскими писателями: А. Горбачевым, автором книги «Сельская учительница», «Подвиг доктора Бушуева» и др. – в 1965 г., И. Ухановым, автором книг «Небо детства» и «Играл духовой оркестр».
Обратимся к газете «Ленинская искра» за 24 октября 1989 года: «Большим авторитетом среди жителей с. Покровка пользуется библиотекарь, агитатор, депутат сельского совета Раиса Яковлевна Желновач. Она не замыкается в стенах своей читалки. Летом ее можно встретить на поевом стане, у комбайна, на току, а в зимнее время – на животноводческой ферме. Она постоянно знакомит читателей с новинками литературы, помогает составить план для чтения, оформляет «молнии», доводит до своих читателей постановления партии и правительства, газетные материалы».
Логинова Вера Михайловна окончила Бузулукский библиотечный техникум в 1950 году. По направлению попала в Покровский район на должность заведующей читальным залом. Через восемь лет перешла работать на абонемент, где и была до ноября 1974 года. Затем перешла в школьную библиотеку.
Общий стаж у Веры Михайловны составляет 40 лет. Логинова В.М. участвовала в общественной жизни села – в избирательных компаниях, в переписке населения. При ее работе абонемент считался образцовым – идеальный порядок, много открытых полок. В 1957 году в качестве поощрения Вера Михайловна ездила в Москву на ВДНХ на 10 дней. Она имеет 5 благодарностей, в 1961 году награждалась почетной грамотой, в 1962 году денежной премией в размере пяти рублей. В 1984 году Вере Михайловне вручили медаль «Ветеран Труда».
Асовская Нина Семеновна – заведующая Покровской сельской библиотекой
Дементьева Светлана Андреевна – заведующая читальней
Рогачева Татьяна Николаевна – работает в детском зале
2.3. Покровская сельская библиотека сегодня
Библиотека сегодня это не только культурно-просветительное и досуговое учреждение, но и центр деловой информации.
Информативная функция для нее становится приоритетной. Библиотека обслуживает 2230 читателей, из них 600 – дети. Кроме того организаторы передвижки, тематические стенды, не теряется связь с организациями и предприятиями села. Особенно хорошо сотрудничает коллектив библиотеки с педагогами и учащимися средней школы, школы-интерната и ПУ-55. Здесь всегда помогут подобрать нужную книгу, учитывая его возрастные особенности и интересы, расскажут о новинках. Несмотря на современную повсеместную компьютеризацию, без библиотек никак не обойтись, ибо она всегда была, есть и будет местом живого общения с книгой.
Шагая в ногу со временем, библиотекари используют различные формы работы для привлечения читателя в библиотеку – удивительный мир, где собрана тысячелетняя мудрость всех стран и народов.
Отрадно, что сохранилась и такая форма работы, когда престарелых людей библиотекари обслуживают на дому.
С этой целью проводится много различных мероприятий: обзоры книг, читательские конференции, утренники, литературные вечера и встречи, посвященные тем или иным знаменательным датам в жизни нашего народа. Работа ведется по нескольким направлениям: формирование в молодежи гражданско-патриотического отношения к Родине, пропаганда здорового образа жизни, повышение духовно-нравственного, интеллектуального потенциала молодого поколения, а главное-формирование у читателей любви к «малой Родине». Проводятся всевозможные массовые мероприятия (лит. гостиные, диспуты, вечера-портреты, праздничные утренники…).
Проводятся конкурсы на самую читающую семью. Некоторые ученики Покровской СОШ участвуют постоянно, у многих детей множество грамот и наград. Стихи наших односельчан печатаются в газетах и различных сборниках.
Ни одно празднование Дня села не обходится без организации работниками библиотеки художественной выставки и выставки декоративно-прикладного искусства.
В библиотеке сеть интересные выставки на различную тематику. Вот одна из выставок, посвященная году культуры в России.блолор
Конечно, у библиотеки есть и свои проблемы: книгохранилищу необходим капитальный ремонт. Ну а сами библиотекари желают лишь одного, чтобы больше поступало художественной литературы, и не иссякал поток читателей.
2.4. Социологический опрос читателей
Работая над темой нашего исследования, я провела социологический опрос среди читателей Покровской сельской библиотеки – взрослых и детей, как они относятся к данной проблеме. В опросе приняли участие человек.
Опрос содержал следующие вопросы:
1вопрос. Для выявления мотивов, побуждающих обращаться к книге, респондентам было предложено продолжить фразу в вопросе: «Я читаю потому, что…»,прибегая к помощи предложенных вариантов, либо дополнить самостоятельно.
Мы получили следующее: «люблю читать» – 65 %, «чтение – мой досуг» – 18 %, «это нужно для учебы» – 10 %, «это мой образ жизни» – 7 %.
2 вопрос. С какой целью вы посещаете библиотеку?
Мы получили следующие результаты: «Найти материалы по теме для учебы» 6%, «За конкретными книгами «для себя» 65%, «Посмотреть выставки» 8%, «В надежде найти что-нибудь интересное» 7%, «На массовые мероприятия» 14%
После обработки результатов я выяснила, что книги играют важную роль в жизни человека, что книги нужны не только для учебы, но и для личного досуга.
Раздел 3. Заключение
3.1. Выводы
В ходе исследования я пришла к следующим выводам:
1) История библиотеки – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
2) Несмотря на изменения, которые происходили в истории нашего государства и в частности нашего села, библиотека смогла выдержать все испытания и не прекращать свою работу даже в самые тяжелые годы.
3) Особую роль в развитии библиотечного дела играли люди преданные своему делу, которые обслуживали читателей не только с. Покровки, но и ездили в другие отдаленные села.
Даже при изобилии книг, если в библиотеке нет человеческого тепла, участия, любви к читателям она становится пунктом выдачи книг, складом, хранилищем. Это мы с вами вдыхаем жизнь в комнату уставленную стеллажами с книгами. Если между читателем и книгой не встает знающий, умелый, влюбленный в свою профессию человек, никакой современный интерьер и богатый запас литературы не сотворит чуда сопричастности наших юных читателей мировой культуре. В книги обычно влюбляются с детства. А уже в зрелом возрасте такой человек не представляет себя без них.
В заключение хочется сказать, что мне очень понравилось изучать историю нашей библиотеки, я узнала для себя много нового и интересного. Теперь совсем с другими чувствами заходишь в здание библиотеки. Сюда хочется приходить все чаще.
А какое же оно, прошлое, настоящее и будущее нашей славной Покровской библиотеки? В этом я и попыталась разобраться, когда узнала, что в 2014 году у библиотеки юбилей -100 лет.
3.2. Потенциал развития исследования
Я продолжу работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников. Буду больше узнавать о читателях, о их книжных предпочтениях. Собрать, сохранить книги, историю библиотеки - наш долг перед нашим будущим поколением.
Приложение 1.
Результаты социологического опроса читателей
Для выявления мотивов, побуждающих обращаться к книге, респондентам было предложено продолжить фразу в вопросе: «Я читаю потому, что…»,прибегая к помощи предложенных вариантов, либо дополнить самостоятельно.
Вопрос «Я читаю потому, что…»
Мы получили следующее: «люблю читать» – 65 %, «чтение – мой досуг» – 18 %, «это нужно для учебы» – 10 %, «это мой образ жизни» – 7 %.
2)С какой целью вы посещаете библиотеку?
Мы получили следующие результаты: «Найти материалы по теме для учебы» 6%, «За конкретными книгами «для себя» 65%, «Посмотреть выставки» 8%, «В надежде найти что-нибудь интересное» 7%, «На массовые мероприятия» 14%
Приложение 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.