Министерство просвещения ПМРГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» ПРОЕКТАктивизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе 2019 г.
Выполнила учитель начальных классов МОУ «ТСШ №9 им. С.А. Крупко»Константинова Оксана ВладимировнаРуководитель-рецензентстарший преподаватель кафедры ДиНОКалмык Ольга Алексеевна
Обоснование выбора темы: вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер. От качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса.
Актуальность темы: для различных учащихся характерна разная степень интенсивности в активном познании. Учителю нужно работать и с пассивно принимающими знания, и с «включающимися» в учебный процесс время от времени, и с активными учащимися. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют любому ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.
Цель: изучить теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе; подобрать эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
Рассмотреть методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках в начальной школе.
Применить методы и приемы, которые активизируют познавательную деятельность на учащихся на уроках в начальной школе.
Объект: познавательная деятельность младших школьников.
Предмет: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
Результат проект: описание использования методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
принцип самостоятельной активности учащихся;
принцип осознанности познания;
принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе слабых.
Анаграммы, игры с буквами, словами, математические игры тренируют ум, абстрактно-логическое мышление и память, улучшают концентрацию внимания, развивает оперативность обработки полученной информации
Использование тематических кроссвордов, викторин, ребусов, головоломок развивает мышление, интерес к предмету, активизирует внимание
Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, стихи
Прием «кластер» Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
«Фишбоун» — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета
Суть приема — установление причинно-следственных связей между объектом и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Составление синквейнаНаписание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
«Инсерт» или «Пометки на полях» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности
Разбейте слова на группы:
Аллея, береза, заяц, месяц, лестница, осина, воробей, тетрадь, облако, яблоня, ребята
Определите часть речи:
«Варкалось. Хливкие шорьки
Тырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.