Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
docx
31.05.2021
Исследовательская работа
В лабиринте русского ударения.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Г. ШУМИХИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

ТЕМА ПРОЕКТА:

 

 

«В лабиринте русского ударения» (акцентологические нормы русского литературного языка)

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта: Куликова Валерия Андреевна,

Самойлова Виктория Владимировна

Класс 7А

 

Научный руководитель проекта: Назарова Оксана Викторовна

Место работы: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Должность: учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

г. Шумиха

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Акцентология. Из истории вопроса

1.1 История изучения и развития русского ударения

1.2.Русское ударение, его особенности и трудности   

1.3 Распространённые акцентологические ошибки

Выводы по 1 главе

 

Глава II. Практическая работа по изучению состояния речевой ситуации в школе, повышению интереса к русскому языку, популяризации грамотной речи

2.1 Организация практической  работы по изучению состояния речевой ситуации в школе, повышению интереса к русскому языку, популяризации грамотной речи

2.2 Проведение акцентологического диктанта на контингенте обучающихся 5А, 7А, 7Б, 9А, 11  классов

2.3 Интерпретация результатов практической работы

2.4 Причины нарушения акцентологических норм

2.5 Пути решения проблемы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

« Если кто захочет определить, почему в одном слове ударение на таком месте, а в другом, сходном с ним по образованию и по роду выраженного понятия, ударение не на том же слоге, такое старание будет бесплодным. Это происходит от того , что ударение … составляет одну из его индивидуальных особенностей. Оно образовалось вместе со словом…»

                               Я.К.Грот «О некоторых законах ударения» (1857)

 

 

Ударение – поистине душа слова.

Отнимите у слова ударение, и его не станет.

Поставьте неправильное ударение –

разрушится всё слово.

Н. А. Федянина, доктор филологических наук

 

Умение правильно произнести устное сообщение — это необходимый навык современного человека. Причём важно не только то, что мы говорим, но и как мы говорим. Постановка неправильного ударения в словах является одной из самых распространенных ошибок как в речи окружающих нас людей, так и в речи радио - и тележурналистов. Такие распространенные слова, как све'кла, звони'шь, катало'г, украи'нский, эксперт и многие другие постоянно произносят с ошибками, а это режет слух, снижает эстетическую ценность русской речи. Акцентологические ошибки,  во-первых, затрудняют процесс общения между людьми, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится; во-вторых, постепенно происходит замена  современной  литературной речи разговорной речью, просторечной. 

Знаменитый педагог В.А. Сухомлинский  писал, что «что речевая культура  человека – зеркало его духовной культуры». Человек, свободно владеющий русским языком, обязан знать языковые нормы, в том числе и орфоэпические, обязан говорить правильно. Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи.

В пятом классе, работая над исследованием «Наш город – город без ошибок», мы задумались, в   чём же причина многочисленных акцентологических ошибок в речи окружающих? Что требуется предпринять, чтобы речь стала правильнее и чище? Тогда же и возник замысел исследования вышеназванной проблемы.

В данной работе мы остановимся на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.

Итак, тема исследования «В лабиринте русского ударения» (акцентологические нормы русского литературного языка)» интересна и актуальна.

Цель исследования: привлечение внимания к современному состоянию культуры речи обучающихся школы в области акцентологии.

Объект исследования: устная речь обучающихся МКОУ СОШ №4.

Предмет исследования: акцентологические ошибки в речи обучающихся МКОУ СОШ №4.

В основу исследования положена гипотеза: если обучающиеся школы допускают акцентологические ошибки в речи, то необходимо найти пути для их предупреждения и повышения культуры речи.

Исходя из гипотезы, мы формулируем следующие задачи исследования:

1.     Изучить научную литературу о сущности русского ударения, его особенностях и трудностях.

2.     Провести эксперимент с целью выявления акцентологических  ошибок в речи обучающихся школы и их классификации.

3.     Определить пути решения проблемы.

4.     Разработать рекомендации по устранению акцентологических ошибок, повышению интереса к русскому языку, популяризации грамотной речи.

5.     Повысить собственный  уровень владения акцентологическими нормами родного языка.

Методы исследования:

1.                 Изучение научной литературы по теме: «Акцентологические нормы».

2.                 Наблюдение.

3.                 Анкетирование.

4.                 Беседа.

5.                 Интервьюирование.

6.                 Классификация ошибок.

7.                 Анализ и обобщение материала.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Новизна нашего исследования заключается в поэтапном действенном подходе к проблеме и намерении разрешить его в масштабе школы.

Теоретическая и практическая значимость исследования – в разработке рекомендаций решения  проблемы.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1            Акцентология. Из истории вопроса.

Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил М.В. Ломоносов.

Работая над изучением проблемы исследования, мы опирались на труды Р.И.Аванесова, К.С. Горбачевича, где дана научная характеристика понятий «орфоэпия», «произношение», «акцентология».

Орфоэпия как наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения, появляется в процессе становления национального языка в XVIIв. на основе московского говора. Орфоэпическая норма, основанная на чертах живого народного языка, окончательно сложилась к концу XIX в. С начала XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, до конца XIX в. формировалось петербургское произношение, характеризующееся сохранением в устной речи особенностей написания, книжностью. Оно не стало литературной нормой, но некоторые его особенности оказали влияние на развитие литературного произношения. Нормой продолжало считаться московское произношение.

После 1917г. изменение социального состава интеллигенции вызвало временное расшатывание культуры устной речи.

Изучение литературы по проблеме исследования показало, что русское ударение, в частности его подвижность, находит отражение уже в грамматиках М. Г. Смотрицкого, М.В.Ломоносова, Н. И. Греча. Объектом научного рассмотрения оно впервые становится в трудах А. X. Востокова, выделившего его в самостоятельный раздел грамматики, а затем Я. К. Грота и А. А. Потебни. Термин «акцентология» был введён в науку Р. Ф. Брандтом, книга которого «Начертание славянской акцентологии» (1880г.) явилась первым печатным трудом по сравнительной акцентологии славянских языков.

В начале XX в. велась работа по изучению норм языка и составлению словарей. О правильности  речи писали В. В. Виноградов, Л.В. Щерба, К.С. Скворцов, С.И. Ожегов. Опытом первого орфоэпического словаря является словарь «В помощь диктору» под редакцией К. И. Былинского, на основе его в 1960 г. был создан «Словарь ударений для работников радио и телевидения», последнее издание вышло в 1971 г. под редакцией Д. Э. Розенталя. С  именем Р.И. Аванесова связано рождение орфоэпических словарей: «Словарь-справочник по орфоэпии»(1955), «Русское литературное произношение и ударение», «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» (1983г.) В 1997 г. издан «Словарь ударений русского языка» Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва и «Словарь трудностей русского произношения» М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткиной. В данных орфоэпических справочниках и словарях можно найти исчерпывающую информацию о современных нормах произношения и ударения. Труды этих учёных помогают сохранять достигнутую высоту языка, не отрывать его от живых народных корней.

Заглавия работ современных учёных-лингвистов передают их эмоциональное состояние. Выделяются работы Михаила Кронгауса - лингвиста, профессора, доктора лингвистических наук, директора Института лингвистики РГТУ,  - «Русский язык на грани нервного срыва". Учёные – лингвисты, анализируя причины изменений, приходят к разным выводам:

·                   русский язык переживает колоссальные изменения, которые приведут его к катастрофе. Надо его срочно спасать;

·                   русский язык переживает колоссальные изменения, связано это с социальными условиями. «Утихомирятся бури революционных волн», и русский язык заблещет во всей своей красоте, но уже сегодня нужно за него бороться».

Ударение в русском языке свободное, подвижное, изменчиво во времени, имеет варианты, поэтому постановка ударения не регулируется едиными правилами, акцентные нормы трудны для усвоения. В каждом случае надо знать, как произносится слово, при затруднении обращаться к словарям. Нужно отметить, что в настоящее время сложные орфоэпические правила упрощаются, намечается демократизация произношения. Один из последних орфоэпических словарей под редакцией  И.Л. Резниченко (2003г.) отражает большее количество допустимых вариантов, которые в недавнем прошлом были невозможны.

 

1.2            Русское ударение, его особенности и трудности.

Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

В ходе работы мы убедилась в сложности данного вопроса и углубились в изучение теории, выделив ряд правил, которыми нужно руководствоваться при постановке ударений.

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся:

1) нефик­си­рованность и подвижность.

2)наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов.

3) наличие акцентологических вариантов.

4) колебания в постановке ударений.

5) ударение в именах собственных.

Рассмотрим это на конкретных примерах.

В некоторых языках ударение фиксированное. Во многих языках постановка ударения не вызывает никаких трудностей, потому что ударение там фиксированное. Например, в польском, латинском языках оно всегда падает на предпоследний слог, в чешском, латышском – на первый, во французском – на последний. В русском языке ударение может падать на любой слог. При изменении слова может меняться и ударение (стрела́ – стре́лы). Разноместность и подвижность ударения создают определенные трудности при его освоении, однако эти же свойства устраняют монотонность речи. Русское ударение фиксированное и подвижное  (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска – доски). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алкоголь – алкоголь, шприцы – шприцы (в медицине);

компас – компас (у моряков);

рудник – рудник (у горняков);

шасси – шасси (у летчиков);

искра – искра (у шоферов).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кладбище (нейтр.) – кладбище (устар., поэтич.);

девица (нейтр.) – девица (народно-поэтич.);

шёлковый (нейтр.) – шелковый (народно-поэтич.);

музыка (нейтр.) – музыка (устар.)

При этом необходимо помнить, что профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

3. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

творог – основной (предпочтительный) вариант, творог – дополнительный;

нет творога – нет творога (доп.);

тефтели – тефтели (доп.);

и скристый – искристый (доп.);

ржаветь – ржаветь (доп.);

баржа – баржа (доп.);

4. Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый – джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам – волнам, петля – петля, сажень – сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрономия, алфавит, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, дефис, диспансер, жалюзи, завидно, изыск, исчерпать, каталог, кухонный, мусоропровод, намерение, обеспечение, облегчить, оптовый, памятуя, предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства, столяр, углубить, украинский, упрочение, феномен, ходатайство, ценовая, христианин, щавель, эксперт.

Необходимо запомнить:

Валовой (доход, продукт);

уставный (фонд, капитал);

опт – оптом – оптовый – оптовик;

дебитор – должник, дебиторская задолженность (сумма долгов);

дебет – левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Соколов-Микитов, Балашиха, Великий Устюг, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Квебек, Сидней, Шри-Ланка и т.д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньютон, Рембрант – Рембрант, Линкольн – Линкольн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак – у Мориака. У Бальзака.

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) – Вашингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – Макбет (название повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда").

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка ( pullover – "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову"), также: импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос (беспорядок), некролог, кварталгенезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому –ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог.

блокировать – маркировать;

национализировать – премировать;

приватизировать – нормировать;

экспортировать – бомбардировать.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книго­изда­тельский.

Необходимо запомнить:

Нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока).

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, угольный – угольный, атлас – атлас, хлопок – хлопок, орган – орган. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла.

Ударение в отдельных грамматических формах

Определенную трудность (даже для образованного человека!) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:

занят – занята – заняты;

создан – создана – созданы;

взят – взята – взяты;

начат – начата – начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнять – отнял – отняла – отняли;

понять – понял – поняла – поняли;

начать – начал – начала – начали;

но: класть – клал – клала – клали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на окончании:

глубокий – углубить;

легкий – облегчить;

бодрый – ободрить, подбодрить.

4. Существуют глаголы, в которых абсолютно во всех формах ударение падает на окончание. Вот они: звонить, углубить, усугубить, включить, растить, творить. К примеру, в слове «звонить» в других формах ударение будет ставиться следующим образом: я звоню, ты звонишь, он звонит, мы звоним, вы звоните, они звонят.

5 . Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:

обеспéчивать – обеспечение;

сосредотóчивать – сосредоточение;

упорядочить – упорядочение.

6 . Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным – на окончании либо на основе:

1) область – областей; ведомость – ведомостей; ступень – ступеней (в развитии чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска – досок; сирота – сирот; отрасль – отраслей; мощность – мощностей; прибыль – прибылей; дно – доньев; торт – тортов; порт – портов.

Необходимо запомнить:

Среда – среды – по средам.

Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение. Это могут быть как отдельные слова, так и некоторые грамматические формы слов:

Имена нарицательные: аге́нт, агроно́мия, алфави́т, апо́криф, апостро́ф, аре́ст, асимметри́я, балова́ть(ся), ба́рмен, бесо́вщина, бла́говест, бо́чковое, браву́рный, бряца́ние, валовы́е, вало́м вали́т, вероиспове́дание, верхове́нство, ве́черя, ге́незис, гражда́нство, гроте́сковый, грунтовы́е, дала́й-ла́ма, дефи́с, диа́спора, диоптри́я, диспансе́р, до́гмат, дре́вко, духовни́к, жалюзи́, жерло́, зави́дно, зна́мение, изы́ск, и́конопись, иконопи́сец, искони́, исче́рпать, катало́г, ка́тарсис, каучу́к, кладова́я, клобу́к, коло́сс, колла́пс, коклю́ш, кра́шение, креме́нь, ку́хонный, ма́ркетинг, мастерски́, месси́я, мимикри́я, многочасовы́е, мусоропрово́д, наме́рение, недви́жимость, недрема́нное (око), не́нецкий, непроторённый, несказа́нно, неуставны́е (отношения), нефтепрово́д, новорождённый, обеспе́чение, обесце́нить, облегчи́ть, ободри́ть, образова́нщина, однососта́вное, опто́вый, осве́домиться, о́тзыв (на рукопись), отзы́в (депутата), отку́порить, отча́сти, па́мятуя, пи́хта, плато́, повторённый, подро́стковый, предвосхи́тить, прину́дить, приобрете́ние, разгосуда́рствление, санитари́я, скро́енный, созы́в, сосредото́чение, сре́дства, столя́р, ста́тус, стату́т, стори́цей, табу́, тамо́жня, тамо́женный, торги́, танцо́вщица, тоте́м, травяни́стый, углуби́ть, украи́нский, уме́ньшить, упро́чение, факси́миле, фее́рия, фено́мен (явление), хво́я, хло́пковое, хода́тайство, ценова́я, христиани́н, шасси́, щаве́ль, экспе́рт, языкова́я (норма), языко́вая (колбаса).

Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты – джи́нсовый и джинсо́вый, заи́ндевелый и заиндеве́лый, комба́йнер и комбайнёр, металлурги́я и металлу́ргия, про́полис и пропо́лис, петля́ и пе́тля, роже́ница и рожени́ца, ржа́веть и ржаве́ть, са́жень и саже́нь, тво́рог и творо́г; при нормативном ударении а́вгустовский допустимо августо́вский, при берёста допустимо береста́, при ра́кушка допустимо раку́шка;

2)      Имена собственные:

Бальмо́нт, Воронцо́ва-Да́шкова, Капи́ца, Се́ргий Ра́донежский, Серафи́м Саро́вский, Сальвадо́р Дали́, Пикассо́, Зоси́ма. Алекси́й, Соколо́в-Микито́в, Балаши́ха, Вели́кий У́стюг, Ки́жи, Ра́донеж, Ставропо́льский край, Апока́липсис, Метропо́литен-О́пера, Никара́гуа, Перу́, Квебе́к, Си́дней, Массачу́сетс, Миссу́ри, Шри-Ланка́.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Нью́тон (но традиционно: Ньюто́н), Ре́мбрандт (но традиционно: Рембра́ндт), Ли́нкольн (но традиционно: Линко́льн), Дэ́вид Ко́пперфилд (но традиционно: Дави́д Копперфи́льд).

 

Выводы по 1 главе

1. Русское ударение - одна из сложных тем русского языка, требующая пристального внимания.

2. Изучение литературы по проблеме исследования показало, что русское ударение, в частности его подвижность, находит отражение уже в грамматиках М. Г. Смотрицкого, М.В.Ломоносова, Н. И. Греча, А. X. Востокова, Я. К. Грота и А. А. Потебни.

3. Термин «акцентология» был введён в науку Р. Ф. Брандтом. Акцентология (от лат. accentus - ударение, акцент и греч. logos — слово, учение) - раздел языкознания, изучающий вопросы ударения.

4.Ударение в русском языке свободное, подвижное, изменчиво во времени, имеет варианты, поэтому постановка ударения не регулируется едиными правилами, акцентные нормы трудны для усвоения. В каждом случае надо знать, как произносится слово, при затруднении обращаться к словарям. Нужно отметить, что в настоящее время сложные орфоэпические правила упрощаются, намечается демократизация произношения. Один из последних орфоэпических словарей под редакцией  И.Л. Резниченко (2003г.) отражает большее количество допустимых вариантов, которые в недавнем прошлом были невозможны.

5. Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

7. К основным источникам языковой нормы относятся:

произведения писателей-классиков;

произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

публикации средств массовой информации;

общепринятое современное употребление;

данные лингвистических исследований.

5. Причинами нарушения  акцентологической нормы школьниками является:     1) уровень образования (самообразования) и воспитания;   б) внешние факторы: диалектные, профессиональные, стилистически окрашенные  слова; влияние других языковых систем (особенно если в семье говорят на нескольких языках).

Теоретические основы исследования нашли отражение в практической работе.

 

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В ШКОЛЕ, ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ

2.1 Организация практической работы по изучению состояния речевой ситуации в области акцентологии

Практическое исследование проводилось на контингенте из 99 представителей МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Шумихи Курганской области, обучающихся 5А, 7А, 7Б, 9А, 11 классов. (Таблица 1. Рис. 1.) (Приложение 1).

Исследование проводилось включало 4 этапа.

Первый этап (сентябрь2017-ноябрь 2017г.) - аналитический, направлен на изучение и анализ научной  литературы по проблеме,  определение исходных параметров работы, её предмета, цели, гипотезы, научного аппарата, создание анкет, опросников для исследования уровня владения акцентологическими нормами русского языка.

На втором этапе (декабрь 2017г.- январь 2018г.) проводилось наблюдение, анкетирование обучающихся, разрабатывались рекомендации по повышению уровня владения акцентологическими нормами, интереса к русскому языку, популяризации грамотной речи.

Третий этап (февраль 2018г. - март 2018г.) - проведение экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы.

Четвертый этап (март 2018г.- апрель 2018г.) - обобщающий. На этом этапе проверялись, обрабатывались и систематизировались результаты эксперимента. 

2.2 Интерпретация результатов практической работы

На втором этапе эксперимента  был проведён акцентологический диктант среди обучающихся 5А, 7А, 7Б, 9А, 11 классов с целью определения уровня владения акцентологическими нормами и выявления акцентологических ошибок в речи школьников. С этой целью ученикам 5, 7, 9,11 классов было предложено расставить ударение в  словах «Акцентологического минимума» (система подготовки к ЕГЭ) (Приложение I).

Проанализировав данные, мы получили следующие результаты (Приложение 2).

Из таблицы и диаграмм видно, что большинство слов из «Акцентологического минимума» вызывают сложность: в 5А классе на одного ученика в среднем из 50 слов приходится 35 ошибок, в 7-х - , в 9- 32, а в 11- 25. Это объясняется тем, что 5-классники не имеют еще необходимых знаний. Положительная динамика в освоении  акцентологических норм от класса к классу объясняется рядом причин, среди которых мы видим и повышение уровня образования, особенно заметна роль подготовки к ЕГЭ, о  чем говорят результаты 11-ков. (Приложение 3).

На следующем этапе эксперимента ребятам было предложено ответить на вопросы:

1.     Кто или что влияет на вашу речь?

 2 .    Считаете ли вы, что  акцентологические  нормы необходимы?

 3.     Нужно ли следовать акцентологическим нормам?

 4.     Замечаете ли вы в речи друзей ошибки?

 5.     Если вы замечаете такие ошибки, как поступаете?

 6.     Делают ли вам замечания при неправильном   произношении слова?

  7.    Как вы относитесь к таким замечаниям?

  8.    Уделяете ли вы внимание самообразованию в области акцентологии?

  9.    Каким образом, на ваш взгляд, можно улучшить  ситуацию?

Результаты опроса показали, что 84% опрошенных респондентов обеспокоены состоянием современного русского языка в области акцентологии. Результаты анкетирования показывают, что ошибки в ударении у окружающих почти все учащиеся замечают. В своих акцентологических ошибках признаются больше половины учащихся. Думают о правильном выборе ударения при произношении слов также больше половины учащихся. Радует тот факт, что все учащиеся признают необходимость соблюдения норм русского языка в дальнейшей жизни.

В социальных сетях Интернета был задан следующий вопрос: Если бы вы узнали, что произносите слова не в соответствии с нормами русского языка,

исправили бы вы своё произношение? Или вам безразлично, что вы используете просторечное произношение? Приняли участие 14 человек.

Мнения отвечающих разделились поровну. Были такие ответы: «Говорить всегда надо правильно». И такие: «Сейчас отменили правильные ударения и люди болтают как им удобнее».

Полученные в ходе опроса данные показали, что к наиболее распространённым причинам относятся следующие: незнание правил русского языка;  

пренебрежение правилами русского языка; низкий уровень культуры чтения; отрицательное влияние компьютерных игр,  Интернета, СМИ; ошибки в речи окружающих; безответственное отношение к жизни, а также недостаточное количество уроков, внеклассных мероприятий  по орфоэпии.

Используя методы наблюдения, анкетирование, анализ ошибок, допущенных в речи школьников, мы провели классификацию ошибок, выявили наиболее распространённые из них и подготовили рекомендации по улучшению ситуации. В результате наблюдения за речью респондентов удалось выявить 30 самых распространённых слов, в которых встречаются ошибки (Приложение 4). С целью запоминания акцентологической нормы в этих словах мы провели конкурс рисованных рифмовок  (Приложение 5), подготовили рекомендации, буклеты, закладки для книг, листовки «Говори правильно», организовали и провели лингвистические игры, беседы, классный час «В лабиринте русского ударения».

По окончании эксперимента получены следующие результаты:

  • наблюдается повышение активности участия школьников в мероприятиях по повышению интереса к русскому языку, популяризации грамотной речи;
  • удовлетворённость проведёнными мероприятиями - 100%.

Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что сформулированные нами положения гипотезы в процессе эксперимента подтвердились.

Таким образом, полученные данные позволяют судить о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что при допущении акцентологических ошибок необходимы просветительские мероприятия ,  а также при систематической работе над правильностью постановки ударения с использованием игровых тренингов, конкурсов, занятий, привлечением текстов художественных произведений, можно получить более осознанный результат, подтвердилась.

Причины неправильной постановки ударения носителями русского языка.

Проводя анкетирование, мы просили респондентов указать наиболее вероятные причины неверной постановки ударения, но, к сожалению, респонденты к этой просьбе отнеслись довольно небрежно: либо ответы были формальные, либо затруднялись ответить на данный вопрос, либо ответ просто отсутствовал, поэтому в качестве причин неверной постановки ударения мы выделим следующие:

1.      Первая причина кроется в особенностях  русского ударения.

Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика?

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (вОля, гОрод), и на второй (свобОда, прирОда), и на третий (молокО, молодОй) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.

В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколОн, эскимО, пломбИр.

В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог: ВаршАва, КрАков. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог. Возьмем чешские слова: ПрАга, КАрловы ВАры,.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например: понЯть – пОнял – понялА.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбИще, паспОрт, эпигрАф, воздУх, музЫка, призрАк. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей. Например:

Гремит музЫка полковая.

 (А.Пушкин)

Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договОр, то сейчас допустимым является и дОговор. Это касается и таких слов, как  кулинарИя, рАкушка, феномЕн, августОвский, считались нелитературными, то теперь они являются допустимыми.(4)

Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей.

2.      Заимствованные слова. Употребляя иностранные слова в повседневной речи, мы редко заглядываем в словарь, чтобы посмотреть правильное ударение.

3.      Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Так один из учащихся признался, что всегда произносил «искрА» (как и отец-водитель), а другой- «Алкоголь» вместо «алкогОль» (как отец-врач)

4.      Незнание акцентологических норм и нежелание их учить, нежелание работать над собой.

5.      Влияние СМИ. Неправильная речь, льющаяся с экранов телевидения, которая характеризуется вольной постановкой ударения. Зрители (особенно юные) непроизвольно усваивают неправильное ударение.

6.      Влияние социума и времени.

На эту причину меня натолкнул анализ ошибок, сделанный в анкетировании. Например, в слове «каталОг» ни одна девушка 10 класса не сделала ошибки, в то время как  4 юноши ее допустили. И это логично. Девушки пользуются каталогами иностранных производителей косметики (Oriflame, Avon, Faberlic и прочие),  в лексиконе юношей это слово редко употребляется.

Еще один пример. Все учащиеся 6 класса верно поставили ударение в слове «углубИть» в то время, как половина учителей в нем сделала ошибку. Вероятно, это связано с личностью М.С.Горбачева, который, будучи главой страны, произносил «зАнять, прИнять, углУбить». Такое произношение в устах главы государства служило нормой для граждан.

7.      Отсутствие образования и жизненного опыта.

Не секрет, что, получая образование, высшее или среднее, человек получая знания, получает еще и опыт общения, расширяет свой кругозор и лексикон. Поэтому люди с высшим образованием знают акцентологические нормы лучше, чем люди со средним образованием (люди с высшим образование чаще всего занимают руководящие посты, а значит, в той или иной мере вынуждены следить за своей речью). К тому же педагогов положение обязывает следить за своей речью, делая ее образцовой. В этой связи ничего удивительного нет в том, что слово «диАспора» практически все учащиеся 6 класса написали неверно, в то время как учащиеся 10 класса практически не сделали в нем ошибок, так как это слово уже есть в их лексиконе.

8.      Боязнь или нежелание людей, владеющих правильной речью, делать замечания, поправлять ошибки в устной речи других людей.

 


 

 

2.3 Пути решения проблемы

Ответы на вопрос анкеты «С чего начинается общая культура речи» дают несколько путей решения проблемы.

Начни с самого себя — самый популярный ответ. Это значит, что человек сам должен самосовершенствоваться, сам должен захотеть говорить правильно, с учётом всех норм русского языка.

Необходима помощь со стороны школы, педагогов. Это второй путь решения проблемы.

Ещё один путь – создание программы школьного радио «Говори правильно», при этом ответы респондентов на вопрос анкеты: «Если бы на местном телевидении была передача «Говори правильно!», смотрели бы вы её?» – показали, что учащихся эта идея, к сожалению, не заинтересовала.

Для повышения культуры речи учащихся можно в школьных газетах создать рубрику «Проверь себя», где помещать заметки о нормах русского языка, проводить конкурсы «Грамотеи» или «Знатоки русского языка».

2.4. Пути решения проблемы

На этот вопрос участники анкетирования тоже ответили не в полном объеме, поэтому предлагаем следующие пути выхода из создавшейся ситуации:

1.      Нужно вводить в школьную программу дополнительные часы русского языка (на этом моменте настаивали родители);

2.      Вводить в курс русского языка больше упражнений на отработку правильной постановки ударения (мнение учителей);

3.      Смотреть не каналы, подобные ТНТ, а канал «Культура» и детские передачи, например,  «Страна невыученных уроков» (предложение одной из мам);

4.      Больше читать классической литературы;

5.      Создать миниатюрный словарь трудных слов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ работ по проблеме норм ударения в речи и проведенное нами исследование по состоянию нарушения акцентологических норм в устной речи дают основание на следующие выводы:

Норма ударения — это образец единообразного, общепризнанного употребления ударения. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Но поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.

Таким образом, проведённая нами исследовательская работа по теме «Нормы ударения и их нарушение в речи учащихся и жителей города» показала:

состояние норм ударения у учащихся находится на удовлетворительном уровне

проблема правильного выбора ударения в словах в большинстве случаев волнует учащихся

большинство учащихся признают важность соблюдения акцентологических норм

культура речи начинается прежде всего с работы над собой

эффективный путь повышения культуры речи – помощь со стороны педагогов

сохранение литературных норм русского языка — проблема государства и общества

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать, что вопрос о чистоте языка – не только языковая проблема. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили «средствА» или «фОрзац», надо сделать всё необходимое, чтобы человек испытывал трепетное и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его красоту  и благозвучность. В связи с этим уместно привести слова великого классика И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый  и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть  в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

 

Своей работой мы не претендуем на полноту исследования, но считаем, что в дальнейшем она поможет определить пути, ведущие к повышению уровня орфоэпической грамотности

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники

1. Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 7 класса основной школы. - М.: Баласс, 2011.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл. /Под ред. Бабайцевой В.В. - М.: Дрофа, 2013.

Основная литература

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993.

4. Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М.,1981.

6. Культура русской речи.– М., 2000.

7. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. – М., 1989.

11. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2001.

12. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие /Автор-составитель Усанова О.Г. Челябинск, 2003.

13. Стернин И. А. Русский речевой этикет.- Воронеж, 1998.

15. Ширяев Е. Н. Культура русской речи и эффективность общения. - М.: Дрофа,1996.

Лингвистические словари

1. Аванесов, Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1995.
Использованная литература

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с

1 . Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматич. формы. 3-е изд. М.: Рус. яз., 1987.

2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматич. формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; АН СССР. Ин-т рус. яз. 6-е изд., стереот. М.; Рус. яз., 1989.

3. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.: Рус. яз., 1993.

 

 

 

 

Интернет-источники:

http://lik-bez.com/publ/slovar/o/osobennosti_russkogo_udarenija/45-1-0-440

http://www.classes.ru/grammar/127.Rosental-pravopisanie/74.htm

http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html

http://festival.1september.ru/articles/560596/

http://www.ahmerov.com/book_485_chapter_13_NORMATIVNYJJ_ASPEKT_KULTURY_RECHI.html

http://xreferat.ru/31/2897-1-normy-russkogo-yazyka-i-ih-izmenenie-v-sovremennom-obshestve.html

http://www.faito.ru/archnews/1177612086,1189490097

http://www.gramota.ru
http://www.slovari.ru

http://www.megakm.ru/ojigov
http://www.redactor.ru
http://rus.lseptember.ru
http://speakrus.narod.ru
http://www.slova.ru

http://www.master-ritor.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.– М., 1984.

 

2.     Баландина Л.А. Языковая норма.– М., 2005.

3.     Виноградов В.В.Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры. – М., 1961. 

4.      Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981. С.11.

5.     Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь. Издание 2-е.-М.,Просвещение, 2006.

6.     Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://www.gramota.ru

7.     Никонова Н. В. Проблемы современной акцентологии. http://www.moluch.ru/ 

8.     Обогащение словарного запаса на уроках развития речи http://www.bestreferat.ru

9.     Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р.И. Аванесова. М.: Русский язык, 1998.

10.Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение. АСТ, 2003.

11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. Москва, Просвещение, 1972. –16; 190; 230-231 с.

12. Соловьёва Н.Н. Как сказать правильно? М.: ОНИКС, 2009. Словарь трудностей произношения и ударения/ Под ред. Горбачевич К.С.– М., 2000.
 Лекант П.А. Современный русский язык.- М.Просвещение, 1982.
 

13. Симонова Е.П. Произносительные нормы, традиции и новые тенденции. – М.,2005. 

14.Сороколетов Ф.А.; Федоров А.И. Правильность и выразительность устной речи. – М.,1963.

 


Приложение

Памятка тому, кто стремится к тому, чтобы получить на ЕГЭ 100 баллов

Как правильно поставить ударение в словах?

Данное задание связано с проверкой орфоэпических знаний и навыков учащихся, то есть умений правильно ставить ударения в словах.

Задание не из простых, так как  в русском языке нет постоянного ударения (как, например, во французском языке). Часто даже в одном слове, но в разных его формах ударении ставится по-разному. Как же быть?

Предлагаем рекомендации по подготовке к выполнению задания № 4, а также группы слов, причём они даны как с ударением,  так и без него. С данными словами  можно сделать карточки для самопроверки: с одной стороны карточки - слова без ударения, а  с другой – с ударением. В группах будут представлены слова с наиболее трудным  ударением.

Памятка тому, кто стремится к тому, чтобы получить на ЕГЭ 100 баллов

Как готовиться к выполнению задания № 4

·         Имейте словарь орфоэпического  минимума (он есть в Интернете).

·         Внимательно прочитайте вслух каждое слово. Выделите те слова, в которых вы могли бы сделать ошибку. Выпишите их отдельно.

·         Систематически проговаривайте вслух слова, особенно трудные для вас. В течение года не раз вспоминайте произношение данных слов.

·         Выполняйте варианты тестовых заданий. Если в них будут слова, которых нет в словарике, но они вызвали у вас затруднение, обязательно выпишите их, добавьте к группе трудных слов и запоминайте.

Помни: проговаривание, запоминание ударений, выполнение заданий – вот основные направления работы по подготовке к заданию № 4.

 

 

Заключение

В заключение нужно сказать, что средний показатель по нашей школе получился 58%. Хорошо это или плохо? Думаю, что неплохо, но нужно нам всем еще работать и работать над правильностью своей речи. Нужно обратить внимание на результаты исследования старшеклассникам, ведь их результат меньше, чем у шестого класса. Всем ученикам стоит задуматься над тем, что высшее образование – это путь к грамотности.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть нашей культуры, поэтому нужно работать над собой и своей речью неустанно, ведь грамотная речь поможет не только успешно сдать ЕГЭ, но и поддержит ваш имидж  грамотного человека.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

 

Приложение 1.

Список слов, предложенный для анкетирования

Агент, алфавит, асимметрия, баловать(ся), банты, бармен, благовест, бочковое, валовые, валом валит, вероисповедание, верховенство, вечеря, генезис, грунтовые, дефис, диаспора, диоптрия, диспансер, духовник, жалюзи, жерло, завидно, звонит, знамение, зонты, ивовый, иконопись, искони, исчерпать, каталог, катарсис, каучук, квартал, кладовая, колосс, коклюш, красивее, крашение, кремень, кухонный, мастерски, мессия, многочасовые, мусоропровод, намерение, недвижимость, несказанно, неуставные (отношения), нефтепровод, новорожденный, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, односоставное, оптовый, осведомиться, отзыв (на рукопись), отзыв (депутата), откупорить, отчасти, пихта, плато, повторить, подростковый, принудить, приобретение, санитария, сливовый, скроенный, созыв, сосредоточение, средства, столяр, статус, сторицей, табу, таможня, таможенный, торги, торты, танцовщица, углубить, украинский, уменьшить, упрочение, феерия, феномен (явление), хвоя, хлопковое, ходатайство, ценовая, христианин, шарфы, шасси, щавель, эксперт, языковая (норма), языковая (колбаса)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Правильные ответы.

аге́нт,  алфави́т,  асимметри́я, балова́ть(ся), ба́нты, ба́рмен,  бла́говест, бо́чковое,  валовы́е, вало́м вали́т, вероиспове́дание, верхове́нство, ве́черя, ге́незис, грунтовы́е,  дефи́с, диа́спора, диоптри́я, диспансе́р,  духовни́к, жалюзи́, жерло́, зави́дно, звони́т, зна́мение, зо́нты, и́вовый,  и́конопись,  искони́, исче́рпать, катало́г, ка́тарсис, каучу́к, кварта́л, кладова́я,  коло́сс,  коклю́ш, краси́вее, кра́шение, креме́нь, ку́хонный,  мастерски́, месси́я,  многочасовы́е, мусоропрово́д, наме́рение, недви́жимость, несказа́нно, неуставны́е (отношения), нефтепрово́д, новорождённый, обеспе́чение, обесце́нить, облегчи́ть, ободри́ть, однососта́вное,  опто́вый, осве́домиться, о́тзыв (на рукопись), отзы́в (депутата), отку́порить, отча́сти, пи́хта, плато́, повтори́ть, подро́стковый, прину́дить, приобрете́ние, санитари́я, сли́вовый, скро́енный, созы́в, сосредото́чение, сре́дства, столя́р, ста́тус, стори́цей, табу́, тамо́жня, тамо́женный, торги́, то́рты, танцо́вщица, углуби́ть, украи́нский, уме́ньшить, упро́чение, фее́рия, фено́мен (явление), хво́я, хло́пковое, хода́тайство, ценова́я, христиани́н, ша́рфы, шасси́, щаве́ль, экспе́рт, языкова́я (норма), языко́вая (колбаса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Процент правильных ответов среди учащихся

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Наша речь – это визитная карточка. Уже давно встречают человека не только «по одежке», но и по тому, как он говорит.

Одним из наиболее слабых звеньев в речи россиян является ударение. Этот вывод подтверждается данными проведенного анализа акцентологических ошибок в речи школьников, студентов, воспитателей, преподавателей, телеведущих, госслужащих и других представителей Москвы.

Нами были выявлены слова, наиболее часто употребляемые учащимися школы № 8 (г. Бирск, РБ РФ) и вызывающие множество отклонений от нормы в устной речи. Приведем список этих слов: квартал, каталог, километр, туфлей, договор, средства, процент, красивее, вручат, свекла, звонят, сравнить, щавель, сироты, творог, хозяева, стерла, мышление, обеспечение, баловать, поняла, кухонный, черпать, торты, банты, обнял, задали, шарфы, клала, алфавит, положил, цепочка, жалюзи, компас, завидно, алкоголь, приговор, сантиметр, рвала, включим, шарфы, сковороды, плесневеть.

Помогают усвоить правильную произносительную норму считалки:


1. В яслях дети баловАлись,

воспитатели ругались:

«Не балУйтесь, ремешок

вас посадит на горшок».

2.  Кукла Барби в воскресенье

отмечает день рожденья.

Ночью Барби не спалА

тОрты сладкие пекла.

Медвежонку было, видно,

и обидно, и завИдно.

Барби это понялА,

торт медовый отдала.

 

 

3.  БАнты, франты, бьют куранты,

все откУпорить спешат

для детей бутыль с шампанским,

а для взрослых — лимонад.

Кто сумел всё переврать,

тот и будет нас искать.

Вместо ошибочного произнесения:

 бантЫ, откупОрить.

4.  Раз лохматая горилла

крокодилу позвонИла.

Он с гориллой не дружил,

сразу трубку положИл.

Ему лучше не звонИть,

кто звонИт, тому водить.

При использовании подобных рифмовок запоминание правильного произношения происходит неосознанно и ненавязчиво. 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава

Введение « Если кто захочет определить, почему в одном слове ударение на таком месте, а в другом, сходном с ним по образованию и по роду…

Введение « Если кто захочет определить, почему в одном слове ударение на таком месте, а в другом, сходном с ним по образованию и по роду…

В данной работе мы остановимся на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности

В данной работе мы остановимся на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности

Беседа. 2.

Беседа. 2.

После 1917г. изменение социального состава интеллигенции вызвало временное расшатывание культуры устной речи

После 1917г. изменение социального состава интеллигенции вызвало временное расшатывание культуры устной речи

РГТУ , - «Русский язык на грани нервного срыва"

РГТУ , - «Русский язык на грани нервного срыва"

Рассмотрим это на конкретных примерах

Рассмотрим это на конкретных примерах

Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого

Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение:

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение:

Необходимо запомнить: Нефте- (трубо-, газо-) пров о д (название действия), но: пр о вод (проволока)

Необходимо запомнить: Нефте- (трубо-, газо-) пров о д (название действия), но: пр о вод (проволока)

Существуют глаголы, в которых абсолютно во всех формах ударение падает на окончание

Существуют глаголы, в которых абсолютно во всех формах ударение падает на окончание

Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты – джи́нсовый и джинсо́вый, заи́ндевелый и заиндеве́лый, комба́йнер и комбайнёр, металлурги́я и металлу́ргия, про́полис и…

Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты – джи́нсовый и джинсо́вый, заи́ндевелый и заиндеве́лый, комба́йнер и комбайнёр, металлурги́я и металлу́ргия, про́полис и…

Выводы по 1 главе 1. Русское ударение - одна из сложных тем русского языка, требующая пристального внимания

Выводы по 1 главе 1. Русское ударение - одна из сложных тем русского языка, требующая пристального внимания

Причинами нарушения акцентологической нормы школьниками является: 1) уровень образования (самообразования) и воспитания; б) внешние факторы: диалектные, профессиональные, стилистически окрашенные слова; влияние других языковых систем (особенно…

Причинами нарушения акцентологической нормы школьниками является: 1) уровень образования (самообразования) и воспитания; б) внешние факторы: диалектные, профессиональные, стилистически окрашенные слова; влияние других языковых систем (особенно…

На втором этапе эксперимента был проведён акцентологический диктант среди обучающихся 5А, 7А, 7Б, 9А, 11 классов с целью определения уровня владения акцентологическими нормами и выявления…

На втором этапе эксперимента был проведён акцентологический диктант среди обучающихся 5А, 7А, 7Б, 9А, 11 классов с целью определения уровня владения акцентологическими нормами и выявления…

В социальных сетях Интернета был задан следующий вопрос:

В социальных сетях Интернета был задан следующий вопрос:

Причины неправильной постановки ударения носителями русского языка

Причины неправильной постановки ударения носителями русского языка

Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей

Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей

Пути решения проблемы Ответы на вопрос анкеты «С чего начинается общая культура речи» дают несколько путей решения проблемы

Пути решения проблемы Ответы на вопрос анкеты «С чего начинается общая культура речи» дают несколько путей решения проблемы

Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию

Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Интернет-источники: http://lik-bez

Интернет-источники: http://lik-bez

Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

Приложение Памятка тому, кто стремится к тому, чтобы получить на

Приложение Памятка тому, кто стремится к тому, чтобы получить на

Заключение В заключение нужно сказать, что средний показатель по нашей школе получился 58%

Заключение В заключение нужно сказать, что средний показатель по нашей школе получился 58%

Приложение 2 Правильные ответы

Приложение 2 Правильные ответы

Приложение 3 Процент правильных ответов среди учащихся

Приложение 3 Процент правильных ответов среди учащихся

Помогают усвоить правильную произносительную норму считалки: 1

Помогают усвоить правильную произносительную норму считалки: 1

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021